Кредитование малых и средних предприятий Казахстана
Кредитование малых и средних предприятий Казахстана
ВВЕДЕНИЕ
В
последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство,
которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от
своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность
физических и юридических лиц, направленную на получение дохода, прибыли.
Развитие
рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание
предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно
серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая
реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития
предпринимательства. Социально - экономическое значение предпринимательства
возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике:
-
гибкость;
-
способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения,
несет в себе антимонопольный потенциал;
-
создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического
прогресса;
-
во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного
хозяйства.
В
настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в
разнообразных видах. По роду деятельности -производственное, коммерческое,
финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов - малое, среднее и крупное. По
характеру собственности - частное, совместное. По организационной форме -
индивидуальное и коллективное (товарищества, акционерные общества).
Своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий
являются производственные кооперативы.
Словом,
предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и
социальную слабость. Его успешное развитие может происходить при наличии таких
необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической
деятельности.
Динамика
и экономические результаты предпринимательства в стране во многом определяются
соответствующими предпосылками: правовой базой, формированием институциональной
предпринимательской среды, уровнем государственной поддержки
предпринимательских структур и др.
В
Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития
предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по
приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая
основа для развития предпринимательства.
На современном этапе
финансово-банковская система в Казахстане – это один из наиболее динамично
развивающихся секторов экономики. Современные банки и небанковские кредитные
учреждения оказывают широкий спектр услуг клиентам, применяют новейшую технику
банковских операций, обеспечивают высокий уровень обслуживания. Главная
экономическая функция банков и небанковских кредитных учреждений –
кредитование, осуществляемое для финансирования потребительских и
инвестиционных целей предприятий, организаций, предпринимательских фирм,
физических лиц и государственных органов. От того, насколько хорошо банки и
небанковские кредитные учреждения реализуют свои кредитные функции, во многом
зависит экономическое положение обслуживаемых ими клиентов, поскольку
банковские кредиты способствуют появлению новых предприятий, увеличению
количества рабочих мест и обеспечивают их экономическую жизнеспособность.
Среди всех клиентов банков и
небанковских кредитных учреждений в области кредитования особое место следует
выделить малым и средним предприятиям, так как эти клиенты представляют собой
особую группу заемщиков, которой свойственна своя специфика.
К сожалению, на сегодняшний день
коммерческие банки не кредитуют в необходимой степени малый и средний бизнес.
Это связано с высокой рискованностью для банков, возникающей из-за
краткосрочности предоставляемого кредита, отсутствия ликвидного залога. Это
приводит к тому, что уровень развития малого и среднего бизнеса в Казахстане не
соответствует требованиям рыночной экономики. А, как известно, именно субъекты
малого и среднего бизнеса представляют важнейшую часть реального сектора
экономики.
Следовательно, мы должны стремиться
развивать малый и средний бизнес. Одним из путей решения данной задачи должно
стать дальнейшее развитие и усовершенствование кредитных отношений между
кредитными учреждениями, а особенно коммерческими банками, и субъектами малого
и среднего бизнеса.
Данное решение можно считать
актуальным еще и потому, что именно коммерческие банки пока являются для
заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса – единственным реально
доступным источником заемных средств.
Поэтому в данной курсовой работе мы рассмотрим все аспекты,
относящиеся к проблеме кредитования банками и небанковскими кредитными
учреждениями субъектов малого и среднего бизнеса, попытаемся выявить проблемы и
предложить пути их решения.
Целью данной курсовой работы явилось изучение процесса
кредитования банками и небанковскими кредитными учреждениями субъектов малого и
среднего бизнеса, выявление и анализ проблем данного процесса, предложения по
их решению, а также связанные с этим рекомендации.
Для достижения данной цели были
поставлены задачи:
1.
изучение
роли малого и среднего бизнеса в экономике государства;
2.
изучение
кредитования как основного источник финансовых ресурсов субъектов малого и
среднего бизнеса, а также системы оценки кредитоспособности заемщика;
3.
проведение
анализа банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на
примере АО «Народный банк Казахстана»;
4.
