МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система безналичных расчетов в Российской Федерации и направления ее совершенствования

    Вексельное обращение. Внедрение в стране вексельного обращения связано с рядом проблем. Не решены правовые вопросы, нормативная база постоянно расширяется. Неэффективен механизм взыскания денежных средств по векселям, так как не соответствует задачам, которые он должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств. Отсутствуют и   методики для  банков при предоставлении кредита в форме вексельного.

    Можно назвать еще ряд проблем в области расчетов: создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

              Подводя итог, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Прокуратуры РФ и др. органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.


     


    3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения.

     

                 Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

                 Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

                Полная автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По- прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.

              Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая  же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

           Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно  уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется  имеющаяся денежная  (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг  в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

         Клиринговое учреждение – это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских  операций, поддерживающих выполнение клиринга.

        Основными целями создания клирингового учреждения являются:

    -         ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ, с другими государствами;

    -         повышение достоверности и надежности расчетов;

    -         развитие и обеспечение новых форм безналичных денег (чеков, векселей, кредитных карточек);

    -         рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

    -         внедрение современных  международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;

    -         создание современной информационной банковской структуры.

                Клиринговое учреждение, оснащенное программно- техническими комплексами, должно обеспечивать:

    -  прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств;

    -         надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения информации;

    -         контроль достоверности данных на всех этапах.

              Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга:

    -         привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;

    -         открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

    -         оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;

    -         приобретение права требования по поставке товаров и оказания услуг, принятие рисков использования таких требований и инкассации этих требований (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением (факторинг).

               Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.

               Для создания конкурентных условий на рынке расчетного обслуживания Банк России с 1 января 1997 года ввел плату за предоставляемые услуги. Банки сталкиваются со все большим давлением со стороны конкурентов, предлагающих новые услуги, и одновременно теряют свое монопольное влияние в отношении своих традиционных функций в результате усиления конкуренции со стороны других финансовых и не финансовых компаний. На денежных рынках появились такие новые виды ценных бумаг, как программы выпуска евронот, еврокоммерческие векселя, депозитные сертификаты, облигации с плавающей ставкой, обязательства с различными формами опционов и другие сложные финансовые инструменты. Сейчас каждый банк самостоятельно разрабатывает и определяет порядок расчетного обслуживания клиентов. Тарифы расчетного обслуживания определяются дифференцированно. Для привлечения корпоративных клиентов существуют более гибкие условия для расчетного обслуживания. Дальнейшая работа банков  в этом направлении способствует увеличению объемов совершаемых расчетных операций.

     Также необходимо рассмотреть перспективы развития безналичных расчетов, в частности некоторых форм. Рассмотрим следующие формы расчетов: аккредитивная форма, расчеты с помощью пластиковых карточек.

    Аккредитивы.  В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов.  В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив  контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой – гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки. Однако для масштабного внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между банками. Чтобы аккредитивные операции получили распространение в России, необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры (МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки финансовых документов и разветвленной системой корсчетов.

    Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

     Стратегия развития платежной системы определяет, что одним из направлений деятельности банков является работа по созданию условий для внедрения расчетов платежными картами. В целях повышения устойчивости этой системы осуществляется работа по анализу методик расчета, применяемых систем управления рисками и систем формирования страховых депозитов для исключения возможности не проведения операций держателя карты в случае неплатежеспособности банка-эмитента. Также разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.

    Расчеты с помощью пластиковых карточек.  Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности. Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карточки, а как разновидность их – магнитная карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.

    Сейчас процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, - и это очень важно – предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому большинство карточек в России работает как дебетные и по ним нельзя получить в кредит.

    С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковые карточки являются самой перспективной формой безналичных расчетов.

    В 1994 году ОАО « Импэксбанк» приступил к развитию этого перспективного направления банковской деятельности, в том числе международных пластиковых карточек. Для организации этой работы в Банке создан Центр по работе с пластиковыми карточками. Разработана программа выпуска карточек, реализация которой позволила обеспечить дополнительный приток ресурсов и доходов в виде комиссии за проведение операций по карточкам, включая безналичные расчеты, выдачу наличности через банкоматы, конвертацию, обслуживание торговой и сервисной сети. При этом расширился спектр предлагаемых  Банком услуг, создана реальная основа для увеличения клиентской базы.

