МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности ипотечного кредитования

    сложность для кредитного института сохранить низкие процентные ставки в условиях быстро меняющейся экономики.

    Двухуровневая (американская) модель ипотечного кредитования

    Страны англо-американской системы права используют двухуровневую модель рынка ипотечного кредитования, которая возникла по двум причинам.

    Во-первых, ввести единую систему ипотечного кредитования путем принятия единого федерального законодательства не представлялось возможным, так как это затрагивало бы исключительную компетенцию штатов в области законотворчества. [3, - с.71].

    Во-вторых, необходимо было экономически стимулировать жилищное строительство после Великой депрессии, а сделать это за счет частного капитала без мощной государственной поддержки также было невозможно.

    Суть двухуровневой модели состоит в том, что ипотечные кредиты, сделанные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Эти агентства могут поступить с полученными ипотечными кредитами различным способом:

    переуступить их вторичным инвесторам;

    сформировать из единообразных ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам такие неделимые пулы ипотек или же права участия (доли) в таких пулах;

    выпустить и разместить ипотечные ценные бумаги.

    Выбор двухуровневой модели объясняется не только государственными интересами, но и особенностями самой англо-американской системы права. Концепция собственности предполагает ее "расщепление". На одно и то же имущество возможно установление нескольких титулов собственности, "разделение" содержания права собственности между различными лицами. Объектом права собственности в странах англо-американской правовой системы может быть само право. Существенная роль в становлении национальной ипотечной системы США принадлежит государству. [3, - с.71].

    Система вторичного ипотечного рынка основана на использовании для ипотечного кредитования средств институциональных инвесторов - прежде всего пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. [3, - с.71].

    Эта система предназначена для аккумулирования в ипотечные кредиты самых дешевых и долгосрочных средств на рынке. Самые долгосрочные средства находятся в распоряжении пенсионных фондов и компаний, занимающихся страхованием жизни. В эти организации средства вкладываются надолго и не могут быть досрочно изъяты в отличие от средств с депозитов коммерческих банков.

    Система вторичного рынка нацелена на то, чтобы институциональные инвесторы, предоставляющие средства для ипотечного кредитования (в принципе высокорискованного), соглашались почти на такую же низкую доходность, как при инвестициях в практически безрисковые государственные облигации. Для этого в США созданы посреднические организации, так называемые ипотечные агентства (их три: Fannie Мае, Freddie Мае и Ginnie Мае), обязательства которых гарантированы государством. [3, - с.71].

    Агентства продают свои долговые обязательства инвесторам. Наличие госгарантий позволяет инвесторам рассматривать инвестиции в эти ценные бумаги как практически безрисковые и соглашаться на доходность, лишь немного превышающую доходность государственных облигаций.

    Полученные от продажи своих долговых обязательств деньги агентства направляют на выкуп у банков ипотечных кредитов. В результате ставки по ипотечным кредитам оказываются ненамного выше ставок по государственным долговым обязательствам и значительно ниже рыночных ставок по кредитам того же уровня риска, что и ипотечные.

    Система вторичного рынка ипотечного кредитования в США в силу особенностей системы права регулируется не только законами, но и обширнейшей судебной практикой, восполняющей пробелы законодательства. Этого в условиях континентальной правовой системы достичь невозможно.

    В основу организации ипотечной системы США легли следующие принципы: [3, - с.71].

    перераспределение ресурсов между регионами, отраслями и секторами экономики посредством продаж долговых ценных бумаг, обеспеченных неделимым пулом ипотек;

    помощь кредиторам и строителям при падении процентных ставок в будущем через выпуск обязательств по участию в покупках ипотек с фиксированной процентной ставкой или доходностью;

    выравнивание потоков ипотечных средств.

    В настоящее время в США существует большое количество ипотечных структур - как разного уровня агентства, так и частные участники рынка. Существуют компании, специализирующиеся на формировании пулов ипотек для последующей перепродажи FNMA, GNMA и другими аналогичными участниками рынка, а также компании, занимающиеся проверкой юридической чистоты правового титула недвижимости. Государственные организации выдают гарантии по отдельным видам ипотечных кредитов и способствуют получению отдельными категориями граждан льготных ипотечных кредитов. [3, - с.72].

    Основными недостатками этой схемы являются:

    сложность структуры построения; невозможность прямого интегрирования в иные гражданско-правовые условия; дороговизна содержания, что увеличивает стоимость кредитных средств для заёмщика; сильная зависимость от колебаний на рынке ссудного капитала и экономической ситуации в целом; тесная взаимосвязь участников ипотечного рынка между собой по исполнению обязательств.

