МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России)

    Отчасти за счет снижения порога вхождения на рынок банковских услуг, отчасти за счет технологий и собственной логики развития на финансовый или околофинансовый рынок устремились новые игроки.

    Различные организации, предоставление которыми финансовых услуг до недавнего времени было сложно представить, начали активно, а порой агрессивно заниматься банковской розницей (кредитные карты сети супермаркетов, различные платежные интернет-системы, системы мобильной коммерции).

    Такое положение дел также является серьезным вызовом для банков, у которых остается лишь один практически невоспроизводимый и незыблемый ресурс - ресурс доверия со стороны клиентов.

    20 лет назад существовал единственный канал распространения услуг. Обслуживание клиентов - физических лиц, в то время как, впрочем, и 30, и 100 годами ранее, производилось исключительно в помещении сберкассы (филиала) сотрудником, общение с которым происходило через стойку.

    Все три рассмотренных фактора - специализация, межотраслевая интеграция и разнообразие каналов предоставления услуг - в сочетании с технологическим прогрессом в перспективе способны кардинально изменить весь облик банковской индустрии.

    Реальностью стала конкуренция банковских услуг, основанных на предоставлении услуги 24 часа в сутки и использующие электронные каналы коммуникации для взаимодействия с клиентом.

    Банк, по сути, становится некой сетевой структурой и виртуальной организацией. В контекст этого процесса карточные продукты и услуги на их основе вписываются как нельзя лучше.

    Во-первых, улучшение корпоративного имиджа как внутреннего, так и внешнего. Карточные услуги и карточное дело вообще имеют несколько значимых черт и характеристик, способных влиять на восприятие деятельности всего банка как в глазах клиентов и общественного мнения, так и в глазах собственного персонала, например, - инновационность.

    Сбербанк, с незапамятных времен считающийся сберкассой для старушек-пенсионерок и коммунального хозяйства сейчас работает с картами, развивает сеть банкоматов и электронных кассиров, и, поэтому восприятие Сбербанка несколько изменилось.

    Банковские карты несут имидж респектабельности, профессиональной продвинутости. Все указанные имиджевые характеристики в совокупности и дают положительный результат.

    Во-вторых, получение дополнительных доходов или генерирование нового потока доходов. Значимость этой причины в последнее время неуклонно растет. При этом обслуживаемые суммы могут быть весьма заметны даже в масштабах банка.

    Особенно в этом смысле интересен сегмент розничной эмиссии кредитных карт, пока вполне свободный от конкуренции.

    Несмотря на то, что в глобальном масштабе наметилась тенденция к снижению роли банковских отделений, на отечественном рынке отделения являются ключевым элементом присутствия и функционирования банка. Это относится как к маркетингу банковских услуг, так и к выполнению операционных функций.

    В перспективе более важной ролевой функцией филиала все же будут являться консультирование клиентов и маркетинг, в то время как операционная часть станет со временем все более и более автоматизироваться и централизоваться.

    Для развития карточных операций использование всех ресурсов филиалов может дать серьезный импульс, основывающийся на следующих факторах:

    - географическое покрытие;

    - уже существующий пул клиентов с одновременным знанием клиентов и умением вести с ними диалог (следует всегда помнить, что привлечение на картуслуги существующих филиальных клиентов на порядок дешевле, чем рекламные усилия на массовом открытом рынке);

    - непосредственный контакт с клиентом с обратной связью;

    - маркетинговое присутствие.

    Таким образом, ресурс филиальной сети очень значителен. Переоценивать его, правда, также не стоит: как правило, филиалы и отделения дают не более 25-30% всего картбизнеса.

    Как и любой товар, карточный продукт будет эффективным и популярным только тогда, когда по своей функциональности он практически не будет уступать наличным деньгам, а в чем-то и превосходить их.

