МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие банковской системы Республики Казахстан

    Решением Правления Нацбанка от 23 июля 1993 г. №21 утверждается новая структура центрального аппарата Нацбанка и Главное управление бухгалтерского учета и отчетности переименовывается в Департамент бухгалтерского учета и отчетности, состоящий из управления бухгалтерского учета, управления кассового исполнения Госбюджета, управления межбанковских расчетов, управления реформы бухгалтерского учета и управления статистической отчетности.

    Начиная с 1993 года Департамент бухгалтерского учета и отчетности принимает совместно с Департаментом информатизации участие в автоматизации бухгалтерского учета в Нацбанке и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой автоматизированной информационной системы

    «Казакстан Ултык Банкінін Автоматизация Лау Жоспары» (КУБАЖ).

    В 1993 Департамент принимает непосредственное участие в введении казахстанской валюты - тенге, вплоть до пересчета изымаемых из обращения рублей старого образца. Сложность бухучета обмена заключалась в большой территориальной протяженности Казахстана. Тенге нужно было вводить на всей территории страны одновременно. Обучить персонал во всех банках и филиалах, собрать у населения рубли, пересчитать, зачислить на счета, проконвертировать и выдать тенге.

    Департамент бухгалтерского учета и отчетности с 1995 года занимается планированием бюджета Нацбан-ка. В 1996 году происходит передача расчетно-кассовых центров от Нацбанка Республики Казахстан Бюджетному Банку. В этот же период Департамент занимается централизацией бухгалтерского учета отдельных операций (в частности, основных средств) Нацбанка. Кроме того, разрабатываются методы и принципы бухгалтерского учета в соответствии с проводимой в этой области политикой Нацбанка и Министерства финансов Республики Казахстан. В пределах своей компетенции Нацбанк подготавливает обязательные для банков и других кредитных учреждений нормативные правовые акты, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. На ряду с этим, Департамент составляет финансовый отчет Нацбанка, принимает участие в проводимой внешними аудиторами проверке годового отчета, разрабатывает структуру и штатное расписание, схему должностных окладов, планирует бюджет по Нацбанку и хозрасчетным организациям.

    Важным шагом в реформировании бухгалтерского учета в банковской системе явился переход в 1995-1996 году к бухгалтерскому учету совершаемых операций методом начисления при признании доходов и расходов.

    До момента разработки Правил применения банками метода начисления при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности в банках применялся кассовый метод, что противоречило принципу начисления - принципу бухгалтерского учета, признанному в международной практике. Согласно данному принципу, доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, а не тогда, когда деньги получены или выплачены.

    В мае 1997 года Департамент бухгалтерского учета разрабатывает и утверждает на Совете директоров Нацбанка новую редакцию Плана счетов бухгалтерского учета в Нацбанке и инструктивные материалы по вспомогательному учету всех совершаемых Нацбанком операций.

    С сентября 1997 года подразделение бухгалтерского учета именуется как Департамент бухгалтерского учета. Основными функциями Департамента являлись: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности, основанной на международных принципах и стандартах; составление финансовой и внутренней отчетности о деятельности Нацбанка, а также разработка правил и порядка оформления бухгалтерских процедур по всем проводимым операциям Нацбанка для всех его подразделений.

    В конце 1997 года утверждены казахстанские стандарты бухгалтерского учета «Финансовая отчетность банков» и «Доходы и расходы банков», в разработке которых принимали участие сотрудники Департамента бухгалтерского учета.

    В результате проведенной в течение 1997 года работы по централизованной обработке информации перестроена система бухгалтерского учета Нацбанка. В её основу были положены принципы существования генеральной и вспомогательной бухгалтерий.

    В течение 1998 года Департамент бухгалтерского учета продолжает принимать участие в автоматизации бухгалтерского учета Нацбанка и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой версии автоматизированной информационной системы «КУБАЖ». В апреле 1998 года совместно с заинтересованными подразделениями Нацбанка Департамент принимал участие в переходе на главную бухгалтерскую книгу, а совместно с Управлением платежных систем — в переходе от счетов МФО к новой платежной системе.

    С образованием в составе Департамента нового структурного подразделения - отдела методологии бухгалтерского учета в банках второго уровня и страховых компаниях. в компетенцию Департамента вошли такие функции как: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности банковской системы и страховых компаний и соответственно разработка рекомендаций по применению методов и принципов бухгалтерского учета для банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций и страховых компаний; разработка проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности этих подразделений; совершенствование Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и генерального плана счетов. Кроме того, Департаментом проводилась работа по дальнейшему совершенствованию действующих нормативных правовых актов Нацбанка по вспомогательному учету операций Нацбанка и разработка по новым видам операций, заключаемых Нацбанком.