    Положительными моментами двухуровневой схемы в первую очередь являются: существенное расширение источников финансирования операций по ипотечному кредитованию; перераспределение рисков между регионами и секторами экономики, что является существенным и для России. [3, - с.72].

    Деление на две схемы рынка ипотечного кредитования достаточно условно, т.к. имеется тенденция к быстрому размыванию границ только первичного рынка. Часть кредитных институтов, работающих только на первичном рынке, начинает постепенно вводить элемент двухуровневой схемы - выход на вторичный рынок с продажей своих кредитов инвесторам или посредникам. В то же время инвестиционный институт, работающий по двухуровневой схеме, может основную часть кредитов оставлять у себя. А остальную часть продавать на вторичном рынке для пополнения кредитных фондов. Даже такие закрытые модели, как ссудосберегательные кассы, начинают трансформироваться в полуоткрытые институты с привлечением крупных кредитных займов и выдачей кредитов не только пайщикам, но и всем желающим.


    Глава II. Реализация процесса ипотечного кредитования в Российской Федерации


    Ещё несколько лет назад слово "ипотека" в России было знакомо лишь очень узкому кругу специалистов и эрудитов. Поверхностными знаниями об организации ипотечного кредитования владели единицы, а профессиональными знаниями и опытом не владел никто.

    Сегодня ситуация в этой сфере уже существенно изменилась. Понимание необходимости интеграции финансового рынка и рынка недвижимости через ипотеку как средство развития каждого из них уже находит должное проявление в среде финансистов, банкиров, а через них - и у представителей законодательной и исполнительной власти. Более того, миллионы простых граждан сегодня уже вполне заинтересованно следят за развитием ипотеки, возлагая на неё определённые надежды в расширении своего бизнеса или в решении индивидуальной жилищной проблемы.

    Однако наряду с этими радужными надеждами всё чаще приходится испытывать разочарование от первых попыток приживать на российской почве ростки ипотеки.

    2.1 Анализ и оценка проблем, сдерживающих развитие ипотечного кредитования в РФ


    Президент РФ Владимир Путин во вступительном слове отметил особую значимость реализации национальных проектов для социального и экономического развития России. По его словам, важно, что к этой работе все активнее подключаются регионы, дополняя нацпроекты собственными программами. [51,- с.5].

    Особый упор Владимир Путин сделал на первые результаты реализации национального проекта: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", По мнению президента, нужно грамотно и быстро решать управленческие вопросы, бороться с административными барьерами на пути рыночного регулирования экономики.

    На днях на совещании в Республике Коми с его участием зашла речь об усилении внимания к глубокой переработке древесины, незаменимой и в многоквартирном домостроении, и в индивидуальном жилищном строительстве. Владимир Путин считает, что нацпроект по доступному жилью должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов: "Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег, остро ощущается проблема нехватки стройматериалов". [51,- с.5].

    С другой стороны, как отметил президент, продвижение национального проекта доступного жилья сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. По мнению главы государства, необходимо также предусмотреть снижение затрат в землеустроительных работах. Вообще, вопрос о выделении участков нередко становится тормозом для продвижения этого важного нацпроекта. [51,- с.5].

    По его мнению, для скорейшего продвижения аграрного нацпроекта в АПК потребуется решить ряд налоговых вопросов, в том числе по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного налога.

    Особо Владимир Путин остановился на региональной составляющей нацпроектов. Он предложил губернаторскому корпусу выходить на правительство со своими предложениями, продуманными и подготовленными инициативами. Так, по нацпроекту "Доступное жилье" субъектам Федерации дано поручение обустроить строительные площадки с объектами коммунальной инфраструктуры и выставить их на аукционы. [51,- с.5].

    Президент подверг критике малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным на точечную застройку, и поставил задачу повсеместно вести массовое строительство, целыми микрорайонами.

    Чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение процентов по кредитам, - заявил Владимир Путин. - И еще 12,5 миллиарда - в форме госгарантий.

    Глава государства сделал вывод, что ни федеральным, ни региональным властям пока не удается отработать до деталей задуманные механизмы. И, пожалуй, главная задача - обеспечить удешевление кредитов и тем самым способствовать росту объемов вводимого жилья. При решении этой и других проблем, отметил президент, крайне важно обеспечить помощь субъектов Федерации муниципалитетам. [51,- с.5].

