МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Повышение качества управления активами кредитной организации на примере ОАО "Балтийский инвестиционный банк"

    Данный метод требует от руководства банка равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Поэтому средства помещаются в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам. Размещение средств осуществляется в соответствии с определенными приоритетами, какая часть средств, имеющихся у банка, должна быть помещена в резервы первой или второй очереди, использована для ссуд и покупки ценных бумаг, чтобы это принесло доход.

    Метод общего фонда средств прост в применении, но основным его недостатком является отсутствие различий между требованиями к уровню ликвидности для разных видов активов, что ведёт к недоиспользованию средств банка и, как следствие, снижению его прибыли.

    Метод общего фонда средств наиболее эффективен при централизованном управлении экономикой, когда предпринимательская деятельность предприятий и банков осуществляется в рамках государственных программ развития народного хозяйства. Формирование ресурсов и их размещение в активах происходит по мере выполнения этих программ и мало зависит от результатов работы данного банка.

    Появление метода распределения активов или конверсии средств – связано со стремлением преодолеть некоторые недостатки первого. Модель распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов.

    Данная модель предполагает создание нескольких «прибыльных центров» (или «центров ликвидности») внутри самого банка, используемых для размещения средств, привлеченных банком из разных источников. Эти структурные подразделения часто называют «банками внутри банка», поскольку размещение средств каждым из этих центров осуществляется независимо от размещения средств других центров. Иными словами, в банке как бы существуют обособленные друг от друга: банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов и банк основного капитала. Установив принадлежность средств к различным центрам с точки зрения их ликвидности и прибыльности, руководство банка определяет порядок их размещения каждым центром. Уставный фонд должен использоваться для создания капитального имущества банка, вклады до востребования - для быстротекущих активов, срочные и сберегательные вклады - для среднесрочных и долгосрочных ссуд и т.д. (Рисунок 4). Вклады до востребования требуют самого высокого покрытия обязательными резервами и имеют наивысшую скорость обращения, достигающую иногда 30 или даже 50 оборотов в год. Следовательно, значительная часть средств из центра вкладов до востребования будет направлена в резервы первой очереди (скажем на один процент больше, чем установлено нормой обязательных резервов), оставшаяся часть вкладов до востребования будет размещена преимущественно во вторичные резервы посредством инвестирования их в краткосрочные государственные ценные бумаги, и только сравнительно небольшие суммы будут предназначены для предоставления ссуд, главным образом в форме краткосрочных коммерческих кредитов.

    Актуальность этого метода связана с тем, что он повышает ответственность каждого подразделения и руководства банка за эффективность принимаемых решений и результативность соответствующих операций. С помощью этого метода можно внедрять гибкие системы премирования отдельных работников и департаментов банка за достижение высоких показателей в работе. Данный метод позволяет установить удельный вес прибыли по различным видам активных операций банков. Чем выше доля прибыли, тем актуальнее данный вид операций для коммерческой деятельности банка. Для корректности расчётов прибыль можно взвесить по удельному весу соответствующих активов. Работа банков осуществляется в условиях постоянного изменения конъюнктуры товарных и денежных рынок. Это требует гибкого управления активными операциями банков. Цель такого управления - достижение необходимой прибыли и рентабельности.

    Метод общего фонда средств и метод распределения активов имеют недостаток: они опираются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Только анализ счетов отдельных клиентов банка и хорошее знание хозяйственных и финансовых условий на местном рынке позволят банку определить потребности в наличных деньгах на данный момент.

     В рамках стратегии управления активами существуют следующие теории управления ликвидностью: теория коммерческих ссуд, теория перемещения (трансформации активов), теория ожидаемого дохода.

    Теория коммерческих ссуд: уровень ликвидности является достаточным, если банк размещает свои средства лишь в краткосрочные ссуды, предназначенные для поддержания производственного цикла предприятий, и не выдаёт кредиты на покупку ценных бумаг, недвижимости, потребительских товаров сельскохозяйственным производителям.