    Указанную задачу можно выполнить, если карточный продукт будет обладать следующими свойствами:

    - широкая сеть приема. В первую очередь в местах, где граждане осуществляют повседневные траты, в том числе и микроплатежи;

    - высокая скорость обслуживания. Операция должна проходить быстрее, чем оплата наличными и получение сдачи;

    - безопасность и надежность проведения операций и расчетов. Ситуации, когда провести оплату товара или услуги невозможно из-за обрыва связи, недопустимы;

    - многофункциональность. Карта может и должна быть не только средством платежа, но и инструментом участия ее владельца в различных государственных и коммерческих программах (социальная карта, медицинская карта, транспортная карта, идентификатор гражданина, карта участника дисконтной программы и т.д.) [42].

    Кроме того важна задача снижения просроченной задолженности. Чтобы решить задачу снижения просроченной задолженности Сбербанку в срочном порядке необходимо создавать инфраструктуру для гашения кредитов [16].

    С вводом в действие положения 266-П [2] эта задача решается посредством современных технологий, в том числе предоставляемых платежной системы «Золотая Корона», «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк».

    Например, использование электронных предоплаченных карт платежной системы «Золотая Корона» позволит Кировскому ОСБ существенно расширить инфраструктуру по сбору выданных кредитов за счет привлечения торговых организаций и использования устройств самообслуживания cash-in, а также в 2-3 раза ускорить процесс гашения в офисах банка.

    Заемщик получает возможность погасить кредит банка в любом месте и в любое время.

    Клиент покупает предоплаченные карты, при этом купить предоплаченную карту клиент может не только в офисе банка, но и в торгово-сервисных предприятиях, и в устройствах самообслуживания cash-in. А использование идентификационных приложений позволит клиенту дистанционно передавать распоряжение банку на перечисление средств предоплаченной карты в счет погашения кредита. Клиент гасит кредит за 1-2 минуты.

    Внедрение новой разновидности универсальных банковских карт вызовет упрощение схемы расчетов при наличии нескольких банковских счетов у владельца карты, повысит доступность широкого спектра услуг карточной банковской инфраструктуры, что в свою очередь повлечет увеличение объемов совершаемых операций в общей совокупности.

    Таким образом, Кировское отделение Сбербанка имеет возможность, используя технологии платежной системы «Золотая Корона», и такой инструмент как банковская предоплаченная карта, охватить новые рынки – при этом, используя особые свойства предоплаченных карт (например, банк не открывает держателю карты счет), привлечь клиента к себе на обслуживание. А уже наработанная клиентская база служит отличным источником для превращения «случайных» клиентов в постоянных, а как следствие, и получения отличных комиссионных и непроцентных доходов [16].

    Внедрение «новой» платежной системы благотворно скажется на развитии банковских услуг и их доходности в Кировском отделении.

    Дальнейшее развитие услуги «Сбербанк ОнЛ@йн» позволит клиентам осуществлять операции, представленные на рисунке 12.

    При этом Кировское ОСБ № 6991/0207 будет предоставлять Клиентам услуги «Сбербанк ОнЛ@йн», указанные на рисунке 12, при условии наличия на счете Клиента денежных средств, достаточных для совершения операции и взимания Банком платы в соответствии с тарифами.

    Подключение к «Сбербанк ОнЛ@йн» будет осуществляться при условии наличия у Клиента основной действующей банковской карты Банка (кроме карт Сберкарт, корпоративных карт, а также электронно-дебетовых карт Поволжского и Северо-Западного банков), подключенной к услуге «Мобильный банк».

    Операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» делятся на категории, представленные на рисунке 13.


    Рисунок 12. Операции Услуги «Сбербанк ОнЛ@йн»


    Операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» Клиент подтверждает постоянным паролем (вводится при входе в систему «Сбербанк ОнЛ@йн») или одноразовыми паролями (вводятся при совершении каждой операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн»). Одноразовые пароли Клиент может получить:

    - с использованием своей основной банковской карты Банка через устройство самообслуживания Банка. Операция подтверждается ПИН-кодом;

    - с использованием номера мобильного телефона, подключенного Клиентом к услуге «Мобильный банк» (при проведении операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн»).


