МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие системы страхования автотранспортных средств в РК

    В Законе Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года за №126–2» с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2006 г. определено, что деятельность страховой организации на территории Республики Казахстан осуществляется на основании лицензии по отрасли «страхование жизни» или лицензии по отрасли «общее страхование» в пределах соответствующих классов страхования, указанных в лицензии.

    На сегодняшний день по данным Агентства по финансовому надзору и регулированию финансового рынка в Казахстане зарегистрированы, имеют лицензию и работают 8 компаний по страхованию жизни (таблица 1):


    Таблица 1. Компании Республики Казахстан по страхованию жизни

    N п-п

    Компания

    Уставный капитал, тыс. тенге

    1

    БТА Жизнь

    450 000

    2

    Чешская Страховая Компания Казахстан – страхование жизни

    1 000 000

    3

    Alliance – страхование жизни

    1 000 000

    4

    Казкоммерц-life

    1 090 000

    5

    Халык-life

    950 000

    6

    Астана-финанс

    800 000

    7

    Государственная аннуитетная компания

    936 200

    8

    Валют-Транзит-life (не имеет права заключать новые договора, но пока не выполнит обязательства по заключенным договорам – будет существовать)

    700 000


    Сейчас стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Одним из требований вступления является интегрирование страхового рынка Республики Казахстан с международным страховым рынком. Интегрирование может происходить только при соответствии законов, регулирующих страховой рынок Казахстана, международному законодательству.

    Законодательство Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 18.12.2000 №127–2 «О страховой деятельности» с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2006 г. и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, к которым относятся:

    1)       Постановление Правления АФН от 25 марта 2006 года №87 Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов;

    2)       Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы.

    7 мая 2007 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по обязательным видам страхования». Данный Закон является третьим законом из блока законов, разработка которых была предусмотрена Программой развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года №729.

    Основными целями Закона являются повышение уровня страховой защиты населения и предпринимателей, улучшение эффективности обязательного страхования, упорядочение системы обязательного страхования, повышение страховой культуры и доверия населения к страхованию.

    Обязательное страхование является одним из эффективных рыночных механизмов повышения уровня социальной защиты населения, который позволяет существенным образом снизить нагрузку бюджета на социальные нужды. В настоящее время система обязательного страхования включает в себя 10 видов обязательного страхования, виды, порядок и условия которых регулируются соответствующими законодательными актами Республики Казахстан.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последний период было принято несколько основополагающих законодательных актов в страховой системе, соответствующих современным условиям Казахстана в экономической, социальной и финансовой сферах.

    Надежность страховой компании регулируется Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18.12.2000 №127–2, Национальный Банк Республики Казахстан является полноправным членом Международной Ассоциации органов страхового надзора (IAIS), т.е. Нацбанк законодательно регулирует страховой сектор, также предусмотрен жесткий контроль страховых компаний со стороны Агентства по финансовому надзору. Также надежность стрховой компании обеспечивается покрытием риска своих обязательств у другого поставщикам, согласно статьи 824 Гражданского Кодекса РК страховая компания обеспечивает покрытие риска исполнения своих обязательств у другого страховщика, например, для «БТА Жизнь» и «Alliance – страхование жизни» – это Мюнхенское перестраховочное общество «Munich Re», рейтинг финансовой силы и надежности по Standart's & Poors A+.

     

    1.2 Отраслевая классификация страхования в Республике Казахстан


    Страхование охватывает различных объектов и субъектов страховых отношений, формы организации деятельности в силу определений правовых норм и сложившейся практики. Для упорядочения разнообразных отношений и явлений, в отношении которых организуется страховая защита, и создания единой и взаимосвязанной системы необходимой становится классификация страхования /4/.

    Отраслевая классификация страхования – это выделение групп разнообразных видов страхования, объединённых по признаку укрупненного объекта страхования.

    Согласно статьи 6 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. №126-II «О страховой деятельности», для организации и осуществления государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности страхование подразделяется на отрасли, классы и виды.

    Страховая деятельность разделяется на отдельные отрасли, которые формируются по принципу однородности рисков /10, с. 14/.

