МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рентабельность банковского бизнеса: оценка и управление

    Рентабельность банковского бизнеса: оценка и управление













     

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА





    "Рентабельность банковского бизнеса: оценка и управление"



    Санкт-Петербург 2008 г.


    Введение


    Рентабельность является важнейшим показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта.

    На всем протяжении этапа рыночной трансформации финансово-кредитной системы России высокий уровень данного показателя деятельности коммерческих банков обеспечивался в первую очередь благоприятной для них ситуацией на финансовых рынках.

    Доступность льготных кредитов Центрального банка, стабильное падение курса рубля на межбанковской валютной бирже, повышенная доходность государственных краткосрочных ценных бумаг гарантировали банкам уникально высокий уровень рентабельности.

    Относительная стабилизация общей экономической ситуации в период 1996–1997 гг. отразилась прежде всего на состоянии финансовых рынков, резко снизив их потенциальную доходность. Одновременно увеличивалась и степень конкурентоспособности этих рынков, ужесточались требования к их участникам. В этих условиях банковские учреждения вынуждены были обратить внимание на ранее игнорируемые резервы повышения рентабельности собственной деятельности. Одним из них является рентабельность коммерческих отделов банка, т.е. основной категории его структурных подразделений отвечающих за производство и сбыт услуг банковским клиентам.

    Определенный опыт использования финансовых методов управления рентабельностью на внутрихозяйственном уровне был накоплен в нашей стране в период плановой экономики. В середине 80-х годов, в связи с переходом большинства предприятий на режим самофинансирования, они получили широкое распространение в строительстве, промышленности и на транспорте. Однако их внедрение практически не затронуло банковскую систему, продолжавшую действовать в условиях жесткой централизации управления, опирающегося исключительно на административные методы. Показательно, что подобная ситуация сохранилась и в коммерческих банках, большинство из которых создавалось как изначально негосударственные структуры.

    На данный момент коммерческий банк способен предложить клиенту несколько сотен видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранить клиентов и оставаться рентабельным даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре. Но далеко не все банковские операции повседневно используется в практике коммерческого банковского учреждения.

    Главная задача в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные цели – добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка.

    Целью данной работы является анализ рентабельности коммерческого банка и управление рентабельностью банковского бизнеса на примере ЗАО «ЮниКредит Банк».

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

    – дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение и охарактеризовать основные области его применения;

    – рассмотреть систему показателей рентабельности коммерческого банка;

    – провести анализ рентабельности банковского бизнеса на примере ЗАО «ЮниКредит Банк».




    1. Рентабельность банка


    Рентабельность является весьма важным показателем общей работы банка.

    Весь анализ рентабельности банковской деятельности построен на тесной взаимосвязи показателей прибыльности и доходности активов, достаточности капитала, доли прибыли в доходах. Иными словами, банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и, наоборот, одинаковой рентабельности могут добиться банки с существенными различиями в доходности активов и достаточности капитала.

    Рентабельность (доходность) коммерческого банка – один из основных стоимостных показателей эффективной банковской деятельности.

    Существует межуровневое разделение управления рентабельностью коммерческого банка, которое включает в себя:

    1)       управление рентабельностью коммерческого банка в целом;

    2)       управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка;

    3)       управление рентабельностью банковского продукта.

    Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении центров ответственности – функциональных подразделений банка, ответственных за определенные направления деятельности банка, то есть за группу однородных банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним.

    Примерами подобных центров ответственности являются: управление ссудных операций, управление ценных бумаг, управление дилинговых операций, управление валютных операций, операционное управление, управление депозитных операций.

    Оценка финансового результата работы подразделений, ответственных за отдельные направления деятельности, включает несколько этапов.

    Первый этап является основным и предполагает определение бюджета подразделения, то есть сметы затрат на соответствующий период и величины доходов, полученных в этот период от создания и реализации продуктов, за которое ответственно данное подразделение.

    На втором этапе производится выявление центров прибыльности и центров затрат путем сопоставления расходов и доходов подразделений.

    На третьем этапе осуществляется определение размера дохода, передаваемого подразделением, ответственным за данное направление деятельности банка, другим функциональным подразделениям в связи с использованием привлеченных ими ресурсов.