    Рисунок 13. Операции в системе «Сбербанк ОнЛ@йн»


    Особенно актуальным данный инструмент, как и услуга «Мобильный банк» является для Сбербанка, который активно кредитуют население, проживающее в удаленных местностях, так как электронная форма карты позволяет снизить до нуля затраты на изготовление пластика, избежать логистических головоломок по доставке карт в областные центры и поселки, сделать процесс гашения кредитов удобным и простым для конечного потребителя.

    Таким образом, дальнейшее внедрение карточных продуктов и услуг на их основе в Кировском ОСБ № 6991/0207 позволит не только привлечь дополнительных клиентов, тем самым увеличив остатки на карт-счетах, но и повысить доходность от данных операций.

    Это подтверждается тем, что Российская Федерация приближается к этапу массового освоения рынка пластиковых карт, потенциал которого исчисляется десятками миллионов клиентов и оборотом в несколько миллиардов долларов.


    3.2 Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами


    Экономическая эффективность управления состоит в умелом управлении всеми ресурсами карточного розничного бизнеса и услугами на их основе - кадрами, техническим потенциалом, получением положительной операционной маржи либо по всем видам операций в совокупности, либо по некоторым в отдельности.

    Рассмотрим предполагаемую экономическую эффективность от продвижения банковских карт и «Мобильного банка» в Кировском ОСБ № 6991/0207.

    Используя данные, представленные во второй главе выпускной квалификационной работы (таблицы 4 и 5), можно утверждать, что средний темп прироста выдачи банковских карт составляет в квартал +28,5%:

    (518-242)/242*100% =114,0%; 114,0/4 = 28,5%

    Уравнение регрессии: ух = -157,1 + 3,2674 х

    Таким образом, прогноз на 2010 год может выглядеть следующим образом, как представлено в таблице 7:


    Таблица 7. Прогнозные значения на 2010 год объема выдачи личных МБК и остатков на карт-счетах в Кировском ОСБ № 6991/0207

    Наименование показателя

    1 кв.

    2 кв.

    3 кв.

    4 кв.

    1.

    Общее количество личных карт, шт.

    666

    856

    1100

    1414

    2.

    Остатки на счетах личных МБК на балансе, тыс. руб.

    2019

    2640

    3437

    4620

    3.

    Остатки на 1 личную карту, руб./шт.

    3032

    3084

    3125

    3267


    Исследования, представленные в работах [32; 36; 37; 38; 39], показывают, что использование банковских карт стало значительно шире. Если раньше, так называемые, зарплатные карты использовали всего два раза в месяц, то последние годы показывают увеличения объема платежей пластиковыми картами по оплате товаров, работ и услуг. По разным данным среднее использование банковских карт – от 4 до 10 раз в месяц.

    Принимаем, среднее использование – 7 раз, следовательно, в квартал – 21 раз. Обслуживание стандартной карты СБЕРКАРТ – 300 руб.

    Прогнозные значения на 2010 год дохода от обслуживания карт-счетов в Кировском ОСБ № 6991/0207 представлены в таблице 8.


    Таблица 8. Прогнозные значения на 2010 год дохода от обслуживания карт-счетов в Кировском ОСБ № 6991/0207

    Наименование показателя

    1 кв.

    2 кв.

    3 кв.

    4 кв.

    За год

    1.

    Общее количество личных карт, шт.

    666

    856

    1100

    1414

    1414

    2.

    Вновь выданные карты, шт.

    148

    190

    244

    314

    896

    3.

    Доход от обслуживания новых карт, тыс. руб.

    44,4

    57,0

    73,2

    94,2

    268,8

    4.

    Остатки на 1 личную карту, руб./шт.

    3032

    3084

    3125

    3267

    -

    5.

