Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня
- направить соответствующие запросы в надзорные органы стран об их
намерении и условиях по переходу на Базель II;
- рассмотреть целесообразность использования отечественными банками
метода централизованных рейтингов.
Кроме того, будет продолжена работа по повышению требований к
деятельности банков, дальнейшему совершенствованию системы управления рисками в
банках второго уровня с учетом международной практики.
5) Взаимодействие с надзорными органами иностранных государств для обмена
надзорной информацией.
В рамках мер по совершенствованию банковского законодательства с учетом
международных стандартов, особенно в части осуществления перехода банковской
системы Казахстана на Базель II предполагается ускорить работу по заключению
меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными
органами стран финансовые организации, которых имеют дочерние финансовые
организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со
странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации
Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами
родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США,
Нидерланды, Великобритания), в применении родительскими банками положений
Базеля II, в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных
стран в области технического сотрудничества.
6) Совершенствование развития системы обязательного гарантирования
депозитов.
В целях соответствия казахстанской системы гарантирования депозитов
(далее - Система) лучшей международной практике необходимо осуществление
следующих основных мер: дальнейшее совершенствование Системы с учетом лучшего
мирового опыта и рекомендаций Международной ассоциации систем страхования
депозитов (IABI); внедрение с 2007 года системы дифференцированных ставок
обязательных календарных взносов для банков-участников Системы; участие в
разработке нормативной правовой базы по вопросам проведения операций по
одновременной передаче части обязательств и имущества принудительно
ликвидируемого банка другому (другим) банку (банкам).
Будет изучена возможность использования альтернативных путей фондирования
Системы, в случае дефицита денежных средств для выплаты возмещения вкладчикам
ликвидируемого банка в виде перестрахования рисков за рубежом, либо
использования кредитных деривативов.
7) Повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского
сектора страны.
Принимая во внимание принятые в текущем году косвенные меры по
ограничению внешних заимствований банков, основанные на изучении международной
практики с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в
перспективе, в рамках складывающейся ситуации, экономической целесообразности и
влияния указанных мер на объемы внешнего заимствования банковского сектора, при
необходимости, возможен пересмотр отдельных нормативов и лимитов в данном
направлении в рамках совершенствования пруденциального регулирования
деятельности банков.
8) Совершенствование финансовой статистики.
Отсутствие статистики долгосрочного кредитования финансовым сектором
экономики не позволяет произвести должную оценку инвестиционного кредитования
банковской системой создания и модернизации основных средств промышленности,
что, в свою очередь, требует принятия соответствующих мер в данном направлении.
Таким образом, основные меры в банковском секторе будут направлены на
либерализацию доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок,
повышение эффективности управления ростом внешнего заимствования банковского
сектора и оценки его влияния на качество активов банков, содействие снижению
возможного негативного влияния дестабилизации рынка недвижимости на качество
активов банковского сектора, а также повышение уровня прозрачности деятельности
отечественных банков.
На основе теоретического и практического рассмотрения вопросов,
касающихся регулирования и надзора деятельности банков второго уровня в
Республике Казахстан, нами сделаны следующие выводы и предложения.
1) Необходимость банковского регулирования и надзора
обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе,
предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов,
возможностью понять глубину и
установить причину проблем в том или ином банке. Государственное регулирование
и надзор за банковской деятельностью направлено на повышение стабильности
банковской системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению
нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг.
Предпринимаемые Национальным Банком
меры по регулированию деятельности банков второго уровня способствуют
стабилизации банковского сектора и устойчивости финансовой системы в целом. Деятельность Национального Банка и АФН
направлена на решение задач, обозначенных в соответствующих программных
документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение роста и
поддержания высокого качества финансовых услуг, а также прозрачность и
стабильность финансового рынка.
2) В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам
банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств. В этой связи Агентством
ежегодно предпринимаются пруденциальные меры, направленные на снижение
краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности
банковского сектора.
Так ограниченные меры воздействия в 2006 году применены к 20 банкам по 91
факту нарушений банковского законодательства, в том числе затребованы
письма-обязательства в 13 случаях, вынесены письменные предписания в 44
случаях, предупреждения в 9 случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции
в виде наложения штрафов были применены в 23 случаях, а также у АО "Валют-Транзит
Банк" отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским
законодательством в национальной и иностранной валюте.
В январе 2008 года в Агентство поступило 77 обращений физических и
юридических лиц, а также других государственных органов. Из общего числа
поступивших обращений 50,65% писем затрагивали вопросы деятельности банков
второго уровня, 5,19% - по деятельности субъектов рынка ценных бумаг, 10,39%
писем - по вопросам деятельности страховых организаций, 33,77% - относительно
деятельности накопительных пенсионных фондов.
3) В результате вышеприведенных мер,
предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается
снижение роста кредитования, что оказывает "охлаждающий" эффект на "перегрев"
данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год
составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских
кредитов вырос в 1,6 раза.
В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также
улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных,
юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в
отношении банков, что и представляет собой консервацию.
Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3
последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного
капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О банках
и банковской деятельности в Республике Казахстан" и осуществляется за счет
средств самого банка.
Регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены
на достижение цели , поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет
вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим
также тесно связаны вопросы стратегического характера , такие как вхождение
Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений,
таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования
отечественного финансового рынка с учетом международной практики.
