Опыт и перспективы медицинского страхования в Российской Федерации
Филиалы Территориального фонда:
1) осуществляют контроль за
сбором страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всех
страхователей города, района;
2) передают финансовые средства
в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам,
осуществляющим обязательное медицинское страхование граждан города, района;
3) в установленном правлением
Территориального фонда порядке производят отчисления в Территориальный фонд
финансовых средств;
4) осуществляют сбор и анализ
информации о стоимости медицинской помощи, иной статистической информации.
Финансовые средства на ведение
дела по обязательному медицинскому страхованию формируются в филиалах
Территориального фонда по нормативам, устанавливаемым правлением
Территориального фонда.
Филиал обязательного
медицинского страхования создается Территориальным фондом обязательного
медицинского страхования для реализации государственной политики в области
обязательного медицинского страхования граждан в городе (районе).
Филиал осуществляет свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами
обязательного медицинского страхования населения субъектов Федерации, Временным
порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе
обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования, настоящим положением, решениями
правления и распоряжениями исполнительной дирекции Территориального фонда
обязательного медицинского страхования (именуемого далее - "Фонд").
Филиал не обладает правами
юридического лица. Филиалы являются структурными подразделениями Фонда и могут
использовать соответствующие служебные бланки и печать. Положение о Филиале,
разрабатываемое на основании настоящего типового положения, его штатное
расписание и смета расходов утверждаются исполнительным директором Фонда.
Фонд передает в пользование
Филиалу необходимые средства и имущество, а Филиал использует их в соответствии
со своими задачами. Филиал представляет Фонду соответствующую отчетность.
Филиалам в установленном порядке
открываются банковские счета.
Основными задачами Филиала
являются:
1. Обеспечение реализации Закона
Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации".
2. Обеспечение достижения
всеобщности и равенства возможностей всех граждан в системе обязательного
медицинского страхования.
3. Осуществление мероприятий по
достижению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского
страхования.
Для выполнения стоящих перед ним
задач Филиал:
1. Аккумулирует финансовые
средства данной территории (города, района) для осуществления обязательного
медицинского страхования.
2. Выделяет средства в соответствии
с дифференцированными подушевыми нормативами медицинским страховым
организациям, осуществляющим обязательное медицинское страхование жителей
города (района), а в случае самостоятельного выполнения этой работы оплачивает
медицинские услуги, оказываемые застрахованным жителям.
3. Самостоятельно или совместно
с органами государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляет
учет и контроль за уплатой страховых взносов (невнесением платежей) на
обязательное медицинское страхование страхователями.
4. Производит перечисление
средств Фонду в установленном порядке.
5. Осуществляет контроль за
рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное
медицинское страхование.
6. Создает банк данных по всем
субъектам медицинского страхования, включая филиалы страховщиков города (района),
и осуществляет анализ собираемой информации.
7. Осуществляет взаимодействие с
Фондом, органами государственного управления, лечебно-профилактическими
учреждениями, профессиональными медицинскими ассоциациями по всем вопросам
обязательного медицинского страхования.
8. Представляет Фонду информацию
об имеющихся финансовых ресурсах в установленном порядке.
9. Проводит разъяснительную
работу среди жителей города (района) по вопросам обязательного медицинского
страхования.
10. Выполняет другие мероприятия
по организации и осуществлению обязательного медицинского страхования граждан.
Финансовые средства Филиала
находятся в собственности Фонда, не входят в состав бюджета города (района),
других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства в Филиал
перечисляются страхователями, а также органами исполнительной власти в
соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования и инструкцией о
порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное
медицинское страхование.
Руководство деятельностью
Филиала осуществляет его директор, назначаемый исполнительным директором Фонда.
Директор Филиала руководит всей его деятельностью в соответствии с положением о
Филиале, утверждаемым исполнительным директором Фонда.
2.3 Бюджет
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год
В 2007-2008 годах ситуация по
поступлению налоговых платежей складывалась неудовлетворительно.
В 2007 году совместными
действиями ФОМС и ФНС России, удалось снизить дефицит доходной части бюджета
ФОМС по поступлению налоговых платежей до 514,6 млн. рублей (по ЕСН - 556,9 млн.
рублей) и следовательно, сократить его в 6 раз, по сравнению с 2006 годом.
В 2008 году поступило налоговых
платежей в доход бюджета ФОМС на сумму 71 809,0 млн. рублей, что на 28,7%
больше, чем в 2007 году.
Исполнение бюджета 2008 года в
части поступления налоговых платежей составило 104,4%. Таблица 3.
Таблица 3
Сравнительный
анализ налоговых поступлений в ФОМС в 2007-2008 г. г. млн. руб.