    Доход от использования личных МБК, тыс. руб. (0,75%)

    318,04

    415,785

    541,406

    727,577

    2002,808


    Таким образом, прогнозный доход от выдачи и обслуживания карт-счетов в 2010 году в Кировском ОСБ № 6991/0207 может составить:

    268,8 + 2002,808 = 2270,808 тыс. руб.

    Регистрация номера мобильного телефона Держателя и счета банковской карты, с которого будет производиться оплата Услуги «Мобильный банк», по данным Приложения 3 – бесплатна.

    После истечения первых 3-х месяцев с даты первичной регистрации мобильного телефона Держателя карты по картам, счета которых используются для списания платы за Услугу взимается от 30 до 60 руб. в зависимости от банковской карты.

    Принимаем среднее значение – 50 руб., так как практика показывает, что на данную услугу подключаются в основном держатели карт Visa Classic, MasterCard Standard, меньше Сбербанк-Maestro, Сбербанк-Visa Electron.

    Предоставление по запросу Держателя карты информации о доступном расходном лимите по банковской карте – 3 руб. за запрос. Принимаем 5 запросов. Предоставление по запросу Держателя карты краткой истории по счету банковской карты (5 последних операций) – 15 руб. за запрос. Принимаем - 1 запрос.

    Перевод денежных средств с одного счета банковской карты на другой счет банковской карты c использованием «Мобильного банка» так же, как и в случае с личной картой – 0,75% от суммы.

    Средний ежеквартальный темп прироста в 2007-2009 годах по услуге «Мобильный банк» составил: 38,5 % (20,0+ 31,0+64,5)/3.

    Уравнение регрессии: уz = 424,8 + 3,429 z


    Таблица 9. Прогнозные значения на 2010 год дохода от услуги «Мобильный банк» в Кировском ОСБ № 6991/0207

    Наименование показателя

    1 кв.

    2 кв.

    3 кв.

    4 кв.

    За год

    1.

    Подключение услуги «Мобильный банк», шт.

    461

    638

    884

    1224

    1224

    2.

    Вновь подключенная услуга, шт.

    128

    177

    246

    340

    891

    3

    Доход от подключения услуги карт, тыс. руб.

    5,1

    6,4

    8,85

    12,3

    32,65

    4.

    Доходы от запросов, тыс. руб.

    13,83

    19,14

    26,52

    36,72

    96,21

    5.

    Остатки на 1 услугу, руб./шт.

    4350

    4095

    3910

    3776

    -

    6

    Доходы от транзакций, тыс. руб.

    315,842

    411,486

    544,389

    727,937

    1999,654


    Таким образом, прогнозный доход от услуги «Мобильный банк» в 2010 году может составить:

    32,65 + 96,21 + 1999,654 = 2128,514 тыс. руб.

    В итоге, развитие системы обслуживания в Кировском ОСБ № 6991/0207 только по двум представленным направлениям позволит получить дополнительный операционный доход в 2010 году в размере:

    2270,808 + 2128,514 = 4399,322 тыс. руб.

    Поэтому, планы Кировского ОСБ № 6991/0207 по внедрению банковских карт и услуги «Мобильный банк» необходимо скорректировать с учетом прогнозных моделей, полученных на основе регрессионного анализа, что позволит существенно увеличить дополнительный операционный доход допофиса.

    Кроме того, результатом внедрения новых технологий и организации работы должен стать существенный рост производительности труда и эффективности систем управления.

    Это неизбежно повлечет за собой снижение затрат на содержание персонала, и уменьшение общего числа работников банка.

    Как представлено в Стратегии развития ОАО Сбербанк России (Приложение 4) сокращение численности сотрудников будет проходить поэтапно, в течение пяти лет, с учетом текучести персонала, в соответствии с утвержденной Стратегией развития Сбербанка.



    Заключение


    В сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

    Исследование, представленное в первой главе выпускной квалификационной работы, показало, банковские карты представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями и внедрение нового экономического института благотворно сказывается на развитии банковского дела в стране.

