МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов)

    p> На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться, образуя оборотно-сальдовый метод, когда кредит на первой стадии выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов. На первой стадии кредит выдается на начальной стадии оборота товарно-материальных ценностей и затрат; на второй стадии погашается на базе остатков срочных обязательств клиента перед банком.

    Этот метод стал применяться с 1988 г. В ходе реорганизации хозяйственного и кредитного механизмов, а также организационно-экономических приемов предоставления банковских ссуд (механизма кредитования) во всех отраслях народного хозяйства была внедрена типовая методика определения размера кредита по укрупненному объекту или на совокупную потребность в заемных оборотных средствах с применением единого ссудного счета.

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ


    2.1 Кредитная документация.

    Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

    К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:
    . кредитная заявка;
    . технико-экономическое обоснование;
    . заявление на получение ссуды;
    . финансовый отчет;
    . отчет о движении кассовых поступлений;
    . внутренние финансовые отчеты;
    . внутренние управленческие отчеты;
    . прогноз финансирования;
    . налоговые декларации;
    . бизнес-планы;
    . срочные обязательства;
    . договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);
    . сведения о заложенном имуществе.

    К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

    К документам, составляемым банком, относятся: заключение на кредитную заявку клиента, ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов, кредитное дело клиента.

    Документы, необходимые для получения кредита в ОАО Коммерческий банк
    «Верхневолжский» указаны в Приложении 1.

    Требования к кредитной заявке (см. Приложение 3) достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

    Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:
    . на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);
    . на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);
    . на временные нужды (для выплаты заработной платы; для погашения платежей в бюджет и др.).

    Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

    В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

    Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

    Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

    Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

    Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года
    (поквартально, помесячно).

    Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании.
    Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

    Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

    Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации.
    Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

    Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.
    В частности, документ должен включать:
    – описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
    – отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
    – планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
    – план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
    – план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
    – финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

    Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

    Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду
    (отказать в выдаче ссуды).

    Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

    Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:
    . договор, предусматривающий предоставление заемщиком гарантий;
    . договор, предусматривающий передачу заемщиком залога;
    . договор, предусматривающий страхование ссуды за счет заемщика в страховом обществе;
    . договор, комбинирующий все или часть предыдущих условий.

    Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

    Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении
    (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

    В экономическом плане кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

    Учитывая эти обстоятельства, а также международный опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.

    Преамбула, где указываются наименования сторон, организационно- правовая форма каждой из них.
    - предмет и сумма договора. В данном разделе уточняется вид кредита

    (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда на отдельную сделку), цель, сумма кредита, порядок регулирования предельного уровня

    (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).
    - порядок предоставления и погашения ссуды. Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.
    - способы гарантии возврата кредита (залог, гарантия, поручительства, страхование).
    - условия кредитования. Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик.
    - процентные ставки и комиссионное вознаграждение;
    - обязательства сторон;
    - санкции при невыполнении условий договора;
    - порядок разрешения споров;
    - срок действия договора;
    - юридические адреса сторон;
    - подписи сторон.

    К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.

    Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге".
    В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно- материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.

    Гарантийные письма и страховые полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение банка в число участников таких договоров повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

    В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации.
    В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком.

    Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка. Примеры таких пакетов приведены в приложениях 4-8.


    2.2 Оценка кредитоспособности заемщика.

    Объективная оценка кредитоспособности потенциального заемщика, несмотря на все многообразие применяемых в банковской практике методик, по- прежнему остается достаточно серьезной проблемой. Во-первых, не выработаны критерии и методы учета результатов анализа финансового состояния клиента при определении основных параметров кредитной сделки. Во-вторых, отсутствует механизм формализации нефинансовых (качественных) показателей, характеризующих надежность клиента, качество управления компанией, ее место на рынке и др. В-третьих, даже если банки рассчитывают показатели совокупной доходности работы с клиентами, возможности учета этих показателей при определении параметров кредитной сделки, как правило, ограничены.

