МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитование малых и средних предприятий Казахстана

    Кредитование малых и средних предприятий Казахстана

    ВВЕДЕНИЕ


    В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение дохода, прибыли.

    Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. Социально - экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике:

    - гибкость;

    - способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения, несет в себе антимонопольный потенциал;

    - создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса;

    - во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

    В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности -производственное, коммерческое, финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов - малое, среднее и крупное. По характеру собственности - частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.

    Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальную слабость. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности.

    Динамика и экономические результаты предпринимательства в стране во многом определяются соответствующими предпосылками: правовой базой, формированием институциональной предпринимательской среды, уровнем государственной поддержки предпринимательских структур и др.

    В Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства.

    На современном этапе финансово-банковская система в Казахстане – это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Современные банки и небанковские кредитные учреждения оказывают широкий спектр услуг клиентам, применяют новейшую технику банковских операций, обеспечивают высокий уровень обслуживания. Главная экономическая функция банков и небанковских кредитных учреждений – кредитование, осуществляемое для финансирования потребительских и инвестиционных целей предприятий, организаций, предпринимательских фирм, физических лиц и государственных органов. От того, насколько хорошо банки и небанковские кредитные учреждения реализуют свои кредитные функции, во многом зависит экономическое положение обслуживаемых ими клиентов, поскольку банковские кредиты способствуют появлению новых предприятий, увеличению количества рабочих мест и обеспечивают их экономическую жизнеспособность.

    Среди всех клиентов банков и небанковских кредитных учреждений в области кредитования особое место следует выделить малым и средним предприятиям, так как эти клиенты представляют собой особую группу заемщиков, которой свойственна своя специфика.

    К сожалению, на сегодняшний день коммерческие банки не кредитуют в необходимой степени малый и средний бизнес. Это связано с высокой рискованностью для банков, возникающей из-за краткосрочности предоставляемого кредита, отсутствия ликвидного залога. Это приводит к тому, что уровень развития малого и среднего бизнеса в Казахстане не соответствует требованиям рыночной экономики. А, как известно, именно субъекты малого и среднего бизнеса представляют важнейшую часть реального сектора экономики.

    Следовательно, мы должны стремиться развивать малый и средний бизнес. Одним из путей решения данной задачи должно стать дальнейшее развитие и усовершенствование кредитных отношений между кредитными учреждениями, а особенно коммерческими банками, и субъектами малого и среднего бизнеса.

    Данное решение можно считать актуальным еще и потому, что именно коммерческие банки пока являются для заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса – единственным реально доступным источником заемных средств.

    Поэтому в данной курсовой работе мы рассмотрим все аспекты, относящиеся к проблеме кредитования банками и небанковскими кредитными учреждениями субъектов малого и среднего бизнеса, попытаемся выявить проблемы и предложить пути их решения.

    Целью данной курсовой работы явилось изучение процесса кредитования банками и небанковскими кредитными учреждениями субъектов малого и среднего бизнеса, выявление и анализ проблем данного процесса, предложения по их решению, а также связанные с этим рекомендации.

    Для достижения данной цели были поставлены задачи:

    1.                изучение роли малого и среднего бизнеса в экономике государства;

    2.                изучение кредитования как основного источник финансовых ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, а также системы оценки кредитоспособности заемщика;

    3.                проведение анализа банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО «Народный банк Казахстана»;

    4.                выявление проблем и предложение некоторых рекомендаций по усовершенствованию механизма кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;

    5.                изучение зарубежного опыта кредитования малого и среднего бизнеса и возможности его применения в современных условиях Казахстана.

    Информационной базой дипломной работы послужили нормативные и законодательные акты Правительства Республики Казахстан, монографии, учебные пособия, научные статьи отечественных и зарубежных авторов.


    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И  СРЕДНЕГО БИЗНЕСА


    1.1 Роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики


    Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. В Казахстане государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль /14.C.67/.

    Одной из важнейших проблем малого бизнеса в Казахстане является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

    Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) /17.C.58/.

    В Казахстане существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий для развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

    Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

    Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам. Имеются и другие формы государственной поддержки:

    - обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость);

    - предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

    Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений - торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

    Для нормальной жизнедеятельности предпринимателя нужна налоговая реформа. В частности, необходимы внесение поправок в Закон о едином налоге на вмененный доход и, прежде всего, переход от принудительного к добровольному применению налога /15.C.46/.

    Субъектам малого предпринимательства предоставляются статистические и информационные услуги (средства), а также научно-технические разработки и технологии на льготных условиях в пределах средств, предназначенных в государственном бюджете на соответствующий год в рамках государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.

    Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства проводятся путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, специализированных консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных государственной и региональной программами поддержки малого предпринимательства, в размере не менее 0,5 процента всего объема средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.

    Правительство Республики Казахстан, центральные и местные исполнительные органы обеспечивают поддержку и развитие инфраструктуры малого предпринимательства путем финансирования этой деятельности в рамках государственной, отраслевых и региональных программ по поддержке малого предпринимательства, а также путем льготного предоставления субъектам малого предпринимательства зданий, сооружений, производственных помещений и иного имущества, находящегося в государственной собственности.

    Правительство Республики Казахстан, центральные и местные исполнительные органы через систему государственной поддержки содействуют в получении субъектами малого предпринимательства современного оборудования и технологий, разрабатывают и осуществляют мероприятия по созданию сети технопарков, лизинговых центров, центров малой инновационной деятельности, венчурных фирм и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

    Субъекты малого предпринимательства с целью представления и защиты общих интересов и интересов каждого субъекта малого бизнеса, обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, вправе создавать торгово-промышленные палаты, общественные объединения по отраслевому, межотраслевому, территориальному признака.

    Ассоциации по защите прав предпринимателей являются некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Ассоциации по защите прав предпринимателей в целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность имеют право:

    - проводить независимую правовую экспертизу влияния нормативных правовых актов на деятельность предпринимательских структур;

    - вносить в правоохранительные и контролирующие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав предпринимателей;

    - обеспечивать развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области защиты предпринимательства;

    - вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов по вопросам поддержки и защиты предпринимательства;

    - предъявлять иски в интересах субъектов малого предпринимательства в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством, обжаловать действия государственных органов, ущемляющие интересы субъектов малого предпринимательства в судебные органы в порядке, предусмотренном в Республике Казахстан;

    - участвовать в работе по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, региональных программ социально-экономического развития малого предпринимательства в Республике Казахстан.

    Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

    - приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

    - комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;

    - доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;

    - международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства /7.C.12/..

    Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

    - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;

    - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

    - установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;

    - установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);

    - создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;

    - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

    - принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;

    - предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг.

    - организация деятельности общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах /4.C.8/.

    Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.

    Государственная и региональная программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие положения:

    - приоритетные виды деятельности малого предпринимательства;

    - меры, направленные на вовлечение в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения;

    - меры по формированию инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства;

    - меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке и защите малого предпринимательства;

    - предложения по совершенствованию нормативной правовой базы малого предпринимательства;

    - меры по пропаганде государственной политики по поддержке малого предпринимательства;

    - другие вопросы, связанные с реализацией государственной политики, направленной на поддержку, развитие и защиту малого предпринимательства.

    Промышленные (отраслевые) программы развития приоритетных отраслей экономики предусматривают:

    - стимулирование развития промышленных предприятий - субъектов малого предпринимательства как объектов инфраструктуры основных промышленных предприятий отрасли;

    - разработку производственно-технологических процессов основных предприятий отрасли, предусматривающих исполнение части операций субъектами малого предпринимательства;

    - меры по финансированию промышленных предприятий - субъектов малого предпринимательства в рамках средств, инвестируемых в крупные промышленные предприятия отрасли.


    1.2 Основные формы и виды кредитования малого и среднего бизнеса


    В зависимости от характера ссуженной стоимости существуют товарная, денежная и товарно-денежная (смешанная) формы кредита.

    Товарная форма кредита предшествовала ее денежной форме. Она возникла в самом начальном периоде товарного производства, когда субъекты, обладающие излишками предметов потребления, могли отдать их другим с отсрочкой платежа.

    С появлением денег сфера применения товарной формы кредита постепенно сужалась. Она (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. Тем не менее, она сохранилась до наших дней, хотя не является преобладающей.

    В истории Казахстана, ранее являющегося одной из союзных республик СССР, широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

    Товарная форма получила новое развитие в связи с переводом экономики на рыночную основу, когда каждый хозяйствующий субъект может продавать свою продукцию с отсрочкой платежа (отпуск товара на консигнацию), банки могут предоставлять хозяйствующим субъектам лизинговые услуги (аренда дорогостоящего оборудования с правом последующего выкупа). Практика показывает, что при использовании товарного кредита, замедляется оборот капитала, ослабляются платежная дисциплина, а кредитор нуждается в дополнительных средствах для обеспечения потребности своего производства, что приводит к увеличению массы денег в обращении и т.д. Поэтому предоставление кредита в товарной форме - нежелательное явление в цивилизовано развитой экономике.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.