МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль и место вкладов населения в деятельности коммерческого банка

    По сути дела в стране сложились четыре относительно самостоятельные подсистемы гарантирования. Первая - для крупнейших и контролируемых государством «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», вторая - для всех банков, уполномоченных поддерживать государственные программы социально-экономического развития, третья - для всех банков, где доля государства в уставном фонде превышает 50%, четвертая - для всех остальных банков. Для каждой из подсистем существуют свои нормативные положения, которые с очень разной степенью детализации определяют такие неотъемлемые компоненты процесса гарантирования, как условие наступления гарантийного случая, источник, размер, сроки и порядок гарантийных выплат.

    Наиболее детализирован процесс гарантирования для четвертой группы (все банки, по которым ранее производились гарантийные выплаты принадлежали к этой группе), но здесь гарантийные выплаты, происходили по различающимся организационным и финансовым схемам. Например, для организации возврата вкладов населения в банке «БелБалтия», потребовалось даже принятие решений на уровне президента Республики Беларусь.

    Представляется, что система гарантирования должна формироваться и функционировать при участии и под контролем государства. Основание - преобладание на рынке банковских вкладов банков, контролируемых государством; молодость национальной банковской системы; высокий уровень рисков; неопытность населения при работе с коммерческими банками; традиционно более высокое доверие граждан к государственным структурам.

    По этим же причинам, а также ввиду того, что банков в национальной банковской системе сравнительно немного, членство в системе гарантирования для банков, привлекающих средства физических лиц, должно быть обязательным.

    Имея такую возможность, в данной главе хотелось бы рассмотреть отдельные положения проекта Закона Республики Беларусь «О гарантировании вкладов физических лиц в банках». Основные черты предлагаемой законопроектом модели гарантирования таковы. В Беларуси будет создана Резервная корпорация возмещения банковских вкладов, главной функцией которой станет выплата компенсаций в случае отзыва у банка лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц (далее - лицензия). Участие в Корпорации для банков, желающих работать на рынке частных вкладов, будет обязательным: их поставят на учет автоматически после получения сообщения от Национального банка о выдаче такой лицензии. Напомним, что законодательством ранее уже установлены требования для банков, ходатайствующих о получении такой лицензии: минимальный размер собственного капитала в 10 млн. евро, лицензия выдается по истечении двух лет с даты госрегистрации банка при условии его устойчивого финансового положения [18].

    Проектом предусмотрено, что обязательство Корпорации по выплате вкладов возникает с момента отзыва общей лицензии на привлечение вкладов физических лиц Национальным банком. В зарубежных странах наступление момента выплат компенсаций обычно связывается с банкротством банка. Однако, как показывает практика, в Беларуси процедура банкротства носит весьма длительный характер: между первыми отказами банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками и признанием его банкротом в суде зачастую проходит несколько лет. Поэтому белорусский вариант определения страхового случая представляется более подходящим для наших условий и отвечающим интересам вкладчиков. Заметим, что по такому же пути пошли и авторы российского законопроекта.

    Объекты гарантирования. Согласно законопроекту, гарантируется возврат вкладов физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и лишь трех их видов - срочного, условного и до востребования, причем как в национальной, так и в иностранной валюте.

    В соответствии с действующими нормативными документами Нацбанка в настоящее время возмещению в случае банкротства банка подлежат средства физических лиц, находящиеся как во вкладах, так и на текущих счетах. Таким образом, проект закона несколько суживает существующие границы гарантий. Вводимые нормы отличаются и от схемы, принятой в зарубежных странах, где защите, как правило, подлежат не только частные депозиты, но и корпоративные счета и вклады, по крайней мере малого бизнеса.

    Но такой подход сегодня оправдан, поскольку он значительно снижает нагрузку как на бюджет Резервной корпорации, так и на активы банков. Тем не менее впоследствии, по мере накопления средств в Резервной корпорации, зарубежную практику можно применить и в Беларуси, распространив систему гарантирования также на вклады и депозиты индивидуальных предпринимателей и предприятий мелкого бизнеса.

    Пределы компенсаций. Согласно нормативным документам Национального банка сегодня предельный размер выплат из гарантийного фонда одному вкладчику эквивалентен 1 тыс. USD. Это ограничение, как было отмечено выше, не касается клиентов Белагропромбанка и Беларусбанка, где государство гарантирует возврат вкладов в полном объеме, а также четырех уполномоченных банков, в которых оно гарантирует полную сохранность вкладов в иностранной валюте.

