МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль и место современных Интернет-технологий в развитии банковских услуг

    Использование системы Inter-PRO гарантирует, что при работе клиента в системах удаленного банковского обслуживания Внешторгбанка 24:

    ·                     клиент соединится именно с сервером Внешторгбанка 24, а не с подставным сервером;

    ·                     к серверу Внешторгбанка 24 не подключится под видом клиента злоумышленник;

    ·                     злоумышленник не сможет получить доступ к информации, передаваемой между клиентом и Внешторгбанком 24;

    ·                     злоумышленник не сможет передать в банк в информацию от имени клиента;

    ·                     в информацию, передаваемую между клиентом и Внешторгбанком 24, не могут быть внесены случайные или умышленные искажения.

    Система Inter-PRO основана на использовании протокола SSL - наиболее распространенного протокола защиты информации в Интернет, который дополнен отечественными криптографическими алгоритмами. При использовании Inter-PRO встроенная в браузер клиента поддержка SSL не используется.

    Система Inter-PRO обеспечивает строгую аутентификацию (подтверждение подлинности) как клиента, так и сервера Внешторгбанка 24, стойкое шифрование и контроль целостности передаваемой информации. Кроме того, система Inter-PRO предоставляет клиенту возможность подписывать собственной электронной цифровой подписью финансовые документы в виде HTML-форм и, таким образом, обеспечивает подтверждение авторства и гарантирует подлинность и целостность финансовых документов.

    Система Inter-PRO включает в себя сервер Inter-PRO и клиентскую часть – программу Inter-PRO Client. Сервер системы установлен в «Внешторгбанке-24», а программа Inter-PRO Client устанавливается на компьютер клиента. Программа работает по принципу локального прокси-сервера. Т.е. при попытке клиента соединиться с каким-либо ресурсом (адресом) в Интернет, клиентский браузер вначале соединяется с программой Inter-PRO Client, а она или разрешает это соединение в открытом режиме, если в соответствии с настройками программы запрашиваемый ресурс не подлежит защите, или устанавливает защищенное соединение с сервером, если запрашиваемый ресурс подлежит защите. Сервер Inter-PRO, в свою очередь, проверяет сертификат клиента и по результату проверки или разрешает соединение с защищаемым ресурсом, или запрещает его. После соединения клиентского браузера через систему Inter-PRO с защищаемым ресурсом, клиент получает к нему доступ и возможность подписывать HTML-формы своей электронной цифровой подписью. Упрощенная схема, поясняющая работу системы Inter-PRO представлена на Рисунке 2.


    Рисунок 2

    Схематическое изображение функционирования системы InterPRO  

    Электронная цифровая подпись под документами в виде HTML-форм формируется клиентом с помощью программы и секретного криптографического ключа клиента, а проверяется в автоматическом режиме сервером с помощью сертификата клиента. В случае отрицательного результата проверки электронной цифровой подписи документы сервером Inter-PRO не пропускаются.

    На сайте Системы «Телебанк» клиент может ознакомиться с подробнейшими инструкциями по работе с программой Inter-Pro, а также бесплатно получить установочный файл программы.

