Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь
• погашения
ранее размещенных займов;
• обеспечения
кассового исполнения государственного бюджета;
• сглаживания
неравномерности поступления налоговых платежей;
• обеспечения
коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;
•
финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
• поддержки
социально значимых учреждений и организаций.
Участниками
рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
·
Министерство
финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь.
Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним
перед владельцами ценных бумаг;
·
Национальный
Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент
Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных
ценных бумаг;
·
инвесторы
– профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица,
в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых
средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [50, с.23].
Продажу
ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки.
Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке
осуществляется НБ РБ [7, с.22].
Рынок
государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994
года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет
обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.
Данный
сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры
выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их
размещения.
Возросшая
привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была
обусловлена:
·
разнообразием
сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством
финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;
·
внедрением
нового вида аукциона – биржевого;
·
сохранением
положительной реальной доходности государственных облигаций;
·
участием
нерезидентов;
·
активизацией
вторичного рынка;
·
улучшением
экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.
Биржевой рынок
государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов
республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и
Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного
регулирования на макроэкономическом уровне.
За ОАО
«Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на
организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное
обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии
с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики
Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую
систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов
государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового
рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним
соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.
Следует
отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая
биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от
всех сделок и 90 % от общего объема) (Приложение 2) [44, с.7].
Можно
сказать, что рынок государственных облигаций в Беларуси является самым
ликвидным сегментом, и соответственно наиболее привлекательным для инвесторов.
В зависимости
от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные
облигационные займы и безоблигационные займы.
Выпускаются
облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как
именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми),
выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения,
сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств,
векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это
примеры безоблигационных займов.
В настоящее
время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими
ценными бумагами [50, с.31]:
• краткосрочные
государственные облигации (ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров
Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно
свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для
возмещения дефицита республиканского бюджета;
• долгосрочные
государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти
облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться
первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут
выступать предметом залоговых обязательств;
• государственные
долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО
выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного
бюджета;
• краткосрочные
обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до
месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в
обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики
Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно
конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для
привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно
конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
Наибольшим
спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные
и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте
– белорусских рублях.
Государственные
облигации - ценные бумаги эмитируемые государством с целью привлечения в
государственный бюджет части заемных средств. Доходы, получаемые от ценных
бумаг государства, в отличии от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное
налогообложение.
Владельцами
государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года)
(ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и
более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики
Беларусь.
Облигации
эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов.
Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или
процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении
выплачивается номинальная стоимость.
Процентный
доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении
данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства
финансов по каждому выпуску.
В процессе
выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных
бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения
аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе
цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.
В первом
полугодии 2008 года в РБ сделки с ценными бумагами осуществляло 44
профучастника.
Информация о
количестве сделок за 1-е полугодие 2007 и 2008 гг. в разрезе видов ценных бумаг
представлена в таблице 2 согласно приложению 1.
Необходимо
отметить, что общее количество сделок за первое полугодие текущего года составило
14 562, что на 9 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
При этом суммарный объем сделок увеличился в 4,1 раза и составил 43 602,1
млрд. белорусских рублей.
Значительное увеличение
объема сделок с ценными бумагами произошло в связи с активизацией рынка
облигаций юридических лиц, в первую очередь облигаций банков. Количество сделок
с указанными ценными бумагами увеличилось по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года в 3,2 раза, а объем сделок - в 40 раз.
Вместе с тем,
значительное увеличение объема сделок произошло также с государственными
облигациями (в 2,7 раза), облигациями Национального банка Республики Беларусь
(в 6,2 раза), облигациями нерезидентов – в 1,8 раза.
Необходимо
также отметить увеличение количества и объема сделок с акциями в 3,4 раза и 2,2
раза соответственно.
Кроме того,
на внебиржевом рынке профучастниками зарегистрированы 5 702 сделки на
общую сумму 650,9 млрд. белорусских рублей.
Количество
зарегистрированных сделок, в которых профучастник не выступал стороной сделки,
уменьшилось в 1,8 раза, а их объем уменьшился в 8,6 раза.
В 2007 году
было отмечено резкое увеличение объема сделок на внебиржевом рынке в связи с
тем, что Фондом государственного имущества Государственного комитета по
имуществу Республики Беларусь была зарегистрирована сделка с акциями ОАО
«Белтрансгаз». Без учета этой сделки объем сделок, зарегистрированных
профучастниками на внебиржевом рынке, также увеличился.
Из общего
количества сделок, совершенных профучастниками за 1-е полугодие 2008 года,
сделки с облигациями составляют 91 % (13254 сделок), с акциями – 8,5 % (1252
сделки), с векселями – 0,006 % (1 сделка), с депозитными сертификатами – 0,08 %
(13 сделок), с производными и прочими ценными бумагами – 0,28 % (42 сделки).
