МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация и регулирование биржевой деятельности

    Рост объемов торговли и расширение числа их участников предъявляли новые требования к биржевым технологиям и механизмам. Не менее важными являются механизмы обеспечения торгов, передачи и хранения ценных бумаг, а также организационная структура бирж, и её законодательное регулирование.

    1.3 Необходимость организации регулирования биржевой деятельности


    Биржи во всех странах являются официально зарегистрированными объединениями, создаваемыми в различных правовых формах. Чаше всего используется форма акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью пли общества с ограниченной ответственностью. В большинстве случаев биржи являются корпорациями. Высшим органом является общее собрание акционеров, собираемое редко -как правило, раз в год.

    Исполнительные функции выполняет Совет директоров (Биржевой совет). Количественный состав Совета определяется самой биржей, составляет обычно 15-20 человек и состоит как из членов биржи, так и из внешних директоров и экспертов. Совет директоров избирается членами биржи. Возглавляет его председатель.

    Члены биржи, как правило, являются акционерами данной биржи. В то же время их доход обеспечивается исключительно активной работой с клиентами. Статус биржи как некоммерческой организации предполагает получение доходов не инвесторами, а торговцами и ориентирует на увеличение деловой активности на бирже.

    Оперативной деятельностью биржи руководят комитеты, ответственные перед советом директоров, состоящие из членов биржи. Работа членов биржи в комитетах не оплачивается. Комитеты так же, как и Совет директоров, имеют штат служащих. Число и названия комитетов на разных биржах может быть различным. [7, 41 с.]

    -Исполнительный комитет осуществляет текущее управление биржей. Он возглавляется президентом и включает в свой состав вице-президентов. Комитет осуществляет решения, принятые Советом директоров и комитетами.

    -Комитет по приему новых членов рассматривает все обращения о вступлении в члены биржи и представляет рекомендации в Совет директоров. Сам решения не принимает.

    -Арбитражный комитет - назначает арбитров для решения споров между членами биржи, а также между клиентами и членами биржи. Предметы споров: качество товара, срок исполнения приказа клиента, сроки поставки. Комитет выполняет роль согласительной комиссии и не наделен правом принимать решения, обязательные для исполнения конфликтующими сторонами.

    -Комитет по деловой этике занимается внутренними дисциплинарными вопросами биржи. Если персонал биржи считает, что член биржи неправильно выполнил приказ клиента, то материал поступает в комитет по деловой этике, где выносится решение обоснованности такого заявления. Передает материал для решения в наблюдательный комитет.

    -Наблюдательный комитет рассматривает споры и выносит решения по дисциплинарным вопросам по материалам комитета по деловой этике.

    -Контрольный комитет наблюдает за деловой активностью на бирже, чтобы препятствовать созданию искусственного дефицита и манипуляциям с пенами. Может приостановить торги.

    -Комитет но новым товарам изучает потенциальные возможности торговли новым товаром (допускать или нет), ведет исследования по обоснованию введения торговли новым товаром. На фондовых биржах - комитет по листингу.

    Что касается организации операционного зала биржи, то необходимо отметить что он оборудован информационными устройствами и, в частности, большим информационным табло. Место каждого биржевого посредника - члена биржи -оборудовано столом (кабиной) со связью и компьютером. Каждое место имеет свой номер.

    Место для заключения сделок называется биржевым кольцом. Другие названия: пол, ринг, яма. Пол в яме находится на 1,5-2 метра ниже уровня зала, чтобы участники торгов хорошо видели ведущего и друг друга.

    На биржах существуют правила поведения. Предъявляются повышенные требования к внешнему виду присутствующих в торговом зале лиц.

    Для привлечения в биржевую торговлю достаточно большого числа участников, как продавцов, так и покупателей, и сведения их риска к минимуму необходим определенный механизм, позволяющий обеспечивать соблюдение их интересов. Основной задачей регулирования биржевой деятельности являются предотвращение манипулирования ценами и крахов, защита интересов мелких фирм и спекулянтов.

    Регулирование биржевой деятельности - это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований. Целью регулирования биржевой деятельности является обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевого рынка. [18, 58 с.]

    Механизм биржевого регулирования (управления) включает правовое, нормативное и информационное обеспечение.

    Правовое обеспечение - это законодательные акты, постановления, указы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями профессиональных участников биржевого рынка. К информационному обеспечению относится различная экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

    Как и любая система управления, система управления биржевой деятельностью включает две подсистемы: управляющую, основанную на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования, и управляемую.

