МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сбербанк России и его кредитная политика

    Однако на практике особенности деятельности корпоративного заемщика и параметры испрашиваемого кредита практически не влияют на выбор изучаемых показателей. Лишь в некоторых методиках учитываются отдельные виды кредитоспособности - по отраслевой принадлежности предприятия и сроку заимствования, что выражается в дифференциации нормативных ограничений отдельных финансовых коэффициентов и показателей, изучаемых в рамках направления «Оценка кредитуемого проекта». Следует отметить, что результат формальной оценки заемщика очень слабо зависит от колебаний этих показателей, поскольку количество баллов и их удельный вес для соответствующих направлений оценки кредитоспособности является, как правило, невысоким.

    Во-вторых, неоднозначное отношение к оценке нефинансовых параметров заемщика. Комплексный характер кредитоспособности требует выделения двух направлений её оценки: финансовой и нефинансовой. В рамках первого оцениваются возможности заемщика по обслуживанию и погашению кредита путем исследования состояния его финансовой отчетности. В рамках второго с привлечением данных управленческого учета заемщика и сведений, полученных из прочих источников, анализируются внешние условия и мотивы ссудополучателя, побуждающие к своевременному погашению кредитной задолженности.

    Если показатели первой группы (финансовые коэффициенты) повсеместно используются при оценке заемщиков, то проведение формальной оценки нефинансовых параметров заемщика предполагается лишь в каждой третьей методике, что свидетельствует о слабой развитости комплексного подхода к анализу кредитоспособности. Это не означает игнорирования нефинансовых аспектов деятельности заемщика, поскольку при подготовке кредитного заключения обычно учитываются все факторы кредитоспособности. Однако определение её класса исключительно по значениям коэффициентов, характеризующих финансовое положение предприятия, приводит к субъективизму в оценке значимости нефинансовых параметров заемщика.

    В-третьих, игнорирование недостатков, присущих финансовой отчетности как информационной базе оценки кредитоспособности. Для большинства методик оценки кредитоспособности характерно применение стандартных формул расчета финансовых показателей, не позволяющих устранить моментность и политизированность баланса, использование универсальных нормативов коэффициентов, не учитывающих отраслевые особенности заемщиков, расчет тесно связанных между собой показателей как самостоятельных.

    В-четвертых, недостаточная методическая база оценки нефинансовых параметров заемщика. В методиках, предусматривающих формальную оценку нефинансовых аспектов заемщика, удельный вес последних достаточно высок-60% и более, что предъявляет определенные требования к содержанию соответствующего методического обеспечения. Однако методики оценки этого направления кредитоспособности содержат ряд недостатков.

    Для большинства направлений проводится преимущественно качественная оценка, предусматривающая использование вопросника. Основная сложность при определении количества баллов заключается в том, что предлагаемые варианты ответов не являются взаимоисключающими, либо при оценке заемщика возникает ситуация, не описанная в методике. Неудачная формализация, таким образом, не только не способствует увеличению точности оценки кредитоспособности, но, напротив, снижает её.

    При расчете количественных показателей, описывающих в основном состояние счетов и кредитную историю заемщика, предполагается использование в некотором роде несопоставимых данных (например, часто обороты по счетам за отчетный период часто относят к сумме запрашиваемого кредита, несмотря на то, что числитель характеризует прошлый период деятельности заемщика, а знаменатель - будущий).

    Также можно отметить узкий круг показателей, характеризующих нефинансовые параметры заемщика (в каждой второй из изученных методик отсутствует оценка качества менеджмента, в каждой третьей – оценка обеспечения, в каждой четвертой – оценка оборотов заемщика, в каждой шестой – оценка кредитной истории).

    В-пятых, неопределенность доли прогнозных показателей заемщика. Практически все показатели, используемые при анализе кредитоспособности, рассчитываются по отчетным данным, то есть дается, по сути, историческая оценка кредитных возможностей и стремлений заемщика, позволяющая ответить на вопрос: «Было ли способно предприятие обслуживать и погашать испрашиваемый кредит в истекшем периоде?», но не дающая представления о его перспективной кредитоспособности.

