МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку

    По обязательным видам страхования собрано страховых взносов 324,6 млрд. руб. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 67,7%, из них личное страхование – 43,9% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 6,1%, страхование ответственности – 50%.

    Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 201,8 млрд. руб. На долю Белгосстраха в общей сумме страховых выплат приходится 137,2 млрд. руб., или 68%. Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2005 год составил 42,1%.

    В структуре страховых выплат за 2005 год на долю добровольных видов страхования приходится 23,2%, обязательных видов страхования – 76,8%.

    Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2006 г. составила 254,2 млрд. руб. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 210,5 млрд. руб., а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 43,7 млрд. руб.

    Сумма полученного дохода от размещения средств страховых резервов за 2005 год составила 19 млрд. руб.

    По состоянию на 01.01.2006 г. собственный капитал страховых организаций республики составил 129,7 млрд. руб. и увеличился по сравнению с прошлым годом на 17,1 млрд. руб., или 15,2%. В структуре собственного капитала оплаченный уставный фонд составляет 44,6 млрд. руб., или 34,4%. На 01.01.2005 г. донный показатель составлял 40.8 млрд. руб., или 36,3%.

    За 2005 год страховыми организациями получен финансовый результат в сумме 57,8 млрд. руб., перечислено в бюджет налогов и неналоговых платежей на сумму 48,2 млрд. руб., во внебюджетные фонды 20,1 млрд. руб. Общая сумма платежей, перечисленных страховыми организациями в бюджет и внебюджетные фонды – 68,3 млрд. руб., что составляет 14,2% от суммы собранных взносов.

    Среднесписочная численность работников страховых организаций республики по состоянию на 01.01.2006 г. составила 11 561 человек, в том числе штатных – 4350. Среди проблем белорусского страхового рынка можно выделить следующие.

    Во-первых, это несбалансированность страхового портфеля, вызванная преобладанием в структуре обязательных видов страхования и недостаточным уровнем развития добровольных видов страхования. Законодательное регулирование может быть направлено на введение обязательного страхования, осуществление которого с течением времени способствует пониманию населением преимуществ страхования и его роли в уменьшении разнообразных рисков, а может стимулировать спрос на страховые услуги через регулирование иных экономических секторов, деятельность которых подразумевает приобретение страхового полиса.

    Большой проблемой для предприятий и организаций стали нормативные положения Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам налогообложения», согласно которому страховые взносы юридических лиц по всем видам добровольного страхования не будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, т.е. их убрали из себестоимости. Данное изменение в законодательстве уже привело к тому, что спрос на добровольное страхование со стороны предприятий существенно упал, снизилась заинтересованность предприятий в услугах страховых компаний. С 2004 г. были внесены некоторые изменения и дополнения в данный законодательный акт. В соответствии с данными изменениями на себестоимость могут относится страховые взносы в соответствии со списком, утвержденным Министерством финансов РБ. На основании данного списка на себестоимость относятся только некоторые виды личного страхования при условии заключения договора страхования с государственным страховщиком. В 2006 г. с суммы страховых взносов по данным видам страхования не уплачивается налог в Фонд социальной защиты населения.

    Однако следует отметить, что для некоторых компаний текущее положение не будет препятствием к уходу от налогообложения. Такие виды страхования как страхование-каско большегрузных транспортных средств, страхование грузов, страхование ответственности перевозчика и экспедитора составляют около 75% страховых премий, выплачиваемых предприятиями по договорам добровольного страхования, и являются неотъемлемой частью их производственной деятельности. В связи с этим, предприятия – автоперевозчики покупают полисы за границей, включая выплаты в иные статьи расходов своей отчетности. Страхование грузов, ответственности перевозчика и экспедитора включаются в стоимость фрахта, а страхование каско транспортных средств по международным лизинговым контрактам перекладывается на лизингодателя и включается в стоимость лизинговых платежей. В результате чего отечественные страховые компании лишаются клиентов, а государство не получает налоговых доходов как с предприятий, скрывающих доходы, так и со страховых компаний, недополучающих страховые премии.

