Механизм страхования
Прибыль страховщика может формироваться путем сопоставления доходов
и расходов и посредством получения нормативной прибыли. Нормативная прибыль включается
в состав страхового тарифа.
Страховые резервы формируются из полученных страховых взносов и подразделяются
на:
- резервы по страхованию жизни
- технические резервы
- резервы предупредительных мероприятий
В состав технических резервов включаются:
1. Резервы на заработ.премии, которые являются частью базовой и страховой
премии, поступивших по договорам страхования.
2. Резерв убытков :
- резерв заявленных, но нерегулируемых убытков
- резерв прошедших, но не заявленных
3. Дополнительные резервы:
- резерв катастроф
- резерв колебания убыточности
Согласно действующему законодательству гарантиями финансовой устойчивости
и платежеспособности страховщика является:
1. Отчисления, у которых коэффициент ниже установленного законом раз-ра
- Используется значение базового размера, коэффициент которого равен
30 млн.р.
- Коэффициентов, которые зависят от вида проводимого страхования
2. Страховые резервы, рассчитанные в установленным порядке
3. Система перестрахования
4. Обоснованность страховых тарифов и др. гарантов
Классические и производные ценные бумага
Ценная бумага – это форма существования капитала, которая отличается
от его товарной и денежной формы, или это особый товар, который обращается на собственном
рынке.
Функции ценных бумаг:
1. Перераспределительная – т.е. денежные средства, распределяются между
гос-м и юрид. и физ. лицами.
2. Предоставление дополн-х прав владельцам ценных бумаг, кроме права
на капитал.
3. Получение дохода от капитала, а также возврат самого капитала.
I. Классические
ценные бумаги включают в себя:
Акция – это эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право ее
держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, а
также на участие в управлении и на часть имущества, которая остается после ликвидации
АО.
Различают следующие виды акций:
1. Обыкновенные – данные акции дают право их владельцу в полном объеме
участво-вать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, а также
на полу-чение дивидендов и части имущества акц.общества при его ликвидации.
2. Привилегированные – номинальная стоимость размещенных привилегированных
акций не должна быть больше 25% стоимости уставного капитала. Привилегированная
акция не дает права голоса, а привилегия заключается в том, что в уставе определяется
размер дивиденда, а также стоимость, которая может быть выплачена при ликвидации
общества. Владелец этой акции имеет право голоса только в следующих случаях:
- При решении вопроса о реорганизации или ликвидации акционерного общества
- О внесении изменений в устав акц.общества, которые ограничивают права
владельцев привилегированных акций
- Если на общем собрании акционеров принимается решение о невыплате
или неполной выплате установленных дивидендов.
Различают следующие разновидности привилегированных акций:
1. Кумулятивные – это акции, на которые не выплаченные или не полностью
выплачен-ные дивиденды накапливаются и выплачиваются в последствии. Ее владелец
приобре-тает право голоса на тот период, в течении которого он не получает дивиденды.
2. Конвертируемые – при их выпуске определяется возможность их перевода
в обыкно-венные акции.
3. Акции типа А – возникли в ходе приватизации или предназначались
для работников реорганизуемых предприятий, которые получали их бесплатно. В стоимости
этих акций не может быть более 25% уставного капитала, а для выплаты дивидендов
по ним напра-вляется 10% чистой прибыли.
4. Акции типа Б – выпускались в счет доли уставного капитала, принадлежащей
фонду имущества, который получал их бесплатно. Для выплаты дивидендов по ним направ-ляется
5% чистой прибыли.
Гос.ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего
долга. Выпуск гос-х ценных бумаг используется для финансирования дефицита гос-го
бюдже-та на не инфляционной основе.
Преимущества гос-х ценных бумаг:
1. Высокий уровень надежности, вложенных средств
2. Наиболее льготное налогообложение по сравнению с др. ценными бумагами
Размещение гос-х ценных бумаг осущ-ся через правительство, ЦБ и Мин-во
финансов. В настоящее время на территории России обращаются следующие виды гос-х
ЦБ:
1. Выпускаемые федеральными органами власти
- краткосрочные – это гос-е краткоср-е бескупонные облигации, казначейские
векселя.