4) Существующие проблемы и возникновение дополнительных рисков в
финансовом секторе Республики Казахстан будут решаться в рамках новых инициатив
Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций. Этому будет способствовать реализация Концепции
развития финансового сектора на 2007-2011 годы, определяющей основные
приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к
государственному регулированию отдельных его секторов.
Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет
дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация
банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в
управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня
развития банковской системы. Вопрос либерализации банковского сектора
рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.
В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики
Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а
также создания равных условий их деятельности на территории Республики
Казахстан.
В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан
и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии
по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает
раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне
контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых
с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.
Непрерывный рост экономики, благоприятный инвестиционный климат в стране,
устойчивое развитие банковского сектора в последние годы способствовали
укреплению доверия со стороны международных кредиторов и, как следствие,
активному притоку внешних заимствований, что, в свою очередь, может привести к
усилению зависимости банковского сектора от заимствований из-за рубежа.
Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению
степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску,
негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных
обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску
ликвидности.
Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние заимствования
привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в
случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных
соглашений, банки могут быть неспособны, ответить своевременно по своим
обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного
банка, так и всей банковской системы республики.
В целях ограничения внешних заимствований банков в текущем году были
приняты соответствующие косвенные меры пруденциального характера.
Несмотря на предпринимаемые шаги по совершенствованию отечественной
банковской системы необходимо продолжить работу в данном направлении.
В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая
предстоящее вступление Казахстана в ВТО, согласно Концепции предполагается
провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с
учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа
иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по
совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом
действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков),
снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки,
потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию
финансовой статистики.
Таким образом, за время реформирования банковского сектора республики, уровень
конкурентоспособности и потенциал отечественных банков заметно возрос, что,
позволяет говорить об их способности конкурировать с иностранными банками в
случае их прихода на финансовый рынок Казахстана.
1.
Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Рост
благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики".
Астана. 6 февраля 2008г
2.
Банковское дело (Настольная книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной
ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007.
3.
Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2003
4.
Конакбаев А.Г.Банковское дело. Учебное пособие. – Караганда, 2007. – 223
с.
5.
Банковское дело (Настольная книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной
ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007. – 382 Калиева Г.Т.,
Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости:
Автореферат. – Алматы: 2006
6.
Закон Республики Казахстан от 04.07.2003
N 474-2 "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и
финансовых организаций"
7.
Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан",
от 31.08.1995 г. № 2444.
8.
Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании и
надзоре финансового рынка и финансовых организаций" от 4 июля 2003 года №
474(по состоянию на 10.06.2006 года)
9.
Татибекова М. Н. Осуществление АФН надзорных функций в области
ликвидации финансовых организаций./Публикация / www.afn.kz
10.
Татибекова М. Н. Последствия лишения Агентством Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций лицензии у
финансовых организаций /Публикация / www.afn.kz
11.
Ажиметов Н.Н. Порядок проведения консервации банков второго
уровня./Публикация / www.afn.kz
12.
Стартовала процедура ликвидации // Казахстанская правда № 38 от
13.03.2007
13.
Разъяснения Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций о ситуации с АО "Валют-Транзит
Банк" ./Публикация / www.afn.kz
14.
Правила принудительной ликвидации банков в Республике Казахстан,
утверждены постановлением Правления Агентства от 25.02.06 г. № 40
15.
Сборник тематических материалов. По материалам XII-XIII заседаний Совета
руководителей центральных (национальных) банков государств-участников ЕврАзЭС
16.
Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года №
44 Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных
нормативов для банковских конгломератов, а также форм и сроков представления
отчетности об их выполнении (с изменениями и дополнениями от 12.08.2006 г.)
17.
Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. "Стратегия
вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира".
Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Астана 1 марта 2006г.
// Индустриальная Караганда. – 2006 г. – 2 марта.
18.
Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан" от
24.12.1996 г. № 15-1.
19.
Отчет Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год, Алматы, 2007
20.
ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля
2008 года
21.
Показатели финансового сектора за 2007 год /Публикация/ www.afn.kz
22.
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011
годы
23.
Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал "Вестник КазНУ". Серия
экономическая. №4(26). 2006г.
24.
Крымова В., "Экономическая теория". Алматы 2002г.
25.
Лаврушина О.И., "Деньги, кредит, банки". Издание второе,
Москва 2000г.
26.
Маркова О. М., Сахаров В. И., Коммерческие банки и их операции. – М.,
Банки и биржи – Юнити, 1995г.
27.
Миркин Я. М., Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996г.
28.
Поляков В. П., Москвина Л. А. Основы денежного обращения и кредита. –
М., Инфра-М, 1995г.
29.
Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2006
30.
Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их
устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г.
31.
Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты //
Экономика Казахстана, 2007
32.
Пресс-релиз № 3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций
на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций
33.
Пресс-релиз № 9 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций
на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций
34. Отчёт Агентства
Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций за 2006 год. - Алматы, 2007
35.
Аннотация к проведенному стресс тестированию на предмет возникновения
нестандартных ситуаций, таких как девальвация тенге, увеличение ставок
вознаграждения по обязательствам перед нерезидентами РК, снижение цен на
недвижимость и ухудшение качества активов на 01.09.2007 г.
36. Бондарь Т.
"Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской
системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал
"Финансист", №10 (2006)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|