    В итоге – кредитный портфель коммерческих банков формируется главным образом, случайно, а результаты кредитного анализа, как правило, не позволяют определить основные параметры кредитной сделки и, следовательно, не привязаны к уровню кредитного риска. Устоявшееся мнение о том, что кредитование реального сектора по-прежнему остается операцией повышенного риска – при всей его неоспоримости – основано лишь на самых общих представлениях о низком уровне рентабельности работы предприятий и об отсутствии механизма контроля за целевым использованием средств. Тезис о повышенном уровне риска при кредитовании реального сектора на практике реализуется довольно просто: банки снижают риски невозврата средств обычно либо кредитованием "своих" предприятий, либо кредитованием под
    "отягощенный" залог.

    В этих условиях особую важность приобретает вопрос об использовании показателей, характеризующих деятельность заемщика, для определения основных параметров кредитной сделки. К ним относятся сумма и сроки кредита, график его погашения, надлежащее обеспечение и стоимостные условия кредитной сделки.

    Определение лимита кредитования клиента обычно предполагает проведение работы по четырем основным направлениям:

    - анализ финансового состояния клиента;

    - определение кредитоспособности потенциального заемщика на основе сопоставления результатов анализа его финансового состояния с некими нормативными показателями, рассчитанными по аналогичной методике;

    - присвоение потенциальному заемщику кредитного рейтинга, т.е.

    "позиционирование" его в однородной среде клиентов;

    - расчет собственного лимита кредитования или риска на потенциального заемщика.


    Анализ финансового состояния клиента

    Для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах и для расчета перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде банки используют материалы финансовых отчетов клиента.

    Приоритетным при классификации выданных ссуд и оценке кредитных рисков согласно Письму ЦБ РФ от 22.01.1999 г. № 33-Т являются финансовое состояние заемщика, его возможности по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей.

    В соответствии с п.2.3 Инструкции ЦБ РФ от 30.06.1997 г. № 62А оценка финансового состояния производится «с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике». Учитывая, что в
    Инструкции № 62А отсутствует жесткий перечень критериев, в соответствии с которым производится оценка финансового состояния заемщика, на кредитную организацию возлагается особая ответственность за принятие решения об адекватной классификации ссуды.

    Ссуда (в том числе ссуда, по которой договором предусмотрена единовременная выплата основной суммы долга и процентов по окончании срока действия договора), выданная заемщику, финансовое состояние которого препятствует возврату полученной от банка ссуды, классифицируется как безнадежная, независимо от наличия иных критериев, которые формально свидетельствуют о безнадежности ссуды (Письмо ЦБ РФ от 22.01.1999 г. № 33-
    Т).

    Оценка финансового состояния банка-заемщика может осуществляться на основе анализа значений обязательных экономических нормативов, а также репутации банка.

    Письмом ЦБ РФ от 30.07.1999 г. №223-Т «Разъяснения по вопросам инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России, поступившим в I полугодии 1999 года» рекомендовано осуществлять анализ финансового состояния предприятия-заемщика в соответствии с п. 5 Приложения
    1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 г. № 498
    «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
    (банкротстве) предприятий».

    Как правило, для оценки кредитоспособности заемщика в банках проводят анализ количественных показателей и расчет коэффициентов, которые могут в той или иной мере характеризовать устойчивость финансового состояния клиента. При этом каждый банк вырабатывает свой набор показателей, по которым производят оценку финансового состояния потенциального заемщика.
    Система таких показателей должна отвечать двум основным критериям: рассчитанные на базе показателей коэффициенты должны определять существенные (значимые) особенности деятельности предприятия; эти коэффициенты должны в возможно меньшей степени дублировать друг друга.

    Рекомендуется использовать девять коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия, объединенных в четыре группы: достаточность собственных ресурсов, ликвидность активов, рентабельность производства, оборачиваемость средств [32].

    Коэффициенты, характеризующие достаточность собственных ресурсов:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.