- среднесрочные – это облигации фед-го займа и облигации сберегательного
займа
- долгосрочные – это гос-е долгосрочные облигации
2. Выпускаемые муниципальными органами власти:
- краткосрочные – это муниципальные краткосрочные бескупонные облигации
- среднесрочные – это муниципальные среднесрочные облигации
- долгосрочные – это муниципальные жилищные сертификаты.
II. Производные
ценные бумаги – это бумаги, которые удостоверяют право их владельца на покупку или
продажу основных ценных бумаг.
Различают следующие виды производных ценных бумаг:
Варрант – это сертификат, который дает его владельцу право покупать
основные ц.бу-маги по заранее установленной цене в определенный срок. Варрант выпускается
одно-временно с акциями или облигациями и поэтому является эффективным способом
их размещения. Кроме этого, варрант может являться залоговым свидетельством, которое
выписывается при сдаче товара на хранение на склад. Варрант выдается для того, что-бы
сданный на хранение товар можно было использовать в качестве залога при получе-нии
кредита в банке.
Опцион – это сертификат, на право покупки или продажи определенного
количества ценных бумаг. При этом покупатель опциона выплачивает его продавцу премию.
Т.о. риск инвесторов снижается.
Фьючерс – это контракт, на приобретение определенного количества ценных
бумаг установленному сроку в будущем. При этом, покупатель обязан принять эти ценные
бумаги и уплатить за них сумму, указанную на бланке фьючерса, независимо от факти-ческой
стоимости этих ценных бумаг.
Форвард – это контракт, который заключается между двумя сторонами и
обязывает его владельца принять поставку товара, вид, качество и кол-во, которые
указаны в контрк.
Роль и основные тенденции развития биржевых финансовых рынков 74
Биржевой финансовый рынок – это часть вторичного рынка, которая является
организованной и обеспечивает наибольшую ликвидность ценных бумаг, при этом ценные
бумаги продаются и покупаются через фондовую биржу.
Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли ценными бумагами,
который создается профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Признаки фондовой биржи:
1. Биржа является централизованным рынком, с фиксированным местом торговли.
2. Процедура отбора лучших ценных бумаг, которые отвечают определенным
требованиям.
3. Процедура отбора участников биржи.
4. Формирование правил торговли.
5. Централизация регистрации сделок и расчетов по ним.
6. Установление официальных цен на ценные бумаги.
7. Надзор за участниками биржи.
Функции фондовой биржи:
1. Создание постоянно действующего рынка.
2. Определение цен.
3. Распространение соответствующей информации о ценных бумагах.
4. Поддержание профессионального уровня участников биржи.
5. Постоянный контроль за состоянием рынка ценных бумаг.
Листинг – это зачисление ценных бумаг в котированный список биржи,
т.е. допущение их к торгам на бирже.
Многие компании стремятся включать свои ценные бумаги в биржевые списки.
Преимущества таких бумаг:
1. Эти бумаги более надежные и ликвидные.
2. Постоянное размещение необходимой информации о ценных бумагах в
газетах и на телевидении.
Каждая биржа имеет строгие правила допуска ценных бумаг к торгам и
при этом предоставляет клиентам гарантии. Показатели отбора ценных бумаг – это объем
чистого дохода компании, стоимость активов и размер выпуска ценных бумаг.
Развитие биржевого рынка в РФ в настоящее время осложняется недостаточным
уровнем законодательной базы, регулирующей биржевое обращение, а также недостатком
информации о сделках с ценными бумагами.
Закон о рынке ценных бумаг – регулирует и рынок и биржевое обращение.
На биржевом рынке в России обращается не большая часть ценных бумаг
наиболее крупных эмитентов, т.к. биржа предъявляет высокие требования для обращения
ценных бумаг.
Основные перспективы развития биржевого рынка следующие:
1. Трастовые операции – т.е. управление ценными бумагами и имуществом
по поручению клиентов.
2. Клиринговые операции – т.е. повышение эффективности функционирования
системы расчетов по ценным бумагам.
