МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация и управление банковской деятельности

    Для такой новой деятельности банкам нужны менеджеры и сотрудники, способные уделять больше времени изучению потребностей клиентов, разработке новых и модернизации старых услуг в соответствии с меняющимся спросом. Поскольку в последние годы технология оказания финансовых услуг все более смещается в направлении компьютизированных систем и автоматизации ручных операций, постольку банки нуждаются во все большем числе специалистов с компьютерной подготовкой, хорошо знающих электронное оборудование, на котором они работают. В то же время автоматизация бухгалтерского учета позволила менеджерам сократить затраты времени на рутинные операции и тем самым уделять больше внимания планированию новых услуг и новых способов их предоставления.

    2.1.3 Организация банковской деятельности на основе отделений

    Банки могут также организовывать свою деятельность на основе банковских отделений. Это целесообразно, когда он обслуживает быстро развивающийся регион и находится перед выбором – последовать на новые места за своими клиентами, будь это частные лица или предприятия, или потерять клиентов, уступив их конкурентам, расположенными географически более удачно. При такой организации полный набор услуг предоставляется из разных мест – как из головного банка, так и из одного или нескольких его отделений. В этом случае можно также предлагать ограниченный набор услуг с помощью сети пунктов обслуживания клиентов кассовых автоматов.

     Высшее руководство банковской организации с отделениями обычно размещается в головном офисе в стране базирования. Отделение с полным спектром услуг имеет свою команду управляющих, но с ограниченными полномочиями в принятии решений по выдаче клиентам кредитов и по другим аспектам каждодневных операций. К примеру, управляющий отделением может иметь право разрешать выдачу клиентам кредитов в размере не более 25 тыс.долл. В о же время запросы на получение более крупных займов он должен направлять в головной офис, где принимаются окончательные решения. Таким образом, некоторые услуги и функции в банках с отделениями остаются высокоцентрализованными, в то время как другие спущены на уровень отделений.

    Почти все имеющие отделения банки США малы в сравнении с другими банками мира. Например, в 1990 году в США насчитывалось около 7000 банковских организаций с отделениями. В общей сложности было примерно 50 000 отделений, т.е. в среднем по 7 отделений на банк. Напротив, в Англии и Западной Европе почти все банки имеют десятки, если не сотни, отделенческих офисов, предлагающих полный набор услуг. Такое разительное несходство структур организации банковской деятельности связано с различным отношением общественности и политических кругов к банкам с отделениями. С первых дней существования мощных банков с развитой сетью отделений возникли опасения, что они сведут конкуренцию на нет и заставят потребителей непомерно высокую цену за их услуги.

    Как следствие почти все штаты приняли законы, ограничивающие возможность создания отделений определенными районами, например городом или округом, в котором находится головной офис банка.

    Причины всплеска интереса к созданию отделений разнообразны. Одна из них миграция населения из городов в пригороды в последние десятилетия, принудившая многие расположенные в городских деловых центрах банки последовать за своими клиентами, ибо в противном случае им угрожала бы потеря депозитной базы. Вновь созданные отделения и установленные кассовые автоматы пронизали пригороды. Участившиеся случаи краха банков также стимулировали создание отделений, поскольку более крупным и обладавшим финансовым здоровьем банкам было разрешено захватывать слабые и превращать их в свои отделения. В том же направлении развивался и бизнес – кредитные потребности быстрорастущих корпораций не могли быть удовлетворены без более крупных и диверсифицированных банков, которые имели возможность мобилизовать депозиты множества мелких рынков и сформировать из этих средств крупные займы.

    Однако в самое последнее время рост числа новых отделений с полным набором услуг резко замедлился. В некоторых регионах, особенно на восточном и западном побережьях США, больше таких отделений закрылось, нежели открылось. Одна из очевидных причин – бурный рост стоимости земли и конторских зданий в таких центрах, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Кроме того, мини-отделения и кассовые автоматы вытеснили многие рутинные банковские операции, а продажная цена этих вспомогательных средств с совершенствованием технологии значительно снизилась.

    Следует или не следует разрешать банкам создавать отделения и на каких территориях – один из вопросов, вызывавших наиболее жаркие споры в истории банковского дела. Противники отделений опасаются, что их создание приведет к вытеснению мелких конкурентов (оставив потребителя лицом к лицу с немногочисленными поставщиками банковских услуг), повышению платы за услуги и утечки и без того небольших капиталов из провинции в крупные города, вследствие чего замедлится экономическое развитие на местах.

