Как следует из приведенных данных, концентрация эмиссии в стране остается
исключительно высокой. На долю трех указанных регионов приходится 54,8% всех
выпущенных карточек.
Три последних места по эмиссии из 78 регионов занимают банки
Республики Ингушетия (13 543 карточек), Республики Алтай (19 382
карточек) и Чукотского автономного округа (22 748 карточек). Таким
образом, все чукотские держатели карточек и на половину не заполнили бы стадион
футбольного клуба «Челси» в Лондоне.
Вместе с тем в 2007г. в
России набирала силу тенденция к географической диверсификации карточного
бизнеса. По итогам года в 18 регионах страны банки эмитировали более 1 млн.
карточек. Четверть российских держателей банковских пластиковых карточек по-прежнему
проживают в Москве и Санкт- Петербурге. Однако нельзя не заметить, что развитие
карточного бизнеса теперь происходит не только в крупнейших российских городах
и сырьевых центрах, но и в остальных регионах страны.
Это отражает географический
портрет держателя банковской карточки (рис. 7).
Рис. 7 – Распределение
держателей банковских карточек по федеральным округам[10]
В структуре эмиссии по-прежнему подавляющую часть эмитированных
карточек составляют продукты для физических лиц. В 2007г. для юридических лиц
было выпущено всего 180 800 карточек, или 1,7% общей эмиссии.
Интересный факт, что соотношение международных и российских систем
составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и
объем операций с их использованием приходится на международные платежные
системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой
инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием
карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами.
Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая
Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.
Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что за
период с 2001г. по 2008г. общая эмиссия банковских карточек в стране выросла с
10,5 до 103,5 млн. (рис. 6), т. е. почти в 10 раз!
В отчете Банка России от 3 июня 2008 г. структура эмиссии банковских карточек в России прокомментирована следующим образом: «Принимая
во внимание значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%),
можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет
приходиться по одной карточке.
Среди держателей карточек подавляющее большинство составляют
держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве
эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек,
полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, т.
е. подавляющее большинство карточек - это карточки, выданные кредитными
организациями в рамках «зарплатных» проектов.
Количество кредитных карточек, выданных, в том числе, в рамках
реализации кредитными организациями программ потребительского кредитования, по сравнению
с прошлым годом увеличилось на 58% и по состоянию на 1 января 2008 г. составило более 8,6% от общего количества банковских карточек. Возрастная категория
держателей кредитных карточек - это население в возрасте от 25 до 44 лет.
Эмиссия предоплаченных карточек составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования
ограничен оплатой мобильной связи, а также товаров и услуг, приобретаемых через
Интернет.
Говоря о Российском рынке
пластиковых карт нельзя не проанализировать держателей карт. В ходе
исследования были проведены опросы среди держателей пластиковых карточек по
России и отдельно по Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек.
[Опрос проводился по репрезентативной общероссийской выборке с учетом квот по
полу и возрасту согласно территориальному районированию Госкомстата в 153
населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ. Статистическая
погрешность исследования — не более 3,4%. В Москве было опрошено 500 человек,
имеющих пластиковые карточки (опрос проводился по репрезентативной выборке с
учетом квот по полу и возрасту согласно данным Госкомстата). Метод исследования
телефонное и индивидуальное интервью (face-to-face). Статистическая погрешность
не превышает 4,4%].
В ходе исследования были
проведены опросы среди держателей пластиковых карточек по России и отдельно по
Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек, метод исследования —
индивидуальное интервью (face-to-face). В Москве было опрошено 500 человек,
имеющих пластиковые карточки (опрос проводился по репрезентативной выборке с
учетом квот по полу и возрасту согласно данным Госкомстата).
По общероссийскому опросу выявилось,
что 21,4% граждан пользуются всеми видами пластиковых карточек и 22,1% ими не
пользуются, но планируют сделать это в ближайшем будущем, что составляет
практически половину опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова. Наиболее
активные держатели карточек (29%) — это люди в возрасте 45—59 лет. Все меньше
идет ранжирование по образовательному цензу. Если раньше карточками пользовалась
наиболее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди
с высшим и со средним специальным образованием: примерно 37% — со средним и
35,2% — с незаконченным высшим и высшим образованием. Что касается
материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на
продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является
для них проблемой. Уровень дохода держателей карточек по России выше 5 тыс.