    Законопроект увеличивает максимальный размер компенсируемой суммы: вклады в эквиваленте до 2 тыс. USD возмещаются Резервной корпорацией полностью; вклады от 2 до 5 тыс. USD - на 80%; сумма вкладов в части, превышающей 5 тыс. USD, возмещению не подлежит. Таким образом, максимальная сумма, на которую может рассчитывать вкладчик, составляет 4400 USD.

    Установление подобных ограничений объясняется не только возможностями бюджетов гарантийных фондов, но и наличием проблемы так называемого морального риска. Клиент обычно вкладывает средства туда, где более высокие ставки. Но их-то чаще всего предлагают банки, находящиеся в сложном финансовом положении. В итоге увеличивается нагрузка на бюджет Корпорации. С другой стороны, в проигрыше оказываются консервативные банки, предлагающие более низкий процент по депозитам. Установление же предельных сумм компенсаций способствует тому, что поведение вкладчиков становится более ответственным и, следовательно, позволяет уменьшить негативные последствия функционирования системы гарантирования.

    Что же касается установленной законопроектом величины верхнего предела гарантируемой суммы, то в наших условиях полагаем ее вполне достаточной. Анализ показывает, что суммы свыше 5 тыс. USD разместили в банках всего 8-10% вкладчиков [19]. Так что при соблюдении предусмотренной законопроектом схемы выплат подавляющему большинству вкладчиков их сбережения будут возвращены.

    Очевидно, что документ защищает, прежде всего, мелких и средних вкладчиков. Однако остается возможность «дробления» вкладов в нескольких банках, тем более что разница в процентных ставках по средним и крупным вкладам у нас невелика.

    Финансирование Корпорации. За рубежом системы гарантирования вкладов могут строиться на основе как регулярных взносов банков, так и компенсации ими расходов гарантийных органов при наступлении страхового случая. При втором варианте накопительный фонд не поддерживается постоянно, взносы устанавливаются и уплачиваются банками после того, как определятся суммы, подлежащие выдаче вкладчикам.

    В странах Евросоюза действует механизм гарантийных выплат на основе обязательных регулярных взносов банков. Такая же схема была избрана и для Беларуси. Согласно законопроекту выплаты в случае отзыва у банка лицензии будут производиться за счет резерва Корпорации, формируемого из обязательных ежеквартальных взносов банков. Размер подобного взноса составляет 0,3% от суммы привлеченных банком вкладов физических лиц (это в два раза больше, чем в России). В резерв Корпорации будут также переведены все средства из действующего в настоящее время при Национальном банке Гарантийного фонда.

    В отличие от российского законопроекта белорусский не предусматривает внесения первоначального взноса в резерв Корпорации государством. Предполагается, что оно возьмет на себя лишь содержание аппарата самой Корпорации.

    Помимо этого, при нехватке средств Корпорации на выплату предусмотренных компенсаций в законопроекте предусмотрена финансовая поддержка государства в виде бюджетных займов. Их сумма также должна ежегодно предусматриваться в законе о госбюджете.

    Размещение средств Корпорации. К достоинствам законопроекта следует отнести отказ от размещения средств Корпорации в государственные ценные бумаги, что на деле являлось бы не чем иным, как финансированием дефицита госбюджета. Предполагается, что резерв Корпорации будет размещен исключительно на счетах Национального банка.

    Поскольку при возмещении вкладчику его вклада в белорусских рублях в обязанность Корпорации вменяется перерасчет суммы с учетом коэффициента инфляции, перед ней стоит задача не только сохранить, то и увеличить средства. В этой связи проект предусматривает обязанность Национального банка начислять проценты на денежные средства Резервной корпорации, размещенные на его счетах: на средства в белорусских рублях – не ниже ставки рефинансирования; на средства в иностранной валюте – по ставке, установленной по соглашению с наблюдательным советом Корпорации. Таким образом, именно на Национальный банк возложена ответственность за сохранность и приумножение средств Корпорации: он самостоятельно будет решать вопрос о том, в какие именно финансовые инструменты (в том числе и иностранные) должны инвестироваться средства Корпорации.

    Наличие в Белоруссии системы гарантирования вкладов позволяет Правительству и Национальному банку принимать более действенное участие в процессах, происходящих в финансово-банковском секторе экономики, и, тем самым, обеспечивать ликвидность банковской системы и платежеспособность банков. Страхование вкладов в определенной степени гарантирует ликвидность вкладов, а также способствует предотвращению массового изъятия вкладов из банков. Однако накопленный опыт работы систем защиты вкладов в разных странах выявил и определенные негативные моменты. Многие правительства оплачивали обязательства несостоятельных финансовых институтов и, тем самым, изменили поведение вкладчиков и банкиров. Вкладчики перестали быть «разборчивыми» при выборе банка, не требовали от банков защищать стоимость своих вкладов. А банкиры перестали беспокоиться о возможности массового изъятия вкладов, поэтому теперь они могли предоставлять более рискованные кредиты, что, в свою очередь, увеличивало риск неплатежеспособности банковской системы.

