Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ
23. Муслимова Э.Е.Ипотечное кредитование
– перспективное направление банковского обслуживания населения//Банковские
услуги.-2004г.-№ 6;
24. Петрова В.Ипотека на
подпорках//Банковское обозрение.-2004г.-№ 6;
25.
Рубченко М. Наша
задача – создать ликвидный рынок ипотечных бумаг.//Эксперт. - 2002 г. -№ 37;
26.
Урчукова Ж.М.
Особенности организации ипотечного кредитования в современных
условиях//Финансист. -2002. -№1;
27.
Цылина Г.А.,
Ипотечное кредитование и риски //Жилищное строительство. - 2001 г. - № 5;
28.
Щеглов О. Жидье –
народу, гарантии – банкирам!// Национальный банковский журнал.-2004- № 1;
29.
#"_Toc136314764">ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Виды страхования,
включаемые в ипотечный договор либо являющиеся обязательными для участников
ипотечных программ
Приложение
2
Схема ипотечного кредитования с
участием страховой компании в качестве кредитора.
1.
заключение договора о долевом
финансировании строящегося объекта недвижимости,
2.
заключение
договора долгосрочного страхования жизни,
3.
заключение
договора займа и ипотеки,
4.
заключение
сопутствующих договоров страхования (предмет ипотеки, ответственность заемщика
и т.д.),
5.
заключение
договора купли-продажи недвижимости,
6.
рефинансирование
ипотечного кредита,
7.
размещение
ипотечных облигаций на рынке ценных бумаг,
8.
размещение части
страховых резервов и свободных средств в ипотечные облигации,
9.
получение
стабильного дохода.
Приложение 3
Целевая
программа Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье»
Наименование программы
|
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей",
входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 –
2012 г.
|
Основание для разработки
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября
2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на
2002 - 2012 годы"
|
Цель программы
|
создание системы государственной поддержки молодых семей в
решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России
|
Основные задачи
|
разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации
правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной
поддержки молодым
семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
содействие инициативам молодежных организаций, направленным на
улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; привлечение
финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем; оказание за счет средств федерального бюджета
поддержки регионам, привлекающим для решения этой проблемы финансовые
ресурсы на региональном и местном уровне путем консолидации
бюджетных и внебюджетных источников финансирования
|
Государственный заказчик
|
Министерство образования Российской Федерации
|
Срок реализации
|
2003 - 2012 годы:
1-й этап - 2003 - 2004 годы;2-й этап - 2005 - 2012 годы
|
Ожидаемые конечные результаты
|
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем
молодых семей; привлечение в жилищную сферу
дополнительных финансовых средств внебюджетных источников;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в обществе; укрепление семейных
отношений и снижение социальной напряженности в обществе
|
Объемы и источники финансирования
|
общий объем финансирования подпрограммы составляет 173382,9 млн.
рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 536 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 68817,2
млн. рублей; внебюджетные средства - 104029,7 млн. рублей
(из них личные средства граждан -
43345,7 млн. рублей)
|
Система организации контроля за реализацией программы
|
С государственный заказчик осуществляет общее руководство и
контроль за реализацией подпрограммы. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, представляют
ежеквартально государственному заказчику
сведения о ходе ее реализации. Государственный заказчик обобщает
эти сведения и представляет ежеквартально отчеты государственному заказчику -
координатору федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2012
годы, а также ежегодно информирует Правительство Российской Федерации с
внесением предложений по совершенствованию реализации подпрограммы
|
Общий объем финансирования программы за счет участников Программы
|
2003г. -32385,200 тыс. руб.
2004 г.-400000,000 тыс. руб.
2005 г.-400000,000 тыс. руб.
2006 г.-100000,000 тыс. руб.
2007 г.- 204000,000 тыс. руб.
2008 г.-228000,000 тыс. руб.
|
Целевая программа Санкт-Петербурга «Жилье работникам
учреждений системы образования, здравоохранения и социальное обслуживания
населения».
