МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Принципы организации финансов в страховании

     

    3. Вопросы совершенствования организации страхового дела в республике Беларусь на современном этапе


    В мировой практике институт страхования признается одним из стратегических секторов экономики. Нормальный процесс жизнедеятельности невозможен без создания и функционирования механизма компенсации потерь, причиненных случайными событиями, имеющими зачастую для отдельного человека или субъекта хозяйствования серьезные последствия. Возникновение природных катастроф, охватывающих значительные территории, нарушающих производственный цикл предприятий и угрожающих жизни населения, возмещение соответствующего ущерба посредством системы страхования имеет макроэкономические последствия. Однако еще два десятилетия назад культивировалось представление о неограниченных возможностях бюджета, и система страхования рассматривалась как его дополнение. Сегодня можно сказать, что преувеличение роли бюджета, подчинение его задачам организации большинства других денежных отношений в конечном счете пошло ему во вред. В определенной мере данный подход, к сожалению, имеет место и в наши дни.

    Говоря о теоретических аспектах организации страховой деятельности, принято выделять компенсационную, предупредительную, инвестиционную и сберегательную функции страхования. Исследование степени их реализации на практике делает возможным не только определение текущего состояния рынка страховых услуг, но и перспективных направлений его развития.

    С позиции развития белорусской страховой и банковской систем это также значимо. Международная практика свидетельствует, что результатом взаимодействия двух секторов экономики является не только диверсификация рисков самих участников, привлечение ими новых и удовлетворение потребностей постоянных клиентов, но и получение банками дополнительного дохода за счет реализации страховых продуктов. Последнее особо актуально в контексте повышения капитализации банковской системы в условиях предполагаемого снижения темпов роста ресурсной базы банков, формируемой главным образом за счет сбережений граждан, имеющих тенденцию к стабилизации.

    Компенсационная функция является базисом организации страхования, и механизм ее реализации заключается в создании страховых резервов, формируемых страховщиком за счет части полученных страховых взносов, которые потребуются для обеспечения соответствующих выплат клиентам.

    В международной практике основными индикаторами, принятыми для анализа развития страхового рынка и, соответственно, указанной функции, являются плотность страхования (сумма страховых взносов на душу населения) и глубина рынка (доля страховых взносов в ВВП).

    По состоянию на 1 января 2009 г. на страховом рынке Республики Беларусь действовало 24 страховых организации, которыми за 2008 г. получено 666,1 млрд. рублей страховых взносов и выплачено физическим и юридическим лицам страхового возмещения на сумму 344,4 млрд. рублей. Таким образом, за 2008 г. доля страховых взносов в ВВП составила 0,7%. Положительным фактом является удвоение доли в ВВП поступлений по рисковым видам страхования по сравнению с 1990 г. (с 0,12 до 0,25%) (рисунок 1).


    Рисунок 1 - Доля страховых взносов в ВВП Республики Беларусь за 1990 и 2008 гг.


    Достигнутый результат в значительной мере обусловлен положительной динамикой изменения макроэкономических условий, оказывающих влияние на благосостояние граждан. Это подтверждается результатами работы Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах” (далее - Белгосстрах) в сегменте страхования имущества граждан, в котором компания удерживает лидирующие позиции, обеспечивая более четверти поступлений по видам добровольного страхования в целом по рынку. Как видно на рисунке 2, спрос на соответствующие услуги компании увеличивался в периоды снижения инфляции и снижался в периоды ее роста. Положительное влияние на страхование оказало введение обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам, и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, доказавших конкретную пользу страхования для каждого гражданина республики и, что особенно важно, стимулировавших заинтересованность и спрос на услуги по видам добровольного страхования. Значимым для развития рынка стало и формирование Белгосстрахом разветвленной пассивной сети за счет продаж услуг подразделениями РУП “Белпочта" и крупнейшего из системообразующих банков - ОАО “АСБ Беларусбанк".