    Говоря о тенденциях развития белорусского страхового рынка, нельзя не затронуть проблему низкой страховой культуры населения как одного из важнейших факторов, влияющих на развитие страховой отрасли и на привлекательность страхового рынка для иностранных инвесторов. Ситуация на белорусском страховом рынке позволяет констатировать тот факт, что население предпочитает довериться сомнительному иностранному страховщику, работающему на принципах сетевого маркетинга, нежели вложить свои деньги в национальную страховую систему.

    Причины такого положения следующие:

    -          нестабильность национального страхового законодательства;

    -          отсутствие необходимых стимулов для заключения договоров страхования в связи с исключением страховых взносов из состава затрат;

    -          низкое качество и ассортимент предлагаемых услуг, неразвитость накопительных видов страхования.

    В этой связи перед страховыми компаниями Беларуси встаёт вопрос о внедрении различных способов и приёмов управления качеством страховых услуг, в том числе на основании комплексной стандартизации бизнес-процессов в страховании, базирующихся на требованиях международных стандартов качества ISO 9000 нового поколения. Белгосстрах уже осуществляет работу по созданию и сертификации системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000.

    Спрос на страховые услуги сдерживается еще и отсутствием компенсации по договорам долгосрочного страхования заключенным до 1992 г., предоставленным еще Госстрахом. Компенсация невыполненных договоров страхования, заключенных до 1992 г., на сегодняшний день потребует 300 трлн. бел. руб. В настоящее время идет разработка проекта по выполнению обязательств Госстраха, однако многие люди все еще не доверяют существующей страховой системе. Следует отметить, что в России и Украине уже осуществляется выплаты по аналогичным договорам, что оказывает положительное влияние спроса населения на страховые услуги.

    С ростом страхового рынка растет и число мошенничества в этой сфере деятельности. Мошенничество проявляется по-разному и примерно половина из них совершается с участием сотрудников страховых компаний. Иногда страховой полис оформляется задним числом, то есть после того, как произошел страховой случай; один и тот же автомобиль умышленно подставляют несколько раз, провоцируя аварию; оформляют и продают списанные, похищенные или поддельные бланки, фальсифицируют обстоятельства ДТП и результаты экспертизы и т.п. Как бы ни была успешна деятельность служб безопасности, по экспертным оценкам, потери страховщиков от мошенничества составляют пятую часть сборов. Статистика свидетельствует, что размер ущерба от совершенных мошенничеств в РБ за 10 месяцев 2004 года составляет порядка 18793 млн. руб. Всего же заданный период времени возбуждено более 900 уголовных дел за мошенничество, 11 из которых были совершены в сфере страхования. Примерно 70% всех случаев страхового мошенничества приходится на обман именно в сфере автострахования.

    Интересным является тот факт, что одна половина уголовных дел возбуждена против клиентов, а другая – против сотрудников страховых компаний.

    Ситуация на рынке страхования усугубилась проведением дискриминационной политики по отношению к страховым организациям негосударственной формы собственности.

    Государственная монополизация страхового рынка отрицательно скажется и на уровне внешних инвестиций в экономику республики.

    На данный момент многие частные страховые компании задумываются об уменьшении уставного капитала ввиду передачи права проведения обязательных видов страхования государственным организациям, и, как следствие, сужение страхового рынка для негосударственных компаний.

    Политика правительства направлена именно на поддержку государственного сектора на страховом рынке, о чем говорит введение за последнее время нескольких нормативных актов.

    С июня 2002 года в пунктах пропуска через границу обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств разрешено проводить исключительно Белгосстраху, при условии изъятия части прибыли от проведения этого вида страхования в бюджет. Обязательное страхование ГОВТС разрешено проводить только государственным страховым компаниям и компаниям, в уставном фонде которых доля государства составляет более 50%.

    Это решение серьезно ослабило позиции частного бизнеса в страховании. Компании были вынуждены сократить число сотрудников и ликвидировать часть представительств, а уровень выплат возрос, так как от выполнения обязательств по старым договорам страхования страховщиков никто не освобождал. Впервые нормативный акт по страхованию явно противоречил статье Конституции РБ о равенстве всех форм собственности.

    В этом же отрезке времени обязательное медицинское страхование иностранных граждан имеют право осуществлять только Белгосстрах и «Белэксимгарант» – полностью государственные компании.

