МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мировой опыт и российская практика функционирования фондовых бирж

    4. Низкий уровень free float (свободного обращения).

    По оценке РТС, 11 акций в списке индекса РТС имеют free float менее 20%, 10 - от 20 до 25%, 16 - от 30 до 40%, четыре - от 50 до 90%. Еще четыре акции (все - привилегированные) имеют 100% акций в свободном обращении. Средневзвешенный (по капитализации) уровень free float по всему списку индекса РТС составляет 28%.[47]

    5. Низкая доля населения, инвестирующего в акции.

    Для России характерна низкая (по сравнению с другими странами с развитыми и развивающимися финансовыми рынками) доля населения, инвестирующего в акции. Это обстоятельство сильно сужает инвестиционную базу фондового рынка, способствует сокращению темпа роста количества сделок и тем самым сокращению темпа роста ликвидности. Следует особо подчеркнуть, что в долгосрочном плане повышение доли населения, инвестирующего в акции, является самым значительным резервом роста ликвидности российского рынка акций.

    Большое влияние, которое оказывает активность населения на фондовом рынке на ликвидность этого рынка, хорошо видно на примере 2007 года, когда скачок уровня ликвидности российского рынка акций совпал с удвоением количества частных лиц, инвестирующих в акции. 2008 г. отмечен взрывным ростом участия населения в инвестировании на рынке ценных бумаг. Если в 2006 г. клиентами ФБ ММВБ были 96 тыс. человек, в 2007 г. 199 тыс., то уже на 01.07.2008 г. на ФБ ММВБ было зарегистрировано 369 тыс. физических лиц.

    При сохранении существующих тенденций Россия не только будет значительно отставать от большинства развитых финансовых рынков, но от ряда из них (США, Великобритания, Япония) это отставание будет существенно увеличиваться.

    Такую ситуацию следует признать неудовлетворительной, так как она будет способствовать оттоку операций из России на зарубежные рынки, снижению конкурентоспособности российского фондового рынка на глобальном рынке капиталов и, в конечном счете, - утрате Россией ликвидности на внутреннем рынке.

    Таким образом, пока российский рынок акций не стал эффективным механизмом создания и развития новых проектов и компаний.[48]

    Необходимо отметить, что фондовые биржи занимают ключевое место в инфраструктуре финансового рынка. Как изначальные регуляторы рынков ценных бумаг, классические фондовые биржи исторически являются предшественниками органов государственного регулирования на рынках капитала. Фактически регулирование всей организованной торговли финансовыми инструментами изначально сосредоточилось в руках бирж.

    Впоследствии, стараясь убедить инвесторов в том, что они защищены от злоупотреблений корпораций, бумаги которых допущены к торгам, фондовые биржи внедрили для листингованных компаний стандарты корпоративного управления. Биржи установили свои собственные положения, определяющие то, как осуществляется процесс торговли финансовыми инструментами, предложив стандартизированные форматы торговых контрактов брокерам и инвесторам.

    Для большинства крупных эмитентов во всем мире биржи являются главными воротами на финансовый рынок, через которые они могут получить внешнее финансирование на выгодных для них условиях. Соответственно, их интерес в сохранении высокого рейтинга биржи как инфраструктурного института совпадает с общественной целью экономического роста.

    Однако в 90-е гг. прошлого века по мере развития новых электронных технологий началась трансформация организационной структуры фондовых бирж. Одна за другой крупнейшие мировые биржи стали отказываться от типичного для них ранее формата партнерства участников торговли, внедренного с момента их возникновения, и превращаться в частные корпорации. Большинство бирж объяснило переход к коммерческой структуре собственности своей потребностью в привлечении капитала для финансирования собственных инфраструктурных расходов. Распространение электронной торговли усилило конкуренцию между биржами, как в пределах государственных границ, так и в международном масштабе, а также сделало возможным появление альтернативных недорогих площадок для заключения сделок с финансовыми инструментами. С точки зрения бирж, это является угрозой их привилегиям в организации торговой деятельности.

    Переход от партнерства к корпорации освободил управляющих фондовыми биржами от необходимости руководствоваться мнением участников торговли. Фондовые биржи теперь могут внедрять стандарты торгов, вступать в альянсы или совершать слияния с другими биржами, ориентируясь на коммерческие интересы своих акционеров и менеджеров.

    Другими словами, в результате акционирования бирж их «ориентация» меняется от обслуживания интересов своих членов к обслуживанию интересов своих акционеров. Проявление этих процессов в своеобразной форме, искаженной контролирующим влиянием Банка России на ММББ, наблюдается и на российском финансовом рынке.

    Таким образом, биржи повсеместно постепенно теряют признаки саморегулируемых структур, что на развитых рынках, как правило, компенсируется более активным участием государственных регулирующих органов или внешних по отношению к бирже СРО в регулировании листинга и других биржевых процедур.

    Отражением этого на крупнейшем в мире финансовом рынке США стало создание Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) - саморегулируемой организации, образованной в июле 2008 г. в результате слияния NASD - СРО брокеров/дилеров и NYSE Regulation - саморегулирующегося звена соответствующей биржи.

    Однако в России ФСФР и СРО участников рынка пока не обладают материальными ресурсами и квалифицированными кадрами для более интенсивного регулирования биржевой и сопутствующей ей клиринговой деятельности. Поэтому представляется необходимым внести коррективы в существующий проект закона об организованной торговле в части требований, определяющих полномочия Биржевых советов как органов саморегулирования биржевой деятельности, не контролируемых акционерами и менеджментом бирж и формируемых главным образом из независимых от них участников торговли, инвесторов и эмитентов. Биржевые советы должны иметь решающий голос в вопросах утверждения правил листинга и торговли бирж.