Показатели
|
Поступило
2007 г.
|
Поступило
2008г.
|
Исполнение
2007 г. (%)
|
Исполнение
20078г. (%)
|
Темп
роста
|
Единый социальный налог
|
55 128,1
|
71 016,6
|
99%
|
104%
|
128,8%
|
Другие налоги
|
600,4
|
772,2
|
111%
|
105,4%
|
128%
|
Недоимка, пени и штрафы по взносам
|
43,4
|
20,3
|
70,6%
|
43%
|
53%
|
Всего налогов
|
55 771,9
|
71 809,0
|
99,1%
|
104,4%
|
128,7%
|
С 1-го полугодия 2008 года
отмечались колебания профицита налоговых поступлений в доход бюджета ФОМС от
800,0 до 2 750,4 млн. рублей.
Несмотря на увеличение с 1
декабря 2008 года доходной части бюджета ФОМС на 2 527,0 млн. руб., впервые за
последние 3 года был отмечен профицит налоговых платежей в размере 3 025,7 млн.
руб. (по ЕСН - 3012,6 млн. руб.) или 4,4% от суммы плановых налоговых
поступлений. См. диаграмму 1.
Диаграмма 1
В течение 2008 года проведены 2
заседания межведомственной рабочей группы по взаимодействию Минздравсоцразвития
России, ФНС России и ФОМС в планировании и мобилизации единого социального
налога, зачисляемого в доход бюджетов фондов обязательного медицинского
страхования (далее - межведомственная рабочая группа), созданной в соответствии
с приказом Минздравсоцразвития России и ФНС России от 1 декабря 2005 года № 751/САЭ-3-05/656.
Работа межведомственной рабочей группы и принимаемые меры способствовали
усилению администрирования ФНС России единого социального налога, зачисляемого
в доходы бюджетов фондов ОМС.
Расходы бюджета ФОМС
представлены в таблице 4 и проанализированы в диаграмме 2.
Таблица 4
Расходы ФОМС за 2008 г.
другие общегосударственные вопросы
|
149 654, 20р.
|
руководство и управление
|
149 654, 20р.
|
АОУП внебюджетных фондов
|
149 654, 20р.
|
международные отношения
|
600,00р.
|
международные связи
|
|
повышение квалификации
|
16 400,00р.
|
ОМС
|
73 200 908,90р.
|
культура, кинематография, СМИ
|
7 878,10р.
|
другие обязательства
|
7 878,10р.
|
здравоохранение и спорт
|
172 257 448, 20р.
|
здравоохранение
|
172 250 998, 20р.
|
субсидии на выполнение рег. программ ОМС
|
41 823 300,00р.
|
нормированный страховой запас ФФОМС
|
12 586 637,50р.
|
на оказание работающим гражданам первичной помощи
|
18 697 943,30р.
|
информатика
|
70 200,00р.
|
трансферты
|
99 072 917,40р.
|
субсидии бюджетам ТФОМС
|
9 456 600,30р.
|
государственная социальная помощь
|
66 902 919,00р.
|
субвенции бюджетам ТФОМС
|
18 324 407,10р.
|
прикладные научные исследования
|
6 450,00р.
|
научно-исследовательские работы.
|
6 450,00р.
|
расходы, всего
|
685 138 898,70р.
|
Диаграмма 2. Расходы ФОМС
Доходы и расходы ФОМС
устанавливаются на одном уровне: в 2009 году - 119,31 млрд рублей, в 2010 году
- 137,96 млрдрублей, в 2011 году - 157,92 млрд рублей.
На проведение дополнительной
диспансеризации работающих граждан предусматривается выделить по 4 млрд рублей
ежегодно. Для финансового обеспечения территориальных программ обязательного
медстрахования резервируются средства на 2010 год в размере 98,96 млрд рублей,
на 2011 год - 115,92 млрд рублей.
Расходы на обязательное
медицинское страхование неработающего населения в 2009 году составят 3,82 млрд
рублей, в 2010 году - 4,07 млрд рублей и в 2011 году - 4,35 млрд рублей.
Также предусматривается
расширение контингента детей, подлежащих диспансеризации в 2009-2011 годах. В
указанный период будет проведена диспансеризация не только пребывающих в
стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, но и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Глава 3.
Пути решения проблем системы медицинского страхования в России и ее перспективы
Их реализация проводится без
определенности в концепции реформирования ОМС. И это достаточно странно, если
не подразумевается в перспективе отказ от страховой медицины.
В докладе М. Зурабова “О
результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития РФ как субъекта
бюджетного планирования на 2006 год и на период до 2008 года” этой теме
посвящен только один абзац: [9]
“В среднесрочном периоде
предусматривается завершить перевод системы обязательного медицинского
страхования и здравоохранения на страховые принципы. Для обеспечения равенства
прав застрахованных граждан, единства системы ОМС и ее финансовой устойчивости
будет сформирована централизованная система органов управления ОМС. Централизация
средств ЕСН в ФОМС приведет к выравниванию финансового обеспечения ТП ОМС,
законодательно установит требования и механизмы обеспечения сбалансированности
программ ОМС с имеющимися финансовыми ресурсами".
