Организация и регулирование биржевой деятельности
На первичном
рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого
порядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственной
регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности
профессиональных участников рынка.
На
вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством
лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи
квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов
деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением
антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка
ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют
следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
-регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
-лицензирование деятельности профессиональных участников
рынка;
-аттестация специалистов инвестиционных институтов;
-страхование инвесторов;
-аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием
эмитентов;
-надзор и контроль за проведением фондовых операций;
-регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых
корпораций;
-раскрытие и публикация информации в соответствии с
действующим законодательством.
Составной
частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и
организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого
рынка.
Для
получения лицензии на организацию товарной биржи в Комиссию по товарным биржам
представляют следующие документы:
-заявление;
-устав товарной биржи;
-учредительный договор или заявку на регистрацию либо иной
соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;
-свидетельство о государственной регистрации товарной биржи;
-правила биржевой торговли;
-документ, подтверждающий
внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы;
-документ удостоверяющий
право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
-список
учредителей и распределение между ними долей (в %) в уставном капитале товарной
биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.
Комиссия
принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи
заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче
лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а
также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и
возвратить указанные документы заявителю для переоформления.
Товарная
биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о
выдаче ей лицензии.
Решения
об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в
двухмесячный срок на основе:
-материалов,
осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты
нарушений в деятельности товарной биржи;
-официальных
уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также
государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.
При
неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия
направляет материалы в арбитражный суд.
Биржа
может быть ликвидирована по решению высшего органа управления биржи, а также
судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Механизм
лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как
биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать
на рынке ценных бумаг.
Помимо государственного
регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который
заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые
нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной
биржи. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены особенности
регулирования и организации деятельности
К ним относят
учредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли. В учредительном
договоре должны быть указаны:
-учредители биржи;
-цель создания биржи и способы реализации поставленной цели;
-ответственность учредителей по обязательствам биржи;
-первоначальный размер уставного капитала, деление его на
акции и порядок распределения между учредителями;
-права и обязанности учредителей биржи;
-порядок распределения прибыли и учреждение резервного фонда;
-условия прекращения деятельности биржи;
-местонахождение
и реквизиты биржи.
В уставе
биржи должны быть определены:
-структура управления и органы контроля биржи, их функции и
правомочия, порядок принятия решений;
-размер уставного капитала;
-перечень и порядок формирования постоянных фондов;
-максимальное количество членов биржи;
-порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения
членства;
-права и обязанности членов биржи и других участников
биржевой торговли;
-порядок разрешения споров между участниками биржевой
торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других
обособленных подразделений.
Правила
биржевой торговли должны включать:
-порядок проведения биржевых торгов;
-виды биржевых сделок;
-наименование товарных секций;
-перечень основных структурных подразделений биржи;
-порядок информирования участников биржевой торговли о
предстоящих биржевых торгах;
-порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки цен
биржевых товаров;
-порядок информирования участников биржевой торговли о
биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценах
биржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржи
и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре
биржевых товаров;
-взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевой
торговли при заключении биржевых сделок;
-меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых
торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской
Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории
Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных
или признанных уполномоченным на то органом;
-контроль над процессом ценообразования на бирже в целях
недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен,
искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных
слухов с целью воздействия на цены;
-меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых
торгах, а также порядок и условия применения этих мер;
-меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими
участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и
управления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных
документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов
биржи и других органов управления биржи;
-перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с
участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания;
-размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и
порядок их взимания биржей.
Таким
образом, биржа может рассматривается как саморегулируемая организация,
действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в
рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об
организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.
Биржевой
рынок в России находится в стадии начального развития. Главная причина этого -
недостаток законодательного регулирования. Производители биржевых товаров не
хотят их продавать через систему биржевых торгов - сегодня это хлопотно и
невыгодно. Между тем, если бы торговля всеми биржевыми товарами осуществлялась
через биржу, это был бы по-настоящему справедливый и прозрачный рынок.
Проблема
развития биржевой торговли актуальна, и ей занимаются не только сами товарные
биржи, но и исполнительная власть. Популярным, если не единственным способом
решения этой проблемы стало привлечение на биржу в качестве основного участника
монополиста на рынке отдельного товара, что дает бирже возможность одновременно
привлечь и покупателей товара. Но этот способ в последнее время вызывает
нарекания регулятора, поскольку, по его мнению, ведет к еще большему
доминированию и повышению цен. В то же время исполнительная власть видит
решение проблемы в введении обязательных биржевых продаж.
Таим образом,
государственные регуляторы бирж, как органы исполнительной власти, не могут
ничего сделать для развития биржевого рынка, они могут только остановить торги
или приостановить лицензию (что-то запретить.
Между тем уже
сейчас очевидно, что вводимые ограничения не просто не соответствуют мировому
развитию рынка, а ведут к удорожанию рынка для российских профессиональных
участников, а значит, и для инвесторов. Рынок будет дороже, а значит, менее
конкурентоспособен. Это приведет к тому, что место российских организаторов
торговли займут иностранные.
Анализ
ситуации показывает, что российские реалии снова резко расходятся с мировыми
тенденциями. При этом надо подчеркнуть, что все предпосылки для следования
мировым тенденциям в России существуют.
Речь идет
прежде всего о компьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающих
ведущие инфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иные
организаторы торговли, из "закрытых профессиональных клубов" в
коммерческие предприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента.
Происходящий процесс глобализации финансовых рынков приводит к стиранию
национальных границ. Таким образом, инфраструктурные институты вынуждены
конкурировать не только и не столько в рамках национальных государств, а за
международные рынки. В этой ситуации национальные органы государственного
управления должны помогать национальным инфраструктурным организациям,
способным вести конкурентную борьбу на международном рынке, а не заставлять их
постоянно перестраиваться под меняющиеся требования ведомственных нормативных
актов.
