МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы и перспективы кредитования в Казахстане


    2.3 Осуществление мониторинга за текущими кредитами и работа с просроченной задолженностью


    Мониторинг кредита - это повседневная работа по наблюдению за погашением кредитов с момента их выдачи и до полно погашения основного долга и вознаграждения путем проведения постоянного анализа деятельности заемщика, контроля за соблюдением всех требований заключенных договоров (договора займа и договора залога) и принятия адекватных мер воздействия на заемщика, в случае ухудшения качества кредита.

     Мониторинг по текущим (выданным) кредитам необходим для выявления на ранней стадии возможных проблем и затруднений с погашением кредитов, оперативного и своевременного их решения, а по ухудшающимся кредитам - для быстрого реагирования (пересмотра условия сделки, реализации залога, ликвидации активов и другие) и предотвращения или уменьшения возможных потерь, связанных с невозвратом долга.

     Мониторинг по выданным кредитам включает в себя ряд определенных действий:

     1. постоянное наблюдение за деятельностью заемщика в свете общей экономической ситуации и возможного изменения конъюнктуры рынка и национального законодательства;

     2. систематическое посещение заемщика, беседа с его руководителями и специалистами;

     3. анализ хозяйственной и финансовой деятельности заемщика, проверка предмета залога (наличие, качество, состояние и хранение залогового имущества) и целевого использования кредита;

     4. сбор наиболее важной финансовой информации (оборот - выручка от реализации за последние месяцы, обороты по расчетному и валютному счетам за последние месяцы, общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на момент анализа и так далее);

     5. определение возникших просчетов, ошибок и проблем у заемщика;

     6. нахождение путей выхода из этих проблем;

     В ходе мониторинга пользуются следующими источниками:

     1. информацией, имеющейся в кредитном досье;

     2. информацией, имеющейся у самого заемщика;

     3. информацией, имеющейся у партнеров заемщика (поставщики, покупатели, банки, финансовые органы и другие) в рамках действующего законодательства.

     Основными методами осуществления мониторинга являются:

     1. прямой - телефонная беседа и непосредственный визит к заемщику;

     2. опосредованный - получение информации о финансовом и хозяйственном состоянии от третьих лиц (партнеров по бизнесу, конкурентов, сотрудников, знакомых клиента, соответствующих служб Банка).

     По полноте получаемой информации осуществление мониторинга подразделяются на два вида:

     1. поверхностный - проводится по тем заемщикам, у которых нет оснований считать кредит ухудшающимся или проблемным;

     2. глубокий мониторинг - проводится в зависимости от суммы и срока кредита, либо при возникновении сложной ситуации в результате просчетов или осознанных нарушений, допущенных заемщиками, не дающих возможности вовремя погасить кредит.

     По частоте проведения мониторинг может быть:

     1. ежемесячно по всем заемщикам;

     2.неотложным (экстренным) - проводится при резком изменении конъюнктуры на рынке заемщика, при принятии неожиданных административных решений органами республиканского и местного управления (решение о девальвации тенге, пересмотр налоговых и таможенных ставок, изменение в законодательстве и так далее), а также при наступлении форс - мажорных обстоятельств.

     В ходе осуществления мониторинга действующих кредитов необходимо проводить жесткую политику, нацеленную на своевременный возврат кредита и уплату вознаграждения по нему. Мониторинг должен охватывать все средства в рамках соблюдения нормативных актов и законодательства РК, которые могут быть использованы для обеспечения возврата кредита.

     Кредитный офицер несет полную ответственность за надлежащий мониторинг по действующим кредитам, своевременно выявление проблем и принятие необходимых мер по их решению в зависимости от степени риска и конкретной ситуации, которая может возникнуть у заемщика после выдачи кредита.

     Отправной точкой для осуществления мониторинга по текущим кредитам должен быть график платежей конкретного заемщика (копия которого передается для контроля за платежом менеджеру счета). На основании графика кредитный офицер и менеджер счета осуществляют наблюдение за погашением задолженности (основного долга, вознаграждения).

     Основные действия по осуществлению мониторинга:

     1. предупреждение клиента: при наличии телефонной связи с заемщиком за 2-3 дня до наступления срока платежа. При этом параллельно решается задача лишить заемщика возможности сослаться на забывчивость. При отсутствии телефонной связи - письменно за 5-6 дней до наступления срока;

     2. отслеживание и контроль платежа: до наступления срока очередного платежа проверить наличие денежных средств на счетах заемщика; в случае их отсутствия выяснить причины и как они отразятся на осуществлении платежа;

     3. посещение клиента: в зависимости от обстоятельств или отношения заемщика к погашению кредита необходимо нанести визит к нему для проведения планового мониторинга. При этом нельзя упускать любой возможности навестить клиента, если он находится рядом или легко доступен. Частота посещения заемщика зависит от степени риска, суммы и срока кредита.