    Несмотря на то, что заемщики предоставляют банкам сведения, касающиеся предполагаемых денежных потоков и финансовых результатов, построение прогнозных финансовых документов осуществляется упрощенно, в основном, с использованием трендового способа, а их данные непосредственно не учитываются при определении класса заемщика.

    В-шестых, преимущественно балльная оценка кредитоспособности. В большинстве методик класс кредитоспособности определяется балльным способом по финансовым показателям; нефинансовые показатели учитываются дополнительно и не вносят существенного вклада в результаты оценки. Более современными можно признать методики, предусматривающие расчет результирующего показателя кредитоспособности с учетом заданных удельных весов всех направлений кредитоспособности, включая нефинансовые.

    Несмотря на некоторые недостатки, присущие балльной оценке (произвольность выбора показателей и их удельных весов), она является простой, дешевой и прозрачной, по сравнению, например, с оценкой, полученной в результате использования нейронных сетей. Мало чем отличается от балльной по уровню сложности и точности результатов методики, предусматривающие определение ранга или рейтинга заемщика с использованием кластерного, вербального анализа, корректирующих коэффициентов и т.д., также часто встречающиеся на практике.

    Использование многофакторных математических моделей собственной разработки – достаточно редкое явление, хотя формула «Z-счета» Э.Альтмана применяется во многих банках.

    Таким образом, можно сделать вывод о неполном отражении сущности понятия «кредитоспособность» в используемых на практике методиках оценки заемщика, что прежде всего проявляется в отсутствии их гибкости и комплексности, низком уровне формализации процедуры анализа нефинансовых параметров заемщика.

    Это свидетельствует о необходимости совершенствования теоретических основ методики оценки предприятия – заемщика, учет которых при аналитической проработке кредитных решений будет способствовать более полной реализации основополагающего принципа кредита – возвратности.


    3.2 Перспективные и новые методики оценки кредитоспособности


    В России все большее распространение наряду с традиционными способами оценки кредитоспособности получает скоринг – кредитование, а также оценка кредитоспособности заемщика на основе интеллектуального анализа данных Data Mining (с использованием деревьев решений).

    Система «кредит – скоринг» в США – специальная шкала для измерения рейтинга заемщика, представляющая начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности. Скоринг используется главным образом при кредитовании физических лиц и представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

    Важная черта системы «кредит – скоринг» заключается в том, что она не может применяться по шаблону, а должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывая характер банковского законодательства и традиции страны, то есть подлежит обязательному наблюдению и видоизменению.

    Сегодня известно достаточно много методик кредитного скоринга. Одной из самых известных является модель Дюрана. Дюран выделил группы факторов, позволяющих максимально определить степень кредитного риска, и коэффициенты для различных факторов, характеризующих кредитоспособность физического лица: пол, возраст, срок проживания в данной местности, профессия, финансовые показатели, работа, занятость.

    В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (SCORE). Чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени кредитоспособности.

    Сейчас банки требуют от потенциальных клиентов широкий перечень документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Несмотря на то, что не существует официальной процедуры работы с ними, и каждый банк по своей собственной схеме собирает эти документы, в целом они должны содержать все необходимые сведения о заемщике.

    Среди преимуществ скоринговых систем банкиры указывают снижение уровня невозврата кредита, быстроту и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управлении кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучении персонала.

    Основной недостаток скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц – низкая адаптируемость. Используемая же для оценки кредитоспособности система должна отвечать положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял место работы – это говорит о его востребованности. В нашей стране наоборот - данное обстоятельство свидетельствует, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо он малоценный специалист, и, соответственно, повысится вероятность просрочки в платежах.

    В России скоринг будет скорее применим к юридическим, нежели к физическим лицам, потому что у российских банков накоплено больше информации о предприятиях.

    Еще одним вариантом решения поставленной задачи является применение алгоритмов, методом математического анализа данных, то есть отнесения какого - либо потенциального заемщика к одному из известных классов. Такого рода задачи с большим успехом решаются одним из методов Data Mining – при помощи «деревьев решений». Получаемая модель – это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту соответствует единственный узел, дающий решение.

