МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь

    В сложившихся экономических условиях по-прежнему острыми остаются вопросы:

    — дальнейшего развития инфраструктуры фондового рынка (в том числе как одного из направлений создания условий для обеспечения ликвидности корпоративных ценных бумаг);

    — развития системы государственных гарантий (причем как регионального, так и республиканского уровней) по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов.

    Для развития рынка корпоративных облигаций необходимыми элементами являются повышение ликвидности и удлинение сроков заимствований. И банки, которые будут основными держателями корпоративных облигаций, и компании заинтересованы в развитии ликвидного рынка облигаций с широким спектром операций, таких, как ΡΕΠΟ, залог (возможно, хеджирование). Учитывая, что рынок корпоративных облигаций базируется на уже существующей прогрессивной инфраструктуре, для развития этих операций потребуются лишь время и желание его участников.

    Рост ликвидности, повышение прозрачности эмитентов, появление разнообразного спектра рублевых облигаций в свою очередь приведут к тому, что существенно расширится состав инвесторов на рынке корпоративных долговых бумаг. Для участников финансового рынка, которые заинтересованы в первую очередь в умеренном риске вложений (включая физических лиц), такие инвестиции позволяют участвовать в финансировании компаний реального сектора некредитным организациям.

    Характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.

    Быстрое совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, благодаря активному участию государства, создает предпосылки для формирования механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции;

    Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2006 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством:

    ·        усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи;

    ·        совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

    ·        проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте;

    ·        совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление;

    ·        расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики;

    ·        расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

    Для развития рынка ценных бумаг Беларуси необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную.

    Развитие рынка ценных бумаг должно осуществляться по следующим направлениям:

    ·              формирование институционального механизма и эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

    ·              совершенствование механизма биржевой торговли;

    ·              дальнейшее развитие и совершенствование торгово-расчетных механизмов, повышение уровня информационного и аналитического обслуживания участников торгов;

    ·              развитие институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и фондов, инвестиционных фондов);

    ·              создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов;

    ·              унификация законодательства по ценным бумагам Республики Беларусь и Российской Федерации.

    В заключение необходимо отметить, что сегодня перед белорусским рынком ценных бумаг стоит ряд проблем, быстрое и эффективное решение которых послужит толчком к его дальнейшему развитию.

    Это такие задачи, как:

    - контроль за действиями участников рынка ценных бумаг в целях ограничения монополистической деятельности;

    - компьютеризация фондового рынка и создание единого информационного пространства для повышения информированности субъектов рынка;

    - защита интересов инвесторов и в частности необходимость совершенствования процедуры регистрации ценных бумаг и защиты их от подделки;

    - установление четких мер ответственности государственных и коммерческих структур за нарушение процедуры выпуска и обращения ценных бумаг.

    Задача, которая стоит перед инфраструктурой рынка ценных бумаг, заключается в том, чтобы освободить участников этого рынка или хотя бы снизить их возможные потери от чрезмерных и вполне определенных видов риска.

    С совершенствованием обращения ценных бумаг всех видов должна и совершенствоваться и система их учета на предприятиях. Она должна быть относительно простой, чтобы не отпугивать инвесторов.

    Рынок ценных бумаг Беларуси должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

    Проблемы

    Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации

    Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

    Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.

    Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц. [4, с.95] Следует отметить в минувшем году активную работу Министерства финансов по привлечению средств нерезидентов в государственные ценные бумаги республики.

    Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется сделать аналогичный шаг. А это приведет к весьма ощутимой конкуренции белорусским ГЦБ.

    Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означает переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования – реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

    Перспективы развития

    Сектор государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Во многом это объясняется льготированием доходов по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.

    Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".

    Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

    — отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

    —низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

    —недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

    Однако заметим, что Государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.

    С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.

    Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

    В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное сотрудничество в рамках Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.

    Работа в области совершенствования нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим основным направлениям:

    1)                разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об одобрении Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития финансовой системы;

    2)                принятие и реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;

    3)                совершенствование действующего законодательства в области рынка ценных бумаг.

    В 1 полугодии 2008 года разработано 6 проектов нормативных правовых актов, из них: зарегистрированы и включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

    1) Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» Упрощенный порядок выпуска биржевых облигаций (без регистрации выпуска облигаций в Государственном реестре ценных бумаг, регистрации проспекта эмиссии и необходимости заверения краткой информации) позволит предприятиям привлекать ресурсы с меньшими временными и финансовыми затратами, что значительно снижает стоимость заимствования и повышает оперативность привлечения необходимого объема краткосрочных инвестиций. Ожидается, что привлечение заемных средств посредством выпуска облигаций, с учетом снижения затрат на их выпуск, станет эффективным и распространенным инструментом заимствования среди субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

    1)                Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43» (далее Декрет № 5) разработан в целях реализации мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, с учетом комплексного подхода к совершенствованию налогового законодательства, направлен на устранение факторов, сдерживающих развитие рынка корпоративных ценных бумаг (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 марта 2008 г. № 1/9554). В соответствии с Декретом № 5, снижена ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов,предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от операций с корпоративными облигациями юридических и физических лиц РБ, выпущенными в течение пяти лет за период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Кроме того, Декретом № 5 предусмотрено, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Данные изменения в законодательстве создают условия для активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций и основы стабильно функционирующего и развитого фондового рынка;

    2)                постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. № 1380», предусматривающее упрощение административных процедур путем сокращения сроков государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг и сокращения перечня документов, необходимых для совершения указанных действий (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 октября 2007 г. № 5/26015);

    3)                постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740», устанавливающее, что сделки купли-продажи на территории Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке, за исключением отдельных случаев отчуждения ценных бумаг (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 ноября 2000 г. № 5/4546);

    4)                постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 27 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. N 8/18718), разработанное в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины».

    5)                постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 29 февраля 2008 г. № 8/18312).

    Совместно с управлением методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь подготовлено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июля 2008 г. № 8/19137).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.