МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лизинговые операции банков и особенности их осуществления на примере ООО "Райффайзен Лизинг Ава...

    Другие древнейшие цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а иногда и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.

    Древние финикийцы, которые считались замечательными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сущности очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки подобны операциям так называемого "мокрого" лизинга.

    Первое упоминание о практически проведенном лизинговом соглашении относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

    В средневековье арендная деятельность была несколько ограниченна. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственное орудие и кони. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году было зарегистрировано соглашение, согласно которому рыцарь Бонфис Манганэлла Гаэта арендовал снаряжение для участия в Седьмом Крестовом походе.

    В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, который позволял использовать только действительный, а не притворный лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписанные на разумных началах, так как к тому времени участились соглашения, целью которых было скрыть настоящее состояние дел — кто владелец, кто пользователь. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

    Таким образом, оригинальная идея разделения пользования и собственности и возможности получать выгоду из пользования известна праву из древнейших времен.

    В начале ХХ века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, которые предоставлялись в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

    Владельцы каменноугольных рудников сначала покупали вагоны для перевозки угля, однако скоро стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Добыча угля увеличивалась, открывались новые шахты, необходимо было все большее количество вагонов. Целиком справедливо, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единой целью которых был лизинг поездов и железнодорожных вагонов. При заключении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю после окончания срока лизинга.

    Первое известное употребление термина "лизинг" (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе") относится к 1877 году, когда телефонная компания "Бэлл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Много компаний высоко оценили аренду оборудования, которая позволяла им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау".

    После Второй мировой войны стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако "законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей.

    Однако настоящая революция в арендных отношениях состоялась в Америке в начале 50-х годов ХХ века. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.п. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

    Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности была создана в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation". Основал компанию Генри Шонфельд. Вначале он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. Leasing Corporation". Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, итак, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятия как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала носить название "United States Leasing International".

    По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и только лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые автомашины, а прокат по своей сути был близок к оперативному лизингу.

    В 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего як одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие ценные станки, конвейерные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские судна, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.п., с использованием специфической формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами на определенный срок.

    Довольно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за границей на условиях аренды с дальнейшей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

    В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года начала действовать международная советско-немецко-французская лизинговая компания "Евролизинг". Ее основателями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Радморфлот, Госснаб СССР, с французской — один из самых больших банков Европы "Bank National de Paris", а с немецкой — одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - "Митфнанц ГмбХ".

    Вместе с тем лизинг в международных операциях применялся в очень незначительных масштабах. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений.

    Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переведением предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года №270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отображения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков оказывало содействие внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

    Более детально о ситуации с развитием лизинговой практики в Украине и ее перспективах будет идти ниже.


    1.3. Качественные преимущества и недостатки лизинга


    Лизинг как особая форма хозяйствования осуществляет комплексное влияние на основные составляющие элементы производственного процесса: на средства труда и на живой труд человека, на степень использования техники и рабочей силы.

    На поверхности хозяйственной жизни эффект лизинга состоит из объективного преимущества оперативного использования достижений научно-технического прогресса, увеличения масштабов деятельности, снижения удельных затрат и интенсификации всего производственного процесса.

    В наиболее общем методологическом отношении собственный эффект лизинга имеет по меньшей мере три особенности.

    Первая — мультипликативность. Возникнув в результате применения новейшей техники и превращения рабочего в самостоятельного предпринимателя- владельца в момент целесообразной деятельности, эффект лизинга распространяется по цепи на все стадии производства, нарастает и приумножается по мере перехода к распределению, обмену и потреблению.

    Вторая — эмерджентность, качественная новизна эффекта лизинговой деятельности, в силу чего величина его значительно превышает арифметическую сумму результата обычной деятельности без привлечения дополнительных технических средств. Такой эффект является интегративным эффектом и проявляется не только локально, но и в масштабе всей производственной системы, увеличивая ее производственную силу.

    Третья — эффект, который проявляется не только в процессе производства, но и в социальной сфере жизни и деятельности людей, то есть он имеет как экономические критерии, так и социальные ценности, которые выражаются в повышении содержательности работы, осознании рабочим своих творческих возможностей, росте личных доходов, независимости и т.п.