В общем
объеме сделок сделки с облигациями составляют 99,8 % (43524,726 млрд.
белорусских рублей). Объем сделок с акциями составил 0,08 % (37,5 млрд.
белорусских рублей), с депозитными сертификатами – 0,001 % (635 млн.
белорусских рублей), с производными и прочими ценными бумагами – 0,08 % (39,2
млрд. белорусских рублей).
Основными
задачами, поставленными перед Департаментом по ценным бумагам на ближайшее
время, являются обеспечение максимального содействия в проведении организациями
республики работы по выпуску корпоративных облигаций, совершенствование условий
осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, развитие
институтов долгосрочных накоплений, устранение регулятивных препятствий в сфере
развития институтов инфраструктуры фондового рынка, что в целом призвано
способствовать активизации интеграции Республики Беларусь в международную
финансовую систему.
В целях
реализации поставленных задач работа будет осуществляться по следующим основным
направлениям:
1)
стимулирование
потенциальных эмитентов осуществлять заимствования посредством выпуска
корпоративных облигаций;
2)
совершенствование
инфраструктуры рынка ценных бумаг, в целях стимулирования инвестиционной
деятельности и обеспечения притока капитала в экономику Республики Беларусь;
3) пресечение манипулирования
на финансовом рынке;
4)
создание
нормативно-правовой базы для выпуска и обращения новых финансовых инструментов;
5)
повышения
роли фондового рынка в перераспределении ресурсов, расширения практики
привлечения инвестиций с использованием инструментов фондового рынка;
6)
интеграция
рынков ценных бумаг Республики Беларусь и зарубежных стран для обеспечения
возможности их консолидации и увеличения объемов обращающихся на них
инвестиционных ресурсов.
На первом
этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством
должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода
отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги
открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное
налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного
налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.
В процессе
становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное
налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг
должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих
общенациональное значение.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие
рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые
принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг
21 января
2008 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и
Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка
корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы (далее -
Программа).
Главная цель
Программы – создание необходимых условий для становления целостного,
ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части
финансового рынка в Республике Беларусь, интегрированного в мировой рынок
ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный
сектор экономики.
Программа
включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих
развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:
-
совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на
доходы, полученные от операций с ценными бумагами;
- снятие
ограничений на отчуждение акций;
- приведение
норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на
участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными
правилами;
-повышение
эффективности управления государственной собственностью;
- создание
института коллективных инвесторов;
- внедрение
новых инструментов фондового рынка;
- выход
предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.
Для того,
чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом
оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал
приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования,
его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:
1)
Социальная
справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа
инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных
проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.
2)
Надежная
защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических,
экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг
и обеспечение защиты их имущественных прав.
3)
Регулирование
— образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.
4)
Контролирование
— создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение
и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.
5)
Эффективность
— максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг,
направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные
сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и
удовлетворению жизненных потребностей населения. .
6)
Правовой
порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность
рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и
взаимоотношения его субъектов.
7)
Прозрачность
и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией,
касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность
финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений
дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.
8)
Конкурентность
— обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности
инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы
за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления
немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил
добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.
9)
Целостность
— обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой
являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по
ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения
сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.
Основными
причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:
—преобладание первичного
рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их
реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже
сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции —
перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической
деятельности в более эффективные и др.
—приоритетность фискальных
целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства
перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в
свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;
Дестабилизирующее влияние
на белорусский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания.
Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег
сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.
Зарубежный опыт
свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере
преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам
индексируется с поправкой на темп инфляции. В Беларуси рынок индексируемых
фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие
инфляции на рынок ценных бумаг
Следует отметить, что спектр ценных бумаг
(акций, облигаций и др.), реальные объемы их эмиссии, объемы и частота их
обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для
развития экономики Республики Беларусь. Недостаточным является дополнительный
выпуск и обращение акций, во всем мире являющихся основным средством
привлечения инвестиций и индикатором деловой активности индикатором деловой
активности.
На активности фондового рынка негативным
образом сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что
тесно связано с вопросами приватизации и разгосударствления, а также
механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные
бумаги.
Важным направлением развития биржевой
торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в
частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги
белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых
биржах Центральной и Восточной Европы.
Не менее важным представляется работа по
переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный
биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению ликвидности и прозрачности
рынка, и позволит всем участникам фондового рынка заключать сделки с ценными
бумагами на конкурентной основе, что в перспективе, возможно, будет
способствовать отмене моратория на отчуждение акций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|