    1.5 Анализ зарубежной практики гарантирования вкладов населения


    Как показывает зарубежный опыт, проблема защиты вкладчиков кредитно-финансовых учреждений имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это часть более широкой проблемы обеспечения стабильности кредитной системы, имеющей, в свою очередь, важнейшее значение для устойчивого развития всей экономики. Во-вторых, в социальном плане особенно важна защита мелких вкладчиков - физических лиц с низким и средним уровнем дохода.

    В настоящее время не существует единой универсальной для всех стран схемы страхования депозитов, так как, несмотря на процесс унификации банковских законодательств, национальные различия типов банковских систем достаточно велики. Они зависят от структуры национальной банковской системы и механизма надзора за банками, взаимоотношений государства и коммерческих банков. Все действующие системы страхования депозитов можно условно подразделить на гарантированные системы и системы с невыраженными гарантиями (или формальные и неформальные системы страхования по классификации Международного валютного фонда). Гарантированные системы (системы выраженных гарантий) характеризуются действием законодательно установленной процедуры гарантирования депозитов, отраженной в общем и специальном банковском и финансовом законодательстве и уставах фондов страхования депозитов. Системы выраженных гарантий означают, что в случае возникновения банковского кризиса все убытки будут возмещаться за счет средств специально создаваемых для этих целей фондов. В практике развитых стран действуют различные формы и виды этих систем, основу которых, тем не менее, составляет фонд страхования депозитов. Данные системы характерны для США и развитых стран Европы.

    Системы выраженных гарантий различаются охватом застрахованных депозитов (депозиты физических лиц, юридических лиц, межбанковские депозиты, депозиты в иностранной валюте и иностранных банков и пр.), характером и лимитами возмещения. Основное же отличие всех перечисленных форм от систем с невыраженными прямо гарантиями состоит в различном порядке представления их, в национальном законодательстве.

    Как правило, в системах с невыраженными прямо гарантиями отсутствует специальный закон в виде юридического обязательства по сохранности вложенных в банки средств, возможная помощь вкладчикам оценивается на основе определенных конъюнктурных факторов, отсутствуют полноценные фонды компенсаций и лимиты возмещения. Такие системы применяются во многих странах Африки, Новой Зеландии, Аргентины.

    Анализируя мировой опыт страхования вкладов, следует подчеркнуть несколько особенностей. Во-первых, мировая практика свидетельствует, что в подавляющем числе случаев государство так или иначе считает себя ответственным за сохранность и возврат вкладов - независимо от того, имеется формальная система страхования или нет. При этом государственные органы обычно действуют в сотрудничестве с центральными банками и сообществами частных кредитно-финансовых учреждений. Но, разумеется, интересы вкладчиков, особенно мелких, гораздо лучше защищены при наличии установленной законом системы страхования вкладов. Во-вторых, насколько известно, ни в одной стране мира вне бывшего СССР законодательство и банковская практика для целей страхования в принципе не различают вклады граждан (физических лиц) и вклады фирм и других организаций (юридических лиц). Критерием является лишь размер вклада. Наконец, учитывая неразвитость банковской системы в Беларуси, другие факторы, далеко не все элементы мирового опыта по страхованию вкладов могут использоваться при выработке политики в области защиты вкладов в нашей стране.

    Мировой опыт свидетельствует о наличии следующих условий эффективности системы страхования вкладов:

    -          наличие развитой сети кредитно-финансовых учреждений, что возможно при определенном уровне развития рыночных отношений;

    -          высокий уровень государственного регулирования гражданского общества, его экономических и финансовых институтов, наличие строгого и четкого гражданского, уголовного, а также законодательства об акционерных обществах и кредитно-финансовых учреждениях и их реального претворения в жизнь в конкретных ситуациях, в деятельности судов, органов арбитража и т.д.;

    -          наличие эффективной системы надзора и контроля над кредитно-финансовыми учреждениями в лице центральных банков или специальных государственных органов, работающих в тесном контакте с центральными банками.

    Как свидетельствует мировая практика, система страхования вкладов характеризуется распространением на различные типы кредитно-финансовых учреждений и всевозможные виды депозитов. Различаются способы организации страховых фондов, источники финансирования, органы управления ими, методы контроля и разрешения ситуаций с проблемными банками.

