Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики
Рассчитаем
значения денежного, депозитного и кредитного мультипликаторов.
= 1,72
= 1,93
= 2,39
Рассмотрим
процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составим табл.
2.4.
Таблица
2.4. - Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Процентная ставка
r
Величина спроса на деньги (M/P)d
Величина предложения денег (M/P)S
Номинальный доход
Y
3
512
512
871
6
512
512
1209
9
512
512
1546
12
512
512
1884
15
512
512
2221
18
512
512
2559
21
512
512
2896
24
512
512
3234
27
512
512
3571
30
512
512
3909
На
основании данных табл. 2.4 построим функция LM (рис.2.2) в координатах:
ось X –
национальный доход Y;
ось Y –
процентная ставка r.
Функция LM состоит из различных
комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Рис. 2.2 Функция
LM
Следующим
этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и
товарном рынках. Для этого соствим табл. 2.5. Основой для ее составления
являются данные табл. 2.1 и 2.4
Таблица
2.5. - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном
рынках
Процентная ставка, r
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке,
YIS
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке,
YLM
3
1910
871
6
1780
1209
9
1650
1546
12
1520
1884
15
1390
2221
18
1260
2559
21
1130
2896
24
1000
3234
27
870
3571
30
740
3909
На
основании данных табл. 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для
базового периода. Рис. 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода)
является комбинацией рис. 2.1 и 2.2.
Рис. 2.3 Совмещенный
график IS/LM для базового периода
Установленное
совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С
целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при
желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит
стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный
спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые
правительство использует для проведения стабилизационной политики, она
подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под
фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую
конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и
налогообложения.
Таблица
2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей
фискальной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
10,22
1191
337
156
1684
337
512,3
512,3
1684
2
10,89
1243
328
187,20
1759
328
512,3
512,3
1759
3
11,69
1306
318
224,64
1849
318
512,3
512,3
1849
4
12,65
1382
306
269,57
1957
306
512,3
512,3
1957
5
13,80
1473
291
323,48
2087
291
512,3
512,3
2087
Расчет
произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы
увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен
при этом принимаются на уровне базового периода.
Равновесная
процентная ставка определяется исходя из равенства:
,
где: YIS ,YLM – функции IS и LM,
приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.
Равновесная
процентная ставка r рассчитывается по формуле
где r – равновесная процентная ставка;
Р – уровень
цен в экономике;
YLM – национальный доход;
e –
чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;
Ms – номинальное предложение денег в
экономике;
f –
чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
На основе
данных табл. 4.6 построим график в координатах:
ось X –
национальный доход Y;
ось Y –
процентная ставка r.
Рис. 2.4
Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Аналогичные
действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:
1)
Построим табл. 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при
проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре табл.
2.6.
Табл. 2.7 -
Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей
фискальной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
9,37
1110
348
130
1588
348
512,3
512,3
1588
2
9,04
1068
352
130
1551
352
512,3
512,3
1551
3
8,65
1020
358
130
1507
358
512,3
512,3
1507
4
8,21
964
363
130
1457
363
512,3
512,3
1457
5
7,70
900
370
130
1400
370
512,3
512,3
1400
Расчет
произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в
предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне
базового периода.
2)
Построим рис. 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике
IS/LM).
Рис. 2.5
Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Проведем
анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов,
увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика)
приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает
национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая
фискальная политика более эффективна.
Суть
кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую
конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному
(Национальному) банку.
При анализе
кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе
фискальной политики государства:
1)
проведение стимулирующей монетарной политики.
Построим
табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении
стимулирующей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Табл. 2.8 -
Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей
монетарной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
8,98
1168
353
130
1651
353
614,8
614,8
1651
2
8,16
1192
364
130
1686
364
737,7
737,7
1686
3
7,17
1222
377
130
1729
377
885,3
885,3
1729
4
5,99
1258
392
130
1780
392
1062,3
1062,3
1780
5
4,57
1301
411
130
1842
411
1274,8
1274,8
1842
Расчет и
анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение
денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы,
налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
На
основании данных табл. 2.8 построим рис.2.6 (Стимулирующая монетарная политика
на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная
ставка r.
2)
проведение сдерживающей монетарной политики.
Рис.2.6 Стимулирующая
монетарная политика на графике IS/LM
Построим
табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении
сдерживающей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Таблица 2.9
- Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей
монетарной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
10,35
1126
335
130
1591
335
409,9
409,9
1591
2
10,90
1109
328
130
1568
328
327,9
327,9
1568
3
11,34
1096
323
130
1549
323
262,3
262,3
1549
4
11,69
1085
318
130
1534
318
209,8
209,8
1534
5
11,97
1077
314
130
1521
314
167,9
167,9
1521
Расчет и
анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение
денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы,
налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.
На
основании данных табл. 2.9 построим рис.2.7 (Сдерживающая монетарная политика
на графике IS/LM).
Рис.2.7
Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Проанализируем
сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов,
увеличение номинального предложения денег MS на 20%, (то есть проведение
стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода.
Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный
доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика
более эффективна.
Для
повышения конечной результативности регулирования национальной экономики
целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение
государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка
по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с
ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Для анализа
комбинированной политики построим табл. 2.10.
Таблица
2.10. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении
комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
Уровень цен Р
1
9,61
1149
345
169
1663
345
558,9
558,9
1663
2,23
2
9,59
1149
345
219,7
1714
345
609,7
609,7
1714
2,46
3
9,64
1147
345
285,6
1778
345
665,1
665,1
1778
2,70
4
9,79
1143
343
371,3
1857
343
725,6
725,6
1857
2,97
5
10,06
1135
339
482,7
1957
339
791,6
791,6
1957
3,27
Расчет и
анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы и
налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное предложение денег на 20%
больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем в предыдущем.
На
основании данных табл. 2.10 построим график «Комбинированная экономическая
политика на графике IS/LM». На рис. 2.8 построены графики функций IS и LM для
нулевого и пятого анализируемого периодов.
Рис. 2.8
Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Можно
сделать вывод, что комбинированная экономическая политика эффективна, так как
она приводит к увеличению национального дохода.
Если
сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то
наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае
рост национального дохода достигает максимальной величины.
В заключение данной работы следует повторить, что под кредитом
понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду
на условиях возвратности за плату в виде процента. Различают два понятия
кредитной системы:
1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования
(функциональный аспект);
2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих
свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный
аспект).
В
соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны
является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной
системе республики, правовая основа его функционирования определяются
Банковским кодексом Республики Беларусь.
Анализируя тенденции
развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что
многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной
системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране
диктует целесообразность перехода от банкоориентированной к рыночно-ориентированной
кредитной системе.
Список литературы:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. /
Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.:
АО ДИС, 1996.
3. Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер.
с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.
4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической
системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики
Беларусь, 2000.
9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.
Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.
10. Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и
безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь, 1996.