    В 1998 году продолжена работа по внедрению покупюр-ного учета наличной национальной валюты Казахстана в банках и центральном аппарате Нацбанка, а также по централизации бухгалтерского учета корреспондентских счетов банков второго уровня.

    В течение 1999 года был осуществлен переход на консолидированное составление финансовой отчетности Нацбанка (с учетом дочерних организаций), а в течение 2000 года разработаны и утверждены Правила по составлению банками второго уровня консолидированной финансовой отчетности (постановление Правления Нацбанка от 25 февраля 2000 года № 11) и подготовлены соответствующие разъяснения.

    С началом процесса реформ бухгалтерского учета в банковской системе велось постоянное совершенствование нормативной базы по вопросам бухгалтерского учета как в Нацбанке, так и в банках второго уровня.

    В целях дальнейшего совершенствования и приближения к международным стандартам бухгалтерского учета в 2000 году для банков и страховых организаций были разработаны:

    -     стандарт бухгалтерского учета «Финансовая отчетность банков»;

    -     методические рекомендации «Бухгалтерский учет в страховых организациях» и стандарт бухгалтерского учета «Учет и отчетность страховых организаций» (с учетом требований международной практики страхования);

    -     детализированный План счетов бухгалтерского учета для составления Главной бухгалтерской книги, утвержденный постановлением Правления НБРК от 24 августа 2000 года №325.

    С самого начала работы по внедрению международных стандартов и детализации вспомогательного учета актив-нос участие принимала Н. Шалгимбаева - директор Департамента бухгалтерского учета.

    Среди проектов на ближайшую перспективу, над которым сегодня работает Департамент бухгалтерского учета, можно назвать перевод банковской системы Казахстана на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и, в частности, на стандарты: «Влияние изменений валютных курсов», «Объединение компаний», «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Резервы, условные обязательства и условные активы», «Финансовые инструменты: признание и оценка».

    Неотложной задачей Департамента является приобретение для Нацбанка и банков второю уровня общебанковских пакетов, позволяющих в соответствии с международными стандартами автоматизировать совершение операций и составление финансовой и управленческой отчетности.

    Статистика

    По мере развития банковской системы и финансовых рынков Казахстана возникла потребность в совершенствовании банковской статистики по займам, вкладам, ставкам вознаграждения, валютным операциям.

    В августе 1994 года было образовано Управление статистики, которое начало работу по формированию статистической отчетности для банков второго уровня и подготовки к публикации официальных статистических изданий Нацбанка. Разрабатывались новые правила организации статической отчетности и создавались новые статистические формы бланков. В 1995 году выпущен первый «Статистический бюллетень».

    Круг задач, которые предстояло решать Нацбанку в условиях суверенитета, постоянно расширялся. Для формирования статистики международных потоков капитала и внешних обязательств резидентов Казахстана, необходимой для разработки денежно-кредитной политики и политики валютного регулирования, в 1995 году было создано Управление платежного баланса и движения капитала. Образованный в 1996 году Департамент исследований и статистики помимо этих двух управлений включал Управление экономических исследований.

    Объединение в одном Департаменте работ по формированию статистики финансовой системы и внешнего сектора страны, а также аналитических и исследовательских работ придало им мощный импульс развития.

    Неофициальная оценка платежного баланса, которая формировалась Департаментом в целях денежно-кредитной политики, по признанию международных экспертов полностью отвечала требованиям, предъявляемым к международной статистической отчетности, и в 1997 году было принято решение о передаче Нацбанку функций национального разработчика платежного баланса.

    Статистические отчеты, формируемые Департаментом, полностью соответствуют требованиям международных стандартов. С 1997 года денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса и внешнего долга регулярно публикуется в официальных изданиях Международного Валютного Фонда International Financial Statistics и Balance of Payment Statistics Yearbook, а также в статистических изданиях Мирового Банка.

    В 1997 году Республика Казахстан была выбрана для участия в пилотном проекте МВФ по внедрению системы стандартов распространения данных. Целью этой системы является предоставление странами экономической, финансовой и социально-демографической статистики, доступной широкой общественности и отвечающей единым стандартам адекватности и своевременности публикуемой информации. В 1998 году Казахстан присоединился к системе Общего стандарта по распространению данных (GDDS), который включает статистику по четырем наиболее важным секторам экономики: реальному, фискальному, финансовому и внешнему. Нацбанк ответственен за предоставление данных по финансовому и внешнему секторам: обзор широкой денежной массы и платежный баланс.

