МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка

    Сравнительная характеристика рассмотренных методик приведена в таблице 3.1.


    3.3 Основные методики оценки расходов коммерческих банков

    Методика, разработанная Пановой Г.С.

    Валовые расходы банка можно разделить на процентные и непроцентные.

    Процентные расходы составляют:

    ·                   начисленные и уплаченные проценты в рублях:

    ·                   начисленные и уплаченные проценты в валюте.

    К непроцентным расходам относятся:

    ·                   операционные расходы:

    Ø    уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;

    Ø    расходы по операциям с ценными бумагами;

    Ø    расходы по операциям на валютном рынке;

    Ø    расходы на функционирование банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы);

    Ø    прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).

    Наиболее крупными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы:

    ·                   по выплате процентов по текущим и срочным вкладам;

    ·                   связанных с выплатой комиссионных другим банкам и прочим финансово-кредитным учреждениям за предоставленные услуги;

    ·                   по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования;

    ·                   на заработную плату персонала;

    ·                   на создание специальных резервов.

    В последние годы наблюдается рост удельного веса расходов на выплату процентов по вкладам клиентов. Это объясняется, во-первых, повышением уровня процентных ставок по депозитам в результате усиления конкурентной борьбы и, во-вторых, увеличением удельного веса депозитных счетов в общей сумме привлеченных средств.

    Банки, выполняющие международные расчетные операции, уплачивают комиссионные банку, исполняющему поручения не совершение операций (аккредитивных, инкассовых и др.). Но конечным плательщиком выступает клиент банка, по поручению которого совершена операция. Банк в полном объеме списывает с его счета уплаченную им комиссию. Расходы банка на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования. оплату персонала и социальные пособия носят относительно постоянный характер. Их удельный вес в общей сумме расходов банка весьма незначительный.

    Определенная часть денежных средств банка расходуется на создание резервов. Остальные расходы в счете прибылей и убытков банка показываются по статье «Прочие операционные расходы». Это взносы, расходы на рекламу, инвентарь и материалы, на оплату услуг аудиторских фирм, судебные и транспортные издержки, а также некоторые виды налогов.

    Рост операционных расходов не только отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшении менеджмента. Особое внимание заслуживает анализ двух групп статей: расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (особенно административно-хозяйственные) и расходы, связанные с повышением рискованности банковской деятельности (создание обязательных прочих страховых резервов).

    В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамики абсолютные и относительные величины расходов (в целом по группам расходов), но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.

    Сокращению расходов банка будут способствовать:

    ·        улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов (например, межбанковских кредитов);

    ·        оптимальное сокращение непроцентных расходов.


    Методика, разработанная специалистами Финансовой академии при Правительстве РФ

    Рассматриваемой методикой выделяются следующие расходы банка: налоги, относимые на себестоимость банковских операций, процентный расход, связанный с привлечением ресурсов, уплата комиссий за услуги, расходы по валютным операциям (покупка валюты переоценка валютных средств, отрицательные курсовые разницы), амортизационные отчисления, износ МБП и нематериальных активов, расходы почтовые и телеграфные, по аренде, на рекламу, на инкассацию, оплата услуг ВЦ, расходы канцелярские, а также накопительного характера, связанные с улучшением банковских услуг, обслуживанием банковского процесса, обеспечением условий труда, зарплата, премии и другие денежные выплаты работникам банка, оплата отпусков, обязательные отчисления в различные социальные фонды, расходы по содержанию и эксплуатации зданий, на охрану, представительские, командировочные и т.д.

    Основными направлениями анализа расходов являются:

    ·                    оценка уровня всех и отдельных видов расходов и их динамики;

    ·                    структурный анализ расходов;

    ·                    оценка общего уровня расходов.

    О размерах всех и отдельных видов расходов нельзя судить только по их абсолютной величине и ее темпах роста. Дело в том, что по мере роста банка, увеличение его активов, закономерно растет и абсолютная величина активов. Поэтому для оценки закономерностей изменения отдельных видов расходов используется относительный показатель: все или отдельные виды расходов за период активы На основе его динамики можно судить о росте или снижении определенных расходов, правомерности этих изменений. Данные анализа также рекомендуется занести в таблицу (см. таб. 3.2.).