    С 1 января 2004 года у негосударственных страховщиков были отозваны лицензии на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Фактически это означает, что с указанной даты негосударственные страховые компании больше не могут заниматься обязательными видами страхования.

    В плане проведения добровольного страхования государственные страховщики – Белгосстрах, Белэксимгарант – являются одним из наименее рентабельных и эффективных организаций на рынке. Доля премий по обязательным видам страхования в общем объеме страховых взносов Белгосстраха всегда были выше, чем у негосударственных организаций, что подразумевает снижение издержек на 1 рубль страховой премии. Тем не менее, показатель потерь составляет 20 – 25% для частных компаний в сравнении с 31% для Белгосстраха. Предыдущий вывод подтверждает показатель доходности. Частные страховые организации собирают 49 млн. рублей на 1 работника в Белгосстрахе. Также у негосударственных страховщиков процент заявленных, но неурегулированных убытков к общему количеству выплат составляет не более 25%, в то время как у Белгосстраха – 40,9%, что говорит о низкой оперативности Белгосстраха в урегулировании страховых случаев

    С 1 августа 2004 года продавать «Зелёную карту» и полисы ОСАГО для выезжающих в Российскую Федерацию могут только государственные страховые компании или компании, в уставном фонде которых доля государства составляет более 50%.

    Частные страховые организации могут оказывать только услуги по добровольным видам страхования, конкурируя исключительно на данном сегменте рынка с государственными страховщиками. Переориентация на обязательные виды страхования и их монопольное предоставление ведет к снижению доли добровольных видов страхования. Это свидетельствует о растущей концентрации и монополизации сектора страховых услуг, дискриминации частных страховых организаций, которые в настоящее время не имеют прав оказывать услуги по обязательным видам страхования. Это не способствует повышению эффективности их работы и снижает мотивацию страховых организаций к установлению высокого уровня качества обслуживания клиентов.

    Практика дискриминации частных страховых компаний доказала свою несостоятельность, поэтому международный подход к регулированию рынка страхования основывается на следующих принципах:

    -          ни один из видов обязательного страхования не может быть закреплен исключительно за государственной страховой организацией;

    -          ни одна из страховых компаний не должна получать исключительную поддержку государство.

    Демонополизация обязательных видов страхования является наиболее эффективным способом управления страхования. Как правило, обязательные виды страхования являются либо недоходными, либо правительство регулирует доходность по ним. Однако осуществление обязательных видов страхования разрешено не всем страховщикам. Дальнейшая дискриминация частных страховых компаний окажет негативное влияние на развитие рынка страхования в Беларуси. Более того, несмотря на положительный эффект введения страхования ГОВТС для защиты граждан, спрос на иные виды страхования до сих пор остается низким, что говорит о существенной ограниченности использования обязательного страхования как средства развития страховой культуры. Дальнейшее увеличение обязательных видов страхования будет расцениваться как населением, так и предприятиями как дополнительная налоговая нагрузка. Это является препятствием для увеличения спроса на страховые услуги и вытесняет добровольные виды страхования обязательными.

    Учитывая емкость страхового рынка, можно поставить под сомнение способность наделенных данным правом нескольких страховых организаций обеспечить своевременное и качественное обслуживание страхователей.

    Приведенный анализ свидетельствует о необходимости равноправного отношения к страховым организациям, которое послужит началом процесса либерализации страхового рынка.

    Необходимость стимулирования накопительных видов страхования очевидна, поскольку именно они являются источником средств, необходимых для инвестирования в экономику страны. Прежде всего, необходимо создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопительных сумм по договорам страхования.

    Дальнейшее углубление рыночных отношений требует внедрения новых перспективных видов добровольного страхования. Должна быть сформирована сеть специализированных компаний в области личного страхования. В Беларуси страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, как и во многих странах, например, Латвии, Болгарии, Литве, не могут предоставлять услуги по страхованию иному, чем страхование жизни. Однако многие страны-члены ВТО не налагают никаких ограничений на сферу финансовых услуг.

    А, учитывая то, что в настоящее время идет переговорный процесс о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию, а также то, что присутствие иностранного капитала на рынке страхования жизни увеличилось во многих странах с момента вступления их в ВТО, можно спрогнозировать приход иностранных страховщиков и на белорусский страховой рынок.