    В совокупности все перечисленные особенности раскрывают эффект лизинга как своеобразного экономического мультипликатора, который предоставляет импульс развития всех звеньев предпринимательской деятельности. Если первая особенность отображает динамику эффекта лизинга, механизм его реализации (путем умножения), а вторая раскрывает экономическую сущность эффекта как выявление новых эмерджентных качеств лизинговой формы предпринимательства, то третья показывает его социальную направленность и тесную связь с удовлетворением личных, коллективных интересов.

    При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с точки зрения личных интересов – если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных нужд предпринимателей; с позиции коллективных интересов организации – если обеспечивает условия для расширенного воспроизводства; с точки зрения общества – если рынок насыщается необходимыми товарами и от увеличения масштабов производства товаров возрастают поступления в бюджет.

    Анализируя сильные и слабые стороны лизинга, можно указать на то, что он, как форма инвестиций, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять материально-техническую базу, пользоваться новой техникой и передовой технологией, подвергать испытанию новую технику, покрывать сезонные нужды в специальных технических средствах на время фактической их эксплуатации, она не нуждается в обязательному порядку немедленного начала платежей за такую форму кредита. При этом лизинговое имущество не зачисляется на баланс лизингополучателя, то есть не увеличивает его активов и, соответственно, налогов. Оно также не включается в кредиторскую задолженность, то есть его можно считать внебалансовым финансированием.

    Порядок осуществления платежей по лизингу более гибкий, чем по кредитному соглашению. В ряде случаев может иметь место заключение лизинговых соглашений без необходимости залога. Лизинг повышает ликвидность предприятия и его способность оплатить будущие долги. Кроме того, при лизинге можно рассчитывать на дополнительные услуги (информационного, юридического, сервисного характера) со стороны лизингодателя.

    Также, МВФ не зачисляет суммы лизинговых соглашений в масштабах государства к сумме национальной задолженности, которая повышает шансы на выживание многих стран и их предприятий.

    По своей сути понятия лизинг и банковский кредит достаточно схожи, однако кредит имеет множество негативных факторов, т.к. при определенных условиях стандартный кредит может трансформироваться в кредит под контролем или безнадежный. Ввиду этого, можно предложить схему, иллюстрирующую порядок переоформления проблемной кредитной задолженности в лизинговое соглашение, что несомненно можно считать еще одним достаточно весомым преимуществом лизинга.

    В настоящее  время украинские банки как участники инвестиционного процесса предлагают клиентам применять преимущественно традиционные кредитные схемы финансирования их хозяйственной деятельности. Они имеют свои преимущества, однако иногда приводят к серьезным проблемам. Самые острые из них – ограничение инвестиционных возможностей субъектов предпринимательской деятельности, недостаточность объемов бюджетных капиталовложений в обновление основных фондов, медленное развитие инвестиционного кредитования отечественными банками (что в свою очередь связано с высоким уровнем кредитных рисков), отсутствие у большинства заемщиков реальной гарантии возвращения кредитов и ликвидного залога, замедленное привлечение новых клиентов, которые могли бы принести учреждению дополнительную прибыль.

    Одним из путей преодоления этих негативных явлений (и одновременно – повышение прибыльности и уменьшение раскованности банковской деятельности) состоит в усилении активности отечественных денежно-кредитных учреждений на лизинговом рынке.

    Для банков предоставление лизинговых услуг – достаточно безопасная операция, т.к. она базируется на принципах целевого использования кредита и его обеспеченности ликвидным залогом. Лизинг в целом открывает перед банкирами широкие возможности. В частности в Украине при его применении можно преодолеть ряд негативных явлений в сфере кредитования.

    Для банкиров особый интерес составляет финансовый лизинг. Это, по сути, кредитная операция, которая совершается в имущественной форме с использованием (вместо залога) более надежного и простого (по сравнению с процедурой взыскания задолженности) обеспечения в виде отсроченного и целевого приобретения имущества у кредитора (лизингодателя) заемщиком (лизингополучателем).

