Организация безналичных расчетов с юридическими лицами в Пензенском ОСБ №8624
Таблица
4
Выполнение
бизнес-плана Сектором расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и
бюджетов за 2003 -2004г.(тыс. руб.)
Наименование
|
01.01.2003
год
|
01.01.2004
год
|
План
|
Факт
|
%
выполнения плана
|
План
|
Факт
|
%
выполнения плана
|
1.
Остатки средств юридических лиц
|
57450
|
68341
|
119
|
75300
|
84151
|
111,8
|
2. Прирост
остатка на расчетных счетах
|
11256
|
15896
|
141,2
|
17850
|
15810
|
88,6
|
3.
Доход от расчетно-кассового обслуживания
|
3100
|
4128
|
133,2
|
4800
|
5984
|
124,6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы 4 видно, что Сектор расчетно-кассового
обслуживания юридических лиц и бюджетов (далее по тексту – Сектор РКО) в 2003 –
2004г. перевыполнил план по формированию рублевых ресурсов. В 2003 году остатки
на счетах юридических лиц на 19% превысили запланированный объем и фактически составили
68341 тыс. руб. В 2004 году фактические остатки на счетах увеличились до 84151 тыс.
руб. Кроме того, полученный доход от расчетно-кассового обслуживания (далее по
тексту - РКО) за последние два года был выше запланированного. В 2003 году доход
составил 4128 тыс. руб., что на 33,2% выше плана. В 2004 году величина дохода увеличилась
до 5984 тыс. руб., что на 24,6% выше плана. Показатель доходности является важнейшим
качественным показателем, характеризующий расчетно-кассовые операции с точки зрения
рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в отделении
эффективно выполнялся бизнес - план. Положительная динамика наблюдается как в формировании
рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.
Доход
от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и
объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и
массовости продаж расчетно-кассовых услуг.
Анализ
доходности Сектора РКО необходимо дополнить анализом прироста величины остатков
средств юридических лиц. Сведения об остатках средств отражены в таблице 5.
Таблица 5
Динамика привлеченных средств
Наименование
|
01.01.2003
|
01.01.2004
|
План
|
Факт
|
%
выполнения
|
План
|
Факт
|
%
выполнения
|
Средства
юридических лиц:
|
57450
|
68341
|
119
|
75300
|
84151
|
111,8
|
Сумма пассива
баланса
|
__
|
7952000
|
__
|
__
|
8123000
|
__
|
Удельный
вес в пассиве баланса, (%)
|
__
|
24,13
|
__
|
__
|
24,98
|
__
|
Основываясь на данных таблицы 5, можно сделать определенные выводы.
В течение последних двух лет фактическая величина средств юридических лиц на
расчетных счетах постоянно увеличивалась, при отсутствии вложений в векселя и
сертификаты. В 2003 году их величина составила 68341 тыс. руб., что на 19% больше
запланированного значения. Весь объем средств юридических лиц сконцентрирован на
расчетных счетах. В 2003 – 2004гг. привлечение средств в депозитные сертификаты
и векселя отсутствует. Сейчас привлечение новых клиентов происходит с использованием
менее затратных методов, например, повышая качество обслуживания, скорости
работы и др.
На 01.01.2004 года, удельный вес средств юридических лиц в пассиве
баланса составляет 24,98%. Это больше, чем за предыдущий период. ОСБ № 8624 следует
поддерживать данную динамику роста.
Глава 3. Основные направления совершенствования
организации расчетных операций с юридическими лицами
Исходя из общей оценки состояния расчетно-кассового
обслуживания юридических лиц, применяемых форм расчета, компьютерных технологий
и базы бухгалтерского учета операций по счетам юридических лиц хотелось бы
остановиться на следующих особенностях и обратить внимание на возможные
направления совершенствования банковских услуг данного вида и деятельности
специалистов Сектора внутрибанковских операций.
В настоящее время изменились не только характер операций ОСБ
№8624, но и структура их доходов и расходов, что является следствием стратегии
быстрого реагирования и переориентации с рынка ссудного капитала на финансовый
рынок.
Новые банковские продукты и услуги в сфере обслуживания
юридических лиц могут стать результатом деятельности отделения, направленной на
получение дополнительных доходов, в процессе создания благоприятных условий
формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений и
содействия клиенту в получении прибыли.
Анализ сформированной клиентской базы дает возможность
увидеть, что постоянными клиентами банка являются предприятия и организации
г.Пензы, с которыми у банка сложились тесные и длительные отношения.