    Итак, сегодня «Внешторгбанк – Розничные услуги» активно занимается дистанционным обслуживанием клиентов в сети Интернет. Более того, банк поставил перед собой задачу стать самым технологичным в стране уже через 3 года и в настоящее время предпринимает к этому большие усилия. При этом основой IT-стратегии ВТБ является, прежде всего, интеграция, унификация и упрощение работы. В первую очередь это касается усовершенствования системы, используемой ранее Гута-банком: в ближайшее время планируется значительно увеличить ее мощность, т.к. имеющаяся информационная система «БИС» имеет некий порог мощности, который, судя по всему, уже достигнут. Не исключено также решение о замене данной системы на другую – пока неизвестно, российскую или зарубежную. Данная задача видится сложной по двум причинам. С одной стороны, имеет место некоторая неразвитость транспортной инфраструктуры – масштабы деятельности ВТБ сильно превысили возможности «Гуты» и теперь необходимо, чтобы множество транзакций совершались в режиме онлайн. Поэтому необходимо решать проблему пропускной способности. При этом важно учитывать, что «Внешторгбанк-24» является территориально распределенным банком и работает в 11 часовых поясах, а на российской территории телекоммуникации не везде одинакового качества. Поэтому усилия IT-специалистов банка, прежде всего, направлены на построение и многократное резервирование системы связи — с помощью оптоволокна и радиодоступа. С другой стороны, одновременно надо решать вопросы безопасности. Успешно работавшая в «Гуте» система безопасности Inter-PRO, которая обеспечивает (с помощью протокола SSL) защищенное соединение компьютера пользователя с операционными ресурсами банковского сайта, слишком сложна для рядового пользователя. Ее использование не вполне рационально, если клиент оперирует небольшими суммами. На данный момент здесь рассматривается только один альтернативный вариант: lля таких клиентов (а их большинство) вместо защищенного Интернет-канала с ЭЦП банк предложил способ защиты попроще – так называемые переменные коды. Клиент покупает карточку, похожую на обычную кредитку, на которую нанесены 112 кодов. Совершая операцию по Интернету, телефону, с помощью SMS или через WAP, он каждый раз использует новый переменный код. Тем, кто использует дистанционное обслуживание для элементарных операций вроде оплаты коммунальных или иных бытовых услуг, обычно хватает около десятка кодов в месяц. Способ простой, не такой высокотехнологичный, как защищенный Интернет-канал, но достаточно надежный. Стоит отметить, что, позволив клиентам совершать мелкие операции самостоятельно, в ВТБ пришли к выводу: именно сложные технологичные продукты, такие как Интернет-банкинг, SMS-банкинг и WAP-банкинг, требуют очень внимательной, тщательно выстроенной службы поддержки, которая оперативно реагировала бы на все пожелания клиентов.


    Глава 3. Банковское обслуживание через Интернет в России: перспективы развития


    3.1 Экономическая эффективность внедрения и использования Интернет-технологий в банковской деятельности


    За счет использования любых электронных систем расчетов, и Интернет-банкинга в частности, и банк и клиент, должны извлечь определенную выгоду, в том числе и экономическую. Можно с уверенностью утверждать, что сегодня в России уже есть банки, которые научились экономить время и зарабатывать деньги в Интернете, однако число их невелико. В погоне за модой банки часто не принимают в расчет, что Интернет-банкинг — не просто передовая технология, для внедрения которой достаточно подключить еще один модуль к АБС, а целая система взаимодействия с клиентами в режиме on-line. И чтобы эта система была эффективной и приносила прибыль, нужно вложить немало сил и средств в ее наладку. Успеха добились лишь те, кто осознал, что серьезной экономии и значительной эффективности проекта можно добиться, если исповедовать комплексный подход к развитию Интернет-банкинга.

    Итак, в данном подразделе речь пойдет об экономической выгоде, которую может получить коммерческий банк при предоставлении таких услуг своим клиентам.

    Для расчета эффективности внедрения какого либо нового продукта (например банковского) необходимо просчитать затраты на внедрение, затраты на эксплуатацию, доход от использования, срок окупаемости, и предполагаемую прибыль. Применительно к данной работе нет возможности сделать хотя бы с некоторой допустимой точностью такие расчеты, поскольку нет цели – описать конкретную схему внедрения электронных расчетов. В тоже время разнообразие схем внедрения предполагает совершенно различные (иногда на порядки) уровни доходов и расходов, связанные с внедрением и использованием электронных систем расчетов через сеть Интернет. Оценивая выгоду от использования е-банкинга в общих чертах, можно отметить следующее. Зарубежный опыт показывает, что главный выигрыш, который получает банк, переводя операции с клиентом на электронные каналы (Интернет, телефон, мобильный телефон, интерактивное телевидение, банкоматы), — снижение операционных расходов и затрат на обслуживание клиентов. Виртуализация позволяет сократить затраты банка на персонал и капитальное строительство. Большую доходность электронной коммерции (особенно в США и Японии) можно объяснить, в том числе и высоким уровнем в предоставлении именно электронных банковских услуг. Удобство для клиентов банков уже также неоспоримо. Другим аспектом привлекательности Интернет для банков является нынешний взрывной рост электронной коммерции. Возможность оплаты за товары или услуги непосредственно во время т.н. «веб-серфинга» обладает неизмеримым маркетинговым потенциалом. Величина и скорость роста оборота в электронной коммерции подтверждает эту мысль.

    Принимая решение о том, стоит ли ему начинать предоставление услуг дистанционного обслуживания клиентов через Интернет, банк должен рассмотреть основные достоинства и недостатки данной услуги (естественно, в зависимости от конкретной реализации системы вышеперечисленные "плюсы" и "минусы" могут быть, как дополнены, так и сокращены, и очевидно, что именно от нее в огромной степени зависит, оправдает ли система первоначальные затраты).


