МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Надежность коммерческих банков и основные методы ее определения

    p> Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса, проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у
    2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел. думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].

    Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков после принятия Закона о частных вкладах

    В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский банк.

    В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-
    6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.
    Этими проблемами являются:

    . значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;

    . тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

    . низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев – личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;

    . использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.

    В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.
    Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше мрачных прогнозов конца прошлого года.

    Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше - массового отзыва банковских лицензий у так называемых "финансовых бомжей" или очередных кредитных вливаний в них остается только догадываться. Между тем заочно в полемику вокруг путей санации российской банковской системы вступил и председатель Всемирного банка Д.Вулферсон. Тон его заявления был достаточно жестским. Порекомендовав "быть здоровым и богатым", т.е. обанкротить банкротов и помочь тем, кто сможет устоять, г-н Вулферсон прозрачно намекнул на зависимость между успехами реформ в банковском секторе и получением Россией новых кредитов от ВБ. Так что дело по-прежнему за малым - начать и удачно завершить реструктуризацию российской банковской системы.

    Реструктуризация банковской системы – это управляемый мерами
    Правительства Российской Федерации и Банка России, действиями учредителей и руководителей кредитных организаций процесс преодоления финансовых трудностей банков, проявившихся в период финансового кризиса. Целями реструктуризации банковской системы являются:

    . выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

    . выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;

    . выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

    . восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров;

    . восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

    . защита вкладов населения, размещенных в банках;

    . недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности в среднесрочной перспективе;

    . отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров банка;

    . привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

    . восстановление нормального функционирования финансовых рынков, валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского кредитного рынка.

    В процессе реструктуризации банковской системы Правительство России,
    Банк России и российские банки должны руководствоваться следующими основными принципами:

    . приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

    . равное отношение к корпоративным кредиторам, в том числе к иностранным;

    . открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков перед кредиторами, вкладчиками и органами надзора;

    . первоочередная экономическая ответственность старых собственников банка, выраженная в сокращении принадлежащего им банковского капитала;

    . привлечение кредиторов к управлению банками, подлежащими реструктуризации;

    . оказание государственной поддержки только тем банкам, которые самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и успешно реализуют собственные программы финансового оздоровления.

    Удачный выбор банка потребителями банковских услуг – предприятиями и частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное – надежность (устойчивость) банка.

    Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.

    Надёжность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

    К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.

    К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.

    Каждый из субъектов рынка (ЦБ, коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

    Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.

    Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

    1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на поддержание надежности коммерческих банков

    Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.

    В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

    . разработка и проведение кредитно-денежной политики;

    . регулирование денежного обращения;

    . регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;

    . осуществление безналичных расчетов;

    . хранение золотовалютных резервов страны.

    Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

    . расчете обязательных нормативов;

    . анализе общей финансовой отчетности.

    В последнее время также были разработаны и рекомендованы к широкому применению:

    . анализ критериев проблемности коммерческих банков;

    . анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

    Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его
    «чтения».

    В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных банковских операций.

    Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка производятся: в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года; в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

    Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

    1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему

    Банком России лицензии.

    2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые меры).

    3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при необходимости, дополнительных справок, расшифровок.

    4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной основе.

    5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.

    6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных

    (расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует об ухудшении качества управления активными операциями банка.

    7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.

    При анализе деятельности коммерческих банков используются показатели, предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по выявлению проблемных банков.

    В методике проблемные банки разбиваются на три группы:

    Группа 1 – банки, имеющие первые признаки проблемности.

    Группа 2 – банки, испытывающие временные трудности.

    Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.

    К первой группе относятся банки, имеющие один или несколько из перечисленных ниже признаков:

    1. Убыточная деятельность банка на одну отчетную дату.

    2. Несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату.

    3. Недовзнос в фонд обязательных резервов.

    4. Наличие просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных вложений.

    5. Наличие информации о резком изменении в составе собственников или руководителей банка.

    6. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 4 даты в течение месяца и более.

    Ко второй группе относятся банки, имеющие признаки 1-ой группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

    1. Убыточная деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.

    2. Несоблюдение норматива достаточности капитала и других нормативов в течение трех последних месяцев без принятия коррективных мер.

    3. Рост в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).

    4. Недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам.

    5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 6 дат и более в течение месяца.

