МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методология и организация краткосрочного кредитования субъектов хозяйствования

    Следует отметить, что основной проблемой кредитования был и остается кредитный риск банков.

    Кредитный риск, то есть, опасность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном договоре, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка [38, с. 123]. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем.

    В современной литературе можно найти различные определения, однако, как правило, под кредитным риском понимается риск неисполнения заемщиком первоначальных условий кредитного договора, т.е. невозврат (полностью или частично) основной суммы долга и процентов по нему в установлены договором сроки.

    Кредитный риск, которому подвергается коммерческий банк, зависит от ряда факторов, характеризующий кредитный портфель и кредитную политику банка. Основными среди них являются:

    1) степень диверсификации кредитного портфеля по заемщикам, отраслям (чем выше диверсификация, тем ниже риск, чем выше концентрация кредитного портфеля, тем риск выше);

    2)                доля просроченных кредитов в портфеле (включая неявные и реструктурированные просроченные кредиты);

    3)                кредиты в нетрадиционные сферы бизнеса;

    4)                доля в кредитном портфеле новых заемщиков, не имеющих кредитной истории;

    5)                залог неликвидных и малоликвидных активов;

    6)                организация кредитования в банке как технологического процесса[13,с.2].

    Очевидно, что по своему происхождению факторы, влияющие на кредитный риск, различаются по отношению к банку на внешние и внутренние. По данным Всемирного банка (табл. 3.1), внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по кредитам, а на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь.


    Таблица 3.1 Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании

    Внутренние факторы

    67%

    Внешние факторы

    33%

    Нехватка обеспечения

    22%

    Банкротство компании

    12%

    Неправильная оценка информации при изучении заявки на кредит


    21%

    Требования кредиторов о погашении задолженности


    11%

    Слабость операционного контроля и задержки в выявлении и реагировании на ранние предупредительные сигналы



    18%

    Безработица/семейные проблемы



    6%

    Плохое качество обеспечения

    5%

    Кража/мошенничество

    49%

    Невозможность получения оговоренного в контракте обеспечения


    1%




    На внешние факторы возможно лишь пассивное управляющее воздействие со стороны банка, заключающееся в выборе заемщика и в формировании системы принятия решений и предпочтений при предоставлении кредита. Внутренние же факторы, характеризующие всю технологию кредитования от предоставления кредита до его полного погашения, являются, напротив, полностью или частично управляемыми со стороны банковского менеджмента, и при достаточно последовательной административной политике в области кредитования могут в значительной мере минимизировать кредитный риск.

    Под управлением кредитным риском понимается комплекс мер организационного и технического характера, позволяющих заблаговременно предвидеть и решать возникающие вопросы, связанные с кредитным риском до того, как они перерастут в серьезную проблему для банка.

    Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска по каждому отдельному кредиту/заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.

    Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке проводиться в три этапа. На первом этапе производится оценка качественных показателей деятельности заемщика, на втором -оценка количественных показателей и на заключительном, третьем этапе получение сводной оценки - прогноза и формирование окончательного аналитического вывода [20, с.288].

    Как отмечалось выше, большинство предприятий на протяжении последних лет испытывают тяжелые финансовые затруднения, и убытки результатов их деятельности практически не снижаются. Недостаточная платежеспособность - фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании таких предприятий.

    Высокие кредитные риски вызваны не только финансовым состоянием предприятий (невысокой рентабельностью, убыточностью), но и их техническим оснащением. Так, значительная часть промышленных предприятий не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, реализация которой позволила бы вернут выданный кредит.

    Значительный фактор кредитного риска - отсутствие у заемщиков кредитной истории.

    В настоящее время можно констатировать, что ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику. Нет возможности оценить реальные риски сегодня. По оценке специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать "плохими", если не предусматривать возможность неблагоприятного развития событий, не заложить ее в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество кредитного портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальных показателей надежности.

    Большую роль играет методическая и нормативная база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. Для сравнения: в зарубежных банкам основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

    В настоящее время большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Задачи же стратегического планирования, методического обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки не решаются. В результате уровень организации кредитной работы во многих банках крайне низок, что усиливает их кредитные риски.

    Далее отметим, что кредитные работники зачастую уделяют слишком много внимания анализу обеспечения. Однако решение о выдаче кредита должно базироваться на анализе сути финансируемого предприятия, а не на привлекательности обеспечения. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.

    Риск кредитных вложений также увеличивается за счет сложной процедуры судебного разбирательства в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору. Рассмотрение дела может затягиваться более чем на год, в течение которого банк вынужден каким-то образом возмещать потерю ликвидности из-за невозврата кредита [33, с. 102].

    Как видно проблем, связанных с управлением кредитного риска предостаточно. Естественно, все их необходимо решать, путем его минимизации.