    Наконец, на четвертом этапе оценки эффективности каждого направления деятельности банка определяется чистый финансовый результат центров прибыльности.

    К управлению прибылью коммерческого банка на микроуровне относится управление рентабельностью конкретных банковских продуктов. Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Специфика расчета эффекта от создания и реализации банком отдельных видов продуктов определяется их характером, структурой затрат на создание банковских продуктов и формой цены.

    По этим признакам банковские продукты целесообразно разделить на две группы:

    ü     к первой группе следует отнести продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов. Это могут быть, например, ссудные операции, операции с ценными бумагами;

    ü     ко второй будут относиться продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов, например расчетные услуги, предоставление гарантий, кассовые услуги.


    1.1           Анализ доходов банка


    Для проведения анализа доходов прежде всего необходима их группировка и применительно к ней разработка общих методологических подходов к анализу основных факторов формирования доходов и их главных составляющих.

    Задачи анализа доходов банка заключаются в оценке их объективности и структуры, динамики доходных составляющих, уровня доходов на единицу активов, в определении степени влияния факторов на общую величину доходов и в анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

    Основной источник доходов у банков – это проценты от кредитных, валютных операций, от оказания услуг и работы на рынке ценных бумаг. Структура доходов банка определяется спецификой его деятельности.

    При проведении анализа доходы могут быть сгруппированы по:

    – видам банковской деятельности;

    – направлениям получения дохода.

    Первая группировка доходов приведена в таблице 1.

    рентабельность показатель банк коммерческий

    Табл. 1. Анализ состава доходов коммерческого банка

    Номер

    Виды доходов по основным видам деятельности

    1.

    I. Доходы от операционной деятельности:

    2

    начисленные и полученные проценты

    3.

    полученная комиссия по услугам по корреспондентским счетам

    4.

    возмещение клиентами расходов

    5.

    доходы от валютных операций

    6.

    II. Доходы от «небанковских» операций:

    7.

    доходы от участия в деятельности банков, предприятий, организаций

    8.

    плата за оказанные услуги

    9.

    прочие доходы

    10.

    штрафы полученные

    11.

    проценты и комиссия прошлых лет

    12.

    прибыль хозрасчетных операций банка

    13.

    Прочие доходы


    При анализе банковских доходов определяется удельный вес доходов, полученных от банковских и «околобанковских» операций, удельный вес каждого вида доходов в их общей сумме. В условиях инфляции возможность роста доходов банка за счет предоставленных кредитов уменьшается, поэтому банк должен активнее находить прочие источники получения дохода за счет оказания комплекса платных услуг и прочих нетрадиционных операций.

    Вторым подходом к анализу структуры доходов является изучение их разделения на процентные и непроцентные. Такая группировка доходов приведена в таблице 2.


    Табл. 2. Анализ состава и структуры доходов коммерческого банка

    Номер

    Виды доходов по основным направлениям деятельности банка

    1

    Проценты, полученные за предоставленные кредиты

    2

    Доходы, полученные от операций с ценными бумагами

    3

    Доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями

    4

    Дивиденды полученные

    5

    Доходы по организациям банков

    6

    Штрафы, пени, неустойки полученные

    7

    Другие доходы


    ИТОГО


    Наиболее важными для банка являются процентные доходы. Процентные доходы банки получают от:

    §     размещения средств в виде кредитов и депозитов на счетах в других банках;

    §     ссуд, предоставленных другим клиентам;

    §     аренды клиентами основных средств с правом последующего выкупа;

    §     других источников.

    Процентный доход находится в зависимости от объема и структуры активов, приносящих доход. В процессе анализа необходимо сопоставить темпы роста этих активов с темпами роста дохода, полученного от их использования.

    Рост процентных доходов происходит за счет влияния двух факторов: роста средних остатков по выданным кредитам и роста среднего уровня взимаемой процентной ставки за кредит.

    На этапе качественного анализа необходимо выяснить причины, вызывающие изменения указанных факторов.

    Следующий этап анализа процентных доходов состоит в исследовании их структуры. Все начисленные и полученные проценты разбиваются по срокам предоставляемых ссуд, выделяются межбанковские кредиты. Далее рассчитывается удельный вес каждой группы в общем итоге, проводится сравнение с аналогичными показателями предшествующего периода и рассчитываются темпы роста данных величин. Из анализа делаются выводы.

