МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитование малого предпринимательства в коммерческом банке

    В основном проблемы государственной поддержки в том виде, в каком они фигурировали в течение последних лет, остались на прежнем уровне. Субсидированием кредитных ставок и поручительством через специальные государственные фонды по – прежнему могут воспользоваться далеко не все банки. Программы развития кредитования малого бизнеса, озвученные крупными госбанками, имеют достаточно туманную перспективу. Проблема с взаимодействием с государственными органами по поводу залогового обеспечения, в частности при залоге недвижимости, также сохраняется.

    В международной практике существует две основных модели выстраивания господдержки малого бизнеса – американская (прямая поддержка малых предприятий и предоставление субсидий) и германская (создание двухуровневой системы рефинансирования).

    Элементы первой модели присутствуют в России как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, однако пока они развиты в недостаточной степени. Вместе с тем даже недостаток средств в федеральном и региональном бюджете не может препятствовать оказанию помощи малому бизнесу, ведь можно снизить административные издержки и коррупционное давление, которому подвергаются малые предприятия. По данным исследования «ОПОРЫ России», сегодня предприниматели в среднем тратят около 9,6% среднемесячной выручки на разного рода незаконные выплаты чиновникам. Первоочередная задача властей, прежде всего региональных, – остановить эти процессы.

    Некоторые черты двухуровневой системы рефинансирования кредитов, выдаваемых малому бизнесу, также присутствуют, однако само рефинансирование развивается медленнее, чем ожидалось. Государственная корпорация «Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», согласно принятому Меморандуму о финансовой политике, в качестве одного из главных направлений своей деятельности выделяет «участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства».

    Однако пока механизм только создается, ВЭБ занимается и другими проектами, а в качестве рефинансирующих организаций при необходимости выступают банки – лидеры, обладающие большим опытом и осуществляющие зачастую даже не рефинансирование, а покупку портфелей у более мелких банков.

    ·                     Многие банки только начали работать в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. Соответственно, они компенсируют недостаток опыта и технологий более консервативным подходом к оценке рисков и более высокими процентными ставками.

    Скоринговые модели при выдаче кредитов в большинстве банков пока не используются. Решения о выдаче кредитов принимаются, как правило, на кредитных комитетах, что, опять же, означает и более высокие операционные издержки. В том числе и по этой причине, несмотря на то что уровень просроченной задолженности в сегменте крайне низок (в целом по рынку он не превышает 2%), ставки по кредитам, как правило, достаточно высоки.

    В свою очередь у предпринимателей накопились претензии к банкам – риски из-за бумажной волокиты: при оформлении кредита необходимо найти поручителя, за свои собственные деньги застраховать помещение, взять справку из БТИ, которая действует только определенное время, а также подготовить другие документы. Все это выливается по самым скромным оценкам более чем в 100 000 рублей. А если в итоге будет отказ в кредите? Малому предприятию нужно немного денег, но быстро, а получение кредита в крупных банках занимает очень много времени и сил на оформление.

    Средние и небольшие банки более расторопны, но у них, как правило, не хватает ресурсов и ликвидности. Особенно это проявилось в 2009 году в связи с кризисом ликвидности. Впервые за несколько лет кредитные ставки выросли, причем сразу на 3-4 %. Кроме того, мало кто из банков работает с "микрофинансовыми" компаниями и кредитными кооперативами, которые, в свою очередь, выдают ссуды предпринимателям.

    Претензий бизнесменов и финансистов по отношению друг к другу накопилось примерно одинаковое количество. Малый бизнес тоже с опаской смотрит на банки. По данным исследования Ассоциации региональных банков России, подавляющее большинство москвичей (92 %) при открытии своего дела предпочли бы воспользоваться либо собственными накоплениями, либо занять у знакомых. Только половина нуждающихся в инвестициях жителей столицы в принципе рассматривает банковские ссуды как способ привлечения средств для развития бизнеса. Недоверие к банковским услугам вызывают:

    – наличие скрытых платежей за пользование кредитом (так ответили 54 % опрошенных);

    – короткие сроки погашения (38,2 %);

    – необходимость предоставления имущества в залог (34,8 %);

    – недостаточное число банков, предлагающих ссуды малому бизнесу (30 %).