Жесткие
требования государственных органов
адресованные организаторам биржевой торговли, в первую очередь уже созданным и
работающим с большей или меньшей эффективностью биржам, не соответствуют, а
иногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишает
наиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможности
эффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самым
нанося ущерб национальным интересам России.
Отсюда видна
необходимость преобразования Российского законодательства в области
регулирования биржевой деятельности.
Необходимо
внести в действующее законодательство и нормативное регулирование такие
изменения, которые бы предоставили возможность уже работающим биржам продолжать
свою деятельность.
Речь идет о
том, чтобы оставить все так как есть, не заставляя биржи изменять
организационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерние
компании и т.п.).
Кроме того,
представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещение
деятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональной
брокерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговые
системы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовых
инструментов - валюта, драгметаллы, производные инструменты (фьючерсы,
опционы), ценные бумаги и т.п.
Недопустимой
является практика дробления лицензий на операции с ценными бумагами (на рынке
государственных и на рынке негосударственных ценных бумаг).
В настоящее
время ведется работа по внесению изменений в закон "О рынке ценных
бумаг". В этой связи было бы желательным в рамках этого закона не
связывать организатора торговли вообще и фондовые биржи в частности с какой-либо
одной определенной формой деятельности, а также внести в закон "Об
акционерных обществах" положения, предусматривающие право фондовых,
товарных, валютных и иных бирж, созданных в форме акционерных обществ,
предусматривать в своих уставах право не распределять прибыль и не выплачивать
дивидендов акционерам, а также право исключать из числа акционеров путем
принудительного выкупа акций по номинальной цене.
Это позволит
организаторам биржевой торговли в случае необходимости эволюционным путем
преобразовываться в коммерческие организации или, наоборот, продолжать
функционировать в качестве некоммерческих организаций, закрепив свой статус в
качестве некоммерческой организации.
Заключение
В заключении следует
отметить то, что современная биржа - это система обеспечения торгов. Биржа
представляет собой организационно оформленный рынок, где в соответствии с
установленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.
Регулирование
биржевой деятельности - это упорядочение работы на нем его участников и
операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти
действия. Биржа может иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование.
Внутреннее
регулирование - это подчиненность ее деятельности собственным нормативным
документам: Уставу, Правилам и другим внутренним нормативным документам,
определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников.
Внешнее
регулирование - это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства,
других организаций, международным соглашениям.
Регулирование
биржевой деятельности осуществляется органами или организациями,
уполномоченными и на выполнение функций регулирования. С этих позиций
различают:
-
государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется
государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных
функций регулирования;
-
регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или
саморегулирование рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны,
государство может передавать часть своих функции по регулированию рынка
уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников
биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что
созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по
отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;
-
общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; в
конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то
действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или
иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:
-поддержание
порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех
участников рынка;
-защита
участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или
организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
-обеспечение
свободного и открытого процесса биржевого ценообразования на основе концентрации
спроса и предложения;
-создание
новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений и
т.п.; воздействие на биржевой рынок с целью достижения каких-то общественных
целей (Например, понижения биржевых цен).
Процесс регулирования на биржевом рынке включает:
- создание
нормативной базы его функционирования, т.е. разработка законов, постановлений,
инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые
ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
-отбор
профессиональных участников биржевого рынка;
-контроль за
соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования
рынка;
-систему
санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже.
1) Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.
2)
Ивасенко
А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А.
Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2010. – 272 с.
3)
Инструкция
ЦБ РФ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными
организациями на территории Российской Федерации". № 102-И
4)
Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовые
биржи: вводный курс. – М.: Финансы и статистика, - 2009. – 200 с.
5) Колтынюк Б.А.
Рынок ценных бумаг. Спб.: изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 336 с.
6)
Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. – Ростов н/Д.: Феникс,
2007. – 496 с.
7)
Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. – М.: ЕАОИ,
2008. – 176 с.
8)
Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Дело и сервис,
2007. – 512 с.
9)
Ломатидзе
О.В., Львов М.И., Болотин А.В. и др. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.:
КНОРУС, 2010. – 448 с.
10)Лялин В.А.,
Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. - М.: Проспект, 2007. – 384 с.
11)Маренков Н.Л. Ценные бумаги. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2005. – 602 с.
12)Маховикова Г.А., Селищев А.С.,
Мирзажанов С.К. Рынок ценных бумаг. – М. Эксмо, 2010. – 208 с.
13)Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. –
Спб.: Питер, 2007. – 256 с.
14)Николаева И.П. Рынок ценных бумаг.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 224 с.
15)Новашина Т.С., Криворучко С.В.
Операции банков с ценными бумагами. - М.: Московская финансово-промышленная
академия 2005. - 367 с.
16)Постановление Правительства РФ "О
мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров
через товарные биржи" от 11 мая 1993 года № 452
17)Прянишникова M.В.
Рынок ценных бумаг. – Саратов: Саратовский государственный
социально-экономический университет, 2009. - 232 с.
18)Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое
дело. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.
19)Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. -
М.: Финансы и статистика. 2006. - 448 с.
20)Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Под ред. Дегтяревой
О.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 501 с.
21)Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки.
– М.: МарТ, 2004. - 480 с.
22)Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус,
2009. – 288 с.
23)Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 176 с.
24)Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг. –
СПб.: Питер, 2004. – 220 с.
25)Федеральный закон "О рынке
ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ
26)Федеральный закон "О товарных
биржах и биржевой торговле"от 20 февраля 1992 г. N 2383-I
27)Федеральный закон РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ
28)Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и
биржевое дело. – М. Эксмо, 2009. – 240 с.
Страницы: 1, 2, 3
|