выявление
проблем и предложение некоторых рекомендаций по усовершенствованию механизма
кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
5.
изучение
зарубежного опыта кредитования малого и среднего бизнеса и возможности его
применения в современных условиях Казахстана.
Информационной
базой дипломной работы послужили нормативные и законодательные акты
Правительства Республики Казахстан, монографии, учебные пособия, научные статьи
отечественных и зарубежных авторов.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА
1.1
Роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики
Вклад
малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен.
Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей,
так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий.
Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура,
наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней
государственной поддержке. Во многих странах рыночной экономики существуют
особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на
эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. В Казахстане
государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса
сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль /14.C.67/.
Одной
из важнейших проблем малого бизнеса в Казахстане является кредитование. Кредиты
предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут
предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные
фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым
этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали
малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия.
Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными
предприятиями.
Во
многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная
финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные
структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США),
Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних
и мелких фирм» (Франция) /17.C.58/.
В
Казахстане существуют различные организационные формы поддержки и защиты
интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых
предприятий для развития и поддержки малого предпринимательства, различные
фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные
фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными
проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Малые предприятия нуждаются также в информационном
обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.
Заслуживает
внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны
государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются
небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем
кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают
кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом,
государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные
корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким
фирмам. Имеются и другие формы государственной поддержки:
-
обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость);
-
предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со
слабо развитой промышленностью, и др.
Развитие
малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в
посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений
- торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком
ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как
сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной
стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам
государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих
развитие малого научно-технического бизнеса, с другой - монополией
государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя
весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму
госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
Для
нормальной жизнедеятельности предпринимателя нужна налоговая реформа. В
частности, необходимы внесение поправок в Закон о едином налоге на вмененный
доход и, прежде всего, переход от принудительного к добровольному применению
налога /15.C.46/.
Субъектам малого предпринимательства
предоставляются статистические и информационные услуги (средства), а также
научно-технические разработки и технологии на льготных условиях в пределах
средств, предназначенных в государственном бюджете на соответствующий год в
рамках государственной финансовой поддержки малого предпринимательства.
Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров для малого предпринимательства проводятся путем развития
существующих и создания новых учебных и исследовательских центров,
специализированных консалтинговых организаций и информационных систем поддержки
и развития малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных
государственной и региональной программами поддержки малого
предпринимательства, в размере не менее 0,5 процента всего объема средств,
направляемых на развитие малого предпринимательства.
Правительство Республики Казахстан,
центральные и местные исполнительные органы обеспечивают поддержку и развитие
инфраструктуры малого предпринимательства путем финансирования этой
деятельности в рамках государственной, отраслевых и региональных программ по
поддержке малого предпринимательства, а также путем льготного предоставления
субъектам малого предпринимательства зданий, сооружений, производственных
помещений и иного имущества, находящегося в государственной собственности.
Правительство Республики Казахстан,
центральные и местные исполнительные органы через систему государственной
поддержки содействуют в получении субъектами малого предпринимательства
современного оборудования и технологий, разрабатывают и осуществляют
мероприятия по созданию сети технопарков, лизинговых центров, центров малой
инновационной деятельности, венчурных фирм и других объектов инфраструктуры,
создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства с
целью представления и защиты общих интересов и интересов каждого субъекта
малого бизнеса, обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого
предпринимательства, добросовестной конкуренции, вправе создавать
торгово-промышленные палаты, общественные объединения по отраслевому,
межотраслевому, территориальному признака.
