МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оценка состояния российского рынка ценных бумаг

    Руководитель ФСФР О. Вьюгин В своем интервью в газете «Ведомости» от 15 апреля 2004 г. отмечал, что ФСФР как наследница ФКЦБ не способна к эффективному надзору за финансовыми рынками. Она может осуществлять надзор лишь за организациями, хорошо обеспеченными финансовыми средствами. Для создания реального органа контроля за финансовыми рынками необходимо менять статус ФСФР. Нужно менять финансовую базу службы и впоследствии обособить ее от органов исполнительной власти, т. е. это может быть государственный орган, действующий на основании особого закона, подконтрольный парламенту и президенту, как, например, ЦБ.

    ФСФР, на взгляд автора статьи, должна устанавливать нормы и контролировать их исполнение.

    В перспективе ФСФР должна регулироваться отдельным законом, быть подконтрольной президенту и подотчетной парламенту. Руководитель такого органа назначается президентом на определенное число лет. Если плохо работает, можно ставить вопрос о замене досрочно.

    Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот

    рынок является масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активное участие государство должно принимать в разработке концепции развития фондового рынка, устанавливая разумные и вместе с тем жесткие правила и нормы для участников рынка ценных бумаг.

    Фондовый рынок - более сложный объект государственного регулирования в сравнении с другими финансовыми рынками. Это проявляется в том, что существует большое разнообразие видов ценных бумаг. Для каждого вида характерна специфическая технология функционирования (выпуска, обращения, извлечения доходов, сроков существования и т.д.). Степень риска операций с ценными бумагами по сравнению с валютными и денежными операциями также относительно более высокая. Поэтому государственное регулирование фондового рынка должно быть направлено на снижение общего риска фондового рынка.

    2. Анализ рынка ценных бумаг России

     

    2.1 Анализ российского рынка: волны падения


    Современный российский рынок ценных бумаг по своим размерам и роли в экономике страны характеризуется специалистами как типичный периферийный рынок, подверженный сильному влиянию со стороны мирового финансового рынка. Процессы становления российского рынка ценных бумаг, особенности его функционирования, изменения в его размерах, структуре участников и применяемых инструментов подробно исследованы в ряде фундаментальных работ и публикаций в периодических изданиях.

    В части задач развития фондового рынка России основательное исследование этого вопроса с многочисленными рекомендациями выполнено Я.М. Миркиным, что делает его работу основательным источником по данному вопросу. Последние исследования российских специалистов убедительно показывают, что, несмотря на трудности становления российского рынка, его функционирование подчиняется фундаментальным законам действия фондовых рынков. Так же как и другие развивающиеся рынки, российский рынок испытывает воздействие со стороны мирового финансового рынка и в первую очередь его наиболее влиятельного участника фондового рынка США.

    Одной из важнейших задач развития российского фондового рынка является задача расширения его масштабов. Ее решение обусловлено укреплением системы обеспечения прав собственности, что привело бы к снижению стимулов для учредителей удерживать крупные пакеты акций в целях сохранения своего положения влиятельных собственников, увеличению доли капитала во владении мелких акционеров и соответственно - к росту их доли, представленной на фондовом рынке. В свою очередь, продвижение российского рынка к более высокому уровню зрелости привело бы к повышению его роли в качестве источника аккумулирования финансовых ресурсов для российских компаний путем эмиссии акций и публичной подписки.

    Анализ поведения российского фондового рынка за последние годы позволяет сделать вывод, что к 2009 г. по таким показателям, как величина капитализации и объем торгов, он достиг пиковых величин и приобрел собственные движущие силы развития. Если в 1999 г. капитализация рынка составляла 60-65 млрд. долл., то в 2009 г. она превысила 200 млрд. долл. В июле 2009 г. дневной оборот фондового рынка ММВБ достиг максимума за время существования биржи и составил 91 млрд. руб. Рост объема торгов, свидетельствующий о развитии российского фондового рынка, должен сопровождаться активными мерами по повышению уровня его организации и государственного регулирования.

