МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций

    2. проведение рестриктивной (ограничительной) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки ограничивают число желающих брать деньги в ссуду. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста.

    Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Осуществляя кредитное регулирование, Центробанк преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».

    Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

    В ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» приводятся основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование банков;

    5) валютное регулирование;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения.

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Главными же инструментами проведения денежно-кредитной политики Банком России являются:

    · изменение ставки рефинансирования (дисконтная политика);

    · регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);

    · операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

    Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

    Ставку рефинансирования (учетную ставку) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

    В настоящее время система рефинансирования кредитных организаций Банком России обеспечивается тремя положениями Банка России: 236-П, 312-П, 273-П, в соответствии с которыми Банк России предоставляет кредиты.

    Виды кредитов, предоставляемых Банком России следующие:

    · под обеспечение рыночных активов – под залог ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России (Положение 236-П);

    · под обеспечение нерыночных активов (векселя, кредитные договоры рейтинговых организаций и поручительства кредитных организаций (Положения 273-П и 312-П).

    При этом наиболее востребованными являются кредиты, предусмотренные Положением 236-П, а именно:

    · внутридневные кредиты, которые предоставляются при поступлении расчетного документа на корреспондентский счет кредитной организации сверх остатка средств на нем в пределах лимита кредитования, установленных ежедневно по каждому счету; процентов за пользование данным инструментом кредитования организация не платит;

    · кредиты «овернайт», которые возникают при оставшемся непогашенном внутридневном кредите на конец операционного дня; кредит «овернайт» автоматически зачисляется на корреспондентский счет в конце операционного дня, ставка по нему равна ставке рефинансирования, гашение кредита происходит в начале следующего операционного дня;

    · ломбардные кредиты, которые предоставляются по заявлению кредитной организации по фиксированной процентной ставке (аукциону) в пределах суммы залога; процентная ставка устанавливается по итогам аукциона, фиксированная процентная ставка устанавливается по итогам последнего аукциона.

    Другим методом воздействия на кредитоспособность коммерческих банков является изменение нормы обязательного резервирования (установление минимальных резервных требований). В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Банком России. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

    Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Банком России для регулирования объема денежной массы в стране.

    Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центробанке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

    Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» нормативы обязательных ресурсов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

    Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются исходя из целей проводимой денежно-кредитной политики.

    Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:

    · «обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);

    · «обязательства кредитной организации перед физическими лицами» – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

    · «иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

    Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру, операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

    Наиболее «рыночным» инструментом денежно-кредитной политики является политика открытого рынка, которая сводятся к купле-продаже Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и соответственно к увеличению или уменьшению их банковских резервов.

    Схема проведения этих операций на открытом рынке такова: предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и ЦБ РФ ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центробанк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Коммерческие банки и население начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

    Если же на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении, то в этом случае Банк России проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым он увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) – к увеличению денежного предложения.

    В настоящее время Банк России для операций на открытом рынке использует исключительно государственные ценные бумаги – ГКО и ОФЗ. Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и сделки РЕПО.

    Сделка РЕПО – это операция с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи.

    Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

    Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

    Рассмотренные инструменты кредитно-денежной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. При этом оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роль Центробанка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями Банка России на открытом рынке.

    Таким образом, Банк России представляет собой неотъемлемую часть экономики страны. Инструменты регулирования кредитно-финансовой сферы, используемые Центральным банком, позволяют характеризовать его как целостный и эффективно действующий механизм для принятия наиболее важных экономических решений и регулирования денежной политики на уровне всего государства.

    2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ


    2.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году


    При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики.

    В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста и развития экономики страны.

    В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

    Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Центробанком меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале – октябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в феврале – октябре 2009 года девять раз принимал решение о снижении процентных ставок (Приложение А). За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых (Приложение Б), а ставки по операциям Банка России – на 2,25 – 3,75 процентного пункта.

    Тем не менее, высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.

    В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом главным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы, продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальной валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.

    В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).

    Тем не менее в феврале – октябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным (рисунок 1). При этом объем денежной массы М2 за апрель – сентябрь 2009 года возрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данного показателя за апрель – сентябрь 2008 года. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение десяти месяцев 2009 года были отрицательными, и на 1.10.2009 г. ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%. При этом скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, за январь – сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь – сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).


    2008 год

     

    2009 год

     

    Рисунок 1 – Денежная масса М2 в 2008–2009 г.г. (млрд. руб.)


    Широкая денежная масса[2] за январь – сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% (за январь – сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 г. составил 9,1% (на 1.10.2008 – 26,5%). Основными источниками увеличения этого денежного агрегата были рост чистого кредита федеральному правительству, а также увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (за февраль – сентябрь их рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.