    В результате только 5,5 % взрослого населения столицы принимает активное участие в развитии малого бизнеса, в то время как за рубежом эта цифра в несколько раз больше.

    Помимо доступных кредитов малый бизнес нуждается в масштабной господдержке: финансовой, правовой, консультационной, да и просто моральной. В целом предприниматели позитивно оценивают свое текущее положение, но испытывают пессимизм в отношении перспектив развития предприятий, причем, чем меньше масштабы бизнеса опрашиваемых, тем выше уровень их пессимизма. Как следствие – низкая инвестиционная активность, отказ от долгосрочных проектов, отказ от расширения бизнеса, а значит, упущенная выгода для всей экономики страны. В России доля малого бизнеса в национальной экономике до сих пор не превышает 20-25 %, в то время как во всех экономически развитых странах она составляет не менее 40-50 %.

    В "общем и целом", ситуация складывается так: с одной стороны, государство вроде бы ратует за развитие малого и среднего бизнеса, но банки не готовы в одиночестве нести все риски и ответственность. Банкиры ждут от государства участия в финансировании в проектах, которые считаются наиболее рискованными для кредиторов. Должна быть разработана и система мер по поддержке предпринимателей, в частности есть идея создания отдельного государственного органа, куда бы бизнесмен мог обратиться в случае произвола чиновников или проблем с криминальными структурами. Если малый бизнес получит столь всеобъемлющую поддержку и на проект будет грамотно реализован, то он станет не дотационным, а коммерчески успешным и окупится буквально за несколько лет.


    1.2 Роль малого предпринимательства на современном этапе


    Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2006 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент.

    На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом почти четверть компаний из данной сферы - это производители пищевых продуктов, около 18% занимаются металлургическим производством и производством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занимается прочим производством, т.е. производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработкой отходов и др.

    Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20% - на Южный и Уральский федеральные округа. Распределение кредитов, выданных малым предпринимателям, по регионам примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Более 50% предприятий малого бизнеса из числа получивших кредит также располагаются в этих двух федеральных округах.

    Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов.


    1.3 Сроки кредитов


    В срочном разрезе мы можем увидеть достаточно любопытную картину: в портфелях банков первой десятки преобладают краткосрочные (до 12 месяцев) кредиты, в то время как остальные уже интенсивно работают в сегменте кредитов сроком от 1 до 3 лет. По всей видимости, именно здесь лидеры смогут найти часть необходимого им ресурса роста, хотя удлинение кредитов и будет неотъемлемо связано для них с увеличением кредитных рисков.



    1.4 Цели кредитования и процентные ставки


    Основная часть (54%) выданных малому бизнесу кредитов идет на пополнение оборотных средств, что полностью соответствует отраслевой структуре кредитования малого и среднего бизнеса, где доминирует торговля. Следующие по распространенности целевые кредиты – приобретение и модернизация оборудования (порядка 13%). Замыкают тройку лидеров овердрафтные кредиты, на которые приходится около 11% объема выданных кредитов МСБ.

    Ставки кредитования зависят от целой совокупности факторов, в том числе и от целей кредитов. Какую-либо общую тенденцию здесь выявить сложно: сами банки отмечают, что сегодня конкуренция в сегменте МСБ идет прежде всего не за счет ставок, а за счет качества сервиса.

    В среднем стоимость кредитов для малых предприятий на 2-3% выше стоимости кредитов для крупных корпоративных клиентов. Среди факторов, определяющих эти различия, можно выделить и низкий уровень конкуренции между банками, и относительно высокие операционные издержки на выдачу кредитов малому бизнесу.

    Дороже всего малому и среднему бизнесу обходятся кредиты на пополнение оборотных средств, дешевле всего – на приобретение и модернизацию оборудования (сказывается конкуренция банков и лизинговых компаний). В течение нескольких ближайших лет мы ожидаем общего снижения стоимости привлечения малым и средним бизнесом кредитных ресурсов.

    Способы погашения кредита

    Банки начинают проявлять все большую гибкость в подходе к графику платежей. Более 90% принявших участие в анкетировании заявили о возможности предоставления заемщикам индивидуального графика выплат. Тем не менее основным графиком выплат остается ежемесячное погашение как наиболее простое в рамках управления кредитным портфелем (он позволяет оперативно отслеживать негативные тенденции в финансовом состоянии заемщика).