    В нашей стране в настоящее время сложились все предпосылки для широкого применения (прежде всего среди предпринимателей, которые бедствуют от дефицита оборотных средств) такого подвида лизинговых операций, как обратный лизинг. Это договор лизинга, который предусматривает приобретение лизингодателем имущества у собственника и передачу этого имущества ему в лизинг. Т.е. это практически двустороннее лизинговое соглашение. Его отличительная особенность состоит в том, что заемщик одновременно и «лизингополучателем», и «поставщиком» оборудования, которое приобретается в лизинг, т.е. собственник оборудования продает его банку, одновременно заключая с ним договор лизинга на это же оборудование как лизингополучатель (основные принципы обратного лизинга отображены на Рисунке 1.1).

    1 – заключение лизингового соглашения;

    2 – покупка банком-лизингодателем оборудования в у лизингополучателя (собственника оборудования);

    3 – периодичная оплата лизингополучателем лизинговых платежей согласно условиям лизингового договора.

    Рисунок 1.1 Основные принципы обратного лизинга

    Преимущества такого соглашения для первичного собственника, а со временем – лизингополучателя оборудования заключаются в том, что он может обратиться к услугам банка после покупки оборудования, т.е., когда будет очевидно, что извлечение значительных средств из обращения привело к ухудшению финансового положения. В случае применения обратного лизинга лизингополучатель может и вернуть потраченные на покупку оборудования средства, сохранив при этом права на его использование. Кроме того, на сумму лизинговых платежей уменьшается прибыль предприятия к налогообложению.

    Обратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими (по сравнению с привлечением банковских займов) затратами. Он является источником среднесрочного и долгосрочного рефинансирования, тогда как коммерческие банковские кредиты, как правило, предоставляются сроком до года.

    Операции обратного лизинга являются также эффективным способом реструктуризации кредиторской задолженности и улучшения состояния кредитного портфеля банка, т.к. благодаря их применению проблемную задолженность можно трансформировать в лизинговое соглашение.

    Именно в таком случае (при условии, если объектом или обеспечением кредита, который переоформляется, являются ликвидные основные средства) можно было бы применить обратный лизинг. Порядок трансформации кредитной задолженности в лизинговое соглашение мог бы быть приблизительно таким: банк-кредитор покупает оборудование у клиента, обязательства которого требуют переоформления; последний за счет полученных средств погашает предыдущую задолженность; банк передает приобретенное оборудование бывшему его собственнику в пользование уже на условиях финансового лизинга, о чем оформляется соответствующее соглашение (детальнее этот порядок отображен на Рисунке 1.2).

    Понятно, что, принимая в залог основные фонды, банк оценит их с учетом коэффициента ликвидности, поэтому фактическая рыночная стоимость залога может значительно превышать обеспеченную ей имеющуюся кредитную задолженность.

    При таком условии, а это целиком вероятно, клиенту-заемщику может хватить вырученных от реализации оборудования средств не только для погашения проблемной кредитной задолженности, а и для преодоления своих финансовых трудностей. Итак, в случае применения описанного выше порядка переоформления задолженности может выиграть и банк (получив стандартный кредит), и клиент (улучшив собственное финансовое положение).

    1 – наличие кредитного обязательства, обеспеченного залогом основных фондов;

    2 – заключение договора купли-продажи основных средств между клиентом-продавцом и банком-покупателем (результатом договора является передача основных средств в собственность банку);

    3 – погашение кредитной задолженности клиентом за счет полученных от банка средств;

    4 – заключение лизингового договора;

    5 – передача основных средств вследствие заключения лизингового договора;

    6 – оплата клиентом-заемщиком банку лизинговых платежей.

    Рисунок 1.2 Возможный порядок переоформления проблемной кредитной задолженности в лизинговое соглашение

    Обратный лизинг по предложенной схеме можно было бы применять и в других случаях, в частности относительно:

    а)                пролонгации кредита;

    б)               вынесение кредитного обязательства на просрочку;

    в)                в случае предоставления банком поручительства или гарантии за третьих лиц и предъявления их банку до оплаты с целью предотвращения проведению забалансового обязательства в просроченное балансовое;

    г)                обращение взыскания на залог, которое влечет за собой дополнительные затраты (как правило, связанные с оформлением юридических документов).

    Как известно, кредиторы в случае невозврата заемщиком в обусловленный срок займа обращают взыскание на объекты залога, которые переходят им в собственность. Дальнейшая реализация банком этого имущества с целью возмещения задолженности по кредиту и улучшения состояния кредитного портфеля может совершаться путем его продажи на вторичном рынке или передачи по лизинговым схемам.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.