    Сторонники создания отделений утверждают, что этот процесс обусловит рост эффективности операций, сделает услуги более доступными и удобными для потребителя, поскольку банки с отделениями достаточно мощны, чтобы обеспечить полный спектр услуг в каждом отделенческом офисе. Кроме того, они стимулируют экономический рост, так как мощный банк способен предоставлять больше кредитов и займов. Они утверждают также, что создание отделений влечет за собой снижение числа случаев краха банков, поскольку банк с отделениями меньше зависит от уровня активности в какой-либо одной отрасли или на каком-либо одном местном рынке.

    Что же показывают последние исследования по поводу этих доводов в пользу и против банковской деятельности на основе отделений? В штатах, разрешающих создание отделений, и в районах, где они созданы, банковских фирм значительно меньше, чем в штатах, придерживающихся принципа организации банковской деятельности на основе бесфилиальных банков. Однако это не обязательно означает ослабление конкуренции. По сути дела, на местных рынках, как правило, теперь больше банковских офисов на человека там, где разрешены отделения, что потенциально снижает средние расходы потребителя в расчете на банковскую операцию.

    Ни банки с отделениями, ни самостоятельные банки как будто не имеют преимущества с точки зрения ускорения экономического развития районов, которые ими обслуживаются. Существуют многочисленные примеры ускоренного развития регионов, обслуживаемых как банками с отделениями, так и самостоятельными банками. Организационная структура, выбранная банком, видимо, оказывает значительно меньшее влияние на экономическое благосостояние регионов, чем такие факторы, как географическая доступность района и его местоположение (в особенности близость к морским портам, железным и автомобильным дорогам, а также концентрация населения), наличие природных ресурсов (например, нефти, угля или леса), благоприятные климатические условия, позитивное отношение людей к сбережению и расходованию денег.

    2.1.4 Банковская деятельность на основе корреспондентских отношений

    Существование множества банков и банковских организаций различных типов породило потребность в эффективных межбанковских отношениях, с тем, чтобы повысить эффективность предоставления финансовых услуг на местном уровне. Необходимость создания эффективных межбанковских связей стала очевидной с того времени, как чеки превратились в распространенное средство оплаты товаров и услуг. Когда вкладчики отправляют из своего города чеки в уплату за товары, произведенные вне района их проживания, без межбанковской системы инкассации чеков обойтись невозможно, поскольку именно она обеспечивает перевод средств из банка вкладчика в банк-получатель. Все банки вынуждены были согласиться с системой движения и инкассирования чеков, тем более что она оказалась эффективной и прибыльной для всех участвующих в ней банков.

    Еще одна проблема возникла в связи с потребностями клиентов в кредитах. По мере развития промышленности и бизнеса и появления крупных корпораций потребность в крупных займах, зачастую значительно превышавших возможности одиночных банков, заставила банки объединяться в группы и разработать принципы синдицированного кредита. К такому способу действий прибегают обычно в связи с очень крупными кредитами, предоставляемыми, как правило, двумя или большим числом банков одному клиенту. Эта практика имеет особое значение для мелких провинциальных банков, поскольку позволяет им удовлетворять потребности своих наиболее мощных клиентов и распределять кредитный риск между несколькими банками.

    Эти и другие финансовые потребности дали толчок развитию разветвленной системы банковской деятельности на основе корреспондентских отношений, внутри которой банки устанавливают между собой как формальные, так и неформальные связи. Участвующие в этой системе банки соглашаются обмениваться депозитами в порядке клиринга чеков и компенсировать друг другу расходы на любые предоставленные услуги посредством перевода большего числа депозитов на счета банков, оказывающих корреспондентские услуги. Относительно мелкие банки открывают довольно значительные счета в крупных банках главных городов. В свою очередь крупные банки, как правило, предоставляют услуги мелким банкам, например по клирингу чеков, управлению их инвестиционными портфелями, предоставлению займов под покупку оборудования и строительство новых предприятий, а также по обработке данных.

    2.2 Финансовые отчеты и оценка деятельности банков


    Целью менеджмента является оказание помощи управляющим банками в понимании того, каким образом информацию, содержащуюся в банковских финансовых отчетах, можно использовать в качестве вспомогательного средства в процессе принятия решений, а также для определения эффективности работы их банков.