    Таким образом, страховые услуги стали доступны практически в каждом населенном пункте страны. Безусловно, сложившийся в республике показатель глубины рынка является невысоким по сравнению с мировым рынком страхования. Как показывают результаты деятельности последнего, обобщаемые на постоянной основе Швейцарским перестраховочным обществом (SwissRe), в государствах, характеризующихся относительно высоким уровнем жизни, доля страховых взносов в ВВП за 2008 г. составляет от 5 до 15%.

    В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель не превышает 3,5%, Сербия, Румыния и страны Балтии имеют более низкие показатели - от 1,5 до 2,3% ВВП.


    Рисунок 2 - Динамика поступления страховых взносов по добровольному страхованию имущества граждан в 1990-2008 гг., Белгосстрах.


    Следует отметить, что в странах Центральной и Восточной Европы плотность страхования имеет также достаточно высокую дифференциацию, что обусловлено в первую очередь уровнем дохода на душу населения. Так, выделяется группа с менее низким доходом (Болгария, Сербия, Румыния и Украина), которой соответствует показатель от 70 до 140 долл. США на человека, и группа более “богатых” стран (Венгрия, страны Балтии, Польша и Словакия) с показателем от 200 до 420 долл. США на человека. Лидерами по размеру страховой премии на душу населения за 2008 г. являются Чехия и Словения, имеющие порядка 631 и 1295 долл. США на человека соответственно. В Республике Беларусь сумма взносов на 1 человека за 2008 г. составила 32 долл. США.

    Итак, развитие страхования напрямую связано с уровнем жизни в стране, что находит выражение в показателе ВВП на душу населения. Достигнутый Республикой Беларусь уровень развития страхования (0,7% от ВВП) можно признать закономерным, что подтверждает приведенная на графике зависимость (рисунок 3).

    Однако национальный страховой рынок демонстрирует высокую динамику развития. Исходя из предварительных данных, полученных перестраховочным обществом SwissRe за 2008 г., среди 88 национальных страховых рынков мира темпы роста страхового рынка Республики Беларусь соответствовали 23-му месту, а среди 35 стран Европы - 10-му. Это свидетельствует о его высоких потенциальных возможностях, особенно с позиции защиты имущественных интересов, прежде всего юридических лиц.

    Подтверждением справедливости данного вывода является оказание в настоящее время государством финансовой поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имуществу которых нанесен ущерб в результате чрезвычайных ситуаций.

    Так, в республиканском бюджете, утвержденном Законом Республики Беларусь от 26.12.2008 № 303-З “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год", было предусмотрено направление в фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, более 22 млрд. руб.

    В настоящее время, по оценкам Белгосстраха, уровень страховой защиты основных фондов белорусских предприятий не превышает 5% от их остаточной стоимости.

    Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным с точки зрения обеспечения их бесперебойной работы. Подобные результаты являются следствием того, что до недавнего времени источником уплаты страховых взносов при страховании имущества являлась прибыль предприятия. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 280 “О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) ” можно ожидать определенных положительных изменений ситуации. Уровень реализации предупредительной функции страхования характеризуется размером отчислений страховыми организациями в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий и его соотношением с величиной средств, выделяемых на аналогичные цели государством. Только Белгосстрахом за 2008 г. сформированы средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по всем видам страхования в сумме 16,9 млрд. рублей. В то же время на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (за исключением преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС) в 2009 г. было предусмотрено направить более 16,5 млрд. руб.


    Рисунок 3 - Зависимость глубины рынка рискового страхования от ВВП на душу населения, рассчитанного по паритету покупательской способности, 2008 г.


    Уровень реализации инвестиционной функции страхования определяется величиной страховых резервов, сформированных страховщиками, а также соотношением этого показателя и макроэкономических параметров.

    По состоянию на 1 января 2009 г. страховыми организациями республики сформированы страховые резервы в сумме 488,4 млрд. руб. Основными инвестиционными инструментами страховых организаций являются государственные ценные бумаги, а также депозиты и ценные бумаги банков.

    Отношение суммы страховых резервов к величине вкладов предприятий и граждан, размещенных в банковской системе республики на 1 января 2009 г., едва превысило 2%. В структуре страховых резервов удельный вес части, сформированной по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, не превышает 22,3%.