руб. Наиболее активно пластиковыми карточками пользуются в Центральном
федеральном округе — порядка 41% населения и в наименьшей степени — в
Дальневосточном федеральном округе — лишь 6,7% населения.
В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются
банковской пластиковой карточкой; 28,6% не пользуются, но предполагают это
сделать. Интересно, что доля держателей мужчин и женщин также одинакова. К
наиболее активным держателям (60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет.
57% пользователей имеют высшее образование. 57,2% опрошенных имеют ежемесячный
доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. В ходе опроса выяснилось, что 66,6%
участников имеют только одну пластиковую карточку, 20% — две пластиковые
карточки, остальные — три карточки и более. На вопрос, какой именно карточкой
вы располагаете, ответы были таковы: зарплатной — 72,6% опрошенных, кредитными
— 22,4% (рис.8).
Рис.8 - Виды банковских
пластиковых карточек (данные по г. Москва)[11]
Что касается платежных
систем, то, согласно данным опроса, 65,9% его участников по Москве назвали
своей карточкой — Visа, 21,3% — MasterCard, 13,2% — другие системы. При
сравнении ответов российских и московских респондентов выяснилось следующее.
72,6% используют зарплатную карточку в Москве и 86,2% — в Российской Федерации.
Кредитными карточками по Москве пользуются 22,4%, а по Российской Федерации —
17,9%. Полученные показатели не дают в сумме 100%, так как один держатель может
располагать сразу несколькими карточками — и зарплатной, и кредит ной, и
дебетовой (рис.9).
Рис.9. Виды банковских
пластиковых карточек (данные по РФ)[12]
Что касается целевого
использования пластиковых карточек, то очень низкий процент опрошенных — 12,4%
— указали, что используют их для получения денег в кредит. В Москве 22,4%
опрошенных сообщили, что имеют кредитные карточки, однако используют их для
получения кредита только 12,4%. И такая проблема реально существует: банки
тратят деньги на эмиссию пластиковых карточек, но при этом не все их клиенты
используют свои карточки для получения кредитов. Наиболее востребованные
услуги: 76% — для получения зарплаты и пенсии, 43% — для снятия наличных в
банкомате (рис.10).
На вопрос, что вы оплачиваете, респонденты ответили следующим образом:
45,5% — не делаю покупок, 38% — покупки продуктов питания, 23% — счета в
ресторанах и кафе, 35% — покупку одежды и мелкой бытовой техники. И 55%
опрошенных оплачивают банковской пластиковой карточкой покупки на сумму свыше
15 тыс. руб. Среди держателей банковских пластиковых карточек, которые не
оплачивают покупки карточкой, преобладают держатели зарплатных карточек —
77,7%.
Демографические
характеристики владельцев кредитных карточек выглядят так: это в равной степени
мужчины и женщины, 46,4% относятся к возрастной группе от 25 до 34 лет, большая
часть — 58% — имеет высшее образование. Доход пользователей данного вида
карточек — средний и выше среднего, эквивалентно примерно 15—20 тыс.руб на
одного члена семьи. На вопрос «Удовлетворяет ли вас размер кредитного лимита?»
владельцы кредитных банковских карточек ответили так: 51% полностью
удовлетворены и 25% — удовлетворены частично. На вопросы «Был ли удовлетворен
при обращении в банк ваш запрос по увеличению лимита? Пробовали ли вы увеличить
кредитный лимит банковской пластиковой карточки?» 70% ответили, что не
пробовали увеличить кредитный лимит, почти 10% обратились в банк, и банк
удовлетворил их запрос полностью, 6,5% респондентов сказали, что банк
удовлетворил их запрос частично. Держателям кредитных карточек также задали
вопрос «Пользуетесь ли вы интернет-банкингом?». 20% опрошенных указали, что
пользуются, 53% — не пользуются, и 20% ответили, что не знают, что это такое.