Для активизации работы с существующей клиентской базой
необходимо провести следующие мероприятия:
- проведение деловых встреч по предложению услуг инкассации и
доставки денежной наличности (применение льготных тарифов);
- проведение встреч с руководством клиентов по вопросу
размещения свободных денежных средств на взаимовыгодных условиях;
-
увеличение доли
комиссионных доходов за счет роста объемов продаж банковских услуг, работы с
клиентами по получению доходов по требованиям, помещенным в картотеку № 2,
направления писем с предложением оплаты услуг.
В Пензенском отделении № 8624 Сберегательного банка России из
безналичных форм оплаты платежные поручения являются доминирующим средством
платежа. Значительная часть таких платежей совершается с применением
электронных технологий. Однако для частных клиентов такая форма оплаты является
неудобной из-за высоких транзакционных издержек (нужно выписать счет, пойти в
банк, заполнить бланк, заплатить комиссию, отнести копию платежного поручения
продавцу). Указанных проблем можно избежать установив систему «Клиент-Сбербанк»
[16].
Электронные расчеты отделений Сбербанка все шире сочетаются с
системой «Клиент-Сбербанк». Последняя, согласно банковским разработкам,
представляет собой комплекс программно - технических мероприятий для создания и
передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам. Электронные
документы изготавливаются с помощью персонального компьютера и программного
обеспечения данной системы. Они должны быть приняты к исполнению в день
отправки при условии их получения в сроки, установленные банковскими правилами
документооборота и технологии обработки учетной информации, и положительного
результата проверки аналога собственноручной подписи клиента-отправителя
сообщения.
Технология системы «Клиент-Сбербанк» предусматривает, что обе
стороны – и банк, и клиент располагают доступным средством гарантированного
подтверждения достоверности содержания (аутентичности) и авторства
передаваемого электронного документа и могут, при необходимости, прибегнуть к
юридически полноценной процедуре разрешения споров по поводу содержания,
времени издания и авторства документов. Внедренная в России в 1993г. данная
система позволяет сократить издержки на прием и обработку поручений
«электронных клиентов», повысить эффективность управления их счетами и в
конечном счете, эффективность проведения расчетов за счет оптимизации стоимости
и скорости платежных услуг.
Установка данной программы существенно облегчит процесс
создания и передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам,
поэтому стоит внедрить систему «Клиент-Сбербанк» и продвигать данную услугу
среди значимых клиентов отделения.
С целью дальнейшего расширения клиентской базы необходимо
продолжить работу по изучению экономики района, а также осуществлять
взаимодействие со структурами исполнительной власти, размещать рекламные
проспекты на рекламных стендах в операционных залах для клиентов, использовать
средства массовой информации – местной печати для рекламы услуг отделения.
Изучив существующие формы на основе теоретического материала,
зная специфику деятельности клиентов можно предложить для внедрения
использования ими следующих форм безналичных расчетов: чеки, аккредитивы,
векселя.
Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально
учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Положительной стороной
аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Она удовлетворяет
интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль
над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что
расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.
Документарный аккредитив является наиболее выгодной формой
расчетов для экспортера благодаря надежности и более быстрому получению
экспортной выручки. Кроме того, аккредитивные операции являются очень
рентабельным и эффективным инструментом банковской деятельности.
Второй рекомендуемой формой расчетов является вексель.
Как универсальный финансовый инструмент с многовековой
историей, вексель широко применяется во всем мире.
Им можно оформить разнообразные кредитные обязательства:
оплатить приобретенный товар или услуги, предоставленные на условиях
коммерческого кредита, возвратить полученную ссуду или выдать кредит.
Как ценную бумагу вексель можно купить и продать, или,
напротив, с помощью векселя, платежно-расчетного инструмента, произвести
куплю-продажу, что значительно расширяет границы его применения, представляет
одно из отличий от других ценных бумаг.
Так как одним и тем же векселем можно в процессе оборота
погасить несколько денежных обязательств, по сумме превышающих номинал этой
ценной бумаги иногда в несколько раз, вексель становится не только инструментом
кредита, но и часто используемым, удобным расчетно-платежным средством. Причем
особенностью вексельного обращения в современных условиях является то, что
расчетно-платежная функция векселя значительно потеснила функцию орудия кредита
и становится главенствующей. Это, к примеру, выписка векселей только для
расчетно-платежных целей, использование векселя для зачета взаимных требований,
расшивка неплатежей, построение расчетно-платежных «цепочек» и организация
специальных учреждений для создания этих «цепочек».
Расчетно-платежные свойства приближают вексель к деньгам,
превращают их в суррогат денег, т. е. вексель, как ценная бумага, обладает
ограниченными свойствами денег и в какой-то мере является представителем денег.
