Работа банка в условиях нестабильной экономики
Работа банка в условиях нестабильной экономики
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и
платежеспособности банка
1.1
Организационно - экономическая характеристика Восточно-Сибирского банка
Сбербанка России ОАО
1.2
Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации
1.3
Понятие ликвидности коммерческого банка
1.4
Понятие ликвидности банковского баланса
1.5
Сущность анализа финансового состояния банка
2.
Анализ и оценка финансового положения Восточно-Сибирского банка Сбербанка России
2.1
Анализ активных операций
2.2
Анализ пассива баланса
2.3
Анализ финансовой отчетности коммерческого банка
2.4
Финансово-экономический анализ банка в период финансового кризиса
2.5
Анализ динамики и структура кредитных ресурсов
3. Пути совершенствования финансового положения
Восточно-Сибирского отделения Сбербанка России ОАО
3.1
Стратегия развития Восточно-Сибирского банка Сбербанка России
3.2
Совершенствование политики по привлечению средств банка
3.3
Направления совершенствования кредитных продуктов малому бизнесу
Заключение
Список
использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение
Банки – необходимый
финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс
производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные
денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы.
Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных
предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому
на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег. Еще
в 1916 г. В.А. Дмитриев-Мамонов и З.П. Евзлин в своем классическом учебнике по
банковским операциям отмечали: «…когда кредит играет выдающуюся роль во всех
областях народнохозяйственной жизни, нормально построенное и правильно
функционирующее банковское дело составляет величайшую государственную ценность…
Банки являются сосредоточием свободных средств всей страны, они должны блюсти
свою кредитоспособность как величайшее национальное сокровище… Нация должна
питать к банковской системе абсолютную уверенность и полное доверие».
Государство, в первую
очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков,
устанавливает им определенные ограничения, нормативы как обязательные для
исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют деятельность банков с
целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.
Появление значительного
количества банков и их учреждений привело к изменению статуса банков,
превращению их из органов управления в специфические коммерческие учреждения,
ориентированные на получение максимального дохода. Это обуславливает повышенный
интерес самих банков к анализу своей финансово-хозяйственной деятельности,
пересмотру традиционных форм и методов управления своими операциями.
Принятым в июле 1990 года
Постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк
Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был
преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учреждённый на общем
собрании акционеров 22 марта 1991 года. Вскоре Сбербанк России зарегистрировал
свой Устав в Центральном Банке Российской Федерации и впервые провёл эмиссию
акций.
Со времени акционирования
Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования из системы
государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа.
Достигнутые Сбербанком за
этот период результаты показывают, что поставленная цель выполнена и создана
необходимая основа для дальнейшего развития. Сбербанк стабильно работает,
динамично развивается и сохраняет за собой статус крупнейшего коммерческого
банка страны.
Положительные тенденции в
экономике создают основу для расширения банковских операций, позволяют
Сбербанку России более эффективно использовать накопленную ресурсную базу,
расширяют сферу возможных инвестиций, повышают потребность клиентов в получении
качественных банковских услуг.
На современном этапе
деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к универсализации, что
объясняется влиянием конкуренции. Для повышения эффективности банковской
деятельности, банковское законодательство промышленно-развитых стран
стимулирует конкуренцию, создавая равные условия для деятельности различных
кредитных учреждений. В рамках данной тенденции изменяется концепция
взаимоотношений банков с клиентами, создаются принципиально новые направления
банковского дела. Это выражается, не только в увеличении числа предлагаемых
клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, снижении
удельного веса ссудо-сберегательных операций и увеличении объемов операций с
ценными бумагами.
В условиях продолжающейся
рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема
выявления их надёжности становится особенно актуальна, необходимо правильно
оценить положение того или иного банка, сделать банковскую систему более
“прозрачной” и предсказуемой.
На практике оценку
финансового состояния банка осуществляют органы государственного регулирования
банковской деятельности (в лице Центрального Банка), непосредственно банки и
независимые экспертные группы или рейтинговые агентства.