    Сущность этого метода заключается в следующем. На основе данных за прошлые годы строится дерево. При этом класс каждой из ситуаций, на основе которых строится дерево, заранее известен. При построении дерева все известные ситуации обучающей выборки сначала попадают в верхний узел, а потом распределяются и могут быть разбиты на дочерние узлы. Критерий разбиения – это различные значения какого – либо входного фактора. В определении поля, по которому происходит разбиение, используется показатель, называемый энтропия, или мера неопределенности. Выбирается поле, при разбиении по которому устраняется больше неопределенности. Неопределенность тем выше, чем больше примесей (объектов, относящихся к разным классам) находятся в одном узле.

    Понимание необходимости иметь в России действующий институт кредитных историй пришло задолго до кризиса 1998 года, который помешал законодательному утверждению этого института. Катализатором принятия закона «О кредитных историях» от 22.12.2004 г. послужил банковский кризис лета 2004г.

    Закон об институте кредитных историй описывает регламент приема, передачи и обмена информацией. Деятельность бюро не должна нарушать личных прав и свобод граждан. Практикующие банковские юристы высказывают мнения: если в кредитное соглашение (договор) кредитора и заемщика внести оговорку о том, что банк имеет право или обязуется в случае нарушения заемщиком условий кредитного договора передать информацию в кредитное бюро, заемщик не просто сам соглашается на разглашение информации о себе, а фактически дает поручение банку. И банк, передавая негативную кредитную историю в бюро, будет исполнять обязательство, данное ему заемщиком.

    Пока в России отсутствует всеобщая информационная сеть по всем предприятиям (потенциальным заемщикам) и пока предприятия будут бояться предоставлять в такую сеть информацию о себе, риски будут оставаться высокими. Для решения данной проблемы необходимо привлечение законодательных органов.

    Работа по созданию в нашей стране отлаженной системы сбора информации о клиентах – потенциальных заемщиках только начинается. Изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы российских банкиров.


    3.3 Порядок определения кредитоспособности ссудозаемщиков в учреждениях Сбербанка РФ


    Методика определения кредитоспособности заемщиков закреплена в Инструкции Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.93г № 26-р и «Правилах кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 10.07.97г № 229-р.

    При расчете платежеспособности физических лиц из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.). Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.

    Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:


    , (1)


    где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей;

    К - коэффициент в зависимости от величины Дч:

    К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долларов США,

    К = 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США,

    К = 0,5 при Дч в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США,

    К = 0,6 при Дч в эквиваленте свыше 2000 долларов США,

    t - срок кредитования (в мес.).


    Доход в эквиваленте определяется как отношение дохода в рублях к курсу доллара США, установленного ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк.

    Для определения платежеспособности заемщика - предпринимателя вместо справки с места работы используется декларация о доходах за предыдущий год, заверенная налоговой инспекцией. В этом случае Дч рассчитывается как среднемесячный доход за год за вычетом всех обязательных платежей.

    Если у кредитного инспектора имеются сомнения в отношении сохранения уровня доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита (например, при неустойчивом финансовом положении организации, в которой работает заемщик, наличии в сумме дохода разовых негарантированных выплат и т.д.) величина Дч может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключении кредитного инспектора.

    Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:


    , (2)


    где Дч1 – среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Дч;

    t1 - период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;

    Дч2 - среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии ввиду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);

    t2 - период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;

    К1 и К2 - коэффициенты, аналогичные К, в зависимости от величин Дч1 и Дч2.


    При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США.

    Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что К = 0,3 вне зависимости от величины Дч.

    Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.

    1) Определяется максимальный размер кредита на основе платежеспособности заемщика (Sp). При этом условно принимается, что:


     (3)


    2) Полученная величина корректируется с учетом других влияющих факторов: предоставленного обеспечения возврата кредита, информации, представленной в заключениях других подразделений банка, остатка задолженности по ранее полученным кредитам.

    Поручительство предоставляется на всю сумму обязательств заемщика по кредитному договору. Вместе с тем, при определении максимального размера кредита поручительство учитывается только в пределах платежеспособности поручителя.

    Если поручитель обязуется отвечать перед банком за исполнение заемщиком его обязательств по кредитному договору в части, то при определении максимального размера кредита величина платежеспособности поручителя принимается также частично (пропорционально доле его поручительства в сумме обязательств заемщика).


