МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль банков в становлении молодых специалистов

    Роль банков в становлении молодых специалистов

    Отдел образования администрации Центральный район

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Экономический лицей

    Секция экономики










    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    По теме:

    Роль банков в становлении молодых специалистов




    Обраменко Дарьи Валерьевны

    учащейся 11 класса Г

    МОУ ЭЛ

    Центрального района

    Руководитель:

    Гришанова Александра Вячеславовна

    учитель экономики,

    преподаватель НГУЭУ



    Новосибирск 2007г.


    Содержание


    1. Понятие кредита

    2. Необходимость вложений в развитие молодых специалистов

    3. Образовательные кредиты

    3.1 Анализ законодательства в области кредитования

    3.2 Анализ развития образовательных кредитов

    3.3 Результаты социологического опроса студентов о заинтересованности в кредитовании высшего образования

    Вывод

    Приложения

    Список литературы




    1.     Понятие кредита


    Банки – непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе соответствовала степени развитости товарно-денежных связей в экономике.

    По мере роста объемов производства и обращения роль банков во всех странах возрастала. Появлялись свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и в виде ссуд направлялись промышленным и торговым капиталистам. По мере развития товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства влияние банковского капитала все больше расширялось. К функциям банков добавлялись новые, в частности такая, как управление капиталом, приносящим проценты.

    В дополнение к традиционным задачам банков – организация денежного оборота и кредитных отношений – в их функции входят также осуществление финансирования народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки, инвестиционные операции, приобретение обязательств по поручительствам.

    Таким образом, банки – это следствие развития кредита, а кредит является фундаментом по отношению к банкам. Можно утверждать, что банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.

    Кредит – это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе или ссуде. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. Срочность, возвратность и, как правило, платность – принципиальные характеристики кредита.

    В любой стране с рыночной экономикой существует национальный рынок кредитов, или рынок ссудных капиталов. Он подразделяется на две части:

    1) денежный рынок - краткосрочные ссуды банков (до одного года). Здесь главную роль играют коммерческие банки, которые обслуживают прежде всего движение оборотного капитала, и долгосрочные ссуды, как правило, не предоставляют;

    2) рынок капиталов - среднесрочные (от одного года до трех лет) и долгосрочные (свыше трех лет) кредиты и займы. Здесь ведущую роль играют банки и другие кредитные учреждения, которые готовы предоставить средне- и долгосрочный кредит, например инновационные банки, ипотечные банки, а также рынок ценных бумаг, на котором реализуются займы. Между займами и кредитом существует определенное различие, так как займы обычно осуществляются путем выпуска и размещения облигаций, частных компаний, а также государственных ценных бумаг.

    В процессе кредитования используются различные формы кредита. В современных условиях на рынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, международный и др. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.



    2.     Необходимость вложений в развитие молодых специалистов


    Экономические успехи индустриально развитых стран, достигнутые ими во второй половине прошлого века, в большой степени связаны с признанием решающей роли человеческого фактора в производстве. Именно этим и обусловлено то, что с начала 60-х годов ХХ в. широкое распространение в США, а затем и во всем мире получила теория инвестирования в человеческий капитал.

    Чем масштабнее вложения предприятия в человеческий капитал, способствующие повышению профессионально-квалификационных характеристик работников, тем полнее этот капитал используется, тем быстрее растут объемы выпускаемой продукции. В конечном счете возрастает уровень благосостояния работников, предпринимателей и государства в целом.

    В качестве объектов инвестирования в человеческий капитал предприятия можно выделить три основные сферы:

    - образование работников (получение среднего, профессионально-технического, высшего образования, обеспечение профессиональной подготовки и повышения квалификации);

    - здоровье персонала (физическое, морально-психологическое, зависящее в значительной мере от уровня материального благосостояния и «социального самочувствия»);

    - культурно-интеллектуальный уровень кадров.

    В качестве субъектов, осуществляющих вложения (собственных, заемных или привлеченных средств), могут выступать: работодатель (предприниматель); сам работник; государственные органы, формирующие благоприятную для предприятия правовую среду; иностранные физические и юридические лица (прямые инвесторы), а также банки, страховые, посреднические и другие организации (косвенные инвесторы). Направления их инвестиционной деятельности: развитие человеческого капитала; инновационная сфера (обеспечивающая формирование и реализацию научно-технического потенциала работников); организационно-производственные условия.

    Утверждение в России рыночных отношений существенно изменило традиционную модель вовлечения молодежи в трудовую жизнь.