Затяжной характер кризиса
вызывает всё новые проблемы. Многие банки пересматривают политику своего
развития, перестраивают работу, смещают акценты в деятельности. Банковская
система пришла в движение.
Таким образом, в
современных условиях продолжается развитие тенденции расширения функций
коммерческих банков, которые для улучшения банковской ликвидности, получения
доходов, занятия позиций на рынке, развивают нехарактерные ранее для банков
операции и услуги.
ликвидность
банк коммерческий отчетность
Восточно-Сибирский банк
Сбербанк России ОАО работает на огромной территории, куда входят
Красноярский край, республики Тыва и Хакасия. Они располагаются в
Восточно-Сибирском регионе России, что, кстати, и дало название
территориальному банку. С филиальной сетью Восточно-Сибирского банка не
сравнится ни один коммерческий банк, работающий в регионе. У банка 21
отделение, около 500 внутренних структурных подразделений. На сегодняшний
день здесь работает около 7 тысяч человек.
Восточно-Сибирский банк
Сбербанка России ОАО прошёл динамичный путь преобразования из системы
государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа. В
Восточно-Сибирском регионе банк имеет огромную филиальную сеть, охватывающую
всю территорию Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. В целях наилучшего
соответствия потребностям своих клиентов и снижения расходов, финансовое
учреждение постоянно совершенствует работу своих подразделений. Начиная с 1991
года, банк проводит политику укрупнения филиальной сети, направленную на
превращение отделений и внутренних структурных подразделений в крупные
кредитно-финансовые институты. Оптимизация филиальной сети проводится с учётом
экономических и социальных факторов конкретного района, включая оценку
показателей плотности и численности населения, потребности клиентов в получении
банковских продуктов и услуг.
В настоящее время
Восточно-Сибирский банк Сбербанка России – универсальный коммерческий банк,
осуществляющий широкий спектр банковских операций и ориентирующийся на
многообразие клиентской базы. Деятельность Восточно-Сибирского банка направлена
на развитие реального сектора экономики. Учитывая особенности региона, в
котором функционирует банк, его работа напрямую связана с теми отраслями
промышленности и сельского хозяйства, которые наиболее развиты на территории.
Банк активно сотрудничает
с предприятиями цветной металлургии, энергетики, топливной, газовой, угольной,
химической промышленности, дорожно-строительного сектора, с предприятиями
транспорта, связи, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Являясь составной частью
Сбербанка России, Восточно-Сибирский банк не отступает от основополагающих
принципов функционирования Сбербанка в целом. Восточно-Сибирский банк в своем
регионе является лидером среди коммерческих банков. Большая филиальная сеть,
использование новейших технологий делают услуги банка доступными в любом
населенном пункте региона. Банк с особым вниманием относится к каждому своему
клиенту вне зависимости от его социального статуса и стремится к сохранению
долгосрочных партнерских отношений, прогнозируя развитие потребностей клиентов,
а вместе с тем появление новых направлений в банковском бизнесе. Для этого в
банке проводятся маркетинговые исследования, на основе чего разрабатывается и
предлагается клиентам полный спектр банковских продуктов и услуг.[25]
Политика
Восточно-Сибирского банка направлена на сохранение лидирующего положения в
регионе на рынке банковских услуг. Специалистами банка разрабатываются
механизмы сохранения и приумножения средств клиентов в неблагоприятных
экономических условиях. В отношении среднего класса банк рассчитывает на
реализацию банковских услуг, которые станут действенным инструментом не только
в укреплении материального положения данной социальной группы, но и будут
способствовать дальнейшему росту ее благосостояния. В настоящее время
Восточно-Сибирский банк продолжает развитие отношений с клиентами с высоким
уровнем дохода, создавая комфортные, надежные, а главное экономически
эффективные условия сотрудничества. Целевая группа потенциальных клиентов банка
– это экономически активное население региона, работающее в различных сферах
бизнеса. Привлечению и закреплению этих клиентов, созданию системы
долгосрочного взаимовыгодного партнерства с ними будет способствовать развитие
и внедрение программ поддержки индивидуальных операций клиентов на финансовых
рынках, доверительное управление средствами клиента, финансовое
консультирование, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых
информационных технологий, в том числе Интернета.