    Если по совокупности обеспечение (О) - сумма платежеспособности поручителей и залога в оценочной стоимости - меньше величины платежеспособности заемщика (P), то максимальный размер кредита (So) определяется на основе соотношения:


     (4)


    Далее величина максимального размера кредита уточняется с учетом благонадежности заемщика и остатка задолженности по другим кредитам.

    Кредитный инспектор составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита (отказа в выдаче) и согласовывает с заемщиком условия предоставления кредита. Заключение кредитного инспектора, завизированное руководителем кредитующего подразделения, заключения других служб банка и дочернего предприятия прилагаются к пакету документов заемщика. Кредитный инспектор вправе самостоятельно принять решение об отказе в выдаче кредита:

    - если при проверке выявлены факты предоставления поддельных документов или недостоверных сведений;

    - если платежеспособность заемщика или предоставленное обеспечение возврата кредита не удовлетворяет требованиям.

    О принятом решении кредитный инспектор сообщает клиенту, делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявлений и на заявлении клиента и помещает пакет документов в дело отказов в выдаче кредитов. Причина отказа указывается на заявлении клиента или в заключении кредитного работника. Пакет документов со своим заключением, завизированным руководителем подразделения, кредитный инспектор направляет управляющему отделением (директору ОПЕРУ) для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) кредита в пределах компетенции управляющего. Управляющий отделением (директор ОПЕРУ) делает надпись на заявлении клиента о принятом им решении с указанием даты и возвращает документы кредитному инспектору.

    В остальных случаях кредитный инспектор готовит кредитную заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса на заседании комитета, а также оформление принятых решений, осуществляется в соответствии с регламентом работы кредитного комитета.

    Для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита в кредитном комитете территориального банка кредитный инспектор направляет пакет документов, включая выписку из протокола заседания кредитного комитета отделения, в управление (отдел) кредитования территориального банка. При принятии комитетом отделения решения об отказе в предоставлении кредита вопрос не выносится на рассмотрение комитета территориального банка.

    Управление кредитования территориального банка проверяет представленные документы и в случае необходимости направляет их для получения заключения в службу безопасности, юридическое и другие управления; готовит свое заключение и выносит вопрос на рассмотрение кредитного комитета. Далее выписка из протокола заседания кредитного комитета территориального банка и пакет документов направляются в отделение банка и передаются кредитному инспектору. Кредитный инспектор делает отметку о принятом управляющим (директором ОПЕРУ) или кредитным комитетом отделения или территориального банка решении в журнале регистрации заявлений (с указанием даты и номера протокола) и сообщает об этом решении заемщику.

    Инструкция № 26 содержит в себе методические указания по анализу финансового положения предприятия - потенциального заемщика. Согласно инструкции, все оценочные показатели можно разделить на три группы:

    1. Показатели финансовой устойчивости.

    2. Показатели ликвидности предприятия.

    3.Показатели прибыльности.

    Финансовая устойчивость оценивается по соотношению собственных и заемных средств предприятия, по темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности, достаточным обеспечением оборотных средств собственными источниками. Наиболее важный показатель в этой группе - коэффициент соотношения заемных и собственных средств - частное от деления всей суммы обязательств по привлеченным заемным средствам на сумму собственных средств. Критическое значение коэффициента - единица. Однако допускается превышение этого значения при высоких показателях оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств - продолжительность (в днях) одного оборота оборотных средств определяется как отношение произведения средней стоимости оборотных средств и числа календарных дней в периоде к выручке от реализации за анализируемый период. Средняя стоимость оборотных средств определяется делением суммы оборотных активов на начало и конец года на 2.

    Если есть промежуточные данные - за несколько месяцев или кварталов - средняя стоимость определяется как половина суммы стоимости оборотных средств на начало года, на промежуточную дату и на конец периода.

    Обеспеченность собственными оборотными средствами определяется как отношение собственных оборотных средств по балансу к материальным оборотным средствам. Чем больше размер собственных средств, тем выше способность клиента в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Значение этого показателя должно быть близко к единице. В случае его снижения в течение рассматриваемого периода следует проанализировать причины. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения (основных и материальных оборотных средств в имуществе предприятия) указывает, насколько эффективно используются средства предприятия для предпринимательской деятельности, и рассчитывается как отношение суммы основных средств по остаточной стоимости, производственных запасов и незавершенного производства к общей стоимости имущества предприятия за минусом убытков.