    Таким образом в России существует ряд факторов, которые могут продолжительное время служить тормозом в развитии ипотечного кредитования.

    1. Необработанность государственными финансовыми и экономическими органами функционирования системы ипотечного жилищного кредитования.

    Отсутствие единой базы данных об участниках ипотечного рынка Сотрудничество с администрациями городов РФ выявило недостаточное информационное обеспечение внедрения ипотечной системы. И здесь со стороны города необходим: запрос необходимой информации, со стороны компании: оперативное обеспечение необходимыми данными, установление контактов выбранного города с другими городами, имеющими подобный опыт. При этом выбор городов определять наличием схожих предпосылок внедрения ипотечного кредитования.

    2. Относительная слабость отечественной банковской системы, ее незаинтересованность в работе с населением; отсутствие опыта долгосрочного кредитования.

    3. Невысокий финансовый потенциал отечественных страховых, риэлтерских и оценочных компаний.

    4. Отсутствие необходимого опыта по страхованию рисков, возникающих в связи с предоставлением населению ипотечного кредита.

    5. Отсутствие у населения устойчивых моделей сберегательного и кредитного поведения.

    Ипотекой могут воспользоваться 10% российских семей. В регионах доход этих семей должен быть 300-350 долларов на человека, в Москве - 1000 долларов. Разница обусловлена ценами на жилье. [51,- с.5].

    Совокупный платежеспособный спрос на ипотеку составляет примерно 8 млрд. долларов в Москве и примерно 20 млрд. долларов по всей России. Если перевести эти деньги в квадратный метр, то "ипотечные" покупатели в состоянии скупить от 60 до 100% всего строящегося в России жилья.

    Налицо колоссальный разрыв между тем, сколько может быть ипотеки с точки зрения спроса, и тем, сколько ее есть в реальности. Этот разрыв определяется обстоятельствами: от психологической неготовности граждан жить в долг до сугубо экономических - у нас мало строят, у нас нет банков, умеющих работать с ипотекой и т.д. [51,- с.5].

    6. Юридические (правовые) проблемы, охватывающие множество вопросов создания жилищно-инвестиционного законодательства, позволяющего слаженно работать всем секторам инвестиционного жилищного рынка.

    Введение в действие двух ключевых законов - "Закона об ипотеке" и "Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также отработка на их основе через судебные органы процедур наложения взыскания на имущество недобросовестных заемщиков и отчуждения этого имущества в пользу возмещения обязательств перед кредиторами. Однако для широкомасштабного внедрения ипотеки, по мнению ряда специалистов, необходимо внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", что даст возможность Центральному банку России упростить порядок выдачи банковских лицензий специально созданным государственным ипотечным фондам и агентствам, позволив им тем самым осуществлять привлечение средств от населения для реализации ипотечной программы. [51, - с.5].

    В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в ипотечном кредитовании следует внести соответствующее изменение в инструкцию ЦБ РФ "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", освободив тем самым банки от резервных отчислений на возможные потери по ипотечным кредитам. И поскольку ипотека объединяет интересы органов власти, населения, банков и финансовых институтов, строителей и производителей, а также интересы участников рынка недвижимости (риэлторов, оценщиков, страховщиков), то государство, обеспечивая правовую основу и прозрачность функционирования ипотечного механизма, будет способствовать постепенной трансформации ипотеки в самофининсируемую систему. [19, - c.37].

    Нерешённость этой проблемы сразу же отодвигает на неопределенный срок дальнейшее развитие ипотечного кредитования в России.

    7. Высокая стоимость ссуд (кредитов) при низкой платежеспособности населения.

    Ипотека в России развивается медленно, считается что из-за ставок по ипотечному кредиту (ставки 12-15% в валюте и 15% в рублях), они слишком велики. Но не только поэтому, в стране слишком мало людей, которые могут себе позволить ипотеку; срок выдачи кредита 15-20 лет, требования по первоначальному взносу 20-25% от стоимости приобретаемого жилья [19, - c.37].

    Дефицит жилья тормозит развитие ипотечного кредитования. Иногда на поиск жилья уходит два месяца. Да и дома старые - в основном "хрущевки". Купить же с помощью ипотечного кредита жилье в новостройке практически невозможно, т.к домов строится мало.

    8. Проблема привлечения долгосрочных ресурсов в ипотечную жилищную систему.

