МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитные риски в коммерческом банке


    Стратегия “спасения” кредита.

    Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

     разработка программы изменения структуры задолженности;

    получение дополнительной документации и гарантий;

    удержание дополнительного обеспечения;

    вложение дополнительных средств;

    продажа прочих активов;

    обращение к гарантам;

    разработка программ сокращения расходов и т.д.

    Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.

    Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам  балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

    Создание резервов по кредитам.

     После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными- это зависит от банковской системы.


    2.2. Система внутреннего контроля


    Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления.

    Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

    - четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;

    - создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков -

    перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;

    - установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;

    - определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;

    - для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;

    - все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

    Коммерческий банк имеет два комитета по управлению рисками: кредитный комитет  и комитет по управлению активами и пассивами банка.

    Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой  кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

    В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка  (председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель аналитического отдела, два или более других руководителей банка высшего уровня.

    ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:

    -разработка и мониторинг состояния политики кредитов;

    -разработка политики рейтинга кредитов;

    -разработка критериев для получения новых кредитов;

    -делегирование полномочий по выдаче кредитов;

    -установление ограничений на ссуды;

    -регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч.риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;

    -разработка политики списания невозвращенных ссуд;

    -разработка политики отслеживания всех ссуд;

    -разработка политики возврата ненадежных ссуд;

    -разработка политики замораживания кредитов;

    -разработка стандартов кредитной документации;

    -пересмотр политики определения стоимости кредитов;

    -пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими  нормами;

    -разработка критериев оценки работы ссудной администрации.

    В состав второго комитета включаются: руководитель банка (председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель аналитического отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.

    ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ:

    -разработка ограничений по финансовым рискам;

    -разработка процентной политики;

    -разработка ограничений по валютным рискам;

    -разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций;

    -разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами;

    -определение основных источников финансирования банка;

    -определение основных источников финансирования банка;

    -управление рисками структуры капитала банка;

    -контроль, за соблюдением банком законодательства в отношении рисков.

    КОМИТЕТЫ ДОЛЖНЫ:

           создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками:

    определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;

    при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;

    разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды риcков, методы их оценки и регулирования.

    Говоря о кредитных рисках нельзя не остановиться на обеспечении  кредита.

    Обеспечение - это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.

     Качество залога в настоящее время играет практически решающую роль в решении  вопроса о предоставлении кредита. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране не дает адекватно оценить кредитоспособность заемщика с помощью набора экономических и других показателей. Поэтому вопросу оценки качества залога банк уделяет особое внимание. Договор залога представлен в приложении 2.

    В определении качества залога принимает участие кроме работника банковских операций кредитного отдела два работника  отдела  правового обеспечения, эксперт и юрист. Для решения этого вопроса эти три человека выезжают на место нахождения залога, будущего заемщика, для осмотра. После этого делается заключение о качестве залога. В таблице 4 дается примерная разбивка по качеству залога в процентах.








    Таблица 4

    Анализ качества залога


    Качество залога

    Стоимость

    Контроль

    Примеры

    100%

    Полностью обеспечена и легко может быть реализована

    ·     Под банковским контролем


    ·     Денежный залог в банке (в основном валюта)

    75%

    Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей

    ·     Под банковским контролем

    ·     Документация в порядке

    ·     Под банковским контролем

    ·     Векселя СБ РФ хранимые в банке

    ·     Оцененная банком недвижимость

    ·     Товар (оборудование) опечатанный банком

    50%

    Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией

    ·     Под банковским контролем

    ·     Финансовая  документация

    ·     Котируемые ценные бумаги

    ·     Дебиторская задолженность

    <30%

    Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией, возможность продажи без погашения кредита

    ·     Слабо контролируется банком


    ·     Товары в обороте



    2.3. Оценка кредитоспособности.


    Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг (иногда толкуют как “верую” или “доверяю”). Кредит возник из потребностей развития товарно-денежных отношений. Его объективной основой является движение стоимости в сфере обмена. Следовательно, кредит имеет денежную природу.

    Потребность в кредите вызвана неравномерностью кругооборота индивидуальных капиталов. Он выступает в качестве формы разрешения противоречия между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них - у других.

    Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях.

    В основе условий кредитования лежат следующие принципы:

    срочность;

    возвратность;

    платность;

    обеспеченность кредита;

    целевое использование.

    Принцип срочности предполагает наличие в кредитных отношениях временного аспекта, т.е. между моментом выдачи ссуды и моментом ее погашения всегда существует определенный промежуток времени, фиксируемый в кредитном договоре.

    Принцип возвратности исходит из того, что ссуда предоставляется на срок и должна быть возвращена заемщиком кредитору, а кредитором - банком своему вкладчику, поскольку банки в большей степени ссужают привлеченные средства - средства своих клиентов.

    Платность кредитования обусловлена его целью - извлечением дохода.