    1.5 Перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса


    Дальнейшие сценарии развития кредитования МСБ в значительной степени будут определяться государственной стратегией в этой сфере. В начале 2008 г. активные дискуссии по проблемам малого и среднего предпринимательства возобновились на уровне правительства и МЭРТа. В них уделяется значительное внимание вопросам предоставления залогов и кредитования старт-апов. Cегодня у малого бизнеса практически нет возможностей по привлечению средств в период создания предприятия, эту проблему предполагается решить за счет создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства – гарантийных и специализированных фондов.

    Если заявления по поддержке сегмента не будут носить декларативный характер, то банковское кредитование МСБ может демонстрировать достаточно высокие темпы роста на протяжении ближайших 3-5 лет. Мы выделяем три возможных варианта развития рынка, напрямую связанных с активностью государства в развитии малого и среднего бизнеса (рисунок 1).


    Рисунок 1. Темпы роста портфеля кредитов МСБ могут постепенно замедляться, а могут сохраняться на высоком уровне


    Пессимистичный вариант предполагает, что государство примет пассивную стратегию поддержки сегмента, фактически сохранив status quo в области стимулирования малых предприятий. В этом случае ограничения, связанные с развитием рынка, будут сниматься по мере его естественного «созревания». Банки найдут способ решить проблему с залогами, наработают опыт, конкуренция будет стимулировать снижение процентных ставок, а сами малые предприятия перестанут относиться к кредитованию как к финансовой экзотике. Согласно этому сценарию темпы роста портфелей будут постепенно замедляться. В этом случае к 2010 г. накопленный объем кредитов МСБ составит, по нашим прогнозам, порядка 168 млрд долл.

    Реалистичный вариант связан с некоторым расширением государственной поддержки сектора, постепенным развитием механизмов субсидирования и рефинансирования кредитов, а также решением наиболее острых законодательных проблем (в первую очередь в области залогового законодательства и коррупционного давления на малый бизнес). В этом случае мы предполагаем более плавное замедление темпов роста сегмента с достижением величины совокупного портфеля в 205 млрд долл. к 2010 г.

    Оптимистичный вариант предполагает, что усилия государственных органов будут системными, а поддержка – эффективной. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса будет поддерживаться не только постепенным переходом сегмента в стадию зрелости, но и активной государственной политикой. Тогда, по нашим прогнозам, темпы роста совокупного портфеля в течение ближайших лет могут даже увеличиться, а к 2010 г. в активах банков порядка 280 млрд долл. будут приходиться на кредиты МСБ. Определяющий выбор между этими сценариями предстоит сделать государству.


    1.5.1 Лизинговые услуги малому бизнесу

    Конкуренция на рынке лизинга усиливается. В то же время в зависимости от размеров бизнеса характер конкуренции отличается диаметрально. За крупного клиента с хорошей кредитной историей и финансовыми показателями идет борьба между лизинговыми компаниями. С другой стороны, в сегменте малых компаний, а также компаний среднего размера со скромным финансовым положением наблюдается превышение спроса на лизинговое финансирование над его предложением в несколько раз. То есть лизинг для малого бизнеса все еще остается наиболее приемлемым из немногих возможных вариантов обновления и расширения основных средств.

    В 2007 г. объем нового бизнеса лизинговых компаний, приходящийся на предприятия малого бизнеса (объем рынка), по нашим оценкам, составил около 8,5 млрд долл. По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос на 90%. Из 160 компаний, принявших участие в исследовании рынка по итогам 2007 г., более 120 компаний работали в том числе с предприятиями малого бизнеса.

    Значительное повышение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса отмечают и сами участники рынка. По словам Альфии Гарифуллиной, генерального директора ОАО «Лизинговая компания «КамАЗ», «заинтересованность в лизинге у малого бизнеса заметно растет, это мы особенно ощутили в первом полугодии 2007 года. Это явное свидетельство усилий лизинговых компаний в привлечении внимания этой целевой аудитории, очень хороший пример взаимной заинтересованности в движении навстречу друг другу финансовых структур и бизнеса. Мы с удовольствием отмечаем и говорим обратившимся малым предприятиям, что более 95% компаний, подавших заявки на лизинг из этого сегмента, получают наше положительное решение о финансировании».