     Задача кредитного офицера во время посещения заемщика зависит от вида осуществляемого мониторинга.

     Поверхностный ежемесячный мониторинг, как правило, должен осуществляться по всем заемщикам. Цель поверхностного мониторинга — не допустить образования платежей, выявляя их симптомы на ранней стадии. При этом методе мониторинга необходимо установить контроль за ходом реализации проекта заемщика (контроль за своевременной поставкой сырья и материалов, монтажом и запуском оборудования, началом производства, выпуском и сбытом продукции и так далее), сравнивая планы и фактическое исполнение.

     Результаты поверхностного мониторинга должны отражаться в ежемесячном отчете кредитного офицера по мониторингу за выданным кредитом и рассматриваться руководителем (по кредитам, выданным и сопровождающимся в Головном Офисе - директором Департамента кредитования). О результатах анализа и наблюдения в случае необходимости должен быть уведомлен заемщик для принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков.

     В случае выявления в ходе ежемесячного мониторинга негативных изменений необходимо перейти к более глубокому мониторингу.

     Глубокий мониторинг рекомендуется периодически проводить по наиболее крупным суммам и длительным срокам выданного кредита, а при возникновении "тревожных сигналов" и других факторов и обстоятельств, влияющих, либо могущих повлиять на деятельность заемщика и на его способность вовремя погасить кредит и вознаграждение, необходимо независимо от суммы и срока кредита незамедлительно осуществить глубокий мониторинг.

     К "тревожным сигналам" относятся:

     1. происшествия, которые нарушают ход производственного процесса (пожар и так далее);

     2. потеря важнейших клиентов (поставщика, покупателя);

     3. задержка очередных платежей свыше 10-ти дней или более одного раза

     4. смена юридического или фактического адреса (физического или юридического лица);

     5. труднообъяснимые действия и/или высказывания руководства компании (физического лица), сигнализирующие о их негативном отношении к возврату кредита, в том числе уклонение от личных встреч, телефонных переговоров, оставление без ответа направленных писем, систематическое направление извинений о временных финансовых трудностях, неуплата налогов, таможенных платежей, попытка скрыть эти факты от банка;

     6. создание препятствий при проверке залогового обеспечения, бухгалтерской отчетности и других данных;

     7. заключение нелогичных с экономической точки зрения и практически невыполнимых договоров;

     8. смена состава руководства (первых руководителей, главного бухгалтера и так далее), смена в составе учредителей, значительное сокращение численности работников, наличие конфликтных ситуаций и так далее;

     9. резкое изменение профиля деятельности предприятия;

     10. распродажа или выбытие недвижимости и другого имущества;

     11. разрыв или непродление договоров аренды помещений;

     12. изменения в структуре расходов, связанные, например, с повышением расходов на сырье и материалы, заработную плату и так далее;

     13. изменение ранее планировавшихся условий платежа (например, клиент работает по бартеру);

     14. серьезное ухудшение состояния здоровья лиц, оказывающих значительное влияние на деятельность заемщика или членов их семьи;

     15. выезд руководства или членов их семьи за границу;

     16. несоразмерная зарплата, приобретение в личное пользование дорогих вещей и недвижимости, в том числе и за границей;

     17. получение любой (официальной или неофициальной) негативной информации о заемщике (например, о связях с преступными группировками, введения в состав учредителей или руководителей криминальных авторитетов и так продолжается);

     18. смена юридического лица;

     19. снижение, либо отсутствие денежных потоков, задержка зарплаты своим работникам, расчетов с бюджетом и другие, которые могут прямо или косвенно повлиять на финансовую самостоятельность заемщика;

     20. другие факторы, которые, по мнению работника Службы безопасности (Управления проблемных кредитов), кредитного офицера или юриста могут негативно повлиять на возврат кредита.

     Результаты проведенного глубокого мониторинга отражаются в отчете.

     В ходе осуществления как ежемесячного, так и глубокого мониторинга одним из основных направлений в работе является обязательная проверка фактического наличия и технического состояния залогового имущества, условий его хранения, сохранность, покупательский спрос, а также конъюнктура рынка с учетом рыночной стоимости и местонахождения залогового имущества.