    На сегодняшний день в Республике Беларусь применяется система оценки рисков и раннего реагирования CAMELS, которая успешно применяется в некоторых странах. Ее суть в проведении оценок каждого компонента системы (С -адекватность капитала, А - качество активов, М - качество менеджмента, Е -уровень доходности операций, S — чувствительность к рыночным рискам).

    Оценка уровня кредитного риска и качества управления им имеет особую важность именно на уровне обособленных структурных подразделений банка (филиалов), непосредственно осуществляющих банковские операции и другие виды деятельности.

    При разработке мероприятий по минимизации кредитного риска в ОАО“Белагропромбанк” оцениваются такие элементы, как организация кредитного процесса, соблюдение созданной банком системы лимитов и одобрения кредитов, анализ и оценка индивидуальных и совокупных кредитных рисков, сопровождение кредитов и внутренний контроль, управление проблемными кредитами а также методы управления кредитным риском (предупреждение, избежание, минимизация).

    Так, при установлении для филиалов внутренних лимитов банком помимо ограничения полномочий преследуется цель минимизации кредитного риска путем диверсификации кредитного портфеля по различным категориям заемщиков, срокам предоставления, видам обеспечения, видам валют. Для этого важно, чтобы все лимиты были гибкими и не противоречили друг другу.

    В немалой степени снижению кредитного риска способствуют разработка и определение условий кредитного договора по каждой конкретной сделке. Зачастую применение типовых договоров приводит к несоответствию условий договора условиям кредитной сделки. Поскольку содержательную часть кредитного договора составляют его существенные условия, определенные Банковским кодексом, то они должны быть тщательно продуманы, чтобы четко отражать суть кредитуемого мероприятия, способствовать снижению кредитного риска по данной сделке и получению приемлемого дохода по кредиту.

    Иногда, в процессе обслуживания клиента изменяется его финансовое состояние, качество и количество обеспечения возврата кредита. Поэтому для минимизации кредитного риска важным является налаживание эффективного сопровождения кредита с целью своевременного выявления кредитов с повышенным уровнем риска.

    Немаловажным является определение интенсивности мониторинга, который дожжен быть пропорционален предлагаемому риску по кредиту и определятся еще при рассмотрении кредитной заявки.

    Наиболее часто встречающимся в филиалах способом минимизации кредитных рисков является создание резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску. Формирование такого резерва имеет своей целью компенсировать потери, которые может понести банк в случае невозврата денежных средств, размещенных в различные виды активов. Размер резерва должен учитывать при этом не только очевидные риски, но и требования банковского надзора.

    Существенное влияние на уровень кредитного риска имеет также профессиональная подготовка сотрудников кредитного отдела, их опыт и ответственность на всех этапах кредитного процесса, начиная с рассмотрения заявки и заканчивая погашением кредита. В связи с этим, необходимо анализировать стратегию банка, направленную на развитие (обучение) специалистов филиалов.

    Подводя итоги вышесказанного, еще раз подчеркнем: развитие кредитных отношений коммерческих банков с субъектами хозяйствования зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий - заемщиков.

    В практике любого банка возникают ситуации недобросовестного выполнения обязанностей, установленных в кредитном договоре, заемщиками перед своими кредиторами. Это, в свою очередь ведет к повышению кредитного риска. С этой целью банками определяется последовательность действий с момента выявления проблем, связанных с кредитным риском, до полного их разрешения, организации работы с проблемной задолженностью, разработкой и принятием мер, обеспечивающих решение данных задач для минимизации кредитного риска в банке.

    Под проблемной задолженностью следует считать:

    - просроченную (сомнительную) задолженность по счетам до востребования, срочным вкладам, по предоставленным кредитам;

    - просроченные проценты по счетам до востребования, срочным вкладам, предоставленным кредитам;

    - просроченную (сомнительную) задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам, факторингу, лизингу, исполненным гарантийным обязательствам юридическим лицам [35, с.3.].

    Основными признаками, свидетельствующими о возможном возникновении проблемной задолженности, являются:

    - задержка предоставления должником финансовой и бухгалтерской отчетности без наличия объективных причин;

    - неоднократное образование просроченных платежей по основному долгу и процентам в период проведения активной операции;

    - систематические (2 и более раз) обращения должника с просьбой об изменении условий договора (о переносе промежуточных сроков погашения, снижении процентной, лизинговой ставки, увеличении лимита, изменении размера выкупной стоимости и т.п.);

    - изменения денежных потоков должника по сравнению с планируемыми до проведения активной операции;

    - снижение размера фактического поступления выручки от реализации продукции по сравнению с планируемыми при подаче заявки на проведение активной операции;

    - прекращение контактов с работниками банка (например: отказы на приглашения посетить банк, от переговоров, кредитополучатель (лизингополучатель) не отвечает на телефонные звонки и др.);

    - подтвержденная негативная информация о должнике из разных источников;

    - негативные отклики в прессе (в том числе объявления о ликвидации, реорганизации, банкротстве).