    Для промышленных предприятий величина этого коэффициента должна быть не ниже 0,5. В основном этот показатель носит справочный характер. Для того чтобы иметь возможность реально оценить эффективность использования средств предприятия, необходимо знать состав основных средств и структуру производственных запасов и незавершенного производства. Предприятие может иметь сверхнормативные трудно реализуемые запасы, которые уже не будут использованы в производстве.

    Предприятие считается платежеспособным, если сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты и вся кредиторская задолженность).

    Следует иметь в виду, что динамика уровня платежеспособности зависит от наличия дебиторской задолженности длительного характера, а также запасов готовой продукции, не пользующейся спросом, и заделов ее в производстве. Поэтому в отдельных случаях следует иметь дополнительную информацию о составе запасов и затрат, товарах отгруженных и дебиторах.

    Один из основных показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, - его ликвидность, т.е. способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства, необходимые для нормальной финансово-хозяйственной деятельности и погашения его обязательств. Банки рассчитывают коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия и коэффициент финансовой независимости.

    Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение немедленно реализуемых активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) и краткосрочных обязательств. Значение коэффициента считается достаточным, если оно превышает 0,2 - 0,25. Если коэффициент равен 1, долги предприятия равны средствам и большая сумма денег находится без движения.

    Промежуточный коэффициент покрытия рассчитывается делением суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности до 12 месяцев на сумму краткосрочных обязательств. Удовлетворительными считаются значения этого коэффициента - 0,7 - 0,8.

    Общий коэффициент покрытия определяется как отношение всей суммы оборотных средств и краткосрочных обязательств. Коэффициент используется для оценки предела кредитования клиента. Критическая величина - единица. Выдачу ссуд следует прекратить, если значение коэффициента меньше 1. Это означает, что внешние обязательства нечем оплатить. Достаточная величина - 2,0 - 2,5. Значение коэффициента более 2,5 означает, что производственных запасов достаточно. При условии, когда соотношение равно 1:1, т.е. когда текущие активы равны краткосрочным обязательствам, у предпринимателя нет свободы в выборе решений.

    Показатели прибыльности (или рентабельности) предприятия используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к показателям двух первых групп. Например, если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, может компенсироваться ростом прибыльности.

    Рентабельность продукции рассчитывается как процентное соотношение прибыли от реализации и себестоимости реализованной продукции.

    Рентабельность вложений в предприятие (норма прибыли на активы) рассчитывается в два этапа. В первую очередь рассчитывается отношение балансовой прибыли и итога баланса за минусом убытков, затем отношение чистой прибыли и валюты баланса за минусом убытков.

    При оценке финансового состояния клиента необходимо использовать данные за несколько отчетных периодов или, по крайней мере, на две отчетные даты. Оценка финансового состояния предприятия включает также изучение перспективности выпускаемой продукции, наличия рынков сбыта, коммерческой политики.

    При кредитовании малых производственных и коммерческих структур, в том числе вновь созданных, надо учитывать ряд особенностей, например, относительную неустойчивость производственных связей и отсутствие прочной материальной базы. В этом случае необходимо убедиться в обеспеченности договорами поставок сырья (товаров) и сбыта продукции (товаров).

    Заключение


    В соответствии с принятой Концепцией развития Сбербанка России, миссией Сбербанка России является обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности; обеспечение устойчивого функционирования российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики; содействие развитию экономики России. Для достижения поставленных целей банк решает следующие задачи:

    - внедряет новую технологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

    - сохраняет лидирующую роль на розничном рынке страны;

    - усиливает работу с корпоративными клиентами, привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;

    - увеличивает удельный вес корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;

    - опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечивает сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедряет современные методы управления ими;

    - повышает удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам, обеспечивая долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;

    - внедряет в банк полнофункциональную систему управления рисками;

    - повышает управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков.

    Банк в настоящее время эффективно использует имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторавековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.

    Поставленные цели и задачи требуют от банка принятия маркетинговой политики, отвечающей потребностям и предпочтениям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Сбербанк видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк при этом остается социально ориентированным и учитывает это при работе с клиентами. Сбербанк прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводит маркетинговые исследования, разрабатывает и предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг.