    Центр по работе с пластиковыми  карточками призван не только определять стратегию и тактику ОАО «Импэксбанк» на данном сегменте финансового рынка, но и осуществлять обслуживание расчетов, в том числе:

    -         открытие и ведение счетов по карточным счетам в рублях и иностранной валюте в единой базе данных;

    -         авторизация и процессинг при расчетах по пластиковым карточкам;

    -         программно-аппаратная поддержка процессинга, а также проводить единую техническую политику в изготовлении карточек, закупке, обслуживании и ремонте оборудования, поддерживать постоянный контакт с компаниями- эмитентами международных пластиковых карточек и развивать инфраструктуру, включая сеть банкоматов и торговых точек, принимающих карточки к оплате, и оказывать клиентам сервисные и сопутствующие услуги.

    Приоритетным направлением в деятельности Банка по внедрению пластиковых карточек является участие в распространении и обслуживании международных карточек, отработка передовых технологий до уровня мировых стандартов, участие в российских проектах по пластиковым карточкам.

    Для реализации намеченной программы Банк в 1994 году вступил в состав акционеров «Кардцентра»- организации, осуществляющей процессинг по операциям с международными карточками компаний Europay и Master Card.

    В начале 1995 года Банк одним из первых среди российских банков подписал договор на распространение карточек с компанией American Express.

    Для упрощения обслуживания налично-денежного оборота и обработки передовых банковских технологий Банк организовал выдачу наличных денег через банкоматы сначала сотрудникам, а затем – владельцам международных пластиковых карточек.

    Кроме того, завершился перевод филиалов Банка на локальную обработку данных с использованием программного комплекса « Операционный день». Это создало предпосылки для построения разветвленной системы информации и отчетности нового поколения, соответствующей мировому уровню информационных банковских технологий.

    Вычислительный комплекс « Операционный день Банка» работает как в режиме реального времени, так и в пакетном режиме. Реальный масштаб времени проведения операций позволил повысить производительность труда персонала и предоставить клиентам лучшие условия обслуживания- более четкую работу операционного узла, устранение ошибок еще на этапе первичного ввода данных. Перевод филиалов к компьютеризованной обработке информации предоставил возможность использовать в работе новейшие электронные технологии. В филиалах функционирует система « Банк-клиент», а в ряде из них – программа информирования клиентов о состоянии счета по телефону.

      Таким образом, внедрение в систему расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между всеми банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций по всей стране и за ее пределами.


     

     

    Заключение

     

     

         Рассмотрев экономическое содержание, теоретические основы и мировой опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:

    -система безналичных расчетов продолжает совершенствоваться на протяжении почти столетия;

    -безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства;

    -изучение исторического развития и мирового опыта организации безналичных расчетов имеет особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической нестабильности;

    -мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег;

    -частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов, приводят к  серьезным затруднениям  в практической работе;

    -сложные экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или не в полной мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного оборота  расчеты платежными поручениями  составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1% ,зачет взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%;

    -развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам  способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных   технологий в организации и осуществлении безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100% уровня достигала доля электронных платежей.

         Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:

    -обострение кризисных явлений в экономике страны;

    -неплатежеспособность и банкротство предприятий;

    -несовершенство программно- технического обеспечения;

    -не достаточно активное обновление правовых норм  в области  безналичных расчетов;

    -не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

         В результате этого анализа рекомендуются следующие меры  по улучшению осуществления  организации безналичных расчетов:

    -ускорение перехода к совершенным  программным системам;

    -скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов;

    -предоставление выхода на мировой уровень;

    -широкое использование клиринга;

    -активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления % % на остатки по расчетным и текущим счетам. Кроме того, необходимо предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента;

    - совершенствовать нормативную базу, упрощать  процесс осуществления расчетов.

          Таким образом, несмотря на все трудности при осуществлении безналичных расчетов можно отметить, что в стране наблюдаются  тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к мировым стандартам.

          Многолетний положительный опыт, освоение новых банковских технологий и финансовых инструментов, постоянное расширение спектра и качества услуг, исключительный профессионализм персонала все же позволит ОАО «Импэксбанк» остаться в элитной группе банков высшей категории надежности.

    Список используемой литературы


    1.     «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 1) от 30.11.1994 51-ФЗ (ред. от 08.07.1999)- М.: «Консультант» 1999 г.

    2.     «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 2) от 26.01.1996 14-ФЗ – (ред. От17.12.1999) М.: «Консультант» 1999 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.