    Как уже было рассмотрено выше, на рисунке 6, по видам риска страховая деятельность страховой организации в Республике Казахстан осуществляется по отрасли «страхование жизни» и отрасли «общее страхование».

    Отрасль «страхование жизни» включает следующие классы в добровольной форме страхования:

    1) страхование жизни;

    2) аннуитетное страхование.

    Страхование жизни представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в случаях смерти застрахованного или дожития им до окончания срока страхования, или определенного договором страхования возраста /1/.

    Аннуитетное страхование представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление периодических страховых выплат в виде пенсии или ренты в случаях достижения застрахованным определенного возраста, утраты трудоспособности (по возрасту, по инвалидности, по болезни), смерти кормильца, безработицы или иных случаях, приводящих к снижению или потере застрахованным личных доходов.

    Отрасль «общее страхование» подразделяется по следующим критериям:

    1) по степени обязательности – добровольное и обязательное;

    2) по объекту страхования – личное и имущественное;

    3) по основаниям осуществления страховой выплаты – накопительное и ненакопительное.

    Рассмотрим классификацию отрасли «общее страхование» по критерию степени обязательности:

    1) Добровольное:

    – страхование от несчастного случая и болезней;

    – медицинское страхование;

    – страхование автомобильного транспорта;

    – страхование железнодорожного транспорта;

    – страхование воздушного транспорта;

    – страхование водного транспорта;

    – страхование грузов;

    – страхование имущества, за исключением вышеперечисленных классов в пунктах 3 – 7 настоящего перечня;

    – страхование предпринимательского риска;

    2) Обязательное:

    – страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта;

    – страхование гражданско-правовой ответственности владельцев железнодорожного транспорта;

    – страхование гражданско-правовой ответственности владельцев воздушного транспорта;

    – страхование гражданско-правовой ответственности владельцев водного транспорта;

    – страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика;

    – страхование гражданско-правовой ответственности по договору;

    – страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, за исключением классов, указанных в подпунктах 3–7 настоящего перечня.

    Содержание каждого класса в добровольной и обязательной формам страхования и дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Агентства по финансовому надзору.

    На рисунках 7 и 8 представлен удельный вес классов страхования по отраслям «общее страхование» и «страхование жизни» в 2008 году.


    Рисунок 7. Распределение страховых премий по отрасли «страхование жизни»


    В отрасли страхование жизни значительно увеличилась доля анниутетного страхования, что связано с введением обязательного страхования работодателя за причинение вреда работнику.


    Рисунок 8. Распределение страховых премий по отрасли «общее страхование»


    Развитию общего страхования в основном способствовали высокие темпы роста премий по страхованию от финансовых убытков, страхованию имущества и ГПО.

    Обязательные виды страхования в Казахстане охватывают достаточно широкий круг страхователей, в особенности обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, и соответственно доступность страховых услуг должна быть обеспечена страховыми организациями. Из чего следует, что данный вид страхования характеризуется большими административными затратами (комиссионное вознаграждение страховым агентам, создание филиальной сети, реклама, участие в базе данных и создание страхового омбудсмана).

    По объекту страхование может классифицироваться на личное и имущественное (рисунок 9).


     













    Рисунок 9 – Классификация видов страхования по объекту страхования


    Цель имущественного страхования – возмещение ущерба. Принцип возмещения ущерба состоит в том, что страхователь после наступления страхового случая должен быть поставлен в такое же финансовое положение, в котором он находился непосредственно перед ним.

    Представленные на рисунке 8 классы страхования раскрываются следующим образом в Законе Республики Казахстан «О страховой деятельности»:

    1)     Страхование от несчастного случая и болезней представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного в случаях смерти, утраты (полной или частичной) трудоспособности (общей или профессиональной) или иного причинения вреда здоровью застрахованного в результате несчастного случая или болезни.

    2)     Медицинское страхование представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

    3)     Страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением средством транспорта, вследствие его повреждения или уничтожения, включая угон или кражу.

    4)     Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие его повреждения или уничтожения, включая пропажу, независимо от способа транспортировки груза.

    5)     Страхование имущества представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением имуществом, вследствие его повреждения или уничтожения.