На международных биржевых рынках возникают сложности по следующим причинам:
1. Различие в налогообложении ценных бумаг разных стран.
2. Риск пересылки ценных бумаг в другую страну при увеличении издержек
обращения.
Кроме того, проблемой функционирования международного биржевого рынка
является отличие отчетности в разных странах.
Инвестиционная политика государства
Различают следующие виды инвестиционной политики:
- государственная
- региональная
- отраслевая
- инвестиционная политика субъектов хозяйствования
Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная
политика государства.
Инвест.политика гос-ва - это комплекс направленных мероприятий по созданию
благоприятных условий всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной
деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения
социальных проблем.
Целью является необходимость решения следующих задач:
- выбор и поддержка отдельных регионов и отраслей экономики;
- поддержка и развитие малого и среднего бизнеса;
- обеспечение сбалансированности всех отраслей хозяйствования;
- стимулирование развития экспортных производств;
- обеспечение конкурентоспособности отечественного производства;
- строительство, программа жилищного строительства и др.
Механизм реализации инвестиционной политики гос-ва должен включать
в себя:
1. Выбор надежных источников и методов использования инвестиций.
2. Определение сроков и ответственных за реализацию инвестиционной
политики
3. Создание благоприятных условий для инвестирования.
Гос.инвестиционная политика создает благоприятные условия для развития
инвестиц.деятельности путем:
1. Совершенствования системы налогов
2. Механизма начисления амортизации и начисления амортизационных отчислений
3. Установления субъективной инвестиционной деятельности, специальных
налоговых режимов
4. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий
пользования землей и др. природными ресурсами
5. Применение антимонопольных мер
6. Путем развития финансового лизинга
7. Путем переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции
8. Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций
9. Путем научно-технической и финансово-кредитной политики
Региональная инвестиц.политика – это система мер, осуществляемых на
уровне регионов, способствующих реализации инвестиц-х ресурсов, направлению и определению
наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона
и инвесторов.
Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи:
1. Создание инфраструктуры инвестиционного рынка
2. Определение приоритетных направлений инвестирования
3. Поддержка инвестиций со стороны местных властей
4. Обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономические
5. Создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы
6. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов.
Особенности регион.инвестиционной политики определяется спецификой
экономической и социальной политики, проводимой в регионе, уровнем производственного
потенциала, природными и климатическими факторами, географическим положением, привлекательностью
для инвесторов.
Источники финансирования инвестиционной деятельности
Источники финансирования инвестиций можно подразделить на следующие
группы:
- Собственные средства хозяйствующего субъекта
- Привлеченные средства
- Заемные средства
- Поступления в порядке перераспределения
I. Собственные
источники:
1. Поступления:
- Уставный капитал (для коммерческих предприятий)
- Добавочный капитал (безвозмездные поступления, переоценка основных
фондов, эмиссионный доход(превышение продажной цены акции над номинальной)
2. Средства, сформированные за счет прибыли прошлых лет
- Резервный капитал
- Специальные фонды
- Нераспределенная прибыль прошлых лет
3. Чистые активы отчетного периода, которые формируются за счет прибыли
от текущей деятельности, доходы от инвестиционной деятельности, от финансовой деятельности(доходы
от участия в др.организациях, полученные % и др. доходы)
4. Прочие финансовые ресурсы
- амортизация
- доходы полученные в счет будущих периодов
II. Привлеченные
средства:
1. Целевые взносы юридических и физических лиц
2. Денежные ср-ва, полученные от размещения акций
III. Заемные средства:
1. Кредиты банков
2. Облигационные займы
3. Лизинг
4. Инвестиционный налоговый кредит (предоставляется в форме уменьшения
платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и погашением %)
5. Кредиторская задолженность
IV. Поступающие
в порядке перераспределения
1. Поступление страховых возмещений при наступлении страховых случаев
2. Средства, поступающие от вышестоящих организаций
3. Средства федерального бюджета, субъектов Федерации и местных бюджетов,
имеющие целевое назначение, поступающие на возвратной и безвозвратной основе.
