МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальное страхование на территории Республики Беларусь

    Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

    устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

    всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

    государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

    государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

    паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

    обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

    ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

    обеспечение надзора и общественного контроля;

    автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

    Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

    Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального.

    Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

    Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

    1. Видами социальных страховых рисков являются:

    1) необходимость получения медицинской помощи;

    2) временная нетрудоспособность;

    3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

    4) материнство;

    5) инвалидность;

    6) наступление старости;

    7) потеря кормильца;

    8) признание безработным;

    9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

    2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.


    2. Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь


    В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах не готовы динамично ответить на вызов времени. Снижение продолжительности жизни в Беларуси позволяет нам пока обойти эту сторону проблемы.

    Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

    Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью или частично) средств государственного бюджета.

    За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы.

    Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.

    В последние годы наблюдается тенденция "проедания" Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности.

    Задолженность по уплате страховых взносов на 01.01.2008 г. составила более 204,6 млрд. руб. (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

    В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

    С 1 апреля 1999 года при исчислении пенсии неработающим пенсионерам, а также пенсионерам, работающим непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и на других предприятиях сельского хозяйства, стала учитываться заработная плата пенсионера (приведенная в установленном порядке к современному уровню) в пределах от 130 до 400% средней заработной платы рабочих и служащих в республике.

    Реализация данной меры позволила повысить уровень пенсионного обеспечения и, самое важное, усилить дифференциацию в размерах пенсий тех лиц, кто до выхода на пенсию был занят высококвалифицированным трудом, работал во вредных условиях и, соответственно, имел более высокую заработную плату, и уплачивал более высокие налоги.

    С 1 апреля 1999 года размеры пенсий лиц с коэффициентом заработка от 1,3 до 4,0 также индивидуализированы в зависимости от уровня оплаты их прошлого труда. Таким образом, размеры пенсий по уровню заработной платы стали дифференцированными у абсолютного большинства пенсионеров (индивидуальный коэффициент заработка свыше 4,0 имеют только 0,8% пенсионеров).

    Особое внимание на государственном уровне уделяется вопросам пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уровень пенсионного обеспечения этих лиц в 2-3 раза выше, чем других категорий граждан. В целях усиления социальной защиты наименее обеспеченных категорий нетрудоспособных и инвалидов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении указанных лиц принят Декрет Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Этим Декретом установлены минимальная и предельная величины заработка, из которого исчисляются пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы (для расчета этих пенсий учитывается заработок не менее 100% и не более 300% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера). Это позволило повысить, в первую очередь, уровень пенсий инвалидов-чернобыльцев, которым пенсии были назначены в минимальных размерах.

    Лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне эвакуации в 1986-1987 годах, достигших общеустановленного пенсионного возраста либо ставших инвалидами, в т. ч. вследствие причин, не связанных с чернобыльской катастрофой, данным Декретом повышен размер надбавки к их пенсии с 30 до 50% минимальной пенсии по возрасту.

    Введен также новый порядок назначения социальных пенсий лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям, потерявшим кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС. С 1 мая 1999 года размеры этих пенсий исчисляются в процентном отношении к средней заработной плате рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки среднемесячного фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (ранее размеры пенсий этим категориям лиц устанавливались в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту). Эта мера позволила увеличить уровень социальных пенсий лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в 2-4 раза; в наибольшей степени повышение пенсий коснулось детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, заболевания которых связаны с этой катастрофой.

    В результате внесения изменений в Закон "О пенсионном обеспечении" с 1 августа 1999 года повышен уровень пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров: установлено повышение пенсий лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации; предоставлено право получения пенсии по случаю потери кормильца лицам в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся на дневных отделениях учебных заведений, независимо от типа и вида этих учебных заведений; увеличен размер надбавки, устанавливаемой к социальной пенсии инвалидов 1 группы по уходу за ними; введена дифференциация размеров социальных пенсий детям-инвалидам в зависимости от степени утраты здоровья.

    С 1 января 2000 года в целях повышения минимального уровня пенсионного обеспечения и постепенного (по мере роста доходов Фонда социальной защиты населения) приведения его в соответствие с бюджетом прожиточного минимума пенсионера минимальный размер пенсии по возрасту определен вне зависимости от минимальной заработной платы и составляет 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [8, c.5].

    В свою очередь, от указанного минимального размера пенсии по возрасту исчисляются минимальные размеры пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, социальные пенсии, а также размеры надбавок и повышений к пенсиям. К минимальным пенсиям постановлением Правительства от 22 декабря 1999 г. № 1976 установлена доплата в размере 15% средней заработной платы рабочих и служащих, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы. Такой механизм позволяет производить перерасчеты минимальных пенсий как в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума 4 раза в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября), так и с ростом средней заработной платы рабочих и служащих одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. Реализация названного Закона позволила поднять уровень пенсий более 270 тысячам получателей минимальных и близких к ним пенсий, большинство из которых бывшие работники колхозов и совхозов. Кроме того, увеличены размеры социальных пенсий и предусмотренные законодательством надбавки и повышения к пенсиям, которые также пересматриваются в сторону увеличения 4 раза в год.

    С 1 мая 2000 года в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне увеличены размеры повышений пенсий инвалидам и участникам войны, а также некоторым другим категориям граждан, внесшим свой вклад в победу над врагом и перенесшим тяготы войны. Этим преследовалась также цель постепенной унификации условий и норм пенсионного обеспечения указанных категорий граждан в Беларуси и России в рамках выполнения Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 г. г., утвержденной постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 12 февраля 1999 г. № 1.