    Теория перемещения (трансформации активов): ликвидностью банка можно управлять. Перемещая (продавая) при необходимости некоторые виды активов за наличные. Такими активами могут быть легко реализуемые ценные бумаги правительств, федеральных, муниципальных органов и ведомств. Проблемы, которые возникают при реализации данной теории в практической деятельности банков, заключаются в следующем:

    -цена продаваемых ликвидных средств может быть недостаточной для обеспечения необходимого уровня ликвидности банка;

    -могут возникнуть потери будущих доходов банка, которые он понесёт при «недоиспользовании» продаваемых активов;

    -ликвидность трансформируемых активов не является абсолютно предсказуемой величиной.

    Теория ожидаемого дохода: управление ликвидностью возможно на основе планирования поступлений средств заёмщиков, которые, в свою очередь, зависят от получаемых ими доходов. Согласно данной теории, с одной стороны, погашение клиентами ссуд в рассрочку позволяет им поддерживать свою ликвидность, от которой зависит и ликвидность банка, а с другой - ликвидность определяется регулярными и легко планируемыми платежами его клиентов в счёт их основного долга [11, c 312-113].

    Поддержание необходимого уровня ликвидности путём покупки банком заёмных средств является основой теории управления ликвидностью в рамках стратегии управления пассивами.

    Одним из способов приобретения (или покупки) ликвидности является использование для этих целей федеральных резервных фондов (своего рода межбанковских кредитов) - временно свободных остатков средств банков, хранимых ими на депозитных счетах в федеральных резервных банках. Достоинствами этих фондов являются их относительно лёгкая доступность для банков, отсутствие требований по обеспечению их резервами и страховыми инструментами (т.к. они считаются приобретёнными средствами, а не вкладами), отсутствие ограничений на максимальный размер ссуды. Поскольку фонды находятся на счетах в резервных банках, тратты, выписанные на эти счета, оплачиваются немедленно, в отличие от чеков, выписанных на коммерческий банк (по которым возможно получение средств лишь через 1-2 дня). К основным недостаткам относятся: необходимость ежедневного возобновления такого кредита, а с точки зрения федеральных банков - его необеспеченность.

    В целях снижения риска, связанного с покупкой заёмных ликвидных средств, а также стоимости хранения ликвидных активов, используют комбинированную стратегию управления ликвидностью через управление активами и пассивами одновременно. При этом одна часть ликвидных средств накапливается в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в банках, а другая - обеспечивается заключением предварительных соглашений об открытии кредитных линий с банками-корреспондентами иди другими поставщиками средств.

    В рамках данной стратегии существует несколько методов оценки потребностей банка в ликвидных средствах.

    Метод источников и использования средств основан на том, что ликвидные средства банка растут, когда увеличиваются депозиты и снижается объём ссуд, в противоположной ситуации они уменьшаются. Если величина источников и объёма использованных ликвидных средств отличаются друг от друга, возникает положительный или отрицательный разрыв ликвидности.

    Задачи менеджеров по управлению ликвидностью заключаются в составлении прогноза поступления / выдачи объёмов депозитов-кредитов и их ожидаемой динамики и определения возможного дефицита или излишка ликвидных средств на основе разнообразных статистических приёмов.

    Методом структуры средств определяют общую предполагаемую потребность банка в ликвидных средствах путём разделения заёмных источников на категории в зависимости от возможности их обесценения и потери для банка, установления на основе опыта менеджеров необходимого резерва ликвидных средств по каждому заёмному источнику (в процентах от его величины, уменьшенный на размер обязательных резервов) и последующего их суммирования.

    В методе показателей ликвидности используются основные, наиболее важные коэффициенты ликвидности, и значения их сравниваются со среднеотраслевыми показателями или с их уровнем, определяемым на основе опыта менеджеров банка. При данном методе расчёта необходимой величины ликвидных средств учитывается и объём «накопленной» ликвидности (полученной при управлении активами), и уровень «покупной» ликвидности (приобретённой в ходе управления пассивами банка).[9, c. 214-115]

    Теперь перейдём к рассмотрению показателей качества управления активами кредитной организации, которые необходимы для применения того или иного рассмотренного метода (таблица 5).

    Рассмотрены методы, показатели качества и информационная база, необходимые для проведения анализа качества управления активами кредитной организации. Выявлено, что существует несколько теорий и методов управления активами кредитных организаций. У каждого рассматриваемого метода имеются свои достоинства и недостатки, которые в определённой степени зависят от экономического положения в стране. Какой из методов предпочтительнее в данный момент времени - личный выбор каждого коммерческого банка. Однако, кредитные организации не могут управлять отдельно пассивами и отдельно активами. Только совместное управление активами и пассивами даст плодотворные результаты и приведёт к главной цели деятельности коммерческого банка - получение прибыли.