    Таблица 3.2 Анализ динамики расходов банка

    Виды расходов

    Относительная величина на рубль активов, %


    Предыдущий период

    Отчетный период

    Операционные и прочие расходы - всего



    в том числе:



    проценты уплаченные



    налоги



    уплаченная комиссия за услуги других банков и клиентов



    амортизационные отчисления



    расходы по операциям с ценными бумагами и на валютном рынке



    прочие расходы



    Расходы на содержание аппарата управления



    в том числе:



    оплата труда



    командировочные расходы



    прочие расходы




    Структурный анализ расходов производится с целью выявления основных видов расходов, динамика которых и причины роста подлежат особенно тщательному анализу. Кроме того, структурный анализ делается для качественной оценки расходов. Расходы делятся, как указано в методике Пановой Г.С. на процентные и беспроцентные, и кроме того, на стабильные и нестабильные, операционные и прочие. Такая группировка необходима для выявления основных факторов роста затрат и возможности воздействия на их сокращение.

    Методика, разработанная Батраковой Л.Г.

    Анализ расходов Автором данной методики приводятся два подхода к определению расходов банка:

    1. Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы. (см. методику Пановой Г.С.)

    2. Расходы всего = Операционные расходы + Расходы по обеспечению функционирования банка + Прочие расходы.

    В общем виде расходы состоят из следующих основных слагаемых, так же как в предыдущих методиках:

    ·                   операционные расходы (Р1) - уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов;

    ·                   расходы по обеспечению функциональной деятельности банка (Р2) - зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.

    ·                   прочие расходы банка (Р3) - уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет и др.

    При анализе банковских расходов определяющую роль и место каждой группы расходов в общей сумме. Например, доля операционных расходов: Операционные расходы / Суммарные расходы, доля штрафов (пени и неустойки) в общей сумме расходов, доля расходов по уплаченным процентам за кредитные ресурсы, полученные из других банков: Сумма процентов, уплаченных банком / Суммарные расходы.

    Динамика расходных статей анализируется по сравнению с предыдущими периодами или плановыми показателями. При этом увеличение доли прочих расходов банка свидетельствует об ухудшении управления банковскими операциями.

    Значительное место в анализе расходов занимают показатели, характеризующие разные виды расходов на 1 руб. средних остатков по активным операциям:

    1. Расходы по содержанию персонала / Средние остатки по активам

    2. Хозяйственные расходы банка / Средние остатки по активам

    3. Прочие расходы / Средние остатки по активам.

    Данные соотношения показывают, насколько прибыльно осуществляются операции банка. При этом полученные результаты сравниваются с данными других банков. Показатель: Проценты полученные / Средние остатки по активам, приносящим доход, характеризует соотношение расходов «работающих» активов.

    Показателем эффективности деятельности банка служит себестоимость банковских продуктов. Ее исчислении необходимо для изучения возможностей банка. Себестоимость банковских активных операций может быть охарактеризована средней суммой расходов на обслуживание одного клиента.

    Подводя итог, следует отметить, что сокращению суммарных расходов банка способствуют:

    ·                   оптимизация структуры ресурсной базы;

    ·                   уменьшение непроцентных расходов.

    Проведенный анализ теоретических и практических аспектов анализа доходов и расходов банка позволяет сделать следующие заключительные выводы:

    1. Существует большое многообразие методик анализа, как расходов, так и доходов банка. Все они имеют ряд положительных и отрицательных характеристик. Мы остановились на расходных статьях.

    2. Отсутствие проработанной государственной методики анализа доходов и расходов банка затрудняет анализ указанных составляющих, что оказывает негативное воздействие как на политику самих банков, так и пользователей банковскими услугами.