    Несмотря на то, что до сих пор электронный финансовый рынок в России практически не урегулирован специальным законодательством и регламентируется фактически только соглашением, банковские карты - один из наиболее привлекательных сегментов рынка банковских розничных услуг. На протяжении последних лет он демонстрируют динамичный рост по всем показателям. При этом это привлекательный рынок для банков, так как только треть населения России пользуется банковскими картами.

    Участники карточного рынка накопили сегодня достаточный опыт разработки карточных продуктов, внедрения самых современных технологий для построения платежных систем.

    Поэтому во главу угла, сегодня ставятся вопросы экономической эффективности, прозрачности, предсказуемости и более полного соответствия запросам участников рынка, национальным интересам и национальному законодательству.

    Не менее важной задачей является перевод значительной доли наличного денежного оборота в безналичные операции.

    Ориентация на офлайн-обслуживание позволяет использовать в системе банковского обслуживания недорогие технологии, в несколько раз более дешевые, чем традиционное офисное обслуживание клиентов банка. Такими технологиями являются платежные системы с помощью банковских карт, интернет-банкинг и использование мобильной связи.

    Исследование организации банковского обслуживания банковскими картами в Кировском отделении № 6991/0207 ОАО Сбербанк России, представленное во второй главе выпускной квалификационной работы, показало, что деятельность допофиса охватывает все стороны деятельности банка с физическими лицами от привлечения клиента в банк до проведения операций с банковскими картами операций по его счетам с использованием современных банковских технологий.

    В последнее время возрастающая необходимость в ускорении и совершенствовании безналичных расчетов потребовала от Кировского отделения № 6991/0207 к внедрению в организацию обслуживания новых «пластиковых» инструментов.

    Однако исследование организации внедрения банковских карт и системы их обслуживания в Кировском отделении № 6991/0207 выявило, что Сбербанком практически упущен значительный сегмент банковского рынка – кредитные карты.

    Очень медленно внедряется система интернет-банкинга «Сбербанк ОнЛ@йн», а ведь развитие современных технологий это верный путь к увеличению интереса к банку со стороны клиентов.

    Положительным моментом является то, что за 2009 год возрос объем услуги «Мобильный банк», который дает возможность оперативного доступа к информации по банковским картам при помощи мобильного телефона.

    Предлагаемые допофисом мероприятия позволяют повысить заинтересованность клиентов в использовании системы безналичных расчетов, тем самым, увеличивая остатки на карт-счетах банка и расширяя его кредитный потенциал.

    При анализе доходности операций с банковскими картами был проведен регрессионный анализ, который позволил вывести зависимости по которым:

    - в результате подключения одной услуги «Мобильный банк» происходит увеличение остатков на счетах личных МБК на балансе в Кировском ОСБ № 6991/0207 на 3,429 тыс. руб.;

    - с увеличением объема продаж на 1 банковскую карточку остатки на счетах личных МБК на балансе в Кировском ОСБ № 6991/0207 увеличиваются на 3,2674 тыс. руб.

    Анализ доходности от внедрения системы обслуживания пластиковыми картами и подключения услуги «Мобильный банк», позволил сделать выводы, что услуга «Мобильный банк» более доходная операция для Кировского ОСБ № 6991/0207.

    Таким образом, дальнейшее развитие этих двух направлений позволит увеличить остатки на карт-счетах Кировского ОСБ № 6991/0207, и расширить его кредитный потенциал.

    Регрессионные зависимости позволили в третьей главе выпускной квалификационной работы спрогнозировать дополнительные доходы от обслуживания карт-счетов и услуги «Мобильный банк» в Кировском ОСБ № 6991/0207 на 2010 год.

    Развитие системы обслуживания в Кировском ОСБ № 6991/0207 только по двум представленным направлениям позволит получить дополнительный операционный доход в 2010 году в размере 4399,322 тыс. руб.