    В 2007 году начался фондовый кризис. Следует разобраться, как возникший кризис повлиял на качество управления активами: как изменилась структура банковских активов, как пришлось подстраивать и возможно изменять имеющуюся методику проведения анализа качества управления активами кредитной организации, что изменилось в выдаче кредитов, смогли ли коммерческие банки получить прибыль в тех же объёмах, что и до кризиса?


    1.3 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИАЗЦИИ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА


    В связи с возникшим финансовым кризисом у банков значительно сократились активные операции на рынке ценных бумаг. В балансах многих кредитных организаций наблюдается сокращение или даже отсутствие чистых вложений в инвестиционные ценные бумаги, а также в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи. У многих банков существенно сокращается размер портфеля ценных бумаг.

    Многие банки прекратили выдавать бизнесменам такой вид займа, как кредит наличными, оставив его только для физических лиц. Сложнее стало получить экспресс-кредит и кредит без залога, кроме этого - по выдаваемым займам по сравнению с «докризисными» временами заметно выросли процентные ставки, что делает привлечение заёмных средств нерентабельным.

    В немалой степени это обусловлено подорожанием финансовых ресурсов у самих банков. Сейчас процентные ставки по малому кредитованию напрямую зависят от того, из каких источников банк привлекает деньги для бизнеса, например - используют они депозитные финансовые средства или берут за границей.

    Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества активов банков. Увеличилось количество проблемных займов. Получив кредиты до наступления кризиса, многие Заёмщики с его наступлением оказались не в состоянии вовремя производить причитающиеся платежи в счёт погашения займа.

    Поэтому сейчас банки и иные финансово-кредитные организации при решении вопроса о предоставлении кредитов вынуждены учитывать возможные риски их непогашения, что приводит к росту процентных ставок и ужесточению условий выдачи. Тщательно анализируется кредитная история Заёмщиков, банки могут потребовать дополнительные гарантии возврата займа, предъявить повышенные требования к поручителям.

    Что касается Санкт-Петербурга, то с октября 2008 – го по апрель 2009 года просроченная задолженность по кредитам увеличилась в два раза. Петербургские банки судятся с заёмщиками, которые не в состоянии выполнять свои обязательства по ипотеке. Если Заёмщик попал в такую ситуацию, то суд может обязать его продать заложенную квартиру, а вырученные деньги пустить в счёт погашения ипотечного кредита. Представители банков советуют до этого не доводить:

    - В этом случае цена продажи будет ниже рыночной ( на 15-20%), вырученных средств может не хватить на полное погашение кредита. Да и по времени процесс занимает как минимум 2-3 месяца, а то и полгода. Если же продажей занимается сам заёмщик. То продать он сможет по той цене, по которой договорится с покупателем. Часть денег уйдёт на погашение кредита, за оставшиеся деньги можно купить жильё меньшей площади или в менее престижном районе.

    Однако если раньше квартиру можно было по согласованию с банком выставить на торги, то теперь процесс продажи сопряжён с рядом технологических трудностей ( какие меры могут предложить банки - смотреть рисунок 5 и 6).

    С другой стороны, с «ипотечным» продавцом проще сторговаться из-за срочности сделки. Таким образом, покупатель может немного сэкономить.

    Для подстраховки банки советуют нотариально оформить договор купли-продажи. Этот документ поможет покупателю доказать, что деньги он действительно передавал.

    Что касается методов управления активами, то метод распределения средств в большей степени соответствует требованиям рыночной экономике, этот метод может наиболее гибко приспосабливаться под влияние финансового кризиса нежели метод «общего котла».

    Федеральная налоговая служба на период финансового кризиса предложила внести несколько изменений в банковскую систему России. Среди предложений совершенно необходимым налоговая служба считает ничем не ограниченный доступ налоговых инспекторов ко всей информации о финансовых операциях и межбанковских расчётах. «Большинство зарубежных налоговых администраций имеет доступ к информации национальных банковских систем, не ограниченный банковской тайной», - цитирует позицию ФНС Интерфакс.