    Исходя из ситуации на рынках страхования Польши, Чехии и Венгрии, стран с наиболее развитой страховой культурой в регионе Восточной Европы, можно спрогнозировать, что на белорусском рынке страхования жизни будут доминировать иностранные страховщики. Крупные иностранные страховые компании имеют два основных преимущества, позволяющих им преобладать на рынке страхования в странах Восточной Европе. Во-первых, такие компании имеют возможность привлечения большого капитала для успешного развития бизнеса. Во-вторых, они имеют опыт правильной организации страхового дела.

    Как показывает опыт Восточной Европы, максимальный шанс на выживание и успешную деятельность будет у белорусских страховых компаний, которые сумеют заручиться поддержкой иностранных партнеров. Иными словами, для выживания белорусским компаниям понадобиться модернизировать организацию своего страхового дела, а также привлечь инвестиции для успешного развития. Участие иностранных партнеров может сильно этому способствовать.

    Еще одним фактором, сдерживающим развитие рынка страхования Беларуси, является то, что граждане республики занимаются в основном самострахованием, то есть все накопленные сбережения хранят в наличной валюте. Для того чтобы население обратилось к страхованию, необходимо, чтобы предлагаемые страховые продукты удовлетворяли целому ряду условий:

    – страховой продукт должен внушать страхователю уверенность в том, что страховщик выполнит принятые на себя обязательства;

    – в страховом продукте должна быть предусмотрена защита страхового обеспечения от инфляции;

    – в страховой тариф должен быть заложен достаточный уровень инвестиционной доходности;

    – при распространении продукта должен применяться «агрессивный» способ продаж, т.е. продажа через страховых агентов, получающих высокое комиссионное вознаграждение.

    Защите интересов граждан способствует также развитие добровольного медицинского страхования. Преимущество этого вида страхования заключается в том, что оно является в финансовом отношении наиболее щадящей формой оплаты медицинский услуг населением, формой обслуживания, которая максимально учитывает интересы граждан. Именно высокая стоимость медицинского обслуживания побуждает страхователя к заключению договора медицинского страхования, а страховое обеспечение становится гарантией, а зачастую и условием получения медицинской помощи.

    На сегодняшний день в этой области страховых отношений существуют следующие проблемы:

    1) учреждения здравоохранения не готовы к работе по системе страхования;

    2) в лечебно-профилактических учреждениях нет опыта работы непосредственно со страховыми организациями, ведь договорные отношения предусматривают дополнительный объем медицинских услуг более качественного уровня;

    3) нет методики формирования цен на медицинские услуги, предоставляемые по договорам со страховыми организациями;

    4) отсутствует система перераспределения полученных средств между медицинским персоналом, нет материальной заинтересованности у рядовых исполнителей;

    5) крайне низкий уровень страховой культуры населения;

    6) низкий сервис медицинского обслуживания.

    Таким образом, основными препятствиями на пути развития рынка добровольного медицинского страхования являются ограниченные возможности медицинской базы, а также отсутствие массового продукта для частных лиц. Его росту может способствовать оказание медицинских услуг на высоком качественном уровне с высоким уровнем сервиса, но по умеренным ценам.

    Одним из видов добровольного медицинского страхования, который более-менее развит и действует на территории РБ примерно 8 лет, является добровольное страхование медицинских расходов. Однако здесь также присутствуют отрицательные моменты. Во-первых, доля данного вида страхования в общем объеме белорусского страхового рынка крайне мала, в то время как в Росси этот показатель достигает 11%. Добровольное страхование медицинских расходов в портфеле добровольных видов белорусского страховщика редко превышает 3%, и темпы его роста тоже весьма незначительны. Во-вторых, невысокая рентабельность этого вида страхования связана, прежде всего, с тем, что идет постоянный рост и изменение цен на медицинские услуги. Естественно, что страховые организации, которые никоим образом не могут повлиять на ценообразование медицинских услуг, как это принято в Европе, хотели бы, чтобы этот процесс регулировался хотя бы 1 или 2 раза в год, а не несколько раз в квартал, как это сейчас происходит на практике.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.