    Наряду с благоприятными изменениями на российском фондовом рынке произошли изменения, свидетельствующие о недостаточной зрелости этого рынка. Так, количество торгуемых акций, включенных в котировальные листы, сократилось в 2009 г. до 50-60 (1999 = 100-120), в то время как их число вне котировальных листов выросло до 300 по сравнению с 160-180 в 1999 г. Это свидетельствует о том, что акции небольшого числа российских компаний соответствуют требованиям листинга биржевой торговли.

    Одним из главных признаков незрелости российского фондового рынка является концентрация операций на узком круге акций. В принципе высокая концентрация характерна для фондовых рынков развитых стран, за исключением США. Однако по сравнению с этими рынками концентрация в России очень высока. Сделки с 4-5 акциями составляли в 2009 г. в РТС 80-90% оборотов рынка, сделки с 2-3 акциями (РАО EC, ЛУКОЙЛ) – 50-60% оборота. Подавляющая часть оборота организованного рынка (90% рынков РТС и ММВБ) приходится на ограниченное число акций. Концентрация операций на российском фондовом рынке на чрезмерно узком круге акций приводит к снижению значения рынка в качестве источника информации о стоимости компаний. Капитализация фондового рынка России, составляющая по современным расчетам порядка 20% ВВП, превращается в этой ситуации в условное понятие, которое мало связано с действительным положением дел в российских компаниях.

    Для обеспечения развития российского фондового рынка необходимо решить ряд крупных задач, подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи. Отмечая некоторые из них, мы полагаем, что в их успешном решении важное значение принадлежит сотрудничеству российских финансовых институтов и государственных органов с международными финансовыми институтами, в особенности в деле введения в России единых мировых стандартов и требований к финансовой деятельности.

    Применительно к задачам развития российского фондового рынка большое значение имеет сотрудничество России с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Такое сотрудничество позволило бы повысить роль Федерального агентства в качестве организатора и стимулятора развития российского фондового рынка, что диктуется современным состоянием этого рынка. Для этого необходима стратегическая программа развития российского фондового рынка, которая в настоящее время отсутствует. В России нет другого органа, кроме ФСФР (ранее ФКЦБ), который взял бы на себя инициативу разработки такой программы для участников рынка в качестве ориентира в их развитии.

    Преобразования российского рынка ценных бумаг должны быть направлены на устранение целого ряда недостатков, препятствующих его развитию. К их числу относятся:

    ·                   незначительность доли акционерного капитала, представленного на рынке; массовая невыплата компаниями дивидендов;

    ·                   низкая ликвидность большинства акций или полное ее отсутствие, делающая невозможным выявить их рыночную стоимость и получить выгоду от ее изменений;

    ·                   невозможность повлиять на решения менеджмента компаний; недостаточность или недостоверность информации о положении дел в компании, позволяющей акционеру принять обоснованное решение;

    ·                   низкий уровень правовой защищенности акционеров и т.д.

    По ряду направлений процесс укрупнения действующих на российском фондовом рынке институтов происходит в сотрудничестве с крупными иностранными, в том числе и американскими финансовыми институтами. Ярким примером могут служить процессы в среде компаний-регистраторов, системное значение которых на фондовом рынке очень велико. За последние годы их число сократилось с 400 до 100 в 2009 г. в основном за счет вымывания неэффективных компаний, поскольку средние размеры последних остались практически прежними. В этой обстановке важным событием стало создание «Национальной регистрационной компании» (НРК) с участием структур крупнейшей в мире компании Computershare (30%), которая выкупила этот пакет у структур Bank оf New York, Росбанка (20%), инвестиционной компании "НИКойл" (15%), МБРР (15%) и члена его группы - МФК (15%). С объемом услуг в 6 млн. долл. (четверть рынка) НРК обслуживает более 3 млн. счетов 360 эмитентов и может пользоваться опытом Computershare, которая обслуживает 68 млн. счетов для 7500 компаний.