Термин «суррогат» отнюдь не умаляет достоинства векселя, а подчеркивает его
универсальность [10.37-44].
Закон от 25 сентября 1992г. № 3537-1 «О денежной системе
Российской Федерации» относил вексель к платежным документам, используемым для
безналичных расчетов, что показывает близость векселя к безналичным деньгам.
В целях распространения сферы применения векселей и как
следствие этого получение дохода, необходимо проанализировать исходящие платежи
клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании с целью предложения им
при проведении платежей в сторонние банки расчеты осуществлять с помощью
векселей.
Заключене
Таким образом, в современных рыночных условиях особую
актуальность приобретают вопросы четкой организации безналичных расчетов,
поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в
деятельности экономических субъектов.
В данной курсовой работе были изучены безналичные расчеты с
юридическими лицами на примере Пензенского ОСБ №8624, которое является
отделением Сберегательного банка Российской Федерации. Главной целью работы
Пензенского отделения Сбербанка является получение прибыли.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что
за последние годы отделение получало прибыль. В 2003 году доход сектора РКО составил 4128 тыс. руб.,
что на 33,2% выше плана. В 2004 году величина дохода увеличилась до 5984 тыс.
руб., что на 24,6% выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным
показателем, характеризующий расчетно-кассовые операции с точки зрения рентабельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в отделении эффективно
выполнялся бизнес - план. Положительная динамика наблюдается как в формировании
рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.
Доход
от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и
объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и
массовости продаж расчетно-кассовых услуг.
В Пензенском отделении № 8624 Сберегательного банка России
из безналичных форм оплаты платежные поручения являются доминирующим средством
платежа. Однако для частных клиентов такая форма оплаты является неудобной
из-за высоких транзакционных издержек (нужно выписать счет, пойти в банк,
заполнить бланк, заплатить комиссию, отнести копию платежного поручения
продавцу). Указанной проблемы можно избежать, установив систему
«Клиент-Сбербанк».
Установка данной программы существенно облегчит процесс
создания и передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам,
поэтому стоит внедрить систему «Клиент-Сбербанк» и продвигать данную услугу
среди значимых клиентов отделения.
С целью дальнейшего расширения клиентской базы необходимо
продолжить работу по изучению экономики района, проведение деловых встреч с
клиентами, а также осуществлять взаимодействие со структурами исполнительной
власти, размещать рекламные проспекты на рекламных стендах в операционных залах
для клиентов, использовать средства массовой информации – местной печати для
рекламы услуг отделения, внедрение расчетов по векселям и чекам.
Таким образом, при выполнении курсовой работы были изучены
основные задачи, определенные в начале работы изучение данной темы: были изучены
сущность и принципы, формы безналичных расчетов; рассмотрена организационная
структура Пензенского ОСБ №8624; проведен анализ деятельности Пензенского ОСБ
№8624.
Достижению поставленной цели способствовало изучение
нормируемой базы в области безналичных расчетов; изучение научных трудов
российских экономистов; изучение журнальных научных статей, а также годовой
бухгалтерской отчетности Пензенского отделения Сбербанка Российской Федерации
№8624.
Список литературы
1. Гражданский
кодекс РФ.-М.:Юрист,200.
2. Федеральный
закон №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Утв. Президентом РФ
03.02.1996.
3.
Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Утв.
Президентом РФ 10.07.2002.
4.Положение
Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 №
2-П (с изменениями и дополнениями).
5. Банковское
дело/Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 428.
6. Банки
и банковское дело/Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2003. С. 304.
7. Банковское
дело/Под ред. О.И. Тагирбекова. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 785.
8. Бибикова
Е.А. Сберегательная политика основных участников сберегательной
системы.//Финансы и кредит. 2003, №5. С. 37-44.
9.Борисова
В.Д., Юняева Р.Р., Разуваев С.А. Деньги, кредит, банки: Учеб.пособие. Пенза:
Издательство ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2003. С. 120.
10.Березина
М.П. Система расчетов и центральный банк //Банковское дело.вып. – 2002. № 1 С.
13.
11.Павлова
Л.Н. Финансы предприятия: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ,1998. С. 639.
12.Финансы.
Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2003. С. 512.
13.
Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт,
2001. С. 543.
14.
Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М,2001.
С. 448.
15.Н.И.Химичева.
Финансовое право.-3-е изд. Перераб. И допол. М.:2003. С. 768.
16. Концепция
развития Сбербанка России до 2005 года. [Электронный ресурс]- htpp://www.sbrf.ru. – 2005, 7июля.
Страницы: 1, 2, 3
|