    Управляющая подсистема включает:

    -государственные органы и сам о регулируемые организации (биржи), осуществляющие на биржевом рынке законодательную, регистрационную, лицензионную и контрольную деятельность;

    -законодательную инфраструктуру (законодательные акты, постановления, указы, нормативные документы и др.);

    -этику биржевого рынка (правила биржевой торговли, утверждаемые конкретной биржей);

    -традиции и обычаи.

    Управляющая подсистема выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие, организационные и контрольные функции.

    К функциям управляемой подсистемы относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества биржевых товаров, информационное обеспечение рынка.

    В мировой практике различают две модели регулирования биржевой деятельности.

    1.    Регулирование биржевого рынка является преимущественной функцией государственных органов (государственное регулирование). Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает биржам. Такая система существует во Франции.

    2.    При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается биржам (принцип саморегулирования). При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

    Во многих странах используется смешанная модель регулирования биржевой деятельности, хотя государственное регулирование заметно усилилось в последние 20 лет. Ранее биржевая торговля регулировалась преимущественно нормами и правилами, разрабатываемыми самими биржами.

    Государственное регулирование включает:

    а)       разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

    б)      создание стандартов, т. е. набора обязательных требований к участникам биржевого рынка и т.п.;

    в)      регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

    Задачи государственного регулирования:

    -реализация государственной политики развития биржевого рынка;

    -обеспечение равных прав и безопасности для профессиональных участников и клиентов;

    -создание информационной системы о биржевом рынке и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

    Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка правил профессиональной деятельности на биржевом рынке и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения о биржевой деятельности. [18, 60 с.]

    К положительным сторонам саморегулирования можно отнести:

    а)       разработку правил поведения самими профессиональными участниками конкретного биржевого рынка, реально представляющими его особенности;

    б)      экономию государственных средств, сокращение аппарата управления биржевым рынком;

    в)      установление общественного контроля, так как участники биржевого рынка, как правило, больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники;

    г)       введение этических норм поведения профессиональных участников биржевого рынка с помощью общественного контроля.


    Глава 2. Организация и регулирование биржевой деятельности в России


    2.1 Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России


    По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:

    -Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. (регулирует деятельность фондовых бирж)

    -Федеральная комиссия по товарным биржам. (осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам).

    -Министерство финансов РФ. (устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах).

    -Центральный банк Российской Федерации. (регулирует деятельность валютных бирж).

    Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен проект Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках, а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж.

    Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам.

    Ниже приведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевую деятельность в России.

    Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 года. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.

    Постановление Совета Министров РСФСР "О деятельности товарных бирж в РСФСР" от 20 марта 1991 года, которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено начало свободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных бирж по некоторым вопросам, в частности:

    -введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;

    -запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж;

    -установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн. руб.;

    -введена выдача лицензий на биржевую деятельность.

    Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 года. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правилам биржевой торговли.

    Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 год № 78. В нём дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа.

    Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий.

    Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами ( разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий.

    Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 года стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах.

    Согласно документу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "товарная биржа" или "биржа" и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур.

    В законе дается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.

    Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой.

    Постановлением Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 года № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.

    Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности.

    Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.

    Роль государства в регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ).

    В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей.

    В ст. 34 Закона определены функции Комиссии по товарным биржам:

    -выдача лицензий на организацию биржевой торговли;

    -осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними;

    -контроль за соблюдением законодательства о биржах;

    -организация и изучение деятельности товарных бирж;

    -разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;

    -рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле;

    -разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

    В ст. 35 Закона установлены полномочия Комиссии по товарным биржам:

    -отказ бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли установленным требованиям;

    -аннулирование выданной бирже лицензии или приостановление ее действия, если биржа нарушает законодательство;

    -направление бирже обязательного для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;

    -направление биржевому посреднику обязательного для исполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащей законодательству;

    -применение к бирже или биржевому посреднику соответствующих санкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;

    -назначение государственного комиссара на биржу;

    -организация по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевых посредников;

    -требование от бирж, расчетных учреждений клиринговых центров и биржевых посредников представлений учетной документации;

    -направление в суд или арбитражный суд материалов для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующие правоохранительные органы.

    Для непосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:

    -содействовать всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле;

    -обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;

    -предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.

    Государственный комиссар вправе:

    -присутствовать на биржевых торгах;

    -участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (биржи с правом совещательного голоса;

    -знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;

    -вносить предложения и делать представления руководителям биржи;

    -вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;

    -осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.

    Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

    Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.