МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование

     

    1.7 Выводы

     

    Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования расчетных отношений, хотелось бы предложить следующее определение. Расчетные правоотношения - это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, как правило, в виде сделок, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частно - правовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях.

     

    Глава 2. Операции с наличными деньгами


    2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами


    В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.

    На основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:

    1) по размеру - в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб.

    При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью, например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам, при осуществлении выплат по аккредитиву;

    2) по порядку расчетов - в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица - получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет.

    В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией[15].

    Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает возможность введения подобных ограничений и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления предпринимательской деятельности, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.

    Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.

    Перечисление налогов и сборов через банки без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе[16].

    Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).

    2.2 Кассовые операции и операции инкассации


    Помимо собственно расчетов наличными деньгами, к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций, т.е. работы с денежной наличностью, а также порядка осуществления инкассации, т.е. приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

    Правовое регулирование по данным вопросам осуществляется Банком России.

    По первому вопросу в отношении юридических лиц, не являющимися кредитными организациями, действуют Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации", а в отношении кредитных организаций - Положение Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

    При этом кредитные организации, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, при совершении кассовых операций руководствуются актами для обычных юридических лиц.

    Основные правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.

    Все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях.

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежаще оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

    Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации.

    Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию устанавливаются ежегодно на основании расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом в кредитную организацию[17].

    При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору. По юридическим лицам, не представившим расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитную организацию, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.

    Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

    Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

    Разрешается хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трех дней (для районов Крайнего Севера - пяти дней, предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

    Кроме того, юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т.п..

    Предусмотрена также возможность выдачи наличных денег работникам под отчет (например, для оплаты командировочных расходов, горючесмазочных материалов и т.п.). Такая выдача не подпадает под понятие расчетов, поскольку в этом случае речь идет не о выплате доходов работнику, а о предоставлении ему права оплатить определенные расходы самого юридического лица. По израсходованным суммам работник должен будет отчитаться перед бухгалтерией, а неизрасходованные суммы сдать обратно в кассу.

    Получать наличные деньги со своих счетов в кредитных организациях (через кассы этих кредитных организаций) юридические лица также могут только на цели, установленные нормативными актами (в частности, это касается выдачи заработной платы и выплат социального характера и стипендий и т.п.). Выдача денег кредитной организацией в таких случаях осуществляется на основании чека.

    Получение наличных денег может производится и с использованием банковских карт.

    Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.

    Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией[18], в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляется исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования.

    Инкассация также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации, а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу указания Банка России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности").


    2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций


    В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

    Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года.

    За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда[19].

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы[20].

    Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо - плательщика (и соответственно, на его должностных лиц).

    За нарушение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (т.е. при внесении юридическим лицом наличных денег в кредитную организацию для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке (Банке России)".

    2.4 Выводы


    Порядок осуществления расчетов наличными деньгами, помимо существа денежного обязательства (частноправовое или публично-правовое), во исполнение которого производятся расчеты, зависит также и от субъективного состава расчетного правоотношения. Если получателем денег является гражданин, платеж во всех случаях может осуществляться путем личного вручения. При осуществлении расчетов по обязательствам с участием физических лиц наличные деньги возможно перечислить получателю через предприятие связи. Если наличные расчеты осуществляются между юридическими лицами, то деньги должны вноситься непосредственно в кассу юридического лица - получателя средств или в строго ограниченных законом случаях - в депозит нотариуса или суда (ст. 327 ГК).

    Глава 3. Общие положения о безналичных расчётах


    3.1 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов


    Под правовыми принципами понимаются исходные (определяющие) начала, наиболее общие руководящие положения, предопределяющие правовое регулирование.

    К наиболее важным правовым принципам осуществления безналичных расчетов можно отнести следующие положения.

    1. Кредитная организация может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя при этом право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами в любое время[21]. Для этого кредитная организация обязана обеспечить наличие необходимого количества средств на своих корреспондентских счетах и в кассе.

    2. При проведении расчетов поручения (требования) кредитным организациям даются через использование специально установленных форм расчетных документов с указанием обязательных реквизитов. Требования к оформлению расчетных документов установлены п. п. 2.1 - 2.13 ч. I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". К расчетным документам на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей предъявляются дополнительные требования[22].

    Расчетные документы действительны к предъявлению в кредитную организацию в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

    При осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения[23].

    Расчетные документы, оформленные клиентом с нарушением установленных требований, приему не подлежат[24].

    Понятие платежный документ является более широким, им охватываются как расчетные, так и иные документы, используемые при осуществлении расчетов.

    3. Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, а получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента или на корреспондентском счете кредитной организации и помещенные в соответствующую картотеку.

    Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, подписанного лицами, имеющими право подписи расчетных документов, и заверенного оттиском печати[25].

    Отзыв расчетных документов возможен до момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика. Законодательно закрепленным основанием для таких действий является п. 2 ст. 405 ГК РФ.

    4. Кредитная организация не вправе определять и контролировать направления использования средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению[26].

    Это означает, что при осуществлении расчетных операций кредитные организации не должны вникать в сущность отношений между плательщиком и получателем средств. Их контроль касается только формальных моментов, связанных с предоставлением документов и правильностью их оформления.

    В качестве примеров правомерного отказа кредитной организации в проведении расчетной операции можно привести следующие случаи:

    - несоответствие платежного поручения требованиям банковских правил и неустранение клиентом этих несоответствий[27];

    - отсутствие документальных оснований для проведения валютной операции;

    - отсутствие платежного поручения и достаточных денежных средств для уплаты налога на добавленную стоимость за иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, при перечислении денежных средств таким налогоплательщикам налоговыми агентами[28].

    5. Поручения плательщика исполняются кредитной организацией в пределах остатка средств на счете[29] либо за счет кредитования счета[30].

    Однако платежные поручения принимаются кредитной организацией независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.


    3.2 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах


    Сроки исполнения кредитными организациями своих обязательств устанавливаются законодательством применительно к совершению операций по конкретному счету клиента.

    В соответствии с ч. 1 ст. 849 ГК РФ кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

    Следует обратить внимание, что обязанность кредитной организации, обслуживающей получателя средств, по зачислению средств на его счет возникает перед ним с момента зачисления средств на ее корреспондентский счет и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя.

    Согласно ч. 2 ст. 849 ГК РФ кредитная организация обязана по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства не позже дня следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Причем необходимо учитывать, что при перечислении средств в безналичном порядке через другую кредитную организацию (через Банк России) в этот срок должно быть осуществлено не только списание средств со счета клиента, но и передача в банк-корреспондент документов, которые служат основанием для перечисления или зачисления средств на счет получателя.

    Такие же сроки установлены в ст. 31 ФЗ "О банках и банковской деятельности".

    Аналогичные сроки установлены и применительно к расчетам по налоговым обязательствам[31], за исключением случаев взыскания средств с валютных счетов, когда инкассовое поручение налогового органа исполняется не позднее двух операционных дней с момента его получения[32].

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.