    Наглядно их соотношение представлено в Таблицах 2 и 3.

    Таблица 2. Достоинства и недостатки внедрения системы ДБО в сети Интернет для коммерческого банка

    Достоинства

    Недостатки

    Экономит время операционистов на прием и обработку документов клиентов

    Требует затрат на приобретение либо создание системы, ее внедрение и обучение сотрудников

    Позволяет унифицировать работу с документами клиентов и обеспечение их разнообразной справочной информацией

    Требует затрат на обслуживание (в том числе и каналов связи с высокой пропускной способностью при обслуживании большого числа клиентов)

    Выступает мощным фактором в конкурентной борьбе за клиентов


    Позволяет получать дополнительные средства в виде платы за использование системы клиентами



    Таблица 3. Достоинства и недостатки внедрения системы ДБО в сети Интернет для клиента банка

    Достоинства

    Недостатки

    Позволяет работать со своими счетами, не выходя из офиса

    Иногда требует дополнительного оборудования и более высокой квалификации пользователей компьютера

    Обеспечивает более полную защиту информации о счетах, чем по факсу либо телефону

    Часто требует некоторого времени для переквалификации сотрудников на работу с электронными документами

    Позволяет получать разнообразную справочную информацию из банка в едином связанном виде

    Как правило, банки взимают плату за пользование такой системой

    Позволяет клиенту выбирать банк, не обращая особого внимания на территориальную близость



    Таким образом, можно выделить ряд явных экономических преимуществ Интернет-банкинга для кредитной организации. Во-первых, это значительное снижение стоимости операций за счет уменьшения операционных и административных расходов. По общей оценке, проведение операции с использованием человеческого труда обходится примерно в один доллар (в эту оценку включается и возможность ошибки). При проведении операций через Интернет их стоимость падает до десятка центов, а при больших масштабах (начиная от 50 тыс. человек), выйти на которые, в конечном счете, и рассчитывают крупные банки, и до нескольких центов.[11] Во-вторых, это уменьшение капитальных затрат и освобождение ранее связанных ресурсов. Внедрение систем дистанционного обслуживания избавляет банк от необходимости открывать новые филиалы, затраты на которые исчисляются сотнями тысяч долларов США, в то время как на построение систем Интернет-банкинга – лишь десятками тысяч. Интернет требует относительно больших начальных инвестиций в аппаратуру, безопасность, имидж, создание условий прозрачности и доверия, маркетинг и т.д. Но дальнейшее развитие бизнеса происходит с небольшими дополнительными затратами. Наконец, самое главное – возможность «ломать» границы. Не только географические, но и между предоставляемыми продуктами и видами бизнеса. А в итоге, значительно более полное удовлетворение запросов клиентов: как в традиционных видах услуг, так и в смежных областях; конвергенция с той же целью различных видов бизнеса и как следствие – повышение его эффективности.

    Доходы банка при удаленном обслуживании клиентов в основном складываются из комиссионного вознаграждения банку, за операции со счетами клиентов (как правило, не более 2 %). Банк также может брать плату за подключение к системе электронных расчетов (20-200$ в зависимости от сложности установки клиентской части системы) и фиксированную абонентскую плату (до 20$ в месяц), но эти расходы посильны только клиентам - юридическим лицам, они же могут проводить значительные суммы платежей, что принесет большие комиссионные. Платежи же физических лиц, как правило, довольно маленькие, и хорошие комиссионные банк сможет получить только при большом количестве клиентов и, следовательно, платежей. Вряд ли плательщики мелких платежей согласятся на какую-либо существенную абонентскую плату – скорее они просто не воспользуются этой банковской услугой[12].

    Таким образом, окупаемость электронных банковских услуг очень сильно зависит от того, каких клиентов будет обслуживать банк, количества клиентов, схемы реализации системы, количества платежей. При удаленном обслуживании клиентов - физических лиц резко возрастают расходы банка на внедрение, сопровождение системы, а доходы от мелких платежей соизмеримо малы. При этом рентабельность услуги вообще будет иметь место при достаточной массовости клиентов и их платежей. Банк больше выигрывает в вопросах престижа и "имиджа высокотехнологичного банка", чем в реальных доходах. Здесь можно провести аналогию с развитием сотовой связи. Не так давно в России эти услуги были дорогие, доступные ограниченному числу клиентов, малорентабельные, когда как сейчас эта услуги более дешевые, массовые и рентабельные. С развитием новых технологий снижается себестоимость электронных услуг, повышается их престиж, массовость, они приносят больший доход. В конечно счете остается лишь проблема привлечения клиентов.