    Реализация сберегательной функции предполагает отчисление страхователем страховых взносов по долгосрочным видам страхования для формирования накоплений, а также последующих страховых выплат по окончании срока действия договора.

    В значительной степени перспективы развития национального страхового рынка заключены в развитии долгосрочных видов страхования. Это подтверждает современная мировая практика страхования. В целом в мире на долю долгосрочных видов страхования приходится 59% от общего объема полученных страховых взносов (рисунок 4).

    В Республике Беларусь за 2008 г. удельный вес накопительных видов составил 5%, в то время как на начало 90-х годов он в полной мере соответствовал мировым показателям.


    Рисунок 4 - Структура поступления страховых взносов в 2008 г.


    Таким образом, исходя из приведенного анализа, уровень реализации каждой из перечисленных функций на белорусском страховом рынке следует признать невысоким. Хотя удельный вес налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, уплаченных страховыми организациями, в сумме доходов республиканского бюджета составляет порядка 0,2% (2008 г) (что свидетельствует о невысокой стратегической значимости страховой отрасли с точки зрения формирования доходов бюджета по сравнению с высокодоходными отраслями, например, топливно-энергетической), страхование по-прежнему рассматривается в качестве источника финансирования бюджета. Уровень изъятия прибыли в бюджет и внебюджетные фонды у Белгосстраха в 2008 г. составил 83%.

    Можно сделать вывод о том, что перечень основных функций страхования в практике страхового рынка дополняется такой специфической функцией, как “бюджетная", что в определенной мере представляет собой “пережиток” социалистического прошлого. При этом основной задачей страхования является не формирование доходной части бюджета, а снятие нагрузки с расходной. Вследствие и этого компенсационная функция страхового рынка республики развита настолько низко.

    В контексте реализации и развития функций страхования следует рассматривать и установление целевого показателя глубины страхового рынка в размере 1,5% от ВВП в 2010 г. При этом с высоким уровнем достоверности можно предположить, что предельный показатель глубины при сохранении текущих экономических тенденций и имеющихся подходов государства к развитию данной отрасли не сможет превысить 1% от ВВП.

    С учетом взаимосвязи страхования и социально-экономического развития республики представляется, что более высокая динамика может быть достигнута при условии ускорения экономического роста страны, что проявляется ростом ВВП на душу населения и доходов населения. Это будет способствовать увеличению у физических лиц свободных денежных средств, которые могут быть направлены на приобретение долгосрочных накопительных страховых продуктов, продажа которых, как свидетельствует международная статистика, представляет интерес и для банков. В частности, в США на долю банков приходилось 50% страховой премии, полученной от реализации страховых продуктов, относящихся к страхованию жизни. Следует отметить, что в рейтинге видов страхования, реализуемых через банковскую сеть, накопительные виды уступают лишь так называемому кредитному страхованию (доля продаж банков - 65%), суть которого заключается в страховании жизни и здоровья кредитополучателя, а также рисков гибели объектов залога. Таким образом, помимо расширения собственного перечня услуг банки получают доход от реализации договоров по накопительным видам страхования в размере до 40% от суммы уплаченных страховых премий.

    Кроме того, одним из важнейших факторов роста страхового рынка является дальнейшее увеличение количества видов обязательного страхования. Исходя из мировой практики, наиболее актуальным для республики представляется введение обязательного медицинского страхования, страхования дополнительной пенсии, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, организаторов (устроителей) массовых мероприятий, а также владельцев жилых помещений. Следует отметить, что ряд аналитиков часто упрекают белорусский страховой рынок в излишней монополизации при проведении обязательного страхования. Однако, учитывая социальную значимость данных видов страхования, предполагающую доступность тарифов и их постоянное снижение, при их проведении необходим постоянный и эффективный контроль над осуществлением страховых выплат в полном объеме. Данный подход наиболее качественно может быть реализован при ограниченном количестве участников рынка и наличии сильного государственного страховщика. Это формирует предпосылки для повышения управляемости рынка со стороны государства, обеспечивает его нормальное функционирование и позволяет динамично развиваться.