    К третьей группе относятся банки, имеющие признаки 1-й и 2-й группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

    1. Убыточная деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.

    2. Несоблюдение норматива достаточности капитал и других нормативов в течение последних 12 месяцев без принятия коррективных мер.

    3. Отсутствие положительного аудиторского заключения.

    4. Непрерывное ухудшение в течение последних 12 месяцев качества кредитного портфеля: рост удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений при резерве на возможные потери по ссудам ниже 60 % от установленного нормативными документами Банка

    России.

    5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 11 дат и более в течение месяца

    1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы

    Наряду с функциональным, структурным и факторным видами анализа, раскрывающими процессы формирования денежных потоков и финансового состояния банка, важное место занимает рейтинговый анализ, дающий возможность пользователям его результатов оценивать деятельность одного банка в сравнении с другим для принятия экономических решений: вкладчикам и кредиторам - осмысленно размещать свои денежные средства, инвесторам - рационально выбирать объект приложения капитала и прогнозировать дальнейшую стратегию развития банка. В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать банки в четкой последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам. Критериальные сравнения могут опираться на количественные и качественные показатели, характеризующие масштаб развития и степень надежности банка. Однако цель рейтингового анализа не сводится к безошибочному доказательству абсолютной устойчивости банков.

    Необходимо учитывать специфику рыночной экономики, ее непредсказуемость с постоянной изменчивостью среды создания и продвижения на рынок товаров и услуг. В условиях, когда поведение экономических субъектов и индивидуумов носит вероятностный характер и не поддается точному прогнозированию, любой вид предпринимательства, включая и банковский (где все жестко состыковано по срокам и обязательствам), неизбежно связан с риском убытков и потерь.

    Оптимальным с точки зрения надежности считается банк, у которого объем работающих (рисковых) активов не превышает собственный капитал; средства на расчетных счетах клиентов полностью покрываются ликвидными активами; риску подвергается не более трети всех доверенных ему средств; суммарные обязательства банка полностью обеспечены ликвидными активами, недвижимостью и ценностями; капитал инвестирован в недвижимость и ценности; средства, направленные на развитие банка, втрое превышают взносы учредителей.

    Не существует методик, которые могли бы с полной гарантией отбирать наиболее надежные и эффективно работающие банки. Но использование достоверной информации и показателей в динамике, комплексно характеризующих по остатку и обороту средств устойчивость банка, может минимизировать риск рейтинговых ошибок.

    Российский финансовый рынок отличается сложной системой рейтинговой оценки развития и надежности банков. Методики сравнительного анализа их деятельности разработаны независимыми фирмами, которые, опираясь на результаты дистанционного наблюдения за работой банков, корректируют и обновляют рейтинги в оперативном режиме по мере сбора и обработки информации с учетом экспертных оценок имиджа и качества управления банком.
    Отдельные рейтинговые методики посвящены анализу количественных показателей деятельности банков, ранжирование которых (в виде списков крупнейших) производится по размеру активов, капитала с указанием сопряженных с ними депозитов, вкладов частных лиц, суммарных обязательств, вложений в кредиты и государственные ценные бумаги, средств на карточных счетах, прибыли.
    Выделяя сферы сосредоточения финансовых ресурсов и деловой активности, такие рейтинги обогащают информацию о влиянии банковских операций на макроэкономические показатели, помогают лучше ориентироваться в географии, масштабе и видах деятельности банков. Кроме того, публикации списков крупных банков с широким набором количественных показателей позволяют потенциальным клиентам и партнерам выбрать для сотрудничества банк с соответствующим их потребностям потенциалом, оценить (при наличии опыта в анализе) отдельные качественные параметры банка путем сопоставлений его объемных величин (например, отношение активы минус собственный капитал/собственный капитал определяет коэффициент долговой нагрузки или финансовой напряженности банка). В условиях усложнения бизнеса и возрастания потребности предприятий в получении всего комплекса услуг в одном банке целесообразно шире вводить рейтинги сервиса и финансовых инструментов банка, отражающие степень его встроенности в инфраструктуру рыночных отношений. Несмотря на свои достоинства, рейтинг масштаба развития банка по глубине оценки его работы уступает рейтингу надежности.
    Достигнутые банком высокий уровень финансового оборота и размер капитала, несомненно, создают определенный запас прочности, но это не может автоматически обеспечить ему постоянный успех и быть синонимом устойчивости без детального анализа.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.