    Немало работ проделано по совершенствованию финансовой статистики и статистики платежного баланса.

    Были внесены существенные изменения в Правила организации статистической отчетности в банках Республики Казахстан. Эти изменения касались сроков представления и форм статистической отчетности, по которым банки отчитываются перед Нацбанком.

    В связи с изменением учетной политики и переходом Нацбанка и банков второго уровня на новые планы счетов были произведены значительные изменения в составлении денежно-кредитного обзора Нацбанка и банков второго уровня. Они включают в себя детальную разбивку требований и обязательств банковской системы по секторам экономики, финансовым инструментам и видам валют.

    Кроме этого, Департамент исследований и статистики в тесном контакте с Департаментом бухгалтерского учета разрабатывал детализированный План счетов бухгалтерского учета для составления главной бухгалтерской книги банков второго уровня.

    Этот план необходим также для составления монетарного обзора банков второго уровня в соответствии с международными требованиями и представления обзора, который будет давать более адекватную картину финансовой деятельности банков и позволит составлять более точные прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики. Обзор должен охватывать широкий круг инструментов и учреждений для отражения общей картины изменений на финансовом рынке, а также использовать статистические данные при проведении международных сравнений.

    Для формирования статей платежного баланса по банковскому сектору были разработаны и введены формы статистической отчетности 9-ПБ «Отчет о состоянии финансовых требований к нерезидентам и обязательств перед ними». 11-ОБ «Отчет о получении и освоении грантов и об использовании и погашении иностранных кредитов» и 13-СБ «Отчет о движении средств клиентов».

    Автоматизация сбора отчетности по этим формам от банков республики позволяет оперативно формировать и анализировать информацию по международным потокам капитала, проходящим через банковскую систему Казахстана.


    2.5 Платежная система Казахстана


    Эффективность функционирования банковской системы и финансовых рынков прямо зависит от уровня действующей в стране платежной системы. Основными критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, являются оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность системы расчетов, а также уровень рисков при проведении расчетных операций.

    Поскольку система безналичных расчетов Казахстана, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не удовлетворяла требованиям рыночной экономики, Нацбанк в 1994 году начал проведение ее реформы. Основными ее целями являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на тот период срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, векселей, платежных карт).

    В 1995 году в составе Нацбанка была создана первая в Казахстане клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника. В то время еще не было внедрено понятие «электронный документ», и банкам-участникам клиринга в конце дня приходилось производить обмен платежными поручениями на бумажных носителях. Постепенно при областных филиалах Нацбанка были созданы клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.

    В 1996 году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT.

    В том же году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр межбанковских расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики.

    Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе.

    Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нацбанке, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

    С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Нацбанка. В настоящее время межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО «Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).

    Обмен сообщениями между КЦМР и участниками межбанковского клиринга (системы розничных платежей) производится также электронным способом в соответствии с установленными форматами. В течение операционного дня участники клиринга имеют возможность получать информацию обо всех своих отправленных и получаемых платежах. Данный вид услуг позволяет пользователям прогнозировать и управлять своей ликвидностью, планировать и формировать потоки платежей. Система работает без предварительного депонирования денег и круглосуточно принимает платежные сообщения с датой валютирования Т+3.

    Динамика объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей(СРП) за период с 1996 по 2000 годы приведена в следующей таблице.



    Показатели

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    Кол-во транзакций, тыс. шт.

    810,0

    3184,9

    4955,2

    6097,2

    6511,7

    Сумма млрд. тенге

    335,0

    2356,0

    2875,5

    3928,5

    6767,6

    Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в Нац-банке, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Нацбанку оперативно осуществлять функции расчетного банка, повысить эффективность, контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

    С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Нацбанка. В настоящее время межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО «Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).

    Обмен сообщениями между КЦМР и участниками межбанковского клиринга (системы розничных платежей) производится также электронным способом в соответствии с установленными форматами. В течение операционного дня участники клиринга имеют возможность получать информацию обо всех своих отправленных и получаемых платежах. Данный вид услуг позволяет пользователям прогнозировать и управлять своей ликвидностью, планировать и формировать потоки платежей. Система работает без предварительного депонирования денег и круглосуточно принимает платежные сообщения с датой валютирования Т+3.

    Динамика объемов платежей, проведенных через Систему розничных платежей(СРП) за период с 1996 по 2000 годы, приведена в следующей таблице:


    Показатели

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    Кол-во транзакций, тыс. шт.

    1274,8

    2882,1

    3742,4

    2181,0

    3326,7

    Сумма, млрд. тенге

    127,4

    338,2

    472,1

    208,5

    311,3

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.