    9. Наряду с этими факторами существуют и другие, являющейся тормозом в развитии ипотеки в России. В первую очередь это существенный спад производства и, как следствие, неопределенность перспектив развития многих предприятий. Это в свою очередь ставит под вопрос оценку стоимости имущества, которое может потенциально выступать объектом залога, а также вопрос о стабильности доходов занятых на этих предприятиях работников как возможных заемщиков в рамках ипотеки. [19, - c.37].

    10. Также не способствует развитию ипотеки и очень низкая культура предпринимательской деятельности, порождающая в совокупности с высокой криминализацией бизнеса недоверие всех ко всему.

    11. Другой фактор - неустойчивость цен на различные по назначению объекты (земля, жилье, магазины, офисы, склады и т.п.) и. Как следствие, с кризисом ликвидности отдельных категорий недвижимости. Учитывая то, что процесс переоценки ценностей на рынке недвижимости всерьез еще только начался, нетрудно предсказать, что он также в значительной мере окажет негативное влияние на развитие ипотечного кредитования в силу высоких рисков для кредиторов.

    Совокупность этих факторов еще долгое время будет создавать общий фон, на котором ипотеку предстоит в любом варианте развиваться в России, так как все указанные выше факторы мало поддаются воздействию каких-либо директив или благих пожеланий. [19, - c.39].

    Высокая цена кредитных ресурсов (ставки по кредиту 12 - 15%) для конечного потребителя очень сильно сужает сферу и сроки возможного использования таких кредитов гражданами и даже предпринимательскими структурами. Эти показатели не следует трактовать как основу для вывода о нецелесообразности развития американской модели ипотеки в России. Роль этого прогноза - своевременно развеять иллюзии о том, что за счёт такой организации ипотеки общество сможет решить накопившиеся проблемы, например, в жилищной и аграрной сферах. Даже будучи внедрена в России американская модель ипотеки в течение довольно продолжительного времени будет ориентирована на обслуживание потребностей в кредите предпринимательских структур. И в силу высоких ставок ссудного процента она будет оперировать в основном с краткосрочными и среднесрочными кредитами.

    Как уже было сказано, в России применяются две модели ипотечного кредитования: одноуровневая и двухуровневая. Рассмотрим применение каждой из них более подробно.


    2.2 Особенности применения систем ипотечного кредитования регионов РФ

    Применение двухуровневой модели ипотечного жилищного кредитования.

    В России двухуровневая модель ипотечного кредитования развивается довольно динамично. Судить о перспективном развитии данной модели позволяют такие факторы, как наличие финансовых ресурсов, потенциальных и реальных заёмщиков и количество кредитов, выданных банками. [3, - с.68-72].

    Одной из успешно действующих сегодня в России программ ипотечного жилищного кредитования является программа Дельта Кредит, реализуемая на денежные средства Инвестиционного фонда "США - Россия". Кредиты по линии Дельта Кредит выдаются на срок до 10 лет по фиксированной процентной ставке 13-15% годовых.

    Получить ипотечный кредит может любой желающий, вне зависимости от его прописки и наличия у него российского гражданства. Минимальный размер кредита - 5000 долларов США, максимальный - 200 000 долларов США. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% стоимости будущей квартиры. [3, - с.68-72].

    Американская процедура достаточно проста, на принятие решения уходит две недели. Дельта Кредит - российский проводник программы - работает через 16 российских банков, которые выдают деньги. Среди них банк АБН АМРО, ИНГ Банк (Евразия), Международный промышленный банк, Инвест-Сбербанк, АКБ "Российский капитал", "Первый ОВК", РОСТ Банк, Пробизнесбанк, Фора-Банк, Дельта Банк, Экспобанк. Процедура единая, решение принимается в Дельте. Фактически она оптовик, а российские банки - розница. Дельта Кредит выдал за два года примерно 700 кредитов. Практика показывает, что возвратность по ипотечным кредитам - почти 100%, поэтому российские банки не прочь расширить возможности своего бизнеса.

    Особенностью американской программы в России является тот факт, что в ипотечном кредитовании одновременно участвуют российский банк и Дельта Кредит ипотечный банк.

    Это можно объяснить следующим образом:

    Для предоставления ипотечных кредитов на длительный срок (5-10 лет) российским банкам, работающим по программе, необходимы долгосрочные ресурсы (пассивы), сопоставимые по срокам со сроками выдаваемых ипотечных кредитов. Средства для долгосрочного финансирования предоставляет им Дельта Кредит ипотечный банк;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.