    Договора лизинга с малым бизнесом составляют 43,5% в общем количестве сделок, однако по сумме оформленных сделок доля лизинга для малого бизнеса в два раза меньше – 23%.Основная масса сделок на рынке заключается на срок от одного года до трех лет. По сравнению с 2006 г. доля таких сделок увеличилась на 3% (рисунок 2).


    Рисунок 2. Доля сделок, заключенных на определенный срок, в общем объеме сделок в 2007 г., %


    Удлинение сроков сделок обусловлено тем, что в существующей ситуации быстрого роста рынка постепенно снижается наблюдавшееся ранее нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса заключать сделки на длительные сроки. Кроме того, сроки договоров обусловлены и спецификой оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт, а также складское оборудование и погрузчики, оборудование для пищевой промышленности, торговое и полиграфическое оборудования, а также машиностроительная и дорожно-строительная техника.


    1.5.2 Факторинговые услуги малому бизнесу

    Факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует заметная конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. Это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, что при определенных усилиях со стороны поставщика способствует росту его продаж. Но, помимо этого, факторинг предусматривает предоставление услуг по управлению дебиторской задолженностью, ее страхованию и сбору. У многих небольших компаний, не обладающих собственной инфраструктурой и навыками торгового кредитования, предоставление отсрочки может вызвать возникновение существенных кассовых разрывов, сложностей при сборе дебиторской задолженности.

    В этой связи факторинг в большей степени актуален именно для небольших предприятий, не претендующих на монопольное положение на рынке, но желающих развиваться быстрее конкурентов за счет предоставления своим клиентам более гибких условий оплаты, при этом не увеличивая собственные риски и не создавая у себя дефицита оборотных средств, что особенно важно в условиях недостатка ликвидности у многих компаний.

    Тем не менее на сегодня основной объем оборота российских Факторов делают крупные компании: в 2007 г. крупные предприятия составили 10% от общего числа обслуженных компаний и передали Факторам почти 50% от общего объема уступленных в 2007 г. денежных требований. При этом по сравнению с результатами 2006 г. доля клиентов крупного бизнеса как по числу компаний, так и по обороту в 2007 г. увеличилась. Однако сегмент крупного бизнеса в скором времени достигнет некоторого насыщения, после чего Факторы вынуждены будут определиться – либо конкурировать в сегменте премиум-клиентов, либо уходить в сегмент менее крупных компаний, где конкуренция ни по качеству обслуживания, ни по цене пока практически не ощущается, но там требуются гораздо более серьезные усилия для продвижения факторинга как малоизвестной пока среднестатистическому менеджеру небольшой российской компании услуги.

    Доля малых предприятий в обороте Факторов пока стабильно составляет 14,4%, при этом доля малого бизнеса по числу клиентов в общем количестве обслуженных компаний в 2007 г. снизилась, составив 43,2% (в 2006 г. – 52%). Таким образом, даже более медленное по сравнению с другими сегментами освоение малыми компаниями услуги факторинга компенсируется быстрым ростом подпитываемого факторинговым финансированием оборота таких компаний. Это наглядно демонстрирует восприимчивость малого бизнеса к такому инструменту, как факторинг.

    Несмотря на то что доля средних компаний по количеству обслуженных клиентов в 2007 г. возросла до 46,7% (в 2006 г. – 41,4%), объем задолженности, уступаемой Факторам данной категорией клиентов, составил всего 36,4% (в 2006 г. – 41,5%). Такая ситуация, вероятно, объясняется тем, что многие компании-клиенты, которые в 2006 г. были отнесены Факторами к малым предприятиям, в 2007 г. согласно принятым у Фактора критериям уже перешли в среднюю размерную категорию.

    Но поскольку разброс по критериям включения компаний в средний размерный класс довольно существенный (по стандартной классификации сюда попадают все компании с годовой выручкой от 150 млн до 1 млрд руб.), то эти выросшие из малых компании оказались у нижней границы отсечения и давали оборот, заметно меньший, чем те компании, которые формировали средний размерный класс клиентов Факторов в 2006 г. (рисунок 3).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.