    Поэтому, планы Кировского ОСБ № 6991/0207 по внедрению банковских карт и услуги «Мобильный банк» необходимо скорректировать с учетом прогнозных моделей, полученных на основе регрессионного анализа, что позволит существенно увеличить дополнительный операционный доход допофиса.

    Кроме того, результатом внедрения новых технологий и организации работы должен стать существенный рост производительности труда и эффективности систем управления, что соответствует Стратегии развития ОАО Сбербанк России, на повышение прибыльности банковского розничного продукта и снижения затрат на содержание персонала, а так же уменьшение общего числа работников банка.



    Список литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] – СПС «Гарант», 2010.

    2. Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изменениями от 21 сентября 2006 г., 23 сентября 2008 г.) – СПС «Гарант», 2010.

    3. Авдеев В. Расчеты банковскими картами // Аудит и налогообложение. – 2009. - № 2.

    4. Белов В.А. Денежные обязательства [Электронный ресурс] - Система ГАРАНТ, 2007.

    5. Белозерова В., Хейнсворт Р. Российские банки в розничном бизнесе. // Банковский ритейл. – 2006. - № 2.

    6. Беляева Н. Расчеты с помощью банковских карт //Аудит и налогообложение. – 2008. - № 1.

    7. Буздалина Е., Колоскова Л. Управление платежных систем и расчетов Московского ГТУ Банка России // БДМ. Банки и деловой мир. – 2009. - № 1.

    8. Буздалина Е., Колоскова Л. Экваринг // БДМ. Банки и деловой мир. - 2009. -№ 2.

    9. Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский А.Ю. и др. Пластиковые карты (5-е изд., перераб. и доп.). – М.: БДЦ-пресс, 2005.

    10. Всяких Ю.В. Современные проблемы формирования платежных систем с использованием пластиковых карт // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007.

    11. Всяких Ю.В. Платежные карты: достоинства и недостатки использования // Научно-информационный журнал «Белгородский экономический вестник». – 2006. - № 4(44).

    12. Давыдова А.В. Особенности развития рынка банковских карт: правовой аспект //Юридическая работа в кредитной организации. – 2007. - № 3.

    13. Елисеева И.И. Теория статистики с основами теории вероятностей. – М.: Юнити, 2006.

    14. Ермакова Е. Сбербанк проигрывает в карты//Коммерсант. – 30.07.2009.

    15. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: Право и практика - М.: Академия, 2007.

    16. Зачем банку эмитировать предоплаченные карты или технологии системы «Золотая Корона» [Электронный ресурс] - Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки..

    17. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. 2-е изд. – М.: БДЦ-пресс, 2006.

    18. Историческая справка по платежной системе «Золотая Корона» [Электронный ресурс] - #"#">#"#">http://www.sberbank-rossii.ru/sberbank-karty

    38. Пухов А.В. Бережливое производство (Lean Production) в розничном бизнесе банка // Организация продаж банковских продуктов. – 2008. - № 4.

    39. Пухов А.В. Интернет-деньги // Банковский ритейл. – 2008. - № 1.

    40. Пухов А.В. Организация операционной работы по приему платежей физических лиц без открытия счета //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2007. - № 5.

    41. Романова К.А. Платежные средства. Банковские карты // Организация продаж банковских продуктов. – 2009. - № 1, 2.

    42. Романов В.К. Особенности современного рынка пластиковых карт // Банковский ритейл. - 2008. - № 1.

    43. Савельева Ю. Сбербанк подвел итоги работы за прошлый год [Электронный ресурс] //Репортер, 16.01.2009.

    44. Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. - М.: Юнистформ, 2008.

    45. Толковый словарь [Электронный ресурс] – СПС «Гарант», 2010.

    46. Финансово-кредитный словарь Т. II. [Электронный ресурс] – СПС «Гарант», 2010.

    47. Шмойлова Р.А. Теория статистики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.



    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.