    В обеспечении развития российского финансового рынка и его адаптации к мировым требованиям большое значение имеет и ряд других мер ФСФР. В частности, для нормального развития российского фондового рынка и всей системы финансовых отношений в стране имеет культивирование современных норм корпоративного поведения. Введение в 2002 г. Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ с учетом мировых критериев, стало знаменательным шагом в распространении в России мировых стандартов в этой области. Исключительное значение в дальнейшем распространении принципов Кодекса и выработки практики его применения, по мнению ФКЦ, принадлежит российским биржам, участие которых в процессе становления всей системы корпоративного поведения выступает. В качестве одного из важных условий повышения доверия инвесторов к российским компаниям. Организуя торги ценными бумагами, биржи находятся в постоянном контакте с эмитентами ценных бумаг, которые допущены к обращению на торговых площадках. Через процедуру листинга и последующий контроль соблюдения его требований они берут на себя функцию влиятельного регулятора фондового рынка, обязуясь контролировать соблюдение эмитентами норм Кодекса корпоративного поведения.

    Расширение масштабов деятельности российских финансовых институтов, их укрепление и превращение во влиятельных институциональных инвесторов выступает одной из важных задач, решение которой облегчается для России за счет ее участия в реформе международной финансовой системы. За период реформ в России сформировались финансовые институты, способные в ходе дальнейшего развития экономики и финансовой системы страны стать влиятельными институциональными инвесторами. Это страховые компании, паевые инвестиционные и пенсионные фонды.

    Рост пенсионных накоплений и долгосрочный характер этих ресурсов требуют гораздо более широкого рынка облигаций. По имеющимся данным, основная часть государственных облигаций находится в портфеле Сбербанка около 60%  ГКО-ОФЗ. Выход на этот рынок растущего массива пенсионных накоплений приведет к росту спроса на госбумаги: повышению их рыночной стоимости и как следствие - удорожанию обслуживания гocyдaрственного долга. Это противоречит интересам государства и требует от него активных действий в данной области. Положение может исправить намерение Минфина выпустить долгосрочные государственные облигации – на 10 лет и более. Это создало бы массив для инвестиций пенсионных накоплений и позволило избежать нежелательного роста стоимости обслуживания государственного долга.

    Для эффективного функционирования пенсионных фондов, как показал опыт США, необходимо, чтобы в структуре их портфеля присутствовали ценные бумаги различной срочности: краткосрочные активы обеспечивают ликвидность фонда, в то время как среднесрочные и долгосрочные обеспечивают его доходность.

    Предпочтение государственным ценным бумагам в качестве нормативного требования к инвестированию пенсионных средств приведет к тому, что пенсионные накопления превратятся в средство финансирования государственного долга. В этом есть своя позитивная сторона. Если исключить возможность дефолта правительства, то вложения в госбумаги гарантируют сохранность пенсионных накоплений, хотя и не обязательно обеспечивают их достаточную доходность. Но в конечном счете это означает принятие на себя государством ответственности за финансирование накопительных пенсий из бюджета, что может привести к его перегрузке в долговременном плане и обесценить саму идею создания накопительной пенсионной системы.

    Происходящая пенсионная реформа не решила проблему использования накоплений для финансирования экономического роста. Акцент на инвестирование пенсионных накоплений в госбумаги означает сокращение возможностей их использования для финансирования реального сектора экономики. Для привлечения пенсионных ресурсов российскими компаниями нужно не только развитие рынка корпоративных ценных бумаг, но и обеспечение динамичного роста экономики. В этом случае ценные бумаги корпораций станут более привлекательными по доходности, но окажутся подвержены более высокому риску, что потребует опыта инвестирования финансовых институтов и более детального peгyлирования их деятельности.

    Конкретные масштабы и характер проблем инвестирования пенсионных ресурсов обнаружатся только в ходе практического осуществления таких инвестиций, но уже в самом начале необходимо оценить наиболее важные и сложные из них, чтобы быть готовыми решать эти проблемы.

    Рассмотренные вопросы характеризуют комплексный характер задач развития российской финансовой системы, что диктует необходимость многостороннего подхода к их решению, поскольку в силу специфики переходного периода в развитии российской системы ключевая роль принадлежит государственным органам регулирования, призванным не только контролировать, но и активно строить эту систему.

    Для успешного решения задач развития российской финансовой системы с учетом долговременных мировых интересов России и их адаптации к условиям глобализации, требуется активное использование мирового, в особенности американского опыта в этой области, и его рациональное применение с учетом конкретных российских особенностей.

