Развитие потребительского кредитования в Республике Беларусь
Белорусские банки
предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование
недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в Республике Беларусь отмечается
устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.
В настоящее время
основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению приходится на долгосрочные
кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения,
первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года (таблица
3.2).
Таблица 3.2 - Состав и
структура кредитов, выданных населению банками Республики Беларусь по срочности
Показатели
01.01.2007г.
01.01.2008г.
01.01.2009г.
Изменение (+,-)
сумма, млрд руб.
уд. вес, %
сумма, млрд руб.
уд. вес, %
сумма, млрд руб.
уд. вес, %
сумма, млрд руб.
темп прироста %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Краткосрочные
1237,1
37,7
2395,8
43,8
138,8
1,7
-1098,3
-88,8
Долгосрочные
2042,3
62,3
3069,1
56,2
7828,0
98,3
5785,7
283,3
Всего
3279,4
100
5464,9
100
7966,8
100,0
4687,4
142,9
Данные таблицы 3.2
свидетельствуют о том, что за анализируемый период долгосрочные кредиты
увеличились почти в 3 раза. Однако это не является показателем, характеризующим
рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами
считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года – все
кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным
договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост»
долгосрочных кредитных вложений.
Основной удельный вес
задолженности населения приходится на долгосрочные кредиты в национальной
валюте (таблица 3.3), причем их доля постоянно повышается (с 76,3% по состоянию
на начало 2006г. до 78,1% на 01.01.2008г.).
Таблица 3.3 - Структура
долгосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам
валют, млрд. руб.
Показатели
01.01.2007г.
01.01.2008г.
01.01.2009г.
Изменение (+,-)
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
темп прироста %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Национальная
1557,5
76,3
2526
82,3
6220
78,1
4662,5
299,4
Иностранная
484,8
23,7
543,1
17,7
1746,8
21,9
1262,0
260,3
Всего
2042,3
100
3069,1
100
7966,8
100,0
5924,5
290,1
В абсолютном выражении
сумма задолженности по долгосрочным кредитам в национальной валюте за
анализируемый период увеличилась на 4662,5 млрд. руб. или на 299,4%.
Долгосрочные кредиты в
иностранной валюте увеличились с 484,8 млрд. руб. до 1746,8 млрд. руб., т.е. на
1262 млрд. руб. или на 260%, а удельный вес данной статьи снизился с 23,7% до
21,9%.
Что
касается краткосрочной задолженности, то виду вышеуказанных причин отмечено ее
снижение почти на 1,1 трлн. руб. или на 88,8%. Всего к началу 2009 года
краткосрочная задолженность населения перед банками составляла 138,8 млрд. руб.
Рассматривая валютную
составляющую краткосрочных кредитов, необходимо отметить, что по состоянию на
01.01.2008г. более 93% задолженности было представлено в национальной валюте
(таблица 3.4).
Таблица 3.4 - Структура
краткосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам
валют
Показатели
01.01.2007г.
01.01.2008г.
01.01.2009г.
Изменение (+,-)
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
уд. вес, %
сумма, млрд. руб.
темп прироста %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Национальная
926,2
74,9
1875,3
78,3
130,2
93,8
-796,0
-85,9
Иностранная
310,9
25,1
520,5
21,7
8,6
6,2
-302,3
-97,2
Всего
1237,1
100
2395,8
100
138,8
100,0
-1098,3
-88,8
Краткосрочные кредиты в
иностранной валюте в относительном выражении за анализируемый период снизились
с 25,1% по состоянию на 01.01.2007г. до 21,7 % по состоянию на 1 января 2008
года и до 6,2% к началу 2009 года.
По информации
банков наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение
автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату
образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие.
Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на
менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных
семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан,
проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления
процентов по пониженной шкале.
Банками
внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой
и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет
осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков,
предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.
Расширяется
перечень предлагаемых видов потребительских кредитов для населения за счет
внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих
отечественных товаропроизводителей. Так, ОАО "БПС-Банк" в 2008 году
осуществлял совместные программы по организации кредитования населения с
крупнейшими отечественными производителями потребительских товаров, такими как
ОАО "Гомельдрев", ЗАО "Атлант", РУПП "Витязь",
ОАО "Мотовело", ЗАО "Пинскдрев". Кроме того, с дилерскими
центрами автопроизводителей (СП ЗАО "Миллениум Групп", СП
"Юнион–Моторс", ОАО "Минск–Лада", СООО "Эмир
Моторс", ООО "Ланкор"), ИП "Цептер Интернационал" ООО.
В рамках
продвижения целевой программы кредитования на приобретение автотранспортных
средств ОАО "Белагропромбанк" в 2007 году заключил 20 договоров с
автодилерами.
С учетом
спроса населения на данный вид кредита разработана и утверждена постановлением
Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" от 21.05.2007 № 76 отдельная
Инструкция по предоставлению ОАО "Белвнешэкономбанк" кредитов на приобретение
новых автомобилей в автосалонах. Инструкция предусматривает упрощенный порядок
получения таких кредитов. С 01.06.2007 проводилась апробация действия
Инструкции Минскими филиалами при кредитовании физических лиц, приобретающих
автомобили у ООО "Автопромсервис". По результатам апробации
Правлением ОАО "Белвнешэкономбанк" принято решение распространить
действие указанной Инструкции на все структурные подразделения банка и
предоставить им возможность заключать договоры с другими автодилерами.
Кроме того, в
2008 году банками республики была предоставлена возможность получения
физическими лицами кредита на покупку квартир на аукционе (ОАО
"Белагропромбанк", ОАО "БПС–Банк", ЗАО
"Белросбанк" и другие).