    Важнейшей проблемой экономики в целом и банковской системы в частности является комплексное раскрытие содержания рисков с позиций участников операций; снятие принципиальных разногласий в различных трактовках управления рисками; определение направлений совершенствования управления рисками как условия стабилизации экономики. Как было отмечено ранее, в целом система управления рисками по учреждениям Сбербанка Росси является достаточно эффективной. Банк реализует требования мирового банковского сообщества об усилении внутреннего банковского контроля, в частности, при оценке кредитного, операционного, и рыночного рисков, а также по достаточности капитала.

    Банк должен оперативно реагировать на изменения в политической, социальной, экономической среде. Особое внимание следует уделять системным рискам, связанным с изменением условий банковской деятельности по решению законодательных и регулирующих органов, а также с ухудшением состояния экономики, государственного бюджета и долга, изменением темпа инфляции и динамики валютного курса. Несмотря на принятие закона о борьбе с легализацией криминальных доходов, данный непредвиденный риск, обусловленный фактами криминализации банковской системы, достаточно высок. С целью нейтрализации подобных непредвиденных рисков в Сбербанке получает свое дальнейшее развитие система комплаенс – контроля.

    Отсутствие или недостаток имущественно залога высокодоходных операций на рынке ценных бумаг, высокий риск невозврата кредита, большие операционные издержки, требуют от банков более активного участия в кредитовании малого бизнеса. Традиционная методика оценки кредитоспособности заемщика неприемлема для малого бизнеса из-за высокого процента ошибок в его финансовой отчетности, использования различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим можно предложить более эффективную технологию анализа финансового состояния малого предприятия: составление представителем банка баланса, отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств на основе данных, представленных заемщиком, или первичных документов, полученных им при посещении проверяющими; финансовый анализ всех видов деятельности заемщика; учет при составлении отчета о прибылях и убытках расходов на семью; лимит суммы ежемесячного погашения кредита не выше 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверка наличия неофициальных заимствований у частных кредиторов на основе сравнительного анализа отчетности за несколько периодов; налаживание длительного сотрудничества банка с малым предприятием.

    Развитие Интернет – технологий может не только ослабить конкурентные преимущества Сбербанка в собственной технологической инфраструктуре и создать реальную угрозу увеличения риска технологической неконкурентоспособности, что требует от банка принятия адекватных мер. Сочетание системы «Банк – Клиент» на базе Интернет – технологий и собственной надежной расчетной системы, обеспечивающей необходимую скорость проведения платежей, позволит банку соответствовать требованиям информационной безопасности расчетов с использованием Интернета и выйти на лидирующие позиции в данной технологической сфере.

    Таким образом, Сбербанк России, являясь банком общенационального масштаба, должен стать эталоном банковской системы страны. Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защищает интересы каждого клиента. Банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики:

    - банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно выполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией;

    - банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществляет свою деятельность в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров;

    - банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы;

    - банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим;

    - банк развивает новые операции и направления, исповедуя принцип умеренного консерватизма;

    - банк чтит традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению.

    Сбербанк России, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, является лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурирует с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.

    Литература


    1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – С-Пб: Питер, 2008 – 314с.

    2. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2007 – 725с.

    3. Гамза В.А. Об оценке кредитоспособности заемщика. – Деньги и кредит. – 2008. - №2, с.50-54.

    4. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. – М: Омега-Л, 2008 – 289с.

    5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М: Банки и биржи, 2007 – 328с.

    6. Инструкция Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.1993 №26 – р.

    7. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2009 – 684с.

    8. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация. – Деньги и кредит. – 2009. - №6, с.43-50.

    9. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2008 – 760с.

    10. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 2008 – 764с.


    [1] Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ от 10.07.97 №229 - р.(Приложение 1)

    [2] Инструкция «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ»  от 30.05.2000г. № 26 –р. (Приложение 2)

    [3] Теоретические и практические аспекты оценки заемщика коммерческим банком//Деньги и кредит №7/2004

    [4] Об оценке кредитоспособности заемщика// Деньги и кредит №2/2005


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.