    Наряду с увеличением услуг по видам обязательного страхования страховой рынок сможет получить дополнительный импульс к росту при условии расширения сфер экономической деятельности, перечня оказываемых услуг, а также иных операций, при осуществлении которых обязательно наличие страховой защиты, но на условии добровольного страхования. Подобные мероприятия стимулирующего характера позволят минимизировать риски всех участников данных экономических отношений и влиять на повышение их конкурентоспособности.

    Правительством Республики Беларусь поставлена достаточно высокая планка роста показателя ВВП в 2010 г. Подобное невозможно без соответствующих вложений в переоснащение действующих и создание новых производств, инвестиций в сферу услуг, а также повышения деловой активности предприятий и организаций республики. Страхование и эффективно функционирующая рыночная экономика - категории взаимосвязанные и даже неразделимые.

    Там, где действует рынок с его объективными законами, имеется риск, следовательно, обязательно должно присутствовать страхование. В этой связи необходимо изменение подхода к роли и месту страхования в системе денежных отношений. Сложившаяся двухэлементная модель “финансы - кредит” должна уступить место трехэлементной модели “финансы-кредит-страхование".

    В качестве примера представляется возможным рассматривать страхование залогового имущества как фактор снижения банковских рисков. Как уже указывалось выше, это направление весьма развито в западных странах.

    В настоящее время обращение к страхованию залогового имущества негативно сказывается на конкурентоспособности коммерческих банков. Поскольку уплата страхового взноса производится кредитополучателем, то с целью экономии расходов он выбирает банк, где условие страхования залогового имущества не является обязательным или вообще отсутствует. На белорусском рынке банковских услуг именно последний вариант является превалирующим.

    Однако страхование залогового имущества позволяет заемщику не беспокоиться о форс-мажорных обстоятельствах и вести полноценную хозяйственную деятельность.

    Для банков страхование имущества, переданного в обеспечение выданного кредита, выгодно тем, что страховая организация возмещает стоимость утраченного или поврежденного в период действия кредитного договора имущества, что, в свою очередь, обеспечивает возврат выданного кредита. Банк при получении страхового возмещения самостоятельно распоряжается данной суммой денежных средств. Он может зачесть страховую выплату в счет погашения задолженности по кредиту либо согласиться на оплату возмещения затрат по ремонту поврежденного имущества. Стоит заметить, что объектом залога являются не только объекты недвижимости, но и наиболее подверженные рискам такие объекты, как автомобильный транспорт, сельскохозяйственная техника, племенные животные, товары. Поэтому их страхование крайне необходимо для защиты имущественных интересов как банков, так и заемщиков. Кроме того, процедура страхования повышает качество выдаваемого кредита, так как проводится дополнительная проверка платежеспособности заемщика, подтверждается объективность оценки стоимости залога. К тому же стороны по кредитному договору избегают ситуации, когда после наступления страхового случая от кредитополучателя требуется передача в качестве залога нового имущества, но ввиду ограниченных активов заемщик не в состоянии исполнить требование банка.

    Норма о необходимости страхования залогового имущества не является нововведением в ряде государств. В частности, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что предмет (предметы) залога должен быть застрахован залогодателем в пользу кредитной организации, принявшей их в качестве залога по ссуде (ссудам). Однако в белорусской модели необходимо избежать негативного фактора, который имелся в практике реализации данной нормы в Российской Федерации: банки не должны иметь закрытый перечень страховщиков по страхованию залогового имущества.

    Таким образом, введение единого требования по обязательному страхованию объекта залога способно не только уменьшить риски коммерческих банков без снижения их конкурентоспособности, но и повысить доступность кредитных ресурсов для клиентов, поскольку банк сможет не учитывать в процентной ставке риск гибели (утери) залогового имущества. Расчеты показывают, что совокупная емкость сегмента страхования залогового имущества может составить от 20 до 40 млрд. руб. в год, что эквивалентно и даже превышает текущие поступления по всем видам страхования имущественных интересов юридических лиц (за исключением страхования транспортных средств). Вместе с тем настолько резкий рост поступлений страховых взносов потребует соответствующего обеспечения финансовой устойчивости белорусских страховщиков.