     В ходе мониторинга должна быть соблюдена такая последовательность действий, чтобы обеспечить проверку важнейших сторон деятельности заемщика, не пропустив те моменты, которые могут оказать значительное влияние на его платежеспособность.

     В первую очередь необходимо сделать общую оценку состояния дел у заемщика и тенденции его возможного развития (или спада), выяснить его будущие намерения и возможности по обслуживанию долга, а также доходность или убыточность его операции.

     Последующие действия при осуществлении глубокого мониторинга должны быть направлены на анализ финансового состояния заемщика за период со дня выдачи кредита и на день проведения мониторинга. При этом для анализа целесообразно использовать оборотно- сальдовые ведомости, которые в обязательном порядке ведутся хозяйствующими субъектами с выведением на каждый день остатков по счетам. Если за анализируемый период выявлены негативные изменения, например, увеличение текущих активов без соответствующего увеличения источников их финансирования, то это обстоятельство может оказать отрицательное влияние на финансовую устойчивость заемщика. Аналогичным образом должны быть определены негативные отклонения и по другим финансовым показателям, которые в наибольшей степени могут сказаться на своевременности погашения кредита.

     После того, как проведенный анализ выявил все негативные отклонения финансовых показателей и связанные с ними просчеты и ошибки, необходимо наметить план действий по их устранению в настоящем и недопущению в будущем - до срока возврата кредита и обсудить их с руководителями и специалистами компании - заемщика.

     Действия, направленные на устранение просчетов и ошибок, приведших к негативным отклонениям в финансовых показателях, могут выглядеть следующим образом:

     1. в части текущих активов - сокращение избыточных запасов ТМЗ, введение системы строго контроля за покупкой сырья и материалов, ускорение взимания дебиторской задолженности и так далее;

     2. в части долгосрочных активов - реализация неиспользуемых, излишних и устаревших машин и оборудования, продажа или передача в аренду производственных и других технологических линий, не приносящих в настоящий момент прибыли и так далее;

     3. в части маркетинга - поиск и расширение доли рынка, новых рентабельных продуктов и услуг с учетом спроса на данный момент;

     4. в части выпуска продукции - сохранение или изменение структуры выпускаемой продукции в зависимости от ее конкурентоспособности, ассортимента и прибыльности и так далее.

     Следует иметь в виду, что не существует какой - то стандартный, универсальный план действий - в каждом случае он зависит от возникших проблем, факторов и "тревожных сигналов" по конкретному заемщику.

     В случае, если результаты мониторинга показали значительные изменения в состоянии дел заемщика, представляющие реальную угрозу к своевременному возврату кредита, кредитный офицер должен:

     1. поставить в известность руководителей филиала или банка;

     2. при необходимости уведомить заинтересованные структурные подразделения (служба безопасности, юридическая и другие службы);

     3. подготовить служебную записку о дальнейших действиях (расторжение договора займа, пролонгация, реструктуризация и так далее);

     4. при принятии банком решения о досрочном возврате заемщиком суммы кредита и вознаграждения по нему в соответствии с условиями договора займа, уведомить заемщика письменно о принятии банком решении.

     Вся проделанная работа с момента выдачи кредита и до его полного погашения отражается систематически кредитным офицером в Листе сопровождения кредита.

     В ходе осуществления мониторинга выданных кредитов кредитному офицеру, юристу и ответственному работнику службы безопасности необходимо помнить, что вся информация, касающаяся заемщика и его предприятия, является строго конфиденциальной.

     В день наступления срока погашения задолженности (основного долга или вознаграждения), согласно договора займа и графика, либо дополнительного соглашения по предоставленной пролонгации, кредитный офицер и менеджер счета, обязаны проверить погашен ли платеж. В случае полного или частичного непогашения очередного платежа решается вопрос об отнесении задолженности на счет просроченных ссуд, выясняются реальные причины, предъявляются требования к заемщику о срочном внесении платежей.

     Не позднее следующего рабочего дня после отнесения задолженности на счет просроченных ссуд кредитным офицером предъявляются платежные требования - поручения ко всем банковским счетам заемщика, гаранта, поручителя (с отметкой банков, принявших платежные требования - поручения) и отправляются уведомления о невыполнении обязательств гаранту, поручителю и заемщику.

     По кредитам, обеспеченным залоговым имуществом, отправляются уведомления заемщику, залогодателю о невыполнении заемщиком обязательств (в соответствии с действующим Порядком учета и регистрации залогового имущества АО "Банк ЦентрКредит") с регистрацией его в органе, зарегистрировавшем залог.