    Считается, что внедрять Интернет-банкинг в рамках отдельно взятой кредитной организации имеет смысл лишь в рамках масштабного развития розничного бизнеса. К примеру, Компания Celent Communications разработала модель расчета эффективности применения Интернет-банкинга, предлагаемого финансовым институтам компанией Digital Insight. В результате исследований выяснилось, что внедрение Интернет-банкинга начинает быть рентабельным с порога 20 тысяч клиентов.

    Фактически, сам по себе Интернет-банкинг не может привлечь новых клиентов. Другой вопрос, что он может стать для банка хорошим подспорьем в борьбе за «чужую» клиентуру. Не секрет, что слой людей, которые пользуются услугами нескольких банков, пытаясь найти наиболее выгодные варианты, в общем количестве банковских вкладчиков достаточно велик. Соответственно, качественный Интернет-банкинг поможет удержать собственных клиентов и привлечь «посторонних».

    Здесь стоит отметить, что будущее Интернет-банкинга в России тесно связано с развитием именно розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уже после этого – интерактивность осуществления всех необходимых операций. В отношении мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц обслуживание в системе Интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и - что очень важно – недорогой сервис.

    Выстраивание полноценного дистанционного банковского обслуживания требует немалых затрат, как материальных, так и организационных. Прежде всего, банк должен четко представлять себе, какую систему Интернет-банкинга он хочет получить в конечном итоге, поскольку подходы к формированию и функционированию такого рода программно-аппаратных комплексов у банковских IT-специалистов весьма различны. Отталкиваться в выборе того или иного варианта стоит исходя из того, что у системы Интернет-банкинга есть несколько характеристик, определяющих ее эффективность. Главными из них можно назвать три – быстродействие, удобство интерфейса, многоканальность[13].

    Риски быстродействия. Если транcакция on-line будет занимать полчаса, если результат ее выполнения — пополнения счета, перевода денег — клиент увидит только на следующий день, если при переводе валюты возможность ее обналичить появится только спустя сутки, взаимодействие с Интернет-банкингом теряет всякий смысл. Поэтому быстродействию систем дистанционного банковского обслуживания разработчики уделяют особое внимание. Прежде всего оно зависит от степени интегрированности данных систем в программную «оболочку», уже используемую банком. Насколько точно будет выстроена связка между модулем Интернет-банкинга и «ядром» АБС, как будут настроены шлюзы с БД Опердня, насколько гармонично будет взаимодействовать этот модуль с картинговыми процессингами и так далее — все эти связки будут определяющими для оперативности проведения платежей on-line.

    При этом одни разработчики утверждают, что лучшее взаимодействие будет достигнуто в том случае, если банк будет использовать в Интернет-банкинге программное обеспечение того же разработчика, что и АБС. В ответ компании, специализирующиеся исключительно на разработке ПО для Интернет-банкинга, указывают на то, что свои системы они разрабатывают как полновесный и достаточно универсальный продукт, а не пристраивают нечто к уже готовой системе.

    Еще один момент, связанный с обеспечением безопасности расчетов, — то, каким образом клиент будет подтверждать свое право на проведение транcакций. Кроме традиционного пароля и логина в различных системах для этих целей используют сеансовые ключи-пароли, электронно-цифровую подпись на USB-ключе, сертификат паролей с картой переменных кодов, специальное устройство «токен» и тому подобное. Зачастую эти системы неудобны и требуют определенных временных затрат, что может оттолкнуть клиента. И таких технических тонкостей, которые в конечном итоге определят, как быстро и эффективно будет действовать система Интернет-банкинга, — множество.

    Интерфейс. Большинство физических лиц-клиентов не являются профессионалами бухгалтерского учета и банковского дела, поэтому интерфейс в Интернет-банкинге должен быть интуитивно понятен, а такая простота требует затрат. Компании-разработчики постоянно совершенствуют интерфейсы, вводят новые макросы, позволяющие не заполнять каждый раз поля платежного поручения, которое клиент оплачивает ежемесячно, автоматически выдавать реквизиты наиболее «популярных» поставщиков услуг и учреждений. Вводятся все новые фильтры для сортировки документов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.