    3. Анализ приведенных методик позволяет указать следующие их преимущества: простоту в работе, доступность информации, легкость подсчета; и следующие недостатки: невозможность составления рейтинговых таблиц с целью сравнительного анализа, ограниченность характеристик.


    4. Классификационные группы кредитных организаций России

    4.1 Общие положения

    1.1 В целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из двух классификационных групп:

    I категория. Финансово стабильные кредитные организации.

    Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности.

    Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

    II категория. Проблемные кредитные организации.

    Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности.

    Группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

    Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения, базирующегося на критериях и подходах, определенных настоящим Указанием, и основанного на данных:

    - оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (ф. 101).

    Примечание. Здесь и далее по тексту настоящего Указания номера форм отчетности кредитных организаций приведены в соответствии с Указанием Банка России от 24.10.97 № 7-У “О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Указание Банка России № 7-У);

    - расчета собственных средств (капитала) кредитной организации (ф. 134);

    - фактических значений обязательных нормативов деятельности кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 1.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков” (с изменениями и дополнениями);

    - расчета резерва на возможные потери по ссудам (ф. 115);

    - отчета об открытой валютной позиции (ф. 634);

    - отчета о кредитных организациях, не удовлетворяющих требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не исполняющих обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах (ф. 351).

    Примечание. Вместо формы 351 по усмотрению территориального учреждения Банка России может использоваться форма 350 “Отчет о наличии в кредитной организации неудовлетворенных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации” или форма 314 “Отчет территориальных учреждений по картотекам к внебалансовым счетам № 90903 “Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации” и № 90904 “Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на счетах кредитной организации”;

    - отчета о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России (ф. 304);

    - другой отчетности кредитных организаций, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 № 7-У и используемой в рамках надзора;

    - другой информации, характеризующей текущее или перспективное финансовое состояние кредитной организации либо уровень управления кредитной организацией, включая результаты инспекционных и аудиторских проверок, в том числе о:

    1) соблюдении норм законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

    2) состоянии систем управления рисками и внутреннего контроля кредитной организации;

    3) соблюдении кредитной организацией установленного Банком России порядка обязательного резервирования;

    4) достоверности учета и отчетности;

    5) общей степени открытости кредитной организации надзорному органу, а также доступности информации о ее деятельности клиентам и иным заинтересованным лицам (в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов Банка России);

    6) выполнении в установленный срок предусмотренных в предписаниях территориального учреждения Банка России требований и(или) взятых на себя кредитной организацией обязательств по приведению деятельности в соответствие с действующими нормами, в период до истечения срока - информации о реальности мер, предпринимаемых кредитной организацией по устранению недостатков, указанных в предписании территориального учреждения Банка России;

    7) деятельности филиалов.

    1.3. Классификация кредитных организаций производится территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими непосредственный надзор за кредитными организациями, по состоянию на первое число каждого месяца. Отнесение кредитной организации к соответствующей категории и группе должно отражать содержательное представление территориального учреждения Банка России о состоянии кредитной организации с учетом тенденций ее развития. При получении существенной информации, которая является достаточной для отнесения кредитной организации к проблемной или для ухудшения группы проблемности в течение месяца, территориальное учреждение Банка России незамедлительно принимает соответствующее решение о реклассификации кредитной организации и обеспечивает осуществление действий, предусмотренных нормативными документами Банка России в отношении кредитных организаций, имеющих признаки финансовой неустойчивости.

    1.4. При принятии решения об отнесении кредитной организации к соответствующей категории и группе территориальное учреждение Банка России должно руководствоваться положениями п. 2 настоящего Указания исходя из установленных Банком России норм. В ситуациях, которые не определены требованиями настоящего Указания, а также в ситуациях, когда номинальное применение критериев, предусмотренных настоящим Указанием, дает содержательно неточный результат, территориальное учреждение Банка России вправе принять решение об отнесении кредитной организации к иной категории и(или) классификационной группе, чем это вытекает из параметров, изложенных в п. 2 настоящего Указания. Мотивированное обоснование решения об улучшении либо ухудшении категории (классификационной группы) должно быть представлено в Банк России.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.