Говоря о частоте использования банковских карточек, 34,7% отметили, что снимают
с них наличные 2—3 раза в месяц, 23,8% делают это 1 раз в месяц. Отвечая по
поводу способов внесения на счет, 50,6% участников опроса сказали, что никогда
не вносят наличные на карточный счет, т.е. деньги поступают на зарплатную
карточку, и 18,9% указали, что делают это наличными в отделениях банка. На
вопрос, насколько удобно расположены банкоматы вашего банка, 58% ответили, что
достаточно удобно, 21,3% указали, что удобно, но банкоматов маловато. При этом
71,7% всегда имеют при себе пластиковую банковскую карточку, а 16,7% берут ее с
собой только при необходимости. В частности, из-за того, что она часто
теряется, — данный факт отметила почти пятая часть опрошенных.
Таким образом, можно отметить, что на Российском рынке пластиковых
карт происходят положительные изменения в структуре эмиссии и, в частности,
рост доли карточек с кредитной функциональностью. Однако это не оказывает на
структуру платежей того влияния, которое можно было бы ожидать. К сожалению,
карточки часто выпускаются банками в рамках программ потребительского
кредитования и, с точки зрения держателей, служат не более чем инструментом
превращения полученного кредита в наличные деньги. Для банков же введение
карточки в схему выдачи потребительского кредита часто играет еще одну важную
роль, а именно служит вполне легальным способом подъема эффективной процентной
ставки за счет комиссии за снятие наличных.
Исследуя российский рынок пластиковых карт нельзя не
проанализировать количество операций совершаемых с использованием карточек.
Интересно отметить, что на рост доли безналичных операций должным
образом не влияет существенной рост платежной инфраструктуры, составивший в
2007г. около 30% (см. рис. 11). Из общего количества кредитных организаций,
осуществляющих обслуживание карточек, около 30% выдают только наличные деньги
(не занимаются торговым эквайрингом), а 7% кредитных организаций выдают
наличные деньги только своим клиентам». Торговый эквайринг действительно не
является в России привлекательным видом банковского бизнеса. В значительной степени
это следствие «эквайринговых войн», идущих в России с середины 1990-х годов.
Поскольку главным оружием в них всегда выступал демпинг, наиболее важным их
следствием стало сильное падение среднерыночного уровня торговых комиссий и
снижение рентабельности торгового эквайринга как такового. Поэтому есть все
основания полагать, что на практике доля банков, не занимающихся эквайрингом
(хотя и имеющих соответствующие лицензии), существенно превышает официальные
30%. Насколько быстро рынку самому удастся справиться со сложившейся ситуацией,
прогнозировать трудно. Однако уже вполне уместным кажется принятие
стимулирующих мер законодательного характера.
Рис. 11 – Динамика инфраструктуры, предназначенной для
осуществления операций с использованием платежных карточек, ед.[14]
За период c 2001г. По 2006г. оборот по карточкам (без пересчета на темпы
роста инфляции) увеличился с 416,1 млрд руб. до 4 433,7 млрд руб., или в 10,7раза
(рис.12).
В 2007г. российские держатели совершили на территории страны и за
рубежом 1641,09 млн. транзакций, или на 35,7% больше, чем в 2006г. Из этих
данных следует, что в 2007г. характер развития российского карточного рынка
относился к экстенсивному типу: темпы прироста эмиссии (38,4%) были выше темпов
прироста транзакций. Экстенсивный характер развития бизнеса является
свидетельством его низкой эффективности: рост оборотов происходит за счет
увеличения численности продуктов, а не за счет роста отдачи от их
использования. В этом плане российский карточный рынок негативно отличается от
рынков в экономически развитых странах, где темпы прироста эмиссии ниже темпов
прироста транзакционного трафика.
Беспрецедентно низкой остается доля платежных транзакций в общем
карточном обороте. В период с 2001 г. по середину 2004 г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза - с 7% до более чем 13%, однако затем начал
стремительно падать, завершив 2006 г. на отметке 9% (рис. 13).
Рис. 13 - Доля платежных транзакций в общем обороте[16]
В 2007г. с помощью одной карточки совершалось в среднем 15,9
транзакции. В 2006г. этот показатель был равен 16,2 транзакции. Эти данные
являются еще одним свидетельством наличия тенденции к снижению средней отдачи
от одной карточки.