Надежность и безупречная
репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих
рейтинговых агентств.
В декабре 2004 года
Восточно-Сибирский банк Сберегательного банка Российской Федерации стал
лауреатом Первого ежегодного краевого конкурса «Финансист года» в номинации «Банк
для вкладчиков» (за максимальный объём привлечённых депозитов физических лиц,
за стабильный рост клиентской базы) и в номинации «Лидер пластикового бизнеса»
(за максимальный объём остатков на спецкарт счётах, за позитивную динамику
роста количества выданных карт, за внедрение новых технологий).
В декабре 2005 года банк
вновь стал победителем Конкурса «Финансист года» в номинации «Лидер
пластикового бизнеса» (за лидерство во внедрении безналичных расчётов, за
максимальный объём остатков на спецкарт счётах) и в номинации «Банк для
корпоративных клиентов» (за стабильность клиентской базы, за максимальный
удельный вес средств, привлечённых от юридических лиц в общем объёме ресурсной
базы банка).
Объектом анализа является
финансовое состояние коммерческого банка, которое в экономической литературе
обычно сводится к финансовой устойчивости или надежности кредитной организации.
Исследование сущности вышеуказанных терминов можно встретить у различных
авторов; первым из них будет рассмотрен Г. Г. Фетисов, первая глава монографии
которого посвящена этой проблематике.
Прежде всего Г. Г.
Фетисов обращается к терминологической стороне вопроса, а также к опыту других
наук, где надежность и устойчивость являются объектами пристального изучения
уже на протяжении нескольких столетий.
Наиболее емкую
характеристику термина «надежный» можно встретить у С.И. Ожегова, который
интерпретирует его как:
- внушающий доверие;
- прочный, с трудом
поддающийся разрушению, порче, крепкий;
- хорошо работающий;
- постоянный, не
прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный;
- стойкий, держащийся
твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительного
отклонения.
По мнению Г.Г. Фетисова,
при исследовании проблемы надежности кредитной организации можно
воспользоваться опытом других отраслей науки и техники, где надежность
рассматривается в частности, как «комплексное свойство технического объекта
(прибора, устройства, машины, системы), которое состоит в его способности
выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в
установленных пределах».
С надежностью обычно
связана и устойчивость объекта. Так, устойчивость сооружения – это его
способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного
состояния статического или динамического равновесия. Устойчивость банка это –
его способность противостоять возможным негативным факторам внутренней и
внешней среды. Чаще всего категория устойчивости применяется как характеристика
сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в
том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку банк также
является сложной динамической системой, функционирующей в изменяющихся условиях
рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.
Использование термина
«устойчивость» наряду с термином «надежность», по мнению Г.Г. Фетисова, вполне
справедливо. В. Даль определял слово надежный как «подающий верную надежду; верный,
несомненный, прочный, твердый, крепкий; на что или на кого можно положиться,
что не обманет». Термин устойчивость происходит от слов «устаивать, устоять
против кого, чего, стоять твердо, выстоять, успешно противиться силе,
выдержать, не уступить. Устойчивый – это значит стойкий, крепкий, твердый, не
шаткий».
После этого Г.Г. Фетисов
утверждает, что, при всей их схожести, термины «устойчивый» и «надежный»
отличаются друг от друга, в связи с чем вносят в понятия надежный банк,
устойчивый банк некоторые нюансы. Прежде всего можно отметить, что восприятие
надежности банка может быть неодинаково с различных позиций.
С позиции клиентов банка,
его вкладчиков надежный банк больше ассоциируется с убеждением в том, что банк
выполнит перед ними свои обязательства (по В. Далю, что не обманет). Известно,
что в современных условиях для вкладчиков это имеет особое значение.
Несколько иные оттенки
понятие надежность имеет с позиции самого банка. К примеру, акционеры банка,
инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что их банк
станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена
прибыль, равнозначная или превышающая прибыли от вложений в другие секторы
экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.