    В целях уравновешивания процесса коммерциализации бирж необходимо расширить применение механизмов саморегулирования в отношении тех инфраструктурных институтов, которые создают второй и третий уровни инфраструктуры и входят в состав расчетной и учетной систем. Тем более что достоверное отражение результатов торговли финансовыми инструментами в учетных регистрах имеет критически важное значение для инвесторов, в чьих интересах совершаются сделки на рынке.[49]

    Необходимо отметить, что задача развития фондового рынка всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики.

    С 2007 года развитие фондового рынка России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2007 года. В 2009 году была принята Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

    Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года.

    Целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

    В соответствии с принятой Стратегией до 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

    -     повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

    -     обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

    -     формирование благоприятного налогового климата для его участников;

    -     совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка требуется:

    -     внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

    -     расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

    -     создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

    -     повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

    -     унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

    -     создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

    -     создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

    -     повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

    Как видно из перечисленных выше задач, одним из приоритетных направлений является развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка, неотъемлемой частью которой являются фондовые биржи.[50]

    Рассмотрим практические шаги, которые намерено предпринять правительство РФ с целью развития инфраструктуры фондового рынка.

    В частности, Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года установлено следующее.

    Современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах, трансграничная консолидация бирж и консолидация национальных бирж внутри отдельно взятой страны.

    Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить:

    -     условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам;

    -     высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

    Характерной чертой российского финансового рынка является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых между клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, потребуется установить единые базовые требования к техническому обеспечению как бирж, так и иных внебиржевых торговых систем. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

    Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению круга финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов.

    В то же время представляется необходимым сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности всего российского организованного рынка. Для этого предлагается, с одной стороны, предъявлять к деятельности бирж более высокие требования по сравнению с иными торговыми системами, а с другой стороны, закрепить за биржами ряд преференций.[51]

    Так, в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об их эмитентах, контролю за уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.

    Расширению подлежат также полномочия бирж по контролю за манипулированием ценами и сделками на основе инсайдерской информации.

    Одновременно предполагается усилить административную и уголовную ответственность лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства Российской Федерации.

    Клиринг, расчеты и учетная система могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов.

    В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций, а также унификация с учетом установленных государством единых требований электронных стандартов обмена данными, заключения сделок и расчетов. Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.

    Заключение


    В 2009 году на фондовом рынке произошло несколько обвалов. По текущим котировкам ведущих российских индексов, рынок откатился к маю 2006 года. И хотя в последнее время правительства всех мировых держав принимают адекватные меры по стабилизации ситуации, говорить о скором подъеме рынка аналитики считают преждевременным. В середине августа российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита ликвидности. Во-первых, до России докатился мировой кризис. Во-вторых, последнее время финансовые органы страны применяют различные меры для замедления инфляции. Объем торгов на ММВБ, выросший с 2004 по 2007 год более чем в шесть раз, начал сокращаться благодаря «бегству» зарубежного капитала. Это и стало одним из главных причин глобального падения в августе – октябре 2009 года. В итоге Россия получила максимальное падение фондового рынка, если сравнивать с другими странами мира. С мая по октябрь 2009г. индекс ММВБ упал на 65%, в то время как в основном страновые фондовые индексы упали на 25-30%. И, даже, несмотря на то, что с начала 2009 года по 1 июня индекс ММВБ вырос почти вдвое, среди аналитиков по-прежнему преобладают пессимистические настроения относительно будущего российского фондового рынка, - вторая волна кризиса ожидается осенью сего года.

    На современном этапе развития экономики нашей страны, можно выделить следующие ключевые моменты которые характеризуют динамику развития отечественного фондового рынка.

    1. Капитализация российского рынка.

    Суммарная капитализация российского рынка акций по итогам 2008 г. составила 1 трлн. 341,5 млрд. долл. По состоянию на 29.02.2008 г. она составила 1 трлн. 270,3 млрд. долл. В 2008 году, несмотря на относительно небольшой (по сравнению с предшествующими годами) прирост российских индексов, российская капитализация увеличилась на 37% также во многом благодаря масштабным процессам IPO и появлению на рынке новых акций.

    2. Диверсификация инструментов фондового рынка.

    Российский рынок акций отличается высокой концентрацией как по капитализации, так и по оборотам. На десять наиболее капитализированных эмитентов по состоянию на конец 2008 года приходится более 63% общей капитализации.

    3. Ликвидность российского фондового рынка.

    В целом фондовые рынки в странах с переходной экономикой характеризуются меньшей ликвидностью, чем рынки наиболее крупных развитых и развивающихся стран.

    4. Низкий уровень free float (свободного обращения).

    Средневзвешенный (по капитализации) уровень free float по всему списку индекса РТС составляет 28%.

    5. Низкая доля населения, инвестирующего в акции.

    Для России характерна низкая (по сравнению с другими странами с развитыми и развивающимися финансовыми рынками) доля населения, инвестирующего в акции. Это обстоятельство сильно сужает инвестиционную базу фондового рынка, способствует сокращению темпа роста количества сделок и тем самым сокращению темпа роста ликвидности. Следует особо подчеркнуть, что в долгосрочном плане повышение доли населения, инвестирующего в акции, является самым значительным резервом роста ликвидности российского рынка акций.

    При сохранении существующих тенденций Россия не только будет значительно отставать от большинства развитых финансовых рынков, но от ряда из них (США, Великобритания, Япония) это отставание будет существенно увеличиваться.

    Такую ситуацию следует признать неудовлетворительной, так как она будет способствовать оттоку операций из России на зарубежные рынки, снижению конкурентоспособности российского фондового рынка на глобальном рынке капиталов и, в конечном счете, - утрате Россией ликвидности на внутреннем рынке.

    Необходимо отметить, что задача развития фондового рынка всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.