Наименование программы
|
целевая программа Санкт-Петербурга «Жилье» работникам учреждений
системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения
|
Основание для разработки
|
ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному
Собранию Санкт-Петербурга в 2005 году
|
Основные цели и задачи
|
обеспечение по доступной цене жильем работников бюджетной сферы, признанных
в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
формирование и развитие рынка доступного
жилья в Санкт-Петербурге; улучшение социальной защищенности
работников бюджетной сферы и сохранение квалифицированных кадров; повышение престижа
работы в бюджетной сфере;
сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья
другими категориями граждан
|
Государственный заказчик
|
Жилищный комитет
|
Основной разработчик
|
Жилищный комитет
|
Срок реализации
|
Программы 2006-2025 годы
|
Ожидаемые конечные результаты
|
количественный результат реализации Программы заключается в улучшении
жилищных условий порядка 7 тыс. семей работников бюджетной сферы, признанных
в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, что
составляет примерно 27 тыс. жителей Санкт-Петербурга. К качественным результатам
Программы относятся:
создание финансово-правового механизма по строительству, реконструкции
или приобретению жилья с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга;
закрепление в учреждениях бюджетной сферы квалифицированных кадров;
обеспечение притока молодых специалистов в учреждения бюджетной сферы
|
Объемы и источники финансирования
|
финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга и средств участников Программы. Общий объем финансирования Программы
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в форме субвенций, предоставляемых
оператору Программы - юридическому лицу в форме некоммерческого партнерства,
одним из участников (учредителей) которого является Санкт-Петербург (далее -
Партнерство), составляет 8,577 млрд руб., в том числе по годам:
2006 год - 338 млн руб.;
2007 год - 404 млн руб.;
2008 год - 482 млн руб.;
2009 год - 576 млн руб.;
2010 год - 689 млн руб.;
2011 год - 823 млн руб.;
2012 год - 985 млн руб.;
2013 год - 1179 млн руб.;
2014 год - 1411 млн руб.;
2015 год - 1690 млн руб.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга в форме субсидий, предоставляемых участникам Программы на
компенсацию части первоначального взноса, составляет 1,159 млрд руб., в том
числе по годам:
2006 год - 36 млн руб.;
2007 год - 46 млн руб.;
2008 год - 58 млн руб.;
2009 год - 72 млн руб.;
2010 год - 89 млн руб.;
2011 год - 110 млн руб.;
2012 год - 135 млн руб.;
2013 год - 165 млн руб.;
2014 год - 202 млн руб.;
2015 год - 246 млн руб.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга в форме субсидий, предоставляемых участникам Программы на
погашение части стоимости жилья в последний год рассрочки, составляет 3,091 млрд
руб.,
в том числе по годам:
2016 год - 97 млн руб.;
2017 год - 122 млн руб.;
2018 год - 154 млн руб.;
2019 год - 191 млн руб.;
2020 год - 237 млн руб.;
2021 год - 293 млн руб.;
2022 год - 360 млн руб.;
2023 год - 441 млн руб.;
2024 год - 539 млн руб.;
2025 год - 657 млн руб.
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга составляет 12,827 млрд руб.
Объем финансирования Программы за счет средств участников Программы
составляет 11,201 млрд руб., в том числе по годам:
2006 год - 109 млн руб.;
2007 год - 162 млн руб.;
2008 год - 228 млн руб.;
2009 год - 309 млн руб.;
2010 год - 408 млн руб.;
2011 год - 530 млн руб.;
2012 год - 678 млн руб.;
2013 год - 859 млн руб.;
2014 год - 1080 млн руб.;
2015 год - 1347 млн руб.;
2016 год - 772 млн руб.;
2017 год - 748 млн руб.;
2018 год - 718 млн руб.;
2019 год - 679 млн руб.;
2020 год - 631 млн руб.;
2021 год - 572 млн руб.;
2022 год - 499 млн руб.;
2023 год - 409 млн руб.;
2024 год - 299 млн руб.;
2025 год - 164 млн руб.
|
Целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие
долгосрочного жилищного кредитования»
Наименование программы
|
целевая программа Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного
жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2012 годы.
|
Основания для разработки программы
|
Гражданский кодекс Российской Федерации; Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР; Жилищный кодекс РСФСР; Бюджетный кодекс
Российской Федерации; Федеральный закон "Об ипотеке (залоге
недвижимости)"; Закон Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики"; Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
постановление Правительства Российской
Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам
Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья"; Указ Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах";
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2281 "О
разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года N
1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753 "О
федеральной целевой программе "Свой дом"; Закон Санкт-Петербурга от
13 января 1999 года N 7-2 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в
Санкт-Петербурге"; приказ губернатора Санкт-Петербурга от 24 августа
1998 года N 63-п "О деятельности органов Администрации Санкт-Петербурга по
предоставлению гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге и нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или
приобретение жилья"; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29
марта 1999 года N 13 "О развитии долгосрочного жилищного кредитования в
Санкт-Петербурге".