Ассоциации по защите прав
предпринимателей являются некоммерческими организациями, осуществляющими свою
деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Ассоциации по защите прав предпринимателей в целях недопущения фактов
необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность имеют право:
- проводить независимую правовую
экспертизу влияния нормативных правовых актов на деятельность
предпринимательских структур;
- вносить в правоохранительные и
контролирующие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в
нарушении прав предпринимателей;
- обеспечивать развитие системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области защиты
предпринимательства;
- вносить для рассмотрения в
государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих
неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента Республики
Казахстан, Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов
по вопросам поддержки и защиты предпринимательства;
- предъявлять иски в интересах субъектов
малого предпринимательства в случае нарушения их прав, предусмотренных
законодательством, обжаловать действия государственных органов, ущемляющие
интересы субъектов малого предпринимательства в судебные органы в порядке,
предусмотренном в Республике Казахстан;
- участвовать в работе по подготовке
проектов законов и иных нормативных правовых актов, региональных программ
социально-экономического развития малого предпринимательства в Республике
Казахстан.
Основными принципами государственной
поддержки малого предпринимательства являются:
- приоритет развития малого
предпринимательства в Республике Казахстан;
- комплексность государственной
поддержки малого предпринимательства;
- доступность инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого
предпринимательства;
- международное сотрудничество в области
поддержки и развития малого предпринимательства /7.C.12/..
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
- создание льготных условий
использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых,
статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также
научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка
государственной регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
- установление правового режима
благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в
себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые
каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов,
льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);
- создание системы привлечения и
использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития
субъектов малого предпринимательства;
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их
торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными
партнерами;
- принятие специальных программ
кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых
источников;
- предоставление преференций субъектам
малого предпринимательства при размещении государственных закупок на
производство продукции, выполнение работ, услуг.
- организация деятельности
общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при
Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах /4.C.8/.
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых и
региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на
развитие и поддержку малого предпринимательства.
Государственная и региональная программы
поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие положения:
- приоритетные виды деятельности малого
предпринимательства;
- меры, направленные на вовлечение в
предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения;
- меры по формированию инфраструктуры
поддержки и защиты малого предпринимательства;
- меры по кредитно-финансовой и
имущественной поддержке и защите малого предпринимательства;
- предложения по совершенствованию
нормативной правовой базы малого предпринимательства;
- меры по пропаганде государственной
политики по поддержке малого предпринимательства;
- другие вопросы, связанные с
реализацией государственной политики, направленной на поддержку, развитие и защиту
малого предпринимательства.
Промышленные (отраслевые) программы
развития приоритетных отраслей экономики предусматривают:
- стимулирование развития промышленных
предприятий - субъектов малого предпринимательства как объектов инфраструктуры
основных промышленных предприятий отрасли;
- разработку
производственно-технологических процессов основных предприятий отрасли,
предусматривающих исполнение части операций субъектами малого
предпринимательства;
- меры по финансированию промышленных
предприятий - субъектов малого предпринимательства в рамках средств,
инвестируемых в крупные промышленные предприятия отрасли.
1.2
Основные
формы и виды кредитования малого и среднего бизнеса
В
зависимости от характера ссуженной стоимости существуют товарная, денежная и товарно-денежная
(смешанная) формы кредита.
Товарная
форма кредита предшествовала ее денежной форме. Она возникла в самом начальном
периоде товарного производства, когда субъекты, обладающие излишками предметов
потребления, могли отдать их другим с отсрочкой платежа.
С
появлением денег сфера применения товарной формы кредита постепенно сужалась.
Она (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к
социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения
стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого
обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. Тем не менее, она
сохранилась до наших дней, хотя не является преобладающей.
В
истории Казахстана, ранее являющегося одной из союзных республик СССР, широко
использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная
форма получила новое развитие в связи с переводом экономики на рыночную основу,
когда каждый хозяйствующий субъект может продавать свою продукцию с отсрочкой
платежа (отпуск товара на консигнацию), банки могут предоставлять хозяйствующим
субъектам лизинговые услуги (аренда дорогостоящего оборудования с правом
последующего выкупа). Практика показывает, что при использовании товарного
кредита, замедляется оборот капитала, ослабляются платежная дисциплина, а
кредитор нуждается в дополнительных средствах для обеспечения потребности
своего производства, что приводит к увеличению массы денег в обращении и т.д.
Поэтому предоставление кредита в товарной форме - нежелательное явление в
цивилизовано развитой экономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|