МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организационная структура Банка России

    Надзор осуществляться двумя основными методами [19, С. 22]:

    — проверка банковской отчетности и нормативов, согласно инструкций;

    — ревизия.

    Данная функция ЦБ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д.

    Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы деятельности КБ [19, С. 33]:

    ·                    нормативы достаточности капитала;

    ·                    нормативы ликвидности баланса;

    ·                    минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;

    ·                    максимальный размер риска на одного заемщика;

    ·        минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг.

    Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечения собственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную часть депозитов "незадействованной". Эти фонды именуются банковскими резервами.

    Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, реализует государственные ценные бумаги. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

    В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

    Вместе с тем Банк России не имеет права выделять средства на финансирование дефицитов госбюджета и государственных внебюджетных фондов.

    Таким образом, Банк России в качестве своей основной функции формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

    Перечисленные выше функции Центрального банка реализуются через его операции и инструменты.

    Операции ЦБ определяются в зависимости от выполняемых функций и направления деятельности.

    В общем случае операции ЦБ можно разделить на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.

    Основные пассивные операции Банка России:

    -        Формирование уставных капиталов;

    -        Эмиссия денег;

    -        Хранение денежных средств государственного и местных бюджетов.

    Основные активные операции Банка России:

    -                    Учетно-ссудные операции;

    -                    Банковские инвестиции;

    -                    Операции с золотом и иностранной валютой.

    Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, используемыми Центральным банком для воздействия на денежную массу, в соответствии с законодательством являются:

    1. Операции на открытом рынке.

    2. Изменение учётной ставки.

    3. Изменение нормы обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ;

    4. Операции с валютными активами.

    Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

    Таким образом, ЦБ способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике. Величина предложения денег в экономике оказывает сильное влияние на развитие инфляционных процессов, уровень безработицы и увеличение выпуска в стране. Поэтому правильная политика Центрального банка, одной из функций которого является регулирование предложения денег, может стать важным стабилизирующим фактором развития экономики.

     

    2. Организационно-функциональная структура Банка России


    В странах с функционирующими центральными банками структура их звеньев управления образует некую систему. Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков:

    1.      Фундаментальный:

    -                                Сущность, статус и задачи ЦБ;

    -                                Принципы организационного построения.

    2.      Организационный:

    -                                Структура органов управления;

    -                                Полномочия органов управления;

    -                                Инфраструктура ЦБ.

    3.      Регулирующий:

    -                    Законодательство;

    -                    Ведомственные нормативные акты. [20, C. 106]

     

    2.1 Принципы современной opганизации ЦБ


    Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:

    -                   Принцип централизации деятельности.

    Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой.

    Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы. [20, C. 108]

    -                   Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан с принципом централизованного построения.

    Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.

    В настоящее время организационная структура Банка России выглядит примерно таким образом:


    Схема 1. Организационная структура Банка России. [7, C. 511].


    Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме НБС, Совета директоров), как первого уровня органов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные управления, головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учреждения инфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.).

    Структуру Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений и Операционное управление Московского главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения. [5 C. 128].

    -                   Функциональный принцип.

    Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

    -                   Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

    При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации. [20, C. 112]

    В целом можно говорить о соответствии организационной структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным принципам организации. Ориентирование при построении организационной структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать центральный банк, отвечающий всем международным нормам.

     

    2.2 Организации управления Банка России и их полномочия


    В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.

    До 2002 года единственным высшим органом управления Банка России был Совет директоров, а НБС выполнял при нём консультативные и экспертные функции. С принятием в 2002 году Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" НБС становится верховным органом управления БР.

    Национальный банковский совет – коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Госдумы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России. [7, C. 512]

    Председателем НБС на данный момент является Министр Финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин.

    НБС заседает не реже одного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или по требованию не менее трех членов НБС.

    К компетенции Национального банковского совета относятся:

    а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

    б) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

    в) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

    г) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений;

    д) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п. [12, C. 39]

    НБС фактически был создан для контроля за деятельностью Совета директоров Банка России со стороны государства.

    Высшим органом управления Банка России является также и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (по представлению Президента РФ) сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Он является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Он действует от имени Банка России. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России от должности. Председатель Банка России вправе подписывать приказы и издавать указания, обязательные для всей системы Банка России.

    У Председателя Центрального банка Российской Федерации имеется 4 первых заместителя. Председатель Банка России назначает их на эти должности и освобождает от должности. Обязанности между ними распределены следующим образом:

    Первый — Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;

    Второй — Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;

    Третий — Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организаций и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;

    Четвертый — Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др. [20, C. 111]

    В таком распределении обязанностей прослеживается функциональный принцип организационного построения ЦБ.

    На данный момент Председателем Банка России является С.М. Игнатьев [21].

    Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному Президентом РФ. Они не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров работают на этой должности на постоянной основе и получают за это зарплату.

    Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

    Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц, по инициативе Председателя Банка России или не менее трех его членов.

    В контексте денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

    -                    выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;

    -                    установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;

    -                    величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;

    -                    списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

    -                    изменения процентных ставок Банка России;

    -                    пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

    -                    лимитов операций на открытом рынке;

    -                    участия в международных организациях;

    -                    участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    -                    купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;

    -                    прямых количественных ограничений;

    -                    организации формирования резервов кредитных организаций.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.