В течение
отчетного года ОАО АСБ "Беларусбанк" продолжил кредитование граждан
на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально–значимых
программ – жилищного строительства.
Развивая
рынок розничных банковских услуг, банки республики ориентируются на различные
категории граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации
Государственной программы возрождения и развития села на 2006 – 2010 годы, а
также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы
работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в
сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях как в
белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую
процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других
категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком
полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются
гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка.
ОАО
"Белагропромбанк" в рамках участия в развитии агротуризма в 2007 году
разработал и внедрил специальный кредитный продукт, ориентированный на
поддержку физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере
агротуризма. Программа участия ОАО "Белагропромбанк" в развитии
агротуризма в Республике Беларусь утверждена решением Правления банка от
25.07.2007 и наряду с оказанием методологической и информационной поддержки
субъектов агротуризма, предусматривает предоставление банком льготных кредитов
физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов
в сфере агротуризма.
Активно
развивается кредитование физических лиц в виде предоставления овердрафта с
использованием карт–счетов (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО
"БПС-Банк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк",
ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк" и другие). Банками внедряются
новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и
компьютерной техники. При этом используются скоринг–процессы, что позволяет
осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Также банками продолжается
работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных
клиентов – физических лиц, что позволяет расширять каналы сбыта банковских
услуг и продуктов.
3.2 Проблемы и перспективы потребительского кредитования
В сопоставлении с
другими направлениями кредитной деятельности ОАО «БПС-Банк» кредитование
физических лиц длительный период времени расширялось опережающими темпами.
Вместе с тем конкуренция в сфере банковского кредитования к настоящему времени
достигла высокого уровня. Сегодня 24 белорусских банка в той или иной мере
работают с физическими лицами в данном направлении. Это является существенным
стимулирующим фактором для совершенствования, которое должно идти по нескольким
направлениям:
1. Смена стратегии
формирования ресурсной базы.
Быстрое сокращение
разрыва между привлеченными от физических лиц средствами и выданными кредитами
свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем банк не сможет рассчитывать
на сбережения населения в качестве источника финансирования. Ему придется
менять стратегию формирования ресурсной базы. Таким образом, существенно
актуализируется вопрос привлечения иностранных кредитных ресурсов и капиталов.
2. Оптимизация процесса
оформления кредита, то есть сокращение сроков выдачи кредитов путем параллельного
проведения обязательных мероприятий, а также путем разделения и распределения
полномочий.
3. Более активное
использование в процессе кредитования физических лиц кредитных отчетов,
предоставленных системой «Кредитное бюро».
В мировой практике кредитные
отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная история используется в процессе определения
кредитоспособности клиента. Определенный набор правил работы с кредитным
отчетом является своеобразным фильтром, который отбирает клиентов без отметок с
негативными данными или сигналов о возможном мошенничестве.
- достоверность предоставленной клиентом информации можно
проверить, сравнивая данные, указанные в заявлении на получение кредита, с
информацией, содержащейся в кредитном отчете.
- кредитный отчет на стадии мониторинга финансового состояния
клиента является важным элементом процедуры оценки рисков.
- текущая задолженность клиента, полученная из кредитного
отчета, позволит при кредитовании физических лиц в сочетании с данными о
доходах клиента определить размер возможного кредита.
- кредитный отчет может оказать помощь в дифференциации
процентных ставок в зависимости от уровня риска — чем выше риск, тем выше
ставка. Степень риска определяется в том числе исходя из добросовестности
оплаты процентов и своевременности погашения взятых ранее кредитов.
- положительная информация, полученная из кредитного бюро в
момент привлечения или мониторинга финансового состояния клиента, может
использоваться с целью предложения клиенту более мягких по сравнению со
стандартными условиями кредитования и (или) дополнительного кредита, что
позволит увеличить объемы кредитования и доходы от клиентов при неизменном
уровне риска.
4. Активизация работы по
возврату проблемных долгов не только путем мобилизации собственных ресурсов, но
и путем привлечения коллекторских, юридических компаний, частных юристов и т.д.
Говоря о
совершенствовании процесса кредитования в конкретном банке, мы имеем в виду
внутренние факторы, но не стоит забывать и о внешних.
Одной из проблемой
отечественного рынка розничного кредитования является непрозрачное
ценообразование. Рассмотрим ситуацию с автокредитованием. В погоне
за клиентом многие автодилеры предлагают ставки кредитования
по заниженным процентам, что, несомненно, повышает привлекательность
данного рода предложений.
Например, один
из официальных дилеров Ford в Республике Беларусь предлагает
воспользоваться кредитом на приобретение автомобиля Ford под 6% годовых.
Существуют объективные экономические законы, которые не позволяют дилеру
работать себе в убыток, поэтому кредит под 6% предлагается на первый
год, далее ставка становится стандартной - 13,9%. Но если сравнить
стандартные 13-14% большинства банков, то экономия получается довольно
значительная.
Другие автодилеры могут
предложить, на первый взгляд, крайне выгодные для клиента условия
кредитования - 0,01%. Но в этом случае комиссия банка
за пользование кредитом составит гораздо большую сумму, чем сумма выплат
по стандартным 13-14%. Правда, об этом клиенту скажут лишь тогда,
когда он приедет оформлять кредит по заманчивой ставке 0,01%. Переплата,
в случае пользования кредитом под 0,01% за 5 лет, составит, около 5
тысяч долларов (таблица 3.7), в сравнении с кредитом под стандартные
13-14%, не говоря уже о кредите под 6%.
Кроме
того, назрела необходимость создания законодательства, которое будет направлено
на защиту кредитополучателей-физических лиц.