Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку
Также как и в личном страховании, обязательное
страхование ответственности занимает ведущее положение по сумме поступивших
страховых взносов. Данный факт объясняется значительным числом существующих
видов страхования гражданской ответственности и преимущественным положением
Белгосстраха по сравнению с другими страховыми организациями в проведении
обязательного страхования. Причем в 2004 г. поступления сумм страховых
взносов по обязательным видам была максимальной.
Среди обязательных видов страхования на
протяжении рассматриваемого периода наибольший удельный вес принадлежит
обязательному страхованию автогражданской ответственности физических лиц –
резидентов. Однако он постоянно снижается. Это объясняется тем, что в регионе
появляются другие страховые компании, занимающиеся данным видом страхования. По
обязательному страхованию автогражданской ответственности юридических лиц –
резидентов сумма поступивших страховых взносов также довольно высока. В
абсолютном выражении эта величина составила 2003 г. – 167 млн. руб., 2004 г.
– 174 млн. руб., 2005 г. – 149 млн. руб. Наибольшее поступление сумм
страховых взносов по данному виду наблюдается в 2004 г., что можно
объяснить максимальным охватом страхового поля.
В 2004 г. появляется такой вид страхования
как обязательное страхование гражданской ответственности. Данный вид
страхования является совместным продуктом белорусских и российских страховых
компаний. Занимаемая им доля в структуре поступлений сумм страховых взносов стабильна,
однако в абсолютном выражении она уменьшилась.
Кроме
обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО в 2004 г.
появился такой вид страхования как Зеленая карта. До вступления Республики
Беларусь в систему «Зеленая карта» владельцы автотранспортных средств – граждане
Республики Беларусь вынуждены были при выезде в европейские страны приобретать
страховые полисы «Зеленая карта» иностранных страховых компаний. В соответствии
с Декретом Президента от 19 февраля 1999 года Белгосстрах, а в его лице и
представительство Белгосстраха по г. Полоцку получило право на реализацию
этих полисов на территории Республики Беларусь. Так, в 2004 году поступления по
данному виду страхования составили 9 млн. руб., а в 2005 году – 17 млн. руб.
Это связано с тем, что с 1 марта 2003 года на территории Республики Беларусь
началась реализация собственных «Зеленых карт», а продажа страховых
сертификатов иностранных страховых компаний была прекращена.
В 2004 г.
резко возросли поступления по обязательному страхованию гражданской
ответственности перевозчика перед пассажирами, однако, в 2005 г. сумма
поступивших страховых взносов снова уменьшилась.
Остальные виды обязательного страхования
ответственности занимают незначительный удельный вес и не оказывают
значительного влияния на структурные сдвиги.
По добровольным видам страхования на протяжении
рассматриваемого периода наблюдается постоянное увеличение поступления сумм
страховых взносов. Причиной этого явилась хорошая работа страховых агентов по
заключению договоров страхования.
В 2004 г. исчезло добровольное страхование
гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью
работников. Появление обязательного страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний вызвало отказ предприятий от
заключения договоров по добровольному страхованию ответственности нанимателя.
В то же время появляется такой вид страхования
как добровольное страхование гражданской ответственности владельцев жилых
помещений. Темпы роста поступления сумм страховых взносов высоки, что говорит о
популярности данного вида страхования у населения и доходности для
представительства. Рассмотрим структуру поступления страховых взносов по
добровольным видам страхования ответственности.
Добровольное страхование гражданской
ответственности перевозчика СМР занимает наибольший удельный вес в структуре
поступления сумм страховых взносов. Темпы роста данного вида страхования также
высоки, что говорит о прибыльности и перспективности данного вида страхования
для представительства. Такая же тенденция наблюдается и по добровольному
страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в связи с
осуществлением профессиональной деятельности.