    6)     Страхование предпринимательского риска представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 810 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

    Одним из наиболее востребованных классов страхования выступает страхование ответственности. Страхование ответственности, как самостоятельная отрасль страхового дела, появилась с установлением в законодательстве капиталистических стран института общей гражданской ответственности.

    Эти нововведения знаменовали собой существенные перемены в правосознании, в особенности, в части понимания юридической ответственности, вызванные социальными сдвигами под влиянием промышленной революции XIX в.: невиданным расширением производства, вовлечением в него громадных масс населения, механизацией производственных процессов и транспорта.

    Объектом страхования ответственности выступает гражданская ответственность, которую различают на внедоговорную (деликтную) и договорную гражданскую ответственность.

    Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств и регламентируется Гражданским Кодексом. Договорная ответственность наступает в случаях, когда в законе либо в договоре установлены формы и пределы ответственности за нарушение условий определенных договоров, либо сторонам предоставлено право самим оговаривать в договорах виды и условия ответственности. Внедоговорная ответственность наступает в случаях причинения вреда, не связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств. Внедоговорная ответственность регламентируется только законом либо предписаниями иных правовых актов.

    Страхование ответственности для застрахованных означает:

    - защиту от возможных притязаний по ответственности;

    - перераспределение убытков по виду страхования ответственности между участниками-страхователями страховой компании и минимизацию, таким образом, собственных расходов;

    - получение юридической консультации профессионалов – юристов страховой компании и покрытие судебных издержек /9/.

    При урегулировании страхового случая при страховании ответственности важной особенностью является отношение в треугольнике между страхователем, страховщиком и потерпевшим (рисунок 10).


    Рисунок 10. Механизм действия страхования ответственности


    Отношение между страхователем и страховщиком можно обозначить как отношение покрытия, которое не идентично всей возможной ответственности страхователя. Страхователь отвечает в неограниченном размере, а покрытие предлагается лишь в пределах страховой суммы. С другой стороны, в рамках страхования ответственности страховщик может оплачивать расходы, не связанные с прямыми претензиями по ответственности потерпевшего (например, стоимость расходов по спасению, стоимость судебных расходов на защиту от необоснованных претензий и т.д.).

    Особенностью страхования ответственности является порядок определения в договоре страховой суммы, которую часто называют лимитом ответственности. Термин «лимит ответственности» практически не имеет значения, отличного от термина «страховая сумма», однако он широко применяется в страховой практике многих стран. В отличие от страхования имущества, при котором страховая сумма обычно определяется страховой (действительной) стоимостью имущества, при страховании ответственности стороны устанавливают в договоре предельную сумму возмещения – лимит принимаемой на себя страховщиком ответственности страхователя, которая может возникнуть при причинении последним вреда (убытков) третьим лицам. При заключении договора страхования ответственности размер страховой суммы «определяется сторонами по их усмотрению» и зависит от максимально возможного объема лимита ответственности страхователя /4/.

    Таким образом, страхование ответственности выполняет двоякую функцию: с одной стороны, оно ограждает страхователя или иных застрахованных лиц от материальных потерь в случае необходимости возмещения причиненного ими вреда третьим лицам, а с другой – обеспечивает потерпевшим получение причитающейся им компенсации. Это имеет своим следствием то, что отдельные виды страхования ответственности проводятся во многих странах в обязательном порядке. Проводя страхование в такой форме, государство исходит из того, что потенциальные потерпевшие должны иметь гарантию возмещения нанесенного им вреда независимо от возможностей и желания его причинителей компенсировать ущерб, а обязательное страхование ответственности наилучшим образом подходит на роль такого гаранта.

    Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом, осознанием гражданами своих прав, ростом благосостояния населения, увеличением размеров ущерба и затрагивает практически все сферы жизни, что обусловливает лидирующие позиции этого вида страхования и в будущем.

    В Республике Казахстан страхование гражданско-правовой ответственности представлено следующими видами:

    - страхование гражданско-правовой ответственности владельцев средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства.

    - страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства в качестве перевозчика.

    - страхование гражданско-правовой ответственности по договору представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 812 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.