|
Государственный заказчик Программы
|
Комитет по жилищной политике.
|
Основные разработки программы
|
Комитет по жилищной политике. Комитет по строительству
|
Основные цели программы
|
создание условий для формирования и развития системы долгосрочного
жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям
Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие
доходы, жилищный кредит на приобретение жилья; повышение уровня доступности
получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
|
Сроки реализации
|
2002-2012 годы
|
Основные мероприятия программы
|
разработка нормативной и правовой базы для развития системы жилищного,
в том числе ипотечного, кредитования в Санкт-Петербурге; формирование источников
ресурсного обеспечения Программы;
реализация комплекса мер, направленных на развитие системы долгосрочного
жилищного кредитования в Санкт-Петербурге; создание механизма целевой финансовой
поддержки и повышение уровня доступности ипотечных кредитов для граждан, состоящих
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе работников
учреждений и организаций бюджетной сферы, с использованием системы долгосрочного
жилищного кредитования в Санкт-Петербурге при приобретении жилья.
|
Исполнители основных мероприятий по реализации программы
|
Комитет по жилищной политике; Комитет по строительству; Комитет
финансов; Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
|
Объемы и источники финансирования программы
|
финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга.
Общий объем финансирования за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга, предоставляемых при получении ипотечного кредита на
субсидирование первого взноса и (или) процентной ставки для оплаты
приобретаемой квартиры, к 2012 году составит
1670 млн руб., в том числе:2004 год - 80 млн руб.;
2005 год - 130 млн руб.;
2006 год - 200 млн руб.;
2007 год - 200 млн руб.;
2008 год - 200 млн руб.;
2009 год - 200 млн руб.;
2010 год - 220 млн руб.;
2011 год - 220 млн руб.;
2012 год - 220 млн руб.
Общий объем средств, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга в
целях развития системы ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в
форме бюджетных инвестиций в уставный капитал вновь создаваемого юридического
лица с участием Санкт-Петербурга (далее - ипотечное агентство), на период
реализации Программы
составляет 570 млн руб., в том числе:
2004 год - 50 млн руб.;
2005 год - 30 млн руб.;
2006 год - 40 млн руб.;
2007 год - 50 млн руб.;
2008 год - 60 млн руб.;
2009 год - 70 млн руб.;
2010 год - 80 млн руб.;
2011 год - 90 млн руб.;
2012 год - 100 млн руб.
Общий объем средств, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга на информационное
обеспечение Программы, составляет 1 млн рублей, в том числе:
2003 год - 100 тыс. руб.;
2004 год - 100 тыс. руб.;
2005 год - 100 тыс. руб.;
2006 год - 100 тыс. руб.;
2007 год - 100 тыс. руб.;
2008 год - 100 тыс. руб.;
2009 год - 100 тыс. руб.;
2010 год - 100 тыс. руб.;
2011 год - 100 тыс. руб.;
2012 год - 100 тыс. руб.
|
Ожидаемый конечный результат
|
улучшение жилищных условий более 18 тысяч семей за счет внедрения
таких форм жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, как долевое участие в
строительстве жилья с применением ипотечного кредитования, наем жилья с правом
выкупа, прямое
ипотечное кредитование; формирование системы ипотечного жилищного
кредитования в Санкт-Петербурге, предусматривающей стандарты и порядок выдачи
кредитов, приобретение у кредитных и иных организаций требований по кредитам (займам),
обеспеченным ипотекой, и (или) закладных, механизм долевого участия граждан в
строительстве с применением ипотечного кредитования, найма жилья с правом
выкупа; защита прав кредитора и заемщика; определение процедуры целевой поддержки
жителей Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга при выдаче
жилищных кредитов.
|
Система организации контроля за выполнением мероприятий
|
ежегодное представление исполнителями основных мероприятий Программы
отчета о ходе реализации основных мероприятий Программы на рассмотрение Правительства
Санкт-Петербурга.
|
Приложение 4
МЕТОДИКА расчета размера субсидий
1. В настоящей Методике применяются следующие термины и определения:
семья - супруг, супруга и (при наличии) совместно с ними проживающие
несовершеннолетние дети, нетрудоспособные граждане, находящиеся на иждивении у
получателей ипотечного кредита; неполные семьи; одиноко проживающие граждане.