    Для недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения осуществляется индексация пенсий. В Законе Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" заложен механизм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной платы с использованием индивидуального коэффициента заработка пенсионера. Как принято считать во всем мире, в сравнении с индексацией пенсий по росту цен этот механизм является более дорогостоящим. Однако, в нашей республике решение о его использовании принято в интересах пенсионеров, которым в настоящее время выгоднее увязка корректировки размеров пенсий с ростом средней заработной платы. Такой механизм обеспечивает увеличение пенсий соразмерно росту средней заработной платы и обусловлен также тем, что именно отчисления от фонда заработной платы субъектов хозяйствования определяют возможности для финансирования расходов на выплату пенсий.

    В соответствии со статьей 70 Закона "О пенсионном обеспечении" до 2000-го года очередная корректировка пенсий должна была производиться, когда средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастала более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Этот "порог" был установлен в апреле 1994 г. и служил инструментом, способствовавшим накоплению страховых отчислений в период хронической нехватки средств для выплаты пенсий. Ситуация, как известно, нормализовалась в октябре 1996 г., и с того времени пенсии выплачиваются своевременно.

    Благодаря этому создались условия для снижения "порога", при превышении которого производится перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. В январе 2000 года было принято решение о том, что "осовременивание" прошлого заработка каждого пенсионера и соответствующий перерасчет пенсий будет производиться при росте средней заработной платы рабочих и служащих в республике более чем на 10%.

    За последнее пятилетие среднемесячная пенсия увеличилась в 8 раз, а ее реальное содержание - вдвое. Средний размер пенсии по возрасту в ноябре 2008 года составил около 389 тысяч рублей или около 177 долл. США, что является одним из самых высоких показателей среди стран СНГ.

    Однако утверждение о том, что пенсии у нас постоянно повышаются, является не совсем корректным. В соответствии с пенсионным законодательством они периодически пересчитываются в связи с ростом средней заработной платы (минимальные и социальные - ежеквартально в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения). Данные перерасчеты - общепринятая мировая практика, это всего лишь попытка уйти от инфляции.

    Основным оценочным показателем размера пенсий является соотношение их с уровнем заработной платы (коэффициент замещения). Динамика соотношения средней пенсии со среднемесячной заработной платой рабочих и служащих показана на рис.1.5 Из него видно, что в последние годы роста коэффициента замещения не было, скорее, - наоборот. Это произошло не случайно. В 2002 г. в связи с финансовыми трудностями Фонда социальной защиты населения изменен механизм пересчета пенсий. До этого он осуществлялся при росте зарплаты на 10%, и при этом сопоставлялся истекший месяц с месяцем последнего перерасчета. В результате внесенного изменения перерасчет осуществляется, если рост средней зарплаты в истекшем квартале по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составит более 15%. Другими словами, было произведено ужесточение норм перерасчетов. В результате их количество в году уменьшилось, произошло фактическое понижение размеров пенсий.

    Все пенсионные системы по механизму их финансирования делятся на два принципиально различающиеся между собой вида:

    Распределительная солидарная система PAY-AS-YOU-GO (PAYG), которая применяется в Беларуси. В этой системе выплата пенсий осуществляется за счет текущих страховых взносов. Чаще всего такие системы являются государственными.

    Накопительная пенсионная система. Выплата пенсий осуществляется за счет накоплений, сделанных застрахованными в период их трудовой деятельности. Эти системы могут быть как частными, так и государственными.

    В промышленно развитых странах, особенно в континентальной Европе, распределительная система в настоящее время является преобладающей [8, c.6].

    Смысл накопительной системы - обеспечить инвестиционный доход (за вычетом потерь от инфляции и издержек на администрирование). "Запустить" накопительный уровень при отсутствии минимальной степени развития финансового рынка нельзя. Поэтому будет большой иллюзией надеяться, что рынок капитала Беларуси в нынешнем его состоянии, с учетом отсутствия какой-либо подготовки к введению новой системы, сможет обеспечить даже минимальную доходность. Это тем более сложно, что в условиях государственной монополии средства пенсионного страхования с большой долей вероятности будут расходоваться на иные цели, нежели пенсионное обеспечение.

    При оценке достоинств и недостатков накопительной и распределительной систем нельзя не обратить внимание на размер административных расходов по управлению активами пенсионных фондов. Эта работа очень трудоемкая и объективно сопряжена с высокими расходами. В странах с накопительными пенсионными планами, несмотря на принимаемые меры, такие расходы на порядок выше чем в странах с солидарными пенсионными системами. Это также является важным недостатком накопительных систем.

    Из опыта стран, применяющих накопительную пенсионную систему, следует, что она реально распространена лишь на 36% населения страны. Остальные 64% в соответствии с законодательством получают социальную защиту через систему социальных и минимальных пенсий, социальных пособий из средств государственного бюджета, формируемого за счет общих налогов. Напрашивается вывод, что система рассчитана на трудящихся со стабильно высокими доходами, занятыми в государственном или частном секторе экономики, пенсионные отчисления за которых производятся работодателем. Но в таком случае и накопительная пенсионная система должна оцениваться не только по показателям эффективности чисто накопительной части, но с учетом уровня защищенности всех граждан страны, с учетом всех расходов на социальную защиту.

    По словам координатора департамента специальных исследований Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) Андраса Утоффа, пенсионная накопительная система, долгое время находившаяся вне критики, на практике оказалась достаточно затратной с точки зрения нагрузки на госбюджет и, что самое главное, не произвела ожидаемого эффекта.

    Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для введения обязательного накопительного элемента в государственной системе социального страхования Беларуси в настоящее время нет основ, прежде всего - экономических.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.