    Рост поступлений процентов по краткосрочным ссудам по сравнению с долгосрочными в условиях инфляции нужно расценивать положительно, поскольку только краткосрочные и сверхкраткосрочные вложения могут оказаться эффективными и опередить скорость обесценения рубля.

    С точки зрения перспективы экономического развития банкам нельзя полностью отказаться от долгосрочных ссуд, которые в наибольшей степени подвержены инфляции. Участие банка в долгосрочных проектах может в будущем принести значительные доходы, что окупит сегодняшние потери.

    Удельный вес поступлений по просроченным ссудам в общем объеме процентных доходов не должен превышать 2–3%. В противном случае это сигнал о неудовлетворительном состоянии кредитного портфеля банка и возможной угрозе его ликвидности.

    Рост доходов от межбанковских кредитов говорит о специализации банка на межбанковских операциях. Межбанковские ссуды – стабильный источник поступления процентов, но менее доходный.

    Изложенная выше последовательность анализа процентных доходов может быть представлена на схеме (рис 1).

     




















    Рис. 1. Последовательность анализа процентных доходов


    Банки наряду с процентными доходами получают и непроцентные доходы.

    Анализируя непроцентные доходы, следует прежде всего определить их объем и структуру, выявить наиболее прибыльные виды оказываемых банком услуг.

    В завершении рассмотрения методов анализа доходов коммерческого банка отметим, что для его проведения в банках имеется соответствующая информационная база, однако такой анализ, как показывает практика, осуществляется не систематически, а потому и недостаточно используются результаты анализа доходов.

    Таким образом, анализ доходов банка целесообразно проводить в следующей последовательности.

    1. Анализ доходов должен предшествовать анализу прибыли, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли. Аналитическая оценка доходов осуществляется по объему и структуре. В анализе используется две группировки доходов.

    2. Анализ процентных доходов осуществляется в целом и обязательно по факторам их изменения и причинам изменения факторов.

    3. Анализ целесообразно проводить с точки зрения их структуры.

    4. Анализ непроцентных доходов следует проводить путем определения их объема, структуры, выявления наиболее выгодных услуг.


    1.2           Анализ расходов банка


    Расходы коммерческого банка наряду с доходами являются вторым компонентом формирования прибыли, поэтому являются объектом тщательного анализа. Все расходы подразделяются на процентные и непроцентные – таблица 3.


    Табл. 3. Группировка расходов банка

    Номер

    Наименование расходов

    1

    Расходы – всего

    2

    Операционные расходы:

    3

    уплаченные проценты

    4

    уплаченная комиссия

    5

    расходы по валютным операциям

    6

    почтовые, телеграфные расходы клиентов

    7

    Расходы по обеспечению функциональной деятельности банка:

    8

    заработная плата и другие расходы по содержанию штата

    9

    чистые хозяйственные расходы

    10

    амортизационные отчисления

    11

    оплата услуг

    12

    Прочие расходы банка:

    13

    штрафы уплаченные

    14

    проценты и комиссия прошлых лет

    15

    прочие расходы


    Процентные расходы включают затраты по привлечению средств банков в депозиты, средств других клиентов в займы и депозиты; по выпуску долговых ценных бумаг, арендной плате, а также другие расходы аналогичного характера.

    Непроцентные расходы в банках включают комиссионные расходы; расходы по оплате труда; эксплуатационные расходы; расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями; курсовые разницы, другие текущие расходы.

    Непроцентные (операционные) расходы являются относительно постоянными и управляемыми. Они легче поддаются анализу и контролю по сравнению с другими расходами банка.

    Анализ расходных статей проводится аналогично методологии анализа доходных статей.

    Процентные расходы занимают значительную долю в суммарных расходах банка. Некоторые причины, вызывающие рост процентных расходов, носят объективный характер и не зависят от банка. Однако существуют факторы, которые банк может устранить и тем самым уменьшить процентные расходы, что сразу отразится на росте прибыли банка. Процентные расходы зависит от двух факторов: средних остатков по оплачиваемым депозитам и средней процентной ставки по депозитам.

    После выявления, какой из двух факторов в наибольшей степени повлиял на изменение суммарных процентных расходов, необходимо проанализировать влияние факторов.

    Методические подходы к анализу расходов на выполнение банковских операций следующие:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.