    При этом по сравнению с банковским сектором уровень капитализации страховых компаний республики весьма низок. По состоянию на 01.01.2009 он составил 330,0 млрд. руб., или менее 5% от аналогичного показателя банковской системы.

    Следует отметить, что государством приняты меры по повышению финансовой устойчивости национальных страховщиков, которым предписано сформировать уставные фонды в размере 1 млн. евро для страховых организаций, осуществляющих виды страхования иные, чем страхование жизни, и 2 млн. евро - страховым организациям, осуществляющим страхование жизни. Однако в случае реализации указанных выше направлений развития страхования только этого шага может быть недостаточно. Разрешение сложившейся ситуации находится в плоскости интеграции капиталов белорусских банков и страховщиков, т.е. создания национальных финансовых холдингов с привлечением инвестиционных ресурсов зарубежных банковских учреждений и страховых компаний.

    Таким образом, представленный анализ реализации на практике основных функций страхования показывает, что национальный рынок Республики Беларусь относится к динамичным рынкам, имеющим высокий потенциал. Его дальнейшее развитие будет определяться как объективными макроэкономическими факторами, так и интеграцией банковского и страхового секторов по созданию модели “финансы-кредит-страхование”. В рамках реализации обозначенной модели наиболее перспективными направлениями сотрудничества представляются долгосрочное страхование, а также страхование залогового имущества.


    Заключение


    Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

    Страхование представляет собой особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам. В ряду основополагающих принципов страхования следует различать экономические принципы функционирования системы страхования и принципы осуществления страховых правоотношений. К основополагающим экономическим принципам страхования относятся:

    1) принцип наличия страхового интереса;

    2) принцип страхуемости риска;

    3) принцип эквивалентности. К главным принципам осуществления страховых правоотношений относятся:

    1) принцип наивысшего доверия сторон;

    2) принцип выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка;

    3) принцип наличия причинно-следственной связи убытка и события, его вызвавшего;

    4) принцип контрибуции;

    5) принцип суброгации.

    Основными законодательными актами в области регулирования и организации страховой деятельности в Республике Беларусь являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон о страховании и некоторые другие законодательные акты. Указанные документы определяют основные организационно-правовые требования к созданию страховой компании. С организационной точки зрения на рынке страховых услуг в Республике Беларусь и в зарубежных странах выделяют следующие типы страховых компаний: акционерные страховые компании; кэптивные компании; компании взаимного страхования; страховые компании по типу Ллойда; фронтирующие страховые компании.

    Представленный анализ реализации на практике основных принципов и функций страхования показывает, что национальный рынок Республики Беларусь относится к динамичным рынкам, имеющим высокий потенциал. Его дальнейшее развитие будет определяться как объективными макроэкономическими факторами, так и интеграцией банковского и страхового секторов по созданию модели “финансы-кредит-страхование”. В рамках реализации обозначенной модели наиболее перспективными направлениями сотрудничества представляются долгосрочное страхование, а также страхование залогового имущества.


    Список использованных источников


    1.                Akira Yasuoka. Prospects for Bancassurance: Trends towards Integration of Banking Services and Insurance Sales // Nomura Research Institute. January 1, 2008. № 85. P.13

    2.                Архипов А.П., Гомеля В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2002.

    3.                Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

    4.                Войтов, А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2004. - 598 с.

    5.                Дуванов, Г. Создание и деятельность в России обществ взаимного страхования // Страховое ревю. 2000. № 6. С.26-36.

    6.                Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2008. - 473 с.

    7.                Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.

    8.                Клоченко А.П., Пылов К.И. Основы страхового права: Учебное пособие. - Ярославль: Норд, 2002. - 324 c.

    9.                Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2006 № 1750 “Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов".

    10.           Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2006 № 1749 “О Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы".

    11.           Словарь страховых терминов. Под ред. Коломина Е.В., Шахова В.В. - М, 2007. - 435 с.

    12.           Теория и практика страхования: учеб. пособие /под общ. ред.К.Е. Турдиной. М.: Анкил, 2008. - 463 с.

    13.           Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2008 № 530 “О страховой деятельности".

    14.           Чернявский, Ф. Направления повышения уровня капитализации белорусских банков // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2008, № 1. С.25-30.



    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.