Другая позиция у
сотрудников банка, которые заинтересованы в постоянной работе в данном
кредитном учреждении, в получении стабильной и высокой заработной платы.
Взгляд на надежный банк
со стороны общества вполне может быть представлен со стороны Центрального банка,
являющегося общенациональным институтом, который заботится как о соблюдении
интересов граждан и инвесторов, так и банковской системы. Надежный банк с
общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так
и их клиентов. Надежный банк – это банк, которому верят клиенты, который
обеспечивает соблюдение интересов клиентов и инвесторов, содействует реализации
как интересов вкладчиков, так и бизнеса, руководствуется принципами партнерских
взаимовыгодных отношений, проводит политику в интересах общественного развития.
Далее Г.Г. Фетисов
выдвигает тезис, что «устойчивый банк» – это более фундаментальное понятие. Оно
первично по отношению к понятию «надежный банк». Надежность зависит от
устойчивости. Если надежный – это не всегда устойчивый банк, то устойчивый банк
– это всегда надежный. С позиции клиента можно надеяться, что банк тебя не
обманет, с позиции акционера или сотрудника банка можно надеяться на реализацию
своих интересов, но это еще не означает, что эта надежда в полной мере
соподчинена с полной устойчивостью. Банк, будучи надежным, к примеру, может
выполнить свои обязательства перед клиентом, но это будет идти вразрез с его
устойчивостью, может вызвать сокращение прибыли и даже привести к убыткам.[23,
с.64]
Тем не менее, рассматриваемые
понятия надежности и устойчивости нельзя противопоставлять. При всем их
сходстве и определенном различии они имеют право на самостоятельное
существование, так как характеризуют не всегда одинаковые оттенки в положении
банка. С позиции клиента, для которого важнее соблюдение партнерских отношений,
более корректно использовать термин «надежность», в то время как в
макроэкономическом плане понятие устойчивости более приемлемо для
характеристики финансового состояния абстрактного банка. Таким образом, с
позиции Г.Г. Фетисова, надежный банк – это такой банк, деятельность которого,
несомненно приводит к реализации интересов конкретного субъекта.
В своем анализе Г.Г.
Фетисов различает понятия «теоретически или де-юре надежный банк» и
«действительно, реально надежный банк». Де-юре все банки надежны, так как они
прошли фильтр государственной регистрации, имеют лицензию, следовательно, по
своим экономическим, законодательным и профессиональным нормам соответствуют
титулу банка. Ненадежные банки, по идее, не регистрируются Центральным банком
или другим уполномоченным для этих целей государственным органом. И тем не
менее, к примеру, Россия на современном этапе богата нечистоплотными,
криминальными примерами грубого нарушения «правил игры», надувательства.
По мнению Г.Г. Фетисова,
деловой риск выбора надежного банка определяется рядом составляющих. К их числу
можно отнести:
- длительность работы
банка на рынке;
- прежнюю деловую
историю;
- имидж банка;
- класс надежности и
устойчивости (из банковских рейтингов).
Как отмечалось,
устойчивость банка по Фетисову – это его способность успешно развиваться и
противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому устойчивость
банка правомерно рассматривать с позиции адекватности внешней среде. Данное
соответствие имеет два параметра: адекватность общей деловой активности и ее
своевременность. В первом случае стабильными можно считать те банки, которые
несколько снижают свою деловую активность в соответствии со снижением общей
деловой активности. Как известно, банки и их операции развиваются по мере
развития общехозяйственных сделок и услуг. Если объем промышленных и торговых
операций сокращается, то это неизбежно вызывает и уменьшение денежных потоков,
проходящих через кредитные учреждения, сокращение объема депозитов, расчетных,
валютных и других операций. Снижение объемов операций банков в подобной
ситуации было бы неправильно относить к негативным сторонам их деятельности.
Банк, допустивший снижение своей активности в условиях снижения общей деловой
активности, можно, по мнению Фетисова, считать устойчивым банком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|