    По нашему мнению, необходима комплексная программа развития российской финансовой системы, в разработке и осуществлении которой приняли бы участие основные органы государственного регулирования, включая Минфин, Центробанк, ФСФР и другие заинтересованные ведомства, а также ведущие финансовые институты, в том числе крупные банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды и другие структуры.

    3. Проблемы и перспективы развития российского рынка ценных бумаг

     

    3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг


    На проблемы фондового рынка обратил внимание и президент РФ - Дмитрий Медведев. В интервью арабской телекомпании Al-Jazeera он заявил, что падение котировок на российских биржах связано не столько с войной в Южной Осетии и последующим признанием самопровозглашенных республик, сколько с общей нестабильностью на европейских и американских фондовых рынках. Но тогда российскому рынку это помогло лишь на полдня, когда индексы РТС и ММВБ нарастили примерно по 1,5%, но далее падение продолжилось с новой силой.

    В начале первой торговой недели осени российские фондовые индексы мужественно противостояли внешнему негативному фону и даже смогли закрыться на положительной территории по итогам торгов в понедельник, 1 сентября. Однако с середины недели печальные новости из Европы и США, а также неумолимо дешевеющие нефтяные фьючерсы, заставили биржевых «быков» отступить. По итогам этой недели индекс РТС просел на 10.75, закрывшись на отметке 1469.15 пункта. После этого падения послеlовала целая череда падений котировок российских компаний и индекса РТС. Доллар же стал набирать силу. Дальнейшее развитие ситуации не представляется оптимистичным для российского рынка, однако делать прогнозы по отечественным индексам и отдельно - по конкретным компаниям - в краткосрочном периоде затруднительно.

    Позже стало ясно, что страны Евросоюза остерегутся вводить экономические санкции против России, так как, по словам президента Франции, - Николя Сар коз и, Европа заинтересована в нормальных отношениях с нашей страной. Это способствовало некоторому небольшому росту покупок на российском фондовом рынке, несмотря даже на снижение мировых цен на черное золото, однако тенденцией этот откат назвать трудно. К тому же, рынок поддержало заявление Минфина РФ, что экспортная пошлина на нефть с октября 2008 года составит $ 485.8/ тонна, что значительно меньше предыдущего значения. Существенно «просесть» российским фондовым индексам помешал также и рост фьючерсов на американские индексы и заявление ЦБ РФ, что доля иностранного капитала в банковской системе России не уменьшится.

    Тем не менее, ситуация на российском рынке в целом похожа на устойчивый по темпам спад. После всех позитивных заявлений и событий - буквально через несколько дней – отечественные биржевые индексы все равно ушли в серьезный «минус». Надежды инвесторов на отскок котировок нефтяных фьючерсов не оправдались, к тому же из Европы поступили данные о снижение на 0,2% ВВП еврозоны во втором квартале 2008 года.

    Как и предполагалось, в четверг, 4 сентября, Европейский Центральный Банк и Банк Англии на своем совместном заседании сохранили процентные ставки на прежних уровнях. Хотя это было ожидаемо, но последующие комментарии Жан-Клода Трише относительно перспектив экономики Европы напугали инвесторов и вернули отечественные индексы в красную зону. К тому же стало известно, что число первичных обращений за пособием по безработице в США за неделю увеличилось на 15 тыс., что превысило прогнозы аналитиков. Сдержать рынок не смогло даже сообщение, что конфликт между акционерами ТНК-ВР наконец-то разрешился: консорциум AAR и ВР подписали меморандум о взаимопонимании.

    Российский рынок продолжил падение даже несмотря на поддержку предложения Минэнерго РФ по повышению цены отсечения налога на добычу ископаемых до 25 долл./барр. С 2010 г. Негативный внешний фон и снижающаяся нефть обеспечили падение основных российских индексов по итогам дня.

    3.2 Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года


    В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу». Этот доклад можно считать новой концепцией по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основная идея этой концепции - поиск новых способов и средств защиты российского рынка ценных бумаг в случаях ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, при обострении кризисных процессов, экспансии мировых финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, в том числе и на российский фондовый рынок, а также создание условий для формирования в России одного из мировых финансовых центров.

    В настоящее время в мире наметились тенденции создания на базе национальных финансовых рынков мировых финансовых центров, наличие которых в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономики такой страны, роста ее влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета страны.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.