Но в этом абзаце, а также в
дискуссиях, которые не прекращаются с момента разработки последнего (не
принятого) проекта закона “Об обязательном медицинском страховании в РФ", прочитываются
следующие концептуальные моменты:
сбалансированность будет
обеспечена дальнейшим сокращением обязательств (ибо балансировать будут в
рамках имеющихся ресурсов);
централизация будет означать
де-факто полный отказ от страхования. Медицинское страхование в стране со столь
резкой дифференциацией всех существенных для страхования элементов никак не
может работать по единым тарифам и нормам. К тому же, федеральный центр не
способен адекватно учитывать региональную специфику. И еще один немаловажный
момент: пусть в небольшой мере, но в некоторых регионах за прошедшие годы
накоплен не только негативный опыт в области медицинского страхования, и
зачеркивать эти позитивные наработки - слишком большая роскошь для нас.
Не совсем понятно, с позиции
перспектив медицинского страхования, самое приоритетное направление
Национального проекта “Здоровье" (под которое выделяется на два года 14,7%
средств) - это формирование института врачей общей практики и дополнительные
выплаты участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам. Не потому, что считаю
ненужным повышать зарплату. Заслуживает критики метод, каким это предлагается
сделать.
Во-первых, он не сочетается со
страховым механизмом. Ибо оплата врачей по врачебным ставкам никак не
вписывается в страховой механизм. Если же дополнительную зарплату (10 тыс. и 5
тыс. рублей) вводят лишь на короткое время, а потом будут изменения
нивелирующие разницу, то тем более не оправдано такое насильственное
перетасовывание медицинских кадров на короткий промежуток времени.
Во-вторых, достаточно спорным
является привлечение таким странным способом в участковое звено врачей. Кадры в
этом звене могут появиться только за счет специалистов, что ослабит именно
диагностический сектор в амбулаторном звене. Но тогда возникает вопрос - как
быть с перемещением на амбулаторный уровень основной нагрузки по диагностике,
если врачи-специалисты перейдут в участковые?
В-третьих, на повышении качества
медицинских услуг в первичном звене можно будет поставить крест, когда
гинеколог или психиатр будет диагностировать инфекционное заболевание, когда
врачебные должности смогут в некоторых случаях (и это разрешается) занимать
специалисты со средним медицинским образованием.
В-четвертых, есть опасность, что
будет оголен и врачебный корпус в стационарном звене. Мы не повысим качество
лечения в первичном звене и ослабим его в стационарном.
Перспектива несколько
проясняется, если в дополнение к высказыванию министра принять во внимание
принятие закона об автономных учреждениях, который позволяет менять
организационно-правовой статус медицинских учреждений. Нас ждет очередная волна
приватизации не только медицинских услуг, но, возможно, и самих лечебных
учреждений. Итак, источник финансовых ресурсов для здравоохранения будет найден
- это средства населения, причем беднейшего населения.
В заключение вернусь к проблеме
выбора - по какому пути двигаться, чтобы реализовать гарантированное право на
доступность и с меньшими затратами. Все больше прихожу к убеждению, что
предпочтительный вариант - государственное обеспечение.
Дело в том, что обязательное
медицинское страхование, на мой взгляд, тупиковый путь развития медицины. На
первом этапе его применение, безусловно, дает толчок развитию медицинской
технологии, но имеет серьезные негативные стороны, которые проявляются в
долгосрочном развитии. Рынок медицинских услуг будет не только стимулировать
развитие новых технологий, но и спрос на них, и не всегда оправданный. Затраты
на здравоохранение будут непрерывно расти.
Специфика “рынка медицинских
услуг" не соответствует стандарту свободного конкурентного рынка, который
характеризуют следующие черты:
а) проблема асимметрии
информации у производителя и потребителя. Имеет место естественная монополия
“продавца" (врача) как на знание состояния здоровья пациента, так и на
методы лечения, т.е. на перечень медицинских услуг, необходимых пациенту. Пациента
можно лечить до бесконечности, и проблема “избыточных" медицинских услуг
уже достаточно серьезно беспокоит специалистов тех стран, где страхование
существует давно.
б) проблема этического порядка
заключается в том, что клятва Гиппократа уже представляется “обузой" для
врачебного корпуса, и возникает потребность от нее отказаться. Этический
характер имеет и то обстоятельство, что, по сути, модель страхования требует
оценки стоимости человеческой жизни.
Поэтому возникает вопрос: нужно
ли нам проходить этот путь до тупика, тем более когда есть все основания
полагать, что дееспособный механизм страхования мы не создадим еще очень долго?
Не последнюю роль в этом играет то, что рыночные методы управления основными
менеджерами страны (не только в социальных отраслях) встраиваются в более
привычное для них администрирование. Или имеет смысл вернуться к
государственному обеспечению в медицине, пока еще врачебный корпус не
окончательно внутри отказался от клятвы Гиппократа?
Вопрос непростой, и выработка
ответа на него требует, на мой взгляд, достаточно серьезного обсуждения всех
заинтересованных сторон.
,Целью модернизации ОМС является
обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для
предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|