    Два наиболее важных финансовых отчета – баланс и отчет о прибылях и убытках – можно рассматривать как перечни входящих и исходящих финансовых потоков, что показано в таблице 1. В отчете о финансовом состоянии отражены размеры и состав источников средств (входящие потоки), которые привлечены банком для финансирования своей кредитной и инвестиционной деятельности, а также распределение определенной части этих средств на выдачу кредитов, покупку ценных бумаг и другие нужды в любой конкретный момент времени.

    Напротив, вводимые финансовые факторы и финансовые результаты деятельности в отчете о доходах, расходах и прибыли показывают, сколько стоило банку привлечение депозитов и других источников финансирования для получения доходов от использования этих средств. К расходам относятся процентные выплаты вкладчикам и другим кредиторам банка, расходы на оплату труда наемных управляющих и рядовых сотрудников, накладные расходы, связанные с приобретением и использованием помещений и оборудования, налоги за пользование государственными услугами. В отчете о доходах, расходах и прибыли отражены также доходы (поток наличности) от продажи банковских услуг широкой публике, включая предоставление кредитов, лизинговые операции и обслуживание депозитов клиентов. Наконец, в этом отчете отражен чистый доход банка после вычета всех расходов из суммы всех доходов; часть чистого дохода возвращается в дело для целей будущего развития, часть идет акционерам в качестве дивидендов.

    Баланс, или отчет о финансовом состоянии, представляет собой перечень активов, пассивов и акционерного капитала (средства владельцев), находящегося в собственности банка или инвестированного в банк, в любой момент времени. Поскольку банк является предприятием, продающим продукцию особого вида, то должно быть верным исходное уравнение баланса:


    Активы = Пассивы + Акционерный капитал.


    В банковском деле к активам баланса относят: наличность в хранилище и депозиты в других депозитных учреждениях (С), государственные и частные процентные ценные бумаги, покупаемые на открытом рынке (S), кредиты и финансирование аренды, предлагаемые потребителям (L), и второстепенные активы (МА). Пассивы распадаются на две важнейшие категории – депозиты, принадлежащие различным потребителям (D), и недепозитные заимствования на рынках денег и капитала (NDB). Наконец, акционерный капитал представляет собой долгосрочные средства, которые владельцы вложили в банк (EC) (см.табл.2.). Теперь формулу баланса можно представить следующим образом:


    Активы = Пассивы + Акционерный капитал,


    или


    С + S + L + MA = D + NDB + EC


    Наличность (С) как актив необходима для удовлетворения потребностей банка в ликвидных средствах (т.е. тех, которые можно без промедления расходовать в случае изъятия депозитов на предоставление кредитов и удовлетворение других непредвиденных или срочных потребностей). Капиталовложения в ценные бумаги (S) являются резервным источником ликвидности и одним из источников дохода. Кредиты (L) предоставляются главным образом с целью получения дохода, а второстепенные активы (МА) – это обычно фиксированные активы, принадлежащие банку (здание и оборудование), и инвестиции в дочерние предприятия банка (если таковые имеются). Депозиты (D) служат, как правило, основным источником финансирования банка, недепозитные заимствования (NDB) – дополнение к депозитам и средством повышения ликвидности, когда она не полностью обеспечивается наличностью и ценными бумагами. Наконец, акционерный капитал (ЕС) образует долгосрочный и сравнительно стабильный финансовый фундамент, на котором банк развивается и с помощью которого покрывает любые непредвиденные убытки.


    Таблица 1.

    Входящие и исходящие финансовые потоки в двух основных составляющих финансового отчета банка

    Баланс (отчет о финансовом состоянии)

    Исходящие финансовые потоки (использование средств или активов)

    Входящие финансовые потоки (источники средств или обязательства плюс акционерный капитал)

    Кредиты и аренда

    Инвестиции в ценные бумаги

    Наличность и депозиты в других институтах

    Депозиты частных лиц

    Недепозитные заимствования

    Акционерный капитал

    Как в балансе любой фирмы, сумма привлеченных банком средств должна равняться общей сумме расходов (т.е. активы = обязательства+акционерный капитал)

    Отчет о прибылях и убытках (отчет о доходах, расходах и прибыли)