    Банк остается без Заёмщика, но с деньгами (долг по кредиту погашен).

    Покупатель получает квартиру, хоть и с некоторыми «нервами».

    1.Заёмщик получает разрешение у банка на продажу квартиры.

    2. Находит покупателя. Покупатель передаёт ему сумму, необходимую для погашения задолженности по кредиту.

    3. Между продавцом (заёмщиком) и покупателем заключается договор купли-продажи. В нём прописывается, какая часть денег передана продавцу заёмщику) до получения им права собственности.

    4. За счёт этой суммы Заёмщик рассчитывается с банком.

    5. На гос.регистрацию сдаются документы:

    -о переходе права собственности (подают продавец с покупателем);

    -о снятии залога (письмо от банка-кредитора)

    6.После регистрации права собственности покупатель передаёт продавцу оставшуюся часть суммы.

    Заёмщик продаёт квартиру вместе с обременением.

    Банк вместо старого получает нового Заёмщика.

    Покупатель вступает в ипотеку.

    1.                Банк разрешает Заёмщику продать квартиру.

    2.                 Заёмщик находит покупателя, которого банк анализирует как своего потенциального Заёмщика.

    3.                Если ответ кредитного комитета положительный, то покупатель заключает с банком кредитный договор и приобретает у Заёмщика заложенную квартиру вместе с обязательствами по кредиту.

    4.                После этого в Росрегистрацию подаются документы на переход права собственности и дополнительное соглашение к закладной. Где указывается новый залогодатель (новый владелец квартиры).

    В том, что сотрудники Федеральной налоговой службы, если им удастся протолкнуть сквозь кабинет министров свои предложения, получат полный доступ к банковской тайне, есть положительная сторона. На чёрный рынок может хлынуть новый поток информации о банковских счетах и операциях, и тогда даже у самого наивного клиента банка не останется иллюзии, что информация о его финансовом положении защищена. В конце концов, кто предупреждён, тот вооружён. Если заёмщики не хотят рисковать информацией о своём финансовом положении, то им необходимо жить по средствам, не брать кредиты, не вступать в сомнительные финансовые операции. С другой стороны, если в банк будет обращаться меньше Заёмщиков, это отрицательно скажется на работе отдела кредитования, потому как меньше выданных кредитов - уменьшается прибыль банка.

    На период кризиса Федеральная налоговая служба также предлагает ввести налог на финансовые операции в размере 0,5 процентов от перечисленной службы. Прогнозируют также и подорожание кредитов, хотя многие банки в условиях кризиса стараются снижать процентные ставки по кредитам с целью привлечь больше Заёмщиков [37, c. 24-26].

    В период финансового кризиса банки существенно сократили выдачу потребительских кредитов. Пик потребительского кредитования в России пришёлся на 2005-2007 гг., когда наблюдался бурный рост экономики и сохранялись высокие цены на нефть.

    В настоящее время мене всего развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования - низкий заработок - отсутствие средств на образование - отсутствие необходимого образования. Особенности образовательного кредита: низкая процентная ставка (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большой срок возврата кредита (обычно до 10 лет).

    На сегодняшний день данные условия не обеспечены, поэтому банки вынуждены завышать стоимость кредита. Для развития рынка образовательного кредитования необходимы [22, c.58-61]: -законодательная база предоставления финансовой помощи для всех желающих и способных получить образование и гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя.

    Финансовый кризис, безусловно, повлиял на работу коммерческих банков и в частности на управление активами. Но в целом банки продолжают работать эффективно. Финансовый кризис заставляет банки пересматривать методы управления активами, быть внимательнее при проверке заёмщиков. Финансовый кризис открывает перед кредитными организациями новые возможности в области управления активами. В процессе такой работы банк может определить первоклассные стандартные активы, приносящие стабильные высокие доходы, и в тоже время избавиться от проблемных активов.

    В первой главе рассмотрены основные теоретические аспекты управления активами кредитных организаций.

    Важно понимать разницу между понятиями: «качественное управление», «качественные активы», «качество активов», «управление активами» и «качество управления активами».

    Качественное управление - это эффективное управление, которое приносит результаты, имеющие практическую значимость для функционирования кредитной организации. Это управление, которое минимизирует убытки и потери, и приводит к главной цели деятельности коммерческого банка - получение прибыли.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.