Произошедшие изменения в структуре поступления сумм
страховых взносов явились результатом исчезновения такого вида страхования как
добровольное страхование гражданской ответственности нанимателя за вред,
причиненный жизни и здоровью работников и появления добровольного страхования
гражданской ответственности владельцев жилых помещений. Несмотря на это общая
сумма поступивших страховых взносов по добровольным видам страхования
ответственности увеличилась.
Определим влияние количества заключенных
договоров страхования на сумму поступивших страховых взносов. Структура и
динамика количества заключенных договоров выглядит следующим образом.
Таблица 2.3. Анализ структуры и динамики
количества заключенных договоров по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.
Вид страхования
2003 г., ед.
уд. вес, %
2004 г., ед.
уд. вес, %
абсол. Изменение 04/03, ед.
2005 г. ед.
уд. вес, %
абсол. Изменение 05/03, ед.
абсол. Изменение 05/04, ед.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ГО перевозчика перед пасс
3
0,029
97
0,9
94
80
0,878
77
-17
ОАГО ю/л, тер. РБ
1728
16,686
1820
16,9
92
1881
20,65
153
61
ОАГО ф/л, тер. РБ
8385
80,968
7793
72,2
-592
6510
71,45
-1875
-1283
ОАГО, тер. РБ
240
2,3175
340
3,15
100
313
3,435
73
-27
Зеленая карта
17
0,16
17
33
0,362
33
16
ОСАГО
730
6,76
730
294
3,227
294
-436
ИТОГО по обязательному
10356
99,942
10797
98,1
441
9111
96,62
-1245
-1686
ДОБРОВОЛЬНОЕ
ответств перевозчика СМР
2
33,333
3
1,42
1
3
0,94
1
0
проф ответственности
3
50
4
1,89
1
6
1,881
3
2
ГО нанимателя
1
16,667
-1
-1
ГО владельцев квартир
0
205
96,7
205
310
97,18
310
105
ИТОГО по добровольному
6
0,0006
212
1,93
206
319
3,383
313
107
ИТОГО
10362
100
11009
100
647
9430
100
-932
-1579
Как видно из таблицы 2.3 наибольшее количество
договоров было заключено в 2004 г. В 2005 г. количество заключенных
договоров снижается. На это снижение главным образом повлияло уменьшение
количества договоров по обязательным видам страхования.
Рис. 2.12. Динамика количества заключенных
договоров по страхованию ответственности в разрезе обязательных и добровольных
форм страхования за 2003–2005 гг.
Причины уменьшения количества заключаемых
договоров страхования ответственности разделим на 2 группы:
·
субъективные причины;
·
объективные причины.
Основные причины отказов субъективны и зависят
от деятельности сотрудников представительства, что влечет за собой потерю
клиентов и недополучение прибыли. Это, безусловно, негативное явление и такая
ситуация требует внимания со стороны руководства.
Проведем анализ страховых сумм по страхованию
ответственности за 2003–2005 гг. В страховании ответственности
максимальные пределы выплачиваемых страховщиком сумм возмещений называются
лимитами ответственности. По обязательным видам страхования они устанавливаются
законодательно в следующих размерах:
·
по обязательному страхованию
гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в размере 5 000 евро
на один договор;
·
по Зеленой карте в размере 10 000 евро
на один договор;
·
по остальным видам обязательного
страхования гражданской ответственности до 01.06.2003 г. – 6000 евро, с
01.06.2003 до 01.01.2005 г. – 10 000 евро, с 01.01.2005 г. – 20000
евро на один договор.
По обязательному страхованию гражданской
ответственности ОСАГО страховые суммы рассматривать не будем, так как это
продукт сострахования белорусских и российских страховщиков. Структура и
динамика страховых сумм представлена в таблице 2.4. Данные переведены в
белорусские рубли по усредненному курсу и в сопоставимых ценах.
Таблица 2.4. Анализ структуры и динамики
размера страховых сумм по страхованию ответственности за 2003–2005 гг.