МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке на примере деятельности ОАО "Инвестторгбанк"

    Исследование понятий затрат и деление их на запасоемкие затраты, издержки и расходы, раскрытие их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги[7]. Заметим, однако, что между общим понятием "себестоимость" и "себестоимость банка" есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.)[8]. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов (рис. 3.1).

    Взаимосвязь внешних и внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием внешних факторов - сложившимися спросом и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги.

    Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно выделить:

    1) основной фактор - себестоимость, которая определяется сроком окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь, определяется инвестиционной политикой собственников банка. Основными затратами при этом могут являться затраты на приобретение материальных активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты на заработную плату персонала подразделения, непосредственно участвующего в создании и реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей;

    2) дополнительные факторы:

    - необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками по рентабельности капитала. Так, например, заданный капитал (фактический собственный капитал банка с учетом прогнозов роста) на начало года составляет 1000 у. е. Целевой установкой собственников банка является достижение показателя ROE (рентабельности капитала) на уровне 50% годовых - 500 у. е. Для достижения этой цели менеджмент банка должен заложить в цену продукта или услуги необходимую маржу (разница между ценой и себестоимостью), которая при реализации запланированных объемов всей совокупности банковских продуктов и услуг даст необходимую прибыль (500 у. е.) при заданном капитале;

    - маркетинговая стратегия банка, которая определяется внутренней ценовой позицией банка относительно цены рынка. Так, например, при проведении агрессивной маркетинговой политики, подразумевающей расширение бизнеса или экспансию на определенном сегменте рынка банковских продуктов или услуг, банк устанавливает цены на собственные продукты или услуги ниже рыночных за счет снижения наценки на себестоимость или снижения самой себестоимости.

    Затраты банка, как известно, являются закономерной составляющей его операционной деятельности и функционирования.

    В банковской теории и практике процесс управления затратами традиционно основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно постоянные и переменные.

    В условиях функционирования банка условно постоянными расходами является большая часть административно-хозяйственных расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, в частности расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. К переменным - относятся расходы на обучение персонала, приобретение мебели.

    При этом значение условно постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный порог себестоимости самого банка и базовый уровень расчета прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность.

    К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и операционные расходы банка, которые определяются объемом вовлеченных в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций.

    Операционные расходы, в свою очередь, подразделяются на: процентные и непроцентные. Деление расходов на процентные и непроцентные очень важно, поскольку в процессе анализа доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Менеджеры банка в первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. На основании этого оценивают процентную маржу, которая характеризует эффективность вложения средств и их доходность.

    Затраты на проведение пассивных операций

    Формирование значительной части затрат коммерческого банка связано, как известно, с привлечением денежных ресурсов (рис. 3.2). При этом основное место в структуре пассивов банка занимают депозитные операции (срочные и до востребования).

    Затраты на проведение активных операций

    Формирование затрат коммерческого банка в процессе размещения привлеченных ресурсов и проведения им активных операций является одной из сложнейших задач банковского менеджмента, особенно в условиях динамично развивающейся банковской системы России (рис. 3.3).


    3.3 Управление и капиталовложениями, анализ и оценка затрат

    Процесс управления затратами банка включает две составляющие:

    - управление затратами на стадии принятия инвестиционного решения о последующем развитии банковского бизнеса;

    - управление текущими затратами на стадии его функционирования.

    Известно, что инвестиционные решения - это решения о текущих затратах, осуществляемых в целях получения доходов в будущем.

    Необходимо заметить, что из всех решений, которые принимают собственники и менеджмент банка, решения о капиталовложениях являются наиболее сложными, поскольку процесс вовлечения значительных денежных ресурсов зачастую необратим. При принятии решений о капиталовложениях (инвестиции в здание, банковское оборудование, программное обеспечение, рекламу и др.) анализируются, прежде всего, объемы производимых инвестиций и сроки их окупаемости.

    Метод оценки капиталовложений по чистой приведенной стоимости подразумевает использование приема дисконтирования будущих поступлений денежных средств и вычисление их приведенной стоимости. Так, собственники и менеджеры банка могут сравнить доход от рассматриваемого проекта капиталовложений с альтернативным, равным по риску, в частности созданием нового банка или расширению банковского бизнеса, например вложениям денег в безрисковые ценные бумаги, обращающиеся на финансовых рынках. Для этого достаточно рассчитать чистую приведенную стоимость (net present value - NPV)[9] проекта.

    Выбор проекта происходит на основе полученных значений NPV, рассчитываемой по определенной формуле. Так, если банк предполагает осуществить единовременные инвестиции, NPV рассчитывается по следующей формуле:

    Исходя из целевой установки - повышения рыночной стоимости банка - решение об инвестировании принимается собственниками и руководством банка исходя из следующих предпосылок:

    - если NPV > 0, то капиталовложения в анализируемый проект являются целесообразными, поскольку доходы от проекта превысят затраты на его реализацию;

    - если NPV = 0, то банку, в сущности, безразлично, принять проект капиталовложений или его отвергнуть. Окончательное решение может приниматься исходя из других критериальных оценок, поскольку, реализуя данный проект, банк покрывает произведенные им расходы, не получая прибыли;

    - если NPV < 0, то банку от реализации данного проекта целесообразно отказаться, поскольку он может привести к потенциальным убыткам.