норма общей площади на семью определяется исходя из количества членов семьи,
состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (на 1 чел. - 33 кв.
м, на 2 чел. - 42 кв. м, на 3 и более чел. - по 18 кв.м на каждого); расчетная
стоимость жилья - 80 процентов от средней стоимости 1 кв. м общей площади
жилья, определяемой государственным учреждением "Городское управление
инвентаризации и оценки недвижимости" ежеквартально в установленном
порядке; условная стоимость - произведение расчетной стоимости жилья на норму
площади на семью; ипотечный кредит - кредит, предоставляемый гражданину
банковской или иной кредитной организацией в целях приобретения в собственность
жилого помещения под залог приобретаемого жилого помещения. При этом размер
кредита должен составлять не менее 10 процентов от цены приобретаемого жилого
помещения на срок не менее 5 лет; размер ипотечного кредита - сумма денежных
средств, выраженная в российских рублях, которая обозначена в письме
Уполномоченного кредитора в соответствии с пунктом 2.9 Положения.
2. Размер Субсидии (РС) определяется как произведение коэффициента риска
(Криска) и Условной стоимости (УС).
При этом размер субсидии не может быть более:
- суммы собственных средств семьи, направляемых на приобретение жилого
помещения за счет средств ипотечного кредита в виде первого взноса;
- 35 процентов от фактической стоимости приобретаемого жилого помещения.
Где Криска - коэффициент, выраженный в процентах и определяемый по
следующей таблице (по горизонтали - срок состояния на учете по улучшению
жилищных условий гражданина, по вертикали - объем собственных средств семьи,
направляемых на приобретение жилого помещения): 1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет 15 и
более
>150 000 рублей 20% 23% 26% 29%
>200 000 рублей 23% 26% 29% 32%
>300 000 рублей 26% 29% 32% 35%
>400 000 рублей 29% 32% 35% 38%
>500 000 рублей 32% 35% 38% 41%
>700 000 рублей 35% 38% 41% 45%
Размещено
на
[1] Большая Советская
Энциклопедия.- М.: Изд-во «Советская энциклопедия».-1976.-Т.24.Кн.1.-С.470.
[2] Закон РФ «О залоге» №
2872-1 от 29 мая 1992 г.
[3] Гражданский Кодекс
РФ.-М., 2001г.
6 Касьяненко Т.Г., Бузова И.А. Ипотечно –
инвестиционный анализ при ипотечном кредитовании.- СПб.: Изд-во Санкт
–Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов, 2001.-
С.34.
7 Павлова И.В. Ипотечное жилищное
кредитование в России: история и современность. // Банковское дело, 2000г.,
№10, ст.35.
8 Коган Ю.И. Кредитование в системе
источников финансирования жилищного строительства: структурный анализ.//Банковские
услуги, 2002г.,ст.13.
9 Разумова И.А. Ипотечное кредитование –
СПб.: Питер, 2005
10 Максимов С.М. Основы
предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. – СПб.: Питер, 2000
11 Безфамильная Л. Управление рисками и
страхование ипотечной деятельности //Страховое дело. 2000 январь
12 Безфамильная Л. Управление рисками и
страхование ипотечной деятельности // Страховое дело.2000 январь
13 Безфамильная Л. Управление рисками и
страхование ипотечной деятельности // Страховое дело. 2000 январь
14 Цыплина А.Г., Ипотечное кредитование и
риски\\ Жилищное строительство. – 2001 г. - № 5.
15 Монусов М. Ипотечное
кредитование//Жилье в рассрочку №2 октябрь 2004
26 физическое или юридическое лицо, не являющееся
штатным сотрудником банка, на договорной основе исполняющее функции по
привлечению заемщиков в программу ипотечного жилищного кредитования банка,
сбору, первичной обработке и доставке в банк информации о заемщике и
планируемой ипотечной сделке.
27 формируется и отправляется не позднее
дня, следующего за днем подачи документов
28 формируется и отправляется не позднее
дня, следующего за днем подачи документов
29 Сравнительный анализ программ в виде
расчетов представлен в Главе 3 пункте 3.5.1
30 Сравнительный
анализ программ в виде расчетов представлен в Главе 3 пункте 3.5.1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|