    Финансовые результаты деятельности (доходы от использования средств и других ресурсов для производства и продажи услуг)

    Вводимые финансовые факторы (издержки по приобретению средств и других ресурсов, необходимых банку для производства услуг)

    Доход по кредитным операциям

    Доход по ценным бумагам

    Доход по депозитам в других институтах

    Доход от второстепенных услуг

    Выплата процентов по депозитам

    Расходы по недепозитным заимствованиям

    Расходы на оплату труда

    Накладные расходы

    Налоги

    Как в отчете о прибылях и убытках любой фирмы, все доходы за вычетом всех расходов дают чистый доход банка.


    Таблица 2.

    Основные позиции финансовых отчетов банка.

    Баланс (отчет о финансовом состоянии)

    Активы (совокупные использованные средства)

    Наличность (первичные резервы)

    Ликвидные ценные бумаги (вторичные резервы)

    Инвестиционные ценные бумаги

    Кредиты и займы:

    Потребительские

    Под залог недвижимости

    Коммерческим предприятиям

    С.-х.предприятиям

    Финансовым институтам

    Второстепенные активы (здания, оборудование и т.п.)

    Пассивы и акционерный капитал (совокупные источники средств)

    Депозиты:

    До востребования

    Счета НАУ

    Депозитные счета денежного рынка:

    Сберегательные

    Срочные

    Недепозитные заимствования

    Акционерный капитал:

    Акции

    Избыточный капитал

    Нераспределенная прибыль

    Какпитальные резервы

    Отчет о прибылях и убытках (отчет о доходах, расходах и прибыли)

    Доходы (доходы банка от предоставления услуг)

    Доход от кредитной деятельности

    Доход от инвестиционной деятельности

    Непроцентные источники дохода (например, плата за обслуживание депозитов)


    Расходы (издержки, связанные с вводимыми ресурсами, которые необходимы банку для производства услуг)

    Процентные выплаты по депозитам

    Процентные выплаты по недепозитным заимствованиям

    Заработная плата (расходы на оплату труда)

    Резервы на покрытие убытков по кредитам (создаваемые на случай появления убытков по любому из выданных кредитов)

    Прочие расходы

    Доход от уплаты налогов и без учета операций с ценными бумагами

    Налоги

    Прибыль или убыток от торговли ценными бумагами

    Чистый доход после вычета и учета прибыли или убытка от операций с ценными бумагами


    В формуле баланса можно увидеть следующее: пассивы и акционерный капитал банка – это совокупные средства из соответствующих источников, которые обеспечивают банку необходимую покупательную способность для приобретения активов. Активы банка представляют совокупность средств, используемых для извлечения дохода акционерами, выплаты процентов вкладчикам и оплаты труда сотрудников в соответствии с их вкладом и квалификацией. Тогда формулу баланса можно представить в упрощенном виде:


    Совокупные                              Совокупные средства банка

    использованные средства = из соответствующих источников

    (активы)                              (пассивы и акционерный капитал)


    Ясно, что под каждое направление использования средств нужен их источник, поэтому совокупные использованные средства должны равняться совокупным средствам, привлеченным из соответствующих источников.

    Конечно в реальности баланс банка сложнее этого равенства совокупных поступлений совокупному их использованию, поскольку в каждой статье банковского баланса обычно содержится несколько составляющих ее позиций. Подробный баланс, или отчет о финансовом состоянии, содержит множество статей. Это видно из баланса крупной банковской организации Среднего Запада, приведенного в таблице 3. Рассмотрим основные составляющие этого документа.

    Активы банка

    Наличность. Первым активом в отчете о финансовом состоянии банка обычно являются наличность и депозиты на счетах «ностро». Данную статью, включающую наличность в хранилище банка, любые депозиты, помещенные в других банках (депозиты в банках-корреспондентах), наличность в процессе инкассации и счет резервов в региональном федеральном резервном банке, часто обозначают как первичные резервы. Это означает, что данный актив является первой «линией обороной» банка на случай изъятия депозитов и первым источником средств, когда в банк приходит клиент с неожиданным запросом о кредите, который банк считает себя обязанным удовлетворить. Обычно банк стремится удерживать эту статью на как можно менее высоком уровне, поскольку запас наличных денег почти или вовсе не приносит процентного дохода.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.