    Остановимся подробнее на этих составляющих системы страхования.

    Как известно, в большинстве зарубежных стран сосуществует несколько типов кредитно-финансовых учреждений. Наряду с коммерческими банками имеются сберегательные банки (кассы), кооперативные учреждения разного типа, ипотечные банки и др. Так, например, в Германии исторически возникли и существуют три группы депозитных учреждений: кредитные (коммерческие) банки, сберегательные банки и их центральные учреждения, кредитные кооперативы. Каждая группа имеет свою систему страхования вкладов. Управляют этими системами и соответствующими фондами предпринимательские союзы, из которых важнейшую роль играет Федеральный союз германских банков.

    Основная линия, проводимая в рамках Европейского союза - унификация условий защиты вкладчиков разных финансово-кредитных учреждений. При этом государственные банки и другие учреждения обычно не включаются в системы страхования, поскольку вклады в них, как правило, и без того имеют государственную гарантию. В мировой практике вклады в иностранной валюте, как правило, исключаются из систем страхования, поскольку они не являются частью собственно денежной массы страны. Если же они страхуются, то закон или договор должен предусматривать курс, по которому эти вклады конвертируются в национальную валюту в случае выплаты возмещения.

    Как показывает мировой опыт, система страхования может охватывать все возможные виды депозитов: текущие счета, срочные и сберегательные вклады, сберегательные сертификаты и т. п. В некоторых случаях страхованию не подлежат межбанковские депозиты. Как уже отмечалось, не делается различия между вкладами физических и юридических лиц. В качестве примера рассмотрим законодательство Великобритании, согласно которому средства населения, подлежащие страхованию, принимаются на следующие виды счетов:

    -          текущие счета;

    -          депозитные счета, по которым банки платят проценты по депозитной ставке, устанавливаемой на уровне ниже базовой ссудной ставки (обычно на 2-4%) и меняющейся вместе с базовой ставкой;

    -          инвестиционные депозитные счета для клиентов, желающих вложить более крупные суммы (минимум 10000 фунтов стерлингов), по которым выплачиваются более высокие проценты;

    -          депозитные сертификаты (от 5000 до 500000 фунтов стерлингов на срок от 3 месяцев до 5 лет), обеспечивающие частным вкладчикам более высокую норму дохода и возврат денег в любой момент при продаже сертификата на вторичном рынке [15].

    Практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам, которые выражаются либо предельной суммой подлежащего страхованию вклада, либо процентной долей покрытия вклада страхованием. Предельная сумма зависит от уровня экономического развития страны, накоплений в страховом фонде и ряда других факторов. Рост экономики и инфляционные процессы влекут за собой, как правило, повышение предела. В США размер предельной страхуемой суммы в настоящее время составляет 100 тысяч USD. Разные счета одного клиента в данном банке для целей страхования объединяются, но счета в разных банках страхуются по отдельности. В Великобритании отношение страхового вознаграждения к сумме застрахованного вклада составляет 75% при его размере не более 20 тыс. фунтов стерлингов. Преимущество германской системы страхования вкладов состоит в том, что частные банки обеспечивают полную сохранность всех вкладов населения.

    Законодательно оформленная система страхования вкладов почти всегда предполагает создание страхового фонда, в котором накапливаются резервы для выплат при наступлении страховых случаев, и специального органа, управляющего этим фондом. Центральными при этом являются вопросы управления страховыми фондами и их финансирования. Для определения размеров резервов фонда применяются обычные в страховании методы актуарных расчетов, основанные на вероятности наступления страховых случаев.

    Например, в США с самого начала был взят курс на жесткий контроль со стороны федерального правительства над всей системой страхования вкладов. Этот же принцип - независимая корпорация, принадлежащая государству и управляемая государственными чиновниками, принят в Великобритании, Канаде и ряде других стран. Отличительной особенностью французской системы обязательного страхования является то, что в случае банкротства какого-либо банка пять крупнейших банков страны производят немедленную выплату ущерба вкладчикам. Затем эти банки компенсируют свои потери, собирая средства через централизованный банковский фонд. Среди развивающихся стран есть примеры, когда страхованием вкладов занимается особое подразделение центрального банка. Однако эта практика считается неудовлетворительной и не имеет широкого применения. Существуют смешанные системы, в которых фонды страхования депозитов находятся в совместной собственности государства и частных банков и соответственно управляются (Япония, Испания, Бельгия). Наконец, в Германии и некоторых других странах государство формально не имеет отношения к органам и фондам страхования, созданным, финансируемым и управляемым банками через их объединения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.