В прошлом году российские держатели совершили транзакций в стране
и за рубежом на общую сумму 6459,44 млрд. руб или на 45,7% больше, чем в 2006 г. В номинальном выражении темпы прироста оборота выше темпов прироста эмиссии, однако высокие
темпы инфляции в стране в 2007г. сглаживают положительный эффект: очищенный от
высокого роста цен показатель оборота выглядит далеко не столь впечатляюще, и
его прирост примерно соответствует приросту эмиссии.
Средняя величина одной транзакции в 2007г составила 3936 руб, в
2006г. этот показатель равнялся 3666 руб. Как обычно, в 2007г. подавляющая
часть транзакций, совершенных российскими держателями, относилась к получению
наличных. Общая сумма платежных транзакций составила 656 962,4 млн. руб,
или 10,17% от общей величины оборота. Заметим, что этот показатель несколько
лучше, чем в 2006г., когда на долю платежных транзакций пришлось лишь 9,03%
оборота. Вместе с тем, очевидно, что давно ожидаемого прорыва на российском
карточном рынке в 2007г. так и не произошло: по-прежнему около 90% оборота по
карточкам приходится на получение наличных. Несмотря на достаточно быстро
развивающуюся POS-терминальную инфраструктуру и резвую динамику сегмента
кредитных карточек, российские держатели не торопятся использовать карточки для
совершения платежных транзакций в предприятиях торговли и сервиса. Зарплатная
модель карточного бизнеса остается доминирующей на российском карточном рынке.
Таблица 2 Ключевые показатели
развития карточного бизнеса в России, 2007г. [17]
Показатель
2006
г.
2007
г.
Прирост,%
(+,-)
Эмиссия,
тыс.
74762,2
10396,60
38,4
Количество
транзакций за год, млн.
1209,37
1641,09
35,7
Среднее
число транзакций в расчете на одну карточку в год
16,2
15,9
-1,9
Суммарный
оборот, млрд. руб.
4433,66
6459,44
45,7
Средняя
величина одной транзакции, руб.
3666
3936
7,4
Общая
сумма платежных транзакций, млрд. руб.
400,35
659,96
64,1
Доля
платежных транзакций в обороте, %
9,03
10,17
12,6
По данным Центрального банка РФ, количество кредитных организаций,
занимающихся эмиссией и/или эквайрингом банковских карточек в России, на 4
января 2007г. составило 718 финансовых институтов. При этом количество
кредитных организаций - эмитентов составляет 672, кредитных организаций -
эквайреров - 640.
2.2 Анализ
работы с пластиковыми картами ОАО «УРСА Банк»
ОАО «УРСА Банк» – крупнейший сетевой банк России – был создан в
результате объединения ОАО «Сибакадембанк» и ОАО «Уралвнешторгбанк». Слияние
банков стало итогом их двухлетнего партнерства в рамках стратегического
банковского Альянса, возглавляемого Игорем Владимировичем Кимом. «Быть лучшим,
чтобы оставаться любимым!» – этот девиз банка был озвучен 21 сентября 2006 года
в Москве на презентации нового бренда. Миссия банка в том, чтобы вдохновлять
людей и поддерживать стремление к лучшему, а его основные ценности –
клиентоориентированность, результативность, лояльность, ответственность,
глобальность и командность.
УРСА Банк – банк универсальный – реализует инвестиционные проекты,
работает на рынке ценных бумаг, предлагает комплексное обслуживание
корпоративных клиентов, традиционные и инновационные продукты и услуги для
частных лиц. Банк стремится поддерживать сбалансированную структуру активов в
пропорции: 50% – корпоративный сектор и 50% – розничный. Приоритетные
направления деятельности УРСА Банка – это привлечение средств физических лиц во
вклады банка, кредитование малого бизнеса, проектное финансирование. Банк
предлагает широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории
Российской Федерации. Обслуживание частных и корпоративных клиентов осуществляется
по всей стране от Сахалина до Москвы, открыты представительства в Алматы,
Праге, Лондоне. Головной офис банка находится в Новосибирске.