     При отправке уведомлений почтой (заказным письмом) необходимо сохранить документальное подтверждение - квитанцию об отправке, которая подшивается в кредитное досье. При отправке уведомления нарочным -необходима личная подпись адресата (заемщика, залогодателя, гаранта, поручителя) на втором экземпляре уведомления, которое, так же, подшивается в кредитное досье.

     В кратчайшие сроки с выходом к заемщику осуществляется глубокий мониторинг с целью выявления причин не платежей.

     Все просроченные задолженности по кредитам после наступления срока платежа, в принципе, могут возникнуть по двум причинам:

     1. заемщик не может платить - из-за потери неплатежеспособности на момент погашения кредита;

     2. заемщик не хочет платить — из-за преднамеренного нежелания погасить кредит.

     Возникновение неплатежеспособности по кредитам ("не может платить") объясняется либо ошибками, допущенными в ходе анализа кредитной заявки, либо возникновение непредвиденных финансовых событий после выдачи кредита.

     Возникновение нежелания заемщика платить по кредитам ("не хочет платить") на стадии выдачи кредита определить очень трудно и сложно. В случае преднамеренного обмана со стороны заемщика, у него уже с самого начала отсутствовало желание платить. Для избежания таких случаев необходимо помимо экономической и юридической экспертизы документов обратить внимание на личные качества руководителей, их отношение к вопросу получения кредита, высказывания, намеки и разные соображения о своих намерениях вернуть кредит и так далее.

     При возникновении просроченной задолженности кредитному офицеру необходимо сразу же принять немедленные и энергичные действия, направленные на погашение просрочки.

     Конкретные действия при возникновении просрочки зависит от обстоятельств и причин ее образования. При этом надо исходить из того, что каждая просрочка носит индивидуальный характер и решаться она должна индивидуально.

     Тем не менее, существует общий порядок действий:

     1. как только стало ясно, что взнос по кредиту не был оплачен, необходимо посетить заемщика для выяснения обстоятельств и причин, по которым он не произвел платеж (глобальный мониторинг);

     2. если просрочка вызвана объективными обстоятельствами, либо просто забывчивостью заемщика, и нет оснований для изъятия залога, необходимо объяснить заемщику, что надо внести платеж для сохранения имиджа и продолжения сотрудничества с банком. Кроме того, также необходимо получить от заемщика письменное обещание заплатить платеж в конкретный срок (желательно не более 5- ти рабочих дней), по истечении которого, в случае непогашения долга, приступить к процедуре изъятия и реализации залога. Во время первой встречи наиболее удачной тактикой поведения работника банка будет убеждение заемщика в том, что платить рано или поздно придется, поэтому лучше сейчас заплатить, чтобы не потерять доверие банка и иметь возможность дальше пользоваться кредитными ресурсами;

     3. если просрочка вызвана определенным поведением заемщика, который сознательно идет на невозврат кредита в связи с неблагоприятными обстоятельствами или согласно с заранее разработанным планом, необходимо напомнить заемщику, что при получении кредита, им был подписан договор займа с графиком платежей и его радужные обещания погасить долг в срок, кредитному офицеру необходимо вести себя довольно строго, не идти ни на какие компромиссы и строить свою тактику поведения по следующей схеме: сперва - выяснив причину просрочки, убедительно доказать заемщику его неправоту, затем - показать возможность развития ситуации, если он не погасит долг;

     4. если просрочка вызвана осознанным нежеланием заемщика платить, и он явно уклоняется от встречи или создает препятствие для посещения, то кредитному офицеру необходимо поставить в известность о возникших проблемах Службу безопасности филиала (по кредитам Головного Офиса - Службу безопасности Головного Офиса, Управление проблемных кредитов). Совместно с работниками данных служб изучить причины неадекватного поведения заемщика, рассмотреть вопрос о досрочном возврате кредита (при необходимости - с привлечением правоохранительных органов) с расторжением договора займа.

     Если вновь образовавшаяся просроченная задолженность внутри текущего месяца не погасилась, несмотря на принятые оперативные меры, и осталась непогашенной по состоянию на 1 число, кредитный офицер филиала должен:

     1. предоставить в Департамент кредитования, своему куратору объяснительное письмо за свой подписью и подписью Директора филиала с отражением информации о выдаче кредита, причинах, способствовавших созданию проблемного кредита на стадии его выдачи и в последующем - в ходе обслуживания долга, обо всех проведенных мероприятиях по его мониторингу и планируемые филиалом мероприятия по взысканию ссудной задолженности;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.