    Всю работу банка с проблемными кредитами можно разделить на несколько этапов.

    Основной этап работы при проведении активных операций банка, подверженных кредитному риску — мониторинг.

    Мониторинг (сопровождение) - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления. Это планомерный и систематический процесс контроля за реализацией сделки, своевременное выявление изменений в ходе ее и обоснованное принятие корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с кредитным риском.

    Одной из важнейших задач мониторинга является своевременное выявление проблемной задолженности с целью минимизации убытков банка.

    Функции служб учреждений банка по минимизации рисков возникновения проблемной задолженности на этапе мониторинга следующие:

    - регулярный (как правило, ежеквартальный, ежемесячный, при необходимости, (по межбанковским сделкам) на текущую дату месяца) анализ финансово-хозяйственной деятельности должника (в том числе банков-должников);

    - контроль за целевым использованием кредита (в объемах и сроках, предусмотренных кредитным договором);

    - контроль за соответствием задолженности по кредиту наличию материального обеспечения (в соответствии с условиями кредитного договора, как правило, не реже одного раза в квартал);

    - контроль за наличием и сохранностью залогового имущества и объекта лизинга в зависимости от вида имущества и условий заключенных договоров;

    - контроль за полнотой и своевременностью исполнения обязательств по межбанковским операциям.

    Таким образом, качественный мониторинг позволяет своевременно отследить негативные тенденции ухудшения финансово-хозяйственного положения должника, и своевременно прекратить проведение новых активных операций с ним.

    В случае классификации задолженности как проблемной, весь комплекс мероприятий по ее погашению может быть разделен на два этапа;

    - внесудебная (согласительная) процедура:

    - судебный (принудительный) порядок.

    Согласительная процедура работы с проблемной задолженностью включает в себя период с момента вынесения задолженности либо ее части на счета по учету просроченной задолженности и до момента исчерпания банком всех возможностей добровольного урегулирования с должником вопроса погашения проблемной задолженности и обращения в органы нотариата или обращения в суд.

    Основные мероприятия, проводимые в рамках согласительной процедуры:

    - предъявление учреждением банка платежного требования с предварительным акцептом;

    - взыскание задолженности в установленном порядке с гаранта (поручителя); обращение с уведомлением к страховщику;

    - погашение задолженности по договору путем заключения договоров об уступке требования, о переводе долга в установленном законодательством порядке;

    - предоставление взамен исполнения обязательств отступного, заключение договора новации, зачет встречных однородных требований;

    - изъятие (что должно быть предусмотрено договором финансовой аренды) у лизингополучателя объекта лизинга, являющегося собственностью банка (при наличии возможностей его последующей передачи в лизинг либо реализации и погашения, таким образом, задолженности по лизингу в части основного долга; или отсутствие реальных перспектив возмещения задолженности в денежной форме).

    При неурегулировании (непогашении) задолженности в рамках согласительной процедуры возможны следующие решения:

    1) обращение с иском в суд к должнику, поручителю; обращение в правоохранительные органы;

    2) проведение иных мероприятий, не противоречащих законодательству.

    Окончательное решение о дальнейшем ходе работы по взысканию просроченной задолженности с должника принимается руководителем учреждения банка.

    Естественно, упомянутые в последнюю очередь мероприятия по ликвидации задолженности по кредиту являются крайней мерой банка, применяемой лишь в особых случаях, т.к. такие процедуры, являются весьма болезненными как для должника, так и для банка.

    В связи с этим, одним из основных способов работы с проблемными кредитами является всесторонний мониторинг деятельности субъектов хозяйствования, в ходе которого банк имеет право потребовать от кредитополучателя разработки и представления в банк программы по текущему оздоровлению его деятельности. Причем программа должна содержать конкретные мероприятия, с указанием сроков, ответственных исполнителей и планируемого эффекта от их реализации. Кроме того, в процессе мониторинга банк:

    - анализирует причины, повлекшие за собой образование просроченной, сомнительной задолженности по кредитам банка, полноту принятия юридическим лицом мер, направленных на погашение просроченных, сомнительных кредитов;

    - в лице уполномоченного лица, может принимать участие в работе органов юридического лица (Правление, совет директоров, совещания, собрания акционеров и др.);

    - контролирует выполнение планов текущего и перспективного развития юридического лица, предусматривающих проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности и возврат кредитов банку;

    - участвует в разработке маркетинговой политики с целью определения наиболее оптимального ассортимента и структуры производства продукции;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.