    Очевидно, что экономика ХХI в. будет основываться на использовании высоких технологий, а значит, потребуется качественно иная рабочая сила. Поэтому все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с государственной политикой занятости, особенно молодежной. Важно, чтобы она носила не чисто протекционистский характер, а предполагала активные опережающие действия (в том числе и со стороны населения) по формированию современной структуры рабочей силы.

    При освоении новых стандартов и высоких технологий очень важно не растерять лучшее из традиций прежнего российского научно-образовательного комплекса. Кроме того, необходимы дополнительные усилия по созданию современной системы образовательных услуг, адекватно отвечающей потребностям рынка труда в профессиональных кадрах нового типа.

    Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Например, в социальную сферу после получения профессионального обучения по социальным специальностям идут работать немногим более 10% выпускников.

    Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют.

    По мнению экспертов, молодой специалист, прошедший бесплатное (за счет государства) обучение, при устройстве в негосударственную сферу должен компенсировать расходы государства на его обучение за счет своей высокой заработной платы. В этом случае затраты на его обучение можно рассматривать как государственный кредит.

    Обеспечение кадрами приоритетных отраслей экономики также возможно на началах бюджетного обучения в вузах с дальнейшей компенсацией молодыми специалистами государственных расходов.

    Результаты опроса студентов вузов показали, что они вполне реалистично подходят к проблеме платного обучения. Абсолютное большинство респондентов оптимальным для себя вариантом компенсации платы за обучение считают форму выплаты кредита из заработной платы (в течение пяти лет работы на негосударственном предприятии) вполне приемлемой. Практически каждый пятый студент готов работать в социальной сфере своего региона в течение пяти лет при условии, что ему не придется погашать затраты на обучение.

    Таким образом, выбор вида обучения (бюджетного или контрактного) фактически должен стать проблемой самого студента. Работодатели, равно как и государство, могут принимать участие в финансировании обучения при условии заключения специальных двухсторонних договоров, обеспечивающих обеим сторонам гарантию оптимального трудоустройства.



    3.     Образовательные кредиты


    Данный раздел посвящен вопросу, который становится все более важным, в связи с переходом российской системы образования на платную основу. Образование становится товаром, за получение которого надо заплатить. Но в тоже время, оно обеспечивает финансовый доход в будущем. Таким образом, вложение денег в получение образования является своего рода инвестицией в человека. Этот принцип реализует образовательный кредит.


    3.1 Анализ законодательства в области кредитования


    Работоспособной законодательной базы по поддержке молодежи, обучающейся на платной основе, в сегодняшней России пока не создано, однако потребность в правовом регулировании системы субсидирования и кредитования платного образования была осознана законодателями еще 10 лет назад, когда профессиональное образование на коммерческой основе делало первые шаги в нашей стране.

    Впервые положение о кредитовании профессионального образования в Российской Федерации было включено в федеральный закон «Об образовании» в редакции 1996 г. (ст. 28 п. 16, ст. 42 п.7). В этом законе было введено понятие «личный государственный образовательный кредит», была определена роль государства в установлении порядка предоставления гражданам и погашения ими такого кредита. Законом было установлено, что кредиты будут предоставляться на основании Положения о личном социальном образовательном кредите, которое должно было быть разработано и утверждено Правительством Российской Федерации. Однако эта статья с момента принятия закона оказалась «неработающей»: Положение, на основании которого началось бы практическое применение этого положения закона, так и не было разработано, в результате практика государственного кредитования образования граждан РФ на сегодняшний день отсутствует.

    Вновь задача создания системы государственного образовательного кредитования и субсидирования была поставлена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в целях повышения доступности высшего образования. Одна из мер, включенная в Концепцию — «создание системы государственного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, с учетом различных форм погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства». Но и принятие Концепции существенно не изменило ситуацию: практическими мерами тезис Концепции не был подкреплен, системы государственного кредитования образования не существует и до сих пор.

    В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект закона «Об образовательных кредитах», в котором идет речь уже не об институте государственного кредитования образования, а создании системы государственной поддержки коммерческого образовательного кредитования.

    Инициаторы и разработчики законопроекта — Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков и Высшая школа экономики, а также представители Госдумы. В законопроекте нашло отражение зарубежный опыт и действующая практика образовательного кредитования в нашей стране.

    Законопроект предусматривает возможность предоставления двух видов кредитов:

    1) на образование

    2) на проживание и питание.

    Предполагается, что заемщик по образовательному кредиту будет погашать основную сумму долга и проценты только по окончании обучения. Кредиты будут долгосрочными – до 10 лет, а отсрочка в их погашении и уплате процентов – предоставляться на срок обучения (до 5 лет).