Налоговое бремя и экономический рост
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечи-вать
финансовыми ресурсами потребности государства, с другой стороны, не только не снижать
стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятель-ности, но и обязывать его
к постоянному поиску путей повышения эффективнос-ти хозяйствования. Поэтому показатель
налоговой нагрузки, или налогового бре-мени, на налогоплательщика является достаточно
серьезным измерителем качес-тва налоговой системы страны.
Налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это совокупность уплаченных
налогов относительно определенных показателей.
На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки используется
показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему ВВП.
На микроэкономическом уровне отдельного плательщика показатель налоговой
нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в
бюджет. Она рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей
к объему реализуемой продукции.
При увеличении налогового бремени (рост количества налогов, увеличение
ставок, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает
своего максимума, затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы
становятся невосполнимыми, т.к. определенная часть налогоплательщиков или разоряется,
или сворачивает производство, а другая находит законные и незаконные пути минимизации
установленных налогов.
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в
гос-ю казну налогов вывел профессор Лаффер.
Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно Лафферу, является
первопричиной развития теневого сектора экономики. Только снижение налоговой нагрузки
стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.
Рост доходов в бюджет в этом случае осущ-ся не за счет нагнетания налогового
бремени на товаропроизводителя, а за счет увеличения производства и расширения на
этой основе налогооблагаемой базы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой
нагрузки должен составлять не более 30-40%. Что касается уровня налоговой нагрузки
в РФ, то в 1999-2002гг. она составила около 32-35%. В 2003-2005гг. – около 30% (снижение).
Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше средств налогоплательщик
может направить на расширение воспроизводства.
Финансовые взаимоотношения организации с
бюджетом
В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в финансовые
отношения, которые можно сгруппировать следующим образом:
I. Отношения
с государством
Особенности организации отношений:
- обязательность
- регулярность
- полная регламентация с законодательством
- наличие ответственности за нарушение установленной обязанности и
правил
Формы отношений:
1. С бюджетом и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов и сборов
и др.обязательных платежей (Федеральные, региональные, местные налоги) и отношения
по поводу возврата излишне уплаченных сумм.
2. Налоговые и др.компетентные органы по поводу контроля правильности
и своевременности исчисления и уплаты налогов. Финансовый результат этой формы –
штрафы и пени.
3. Отношения по поводу государственного заказа и гос-х закупок
4. Отношения по поводу получения дотаций, субсидий и бюджетных кредитов
II. С контрагентами
(покупатели, поставщики, посредники) – договорный характер отношений.
III. Отношения
с финансовыми организациями (банки, страховые и инвестиц. Институты), с одной стороны
– это договорные отношения, а с другой стороны - - в рамках действующего законодательства
(позволяет использовать ресурсы, привлекаемые с рынка)
IV.Отношения внутри
организации, т.е. отношения между подразделениями, отношения администрации и работников.
Характерно формирование системы отношений с учетом отдельных положений
законодательства. Возможно участие особого рода представителей, профсоюзных организаций.
Финансирование основных и оборотных средств
Для осуществления собственной производств.хозяйственной деятельности
предприятие должно располагать соответствующими производственными фондами, которые
по характеру своего участия подразделяются на:
- Основные
- Оборотные
1.Основные средства – это часть финансовых ресурсов, инвестируемая
в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Основным источником формирования является основная часть уставного
капитала организации.
По мере участия основных фондов в производственном процессе они изнашиваются,
теряют первоначальные свойства и постепенно переносят свою стоимость на вновь произведенную
продукцию. Для компенсации износа предприятия формирует амортизационный фонд, в
котором аккумулируются суммы амортизации в целях инвестиционного восстановления
основных фондов.
1.1 Основными собственными источниками финансирования, обновления и
модернизации являются: собственные источники в виде амортизационного фонда и часть
прибыли, направляемой на расширение воспроизводства.
1.2 Основными привлеченными источниками :
- долгосрочные банковские кредиты
- облигационные займы
2. Оборотные средства – это средства инвестируемые организацией в текущие
операции в течение каждого производственного цикла. Оборотные средства характеризуются
тремя особенностями:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|