    Произведя соответствующие расчеты, собственники и руководство банка могут прийти к окончательному решению по выбору одного из альтернативных проектов: при прочих равных условиях выбирается проект с большим NPV. В качестве примера в настоящей дипломной работе проведена оценка инвестиционного проекта банка по открытию операционной кассы, произведя соответственно расчет NPV.

    Исходные данные по проекту.

    Объемы планируемых операций в операционной кассе - 700 000 долл. в день, из них VIP-клиентских операций - 400 000 долл., по операциям банка с прочими клиентами - 300 000 долл. Прогнозная маржа по операциям составляет 0,03% по операциям с VIP-клиентами, 0,06% - по операциям с прочими клиентами. Формируемый денежный поток по проекту включает первоначальные инвестиционные затраты, планируемые к получению доходы по операциям, административно-хозяйственные расходы по содержанию операционной кассы (табл. 3.1).

    Таблица 3.1 Исходные данные по проекту

    Курс руб./доллар

    30


    Раздел 1



    Доходы по проекту руб/год

    840 984


    Доход по операциям клиента

    354 096


    Доход по операциям банка

    486 888


    Раздел 2



    Расходы по проекту, единовременно, руб.

    663 843


    Стоимость открытия оперкассы

    663 843

    Норматив

    Раздел 3



    Расходы по проекту, руб./год

    627 816


    Зарплата

    198 000

    З/п двух кассиров (рента+компенсация подоходного налога)

    Аренда и содержание помещений

    85 200

    Норматив: Стоимость аренды – 355 долл. за 1 кв. м/г. Размер арендуемой площади под ОКВКУ – норматив 8 кв.м.

    Продолж. табл. 3.1.



    Канц. расходы

    Продолжение табл. 3.1.

    9 012

    Норматив 18 долл. на одного сотрудника в квартал + бумага

    Телеграфные, телефонные, почтовые расхды

    3 600

    Абонентская плата за один телефонный номер МГТС в месяц

    Расходы на охрану

    80 004

    Средняя стоимость храны

    Инкассация

    252 000

    Льготный тариф банка 0,1 % от суммы

    Ставка дисконтирования

    20 %


    Период окупаемости проекта

    4 г.






    Показатель

    Первоначальные

    инвестиции

    1 год

    2 год

    3 год

    4 год

    5 год

    Доход по операциям клиента


    354098

    354098

    354098

    354098

    354098

    Доход по операциям банка


    486885

    486885

    486885

    486885

    486885

    Доходы по проекту, руб.


    840984

    840984

    840984

    840984

    840984

    Зарплата


    198000

    198000

    198000

    198000

    198000

    Аренда и содержание помещений


    85200

    85200

    85200

    85200

    85200

    Канц. расходы


    9017

    9017

    9017

    9017

    9017

    Телеграфные, телефонные, почтовые расхды


    3600

    3600

    3600

    3600

    3600

    Расходы на охрану


    80000

    80000

    80000

    80000

    80000

    Инкассация


    252000

    252000

    252000

    252000

    252000

    Расходы по проекту

    Руб./месс.


    627817

    627817

    627817

    627817

    627817

    Расходы по проекту единовременно, руб.

    663843






    Денежный поток

    -663 843

    213166

    213166

    213166

    213166

    213166

    Накопленный денежный поток

    -663 843

    -450677

    -237510

    -24344

    188823

    401989

    Дисконтный множитель


    1,2

    1,44

    1,728

    2,074

    2,488

    Дисконтированный денежный поток

    -663 843

    177638

    148032

    123360

    102780

    85678

    NPV

    -653 843

    -476195

    -328162

    -149166

    -30851

    -211322


    При требовании к доходности проекта 20% NPV больше 0 на четвертом году его реализации соответственно требования к окупаемости проекта удовлетворяются. Одной из основных задач анализа и оценки затрат является определение основных показателей увеличения его капитала. Это необходимо для определения источников покрытия этих затрат из доходов и прибыли банка. Результатом такого анализа могут быть оптимизация или прямое сокращение затрат перед этапом формирования и планирования. Анализируя объемы затрат, сопоставляя их с текущими объемами и доходами, сформированными фондами и прибылью, можно сделать такие выводы, как невозможность реализации тех или иных проектов из-за отсутствия достаточной ресурсной базы и, как следствие, низкого потенциала банка. Результат оценки - пересмотр таких проектов как несостоятельных. Обычно оценка затрат производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними задачами. Методика оценки ничем не отличается от обычной процедуры построения плана реализации любого коммерческого проекта. Оценка затрат предполагает следующую их группировку:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.