    Законопроектом предусмотрено кредитование под льготный по сравнению с рыночным процент — ставка будет на 2% ниже ставки рефинансирования Центробанка (сейчас — 12%). При этом банк-кредитор будет выдавать такие кредиты под проценты выше ставки ре финансирования на те же 2 процентных пункта. Разницу должно субсидировать государство. Сумма кредита по проекту не ограничена. Родители и работодатели студента (заемщика) могут выступать в качестве созаемщиков и являться гарантами возврата кредита.

    Предлагается также ввести норму, согласно которой возможен досрочный возврат кредита без наложения штрафных санкций.

    В ходе обсуждения законопроекта стало понятно, что принятие федерального закона об образовательном кредите потребует внесения ряда изменений в Налоговый и Гражданский кодексы РФ.

    Федеральный закон определяет порядок и условия предоставления и возврата образовательных кредитов, права, обязанности и отношения кредитных организаций, заемщиков, образовательных учреждений и уполномоченного органа государственной власти по финансовому обеспечению образовательного кредитования, а также условий участия государства в его финансовом обеспечении.


    3.2 Анализ развития образовательных кредитов


    Пока образовательное кредитование в России делает свои первые шаги, его масштабы несопоставимы ни с объемами платного образования в нашей стране, ни с потребностями национальной образовательной системы, однако обзор его нынешнего состояния, даже с учетом того, что опыт образовательного кредитования можно считать штучным, представляет несомненный интерес с учетом перспектив его развития и адаптации к условиям нашей страны.

    Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения в учебном заведении (вузе, школе и т.п.). Обычно образовательные кредиты предоставляются гражданам для оплаты ими обучения в отечественном учебном заведении (Например, данное требование - одно из условий предоставления образовательного кредита Сбербанком России).

    Согласно российскому законодательству взять образовательный кредит могут: представители учащегося – родители, усыновители, попечители и другие физические лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования, а с 14 лет и сам учащийся. Они несут солидарную ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов.

    Размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщиков, стоимостью обучения в учебном заведении, а также наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов. Для подтверждения платежеспособности заемщика банк требует финансовое обеспечение кредита или иные гарантии возврата кредита, например гарантии со стороны государства. В качестве обеспечения возврата кредита могут выступать: залог ликвидного имущества (объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, эмитированных государством и банком и др.) или поручительство.

    Как правило, за введение образовательных кредитов ратуют сторонники рыночного подхода в экономике образования. Основной принцип данного подхода - только рыночные силы, конкурентная борьба вузов за студентов могут наиболее эффективно распределить ресурсы в образовании. Государство не может знать лучше непосредственного потребителя образовательной услуги, в каком учебном заведении, по какой специальности и за сколько ему следует получать образование.

    Система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее профессиональное образование и постепенно перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение.

    Связь между материальным положением семьи и возможностью (желанием) платить за обучение своих детей носит классический характер: чем богаче семьи, тем большая их доля выбирает платное образование (табл.1).

    С одной стороны, это свидетельствует о неравном доступе к услугам образования, с другой – что около 30% семей респондентов (статистически весьма значимая величина), субъективно отнесших себя к категории бедных и очень бедны, тем не менее идут на выделение денег из скудного семейного бюджета для оплаты образования своих детей.


    Таблица 1 Материальное положение семьи и факт оплаты за обучение детей, %

    Уровень материального положения семьи

    Доля респондентов, оплачивающих обучение своих детей

    Богатая

    51,1

    Обеспеченная

    40,4

    Со средним достатком

    35,7

    Бедная

    28,9

    Очень бедная

    28,9


    По исследованиям социологов, готовность семей платить за образование детей в последние годы возрастает: с 45 % в 1998 году до 60 % в 2003 году. Однако в настоящее время лишь 25–30 % семей имеют потенциальную возможность финансировать образование своих детей из своих накоплений и текущих доходов. Нередки случаи, когда студент покидает вуз из-за невозможности продолжать оплату обучения.

    Сегодня в России на платной основе обучается почти 60% студентов вузов (в 1995г. платное образование получили 15% студентов). Доходы многих семей не позволяют оплачивать образование в ведущих учебных заведениях страны. Стоимость обучения в них в 3-5 раз превышает затраты студентов в региональных вузах. Абитуриенты, поступавшие на бюджетную основу и не добравшие в конкурсе несколько баллов, остаются "за бортом". Группы заполняются "контрактниками" - абитуриентами, обучающимися за деньги. Вузы, которые дорожат своей репутацией, заинтересованы в том, чтобы молодые талантливые люди, не добравшие пару-тройку баллов, стали их студентами. Однако количество бюджетных мест, за которые ведется жесткая борьба, строго ограничено. Эту проблему сегодня может решить инструмент образовательного кредитования, который в последнее время стал успешно развиваться.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.