    Кредитор надеется получить процент на ссуженный капитал с учетом степени риска, а заемщик предполагает использовать заемный капитал так, чтобы извлечь доход, достаточный для выплаты процентов по ссуде и получения собственной прибыли.

    Принцип обеспечения ссуды возник как способ снижения кредитного риска. Чтобы обеспечить возврат ссуд банки, как правило, требуют от своих клиентов материальных гарантий возврата ссуд. Если заемщик нарушает свои обязательства, банк имеет гарантийные права для возмещения своих убытков. Этот принцип имеет очень большое значение для российской практики кредитования в современных условиях.

    Принцип целевого использования кредитных средств вытекает из той роли, которую кредит играет в экономической жизни. Роль кредита измеряется активностью его воздействия на хозяйственную жизнь страны, способностью стимулировать достижения высоких конечных результатов всех звеньев экономики. Предоставляя ссуду, банк должен быть уверен, что кредитный ресурс будет использован эффективно и возвращен в срок. Учет цели использования ссуды позволяет точнее просчитать риск и доходность по ссуде.

    Роль кредита выражена в его функциях.

    Функции кредита:

    распределительная - распределение ссудного фонда страны на возвратной основе;

    эмиссионная - создание кредитных средств обращения и замещение наличных денег;

    контрольная - контроль за эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, ускорение технического прогресса. Реализуется путем контроля за состоянием заемщика, соблюдением принципов кредитования.

    Кредитоспособность заемщика – это его способность полностью и в срок рассчитаться по ссудам.

    Понятие кредитоспособности неоднозначно трактуется в разных источниках.

     Некоторые авторы смешивают понятия кредитоспособности и платежеспособности.

    В пособии «Анализ экономической деятельности клиентов банка» платежеспособность и кредитоспособность рассматриваются с двух точек зрения. В одном случае по сравнению с кредитоспособностью платежеспособность рассматривается как более широкое понятие, обозначающее способность предприятия отвечать по всем своим обязательствам. В другом случае,  кредитоспособность сводится «к ликвидности баланса, которая является одной из характеристик кредитоспособности».[5]

    Куштуев А.А. в статье «Использование показателей финансовой устойчивости при анализе кредитоспособности клиентов банка» пишет, что платежеспособность – это способность предприятия погашать все виды обязательств и задолженности, а кредитоспособность характеризуется возможностью предприятия погашать кредитную задолженность.

    Реально характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, так как погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде, за счет средств Гаранта (Поручителя) или страхового возмещения в случае страхования риска не возврата ссуды.

    Но в любом случае изучение кредитоспособности предполагает   качественную оценку потенциального заемщика, проводимую до принятия решения вопроса о возможностях и условиях кредитования, и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективное использование.

    При оценке кредитоспособности банки принимают во внимание следующие факторы:

    1.1. дееспособность заемщика – изучение сведений об учредителях,. руководстве компании, оценка общей информации о компании (дата учреждения, организационно – правовая форма, уставный капитал, основные виды деятельности);

    1.2. репутацию заемщика (данные об участии анализируемой компании в судебных процессах, арбитражах, наложенных штрафах);

    1.3..конъюнктуру рынка (условия сбыта, конкуренция в отрасли, где работает фирма, то есть анализ внешних факторов);

    1.4..способность компании получать доход – одно из главных условий кредитной сделки, ведь именно выручка от реализации  является главным источником погашения ссудной задолженности.

    Оценка способности компании к получению  дохода проводится по следующим направлениям:

    анализ производственно – сбытовой деятельности (обеспеченность основными средствами, ресурсами, ценовая политика, методы сбыта, перспективы);

    анализ финансового аспекта деятельности (анализ затрат,  прибыли и  рентабельности);

    Именно оценка способности компании к получению дохода и является основным способом минимизации кредитного риска и представляет практический интерес.

    При анализе кредитоспособности банки использует различные источники информации.

    Во-первых, это информация, получаемая непосредственно от клиента. Речь идет о балансах и других финансовых отчетах, предоставляемых клиентами по запросу коммерческого банка – выписки по счетам, открытым компанией в других банках, данные о работе по паспортам сделок (в случае кредитования внешнеэкономической деятельности), товарные ведомости об остатках товаров на складах, оборотные ведомости по движению товарных остатков, расшифровка таких статей баланса, как «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность».


    Во-вторых, материалы о клиенте, имеющиеся в архиве коммерческого банка (в случае, если ранее между банком и заемщиком существовали кредитные отношения).

    В-третьих, большую роль играют сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с потенциальным заемщиком (его поставщиками, кредиторами, банками), хотя такую информацию получить, как правило, непросто.

    В современной российской банковской практике основным источником информации при анализе кредитоспособности является информация в архивах банка, сведения, представляемые клиентом, и данные по результатам посещения офисных и складских помещений заемщика. Кредитный договор представлен в приложении 3.

    Кратко рассмотрим организацию кредитной сделки в коммерческом банке на примере ООО «Материал плюс» и ООО «Фуд групп».

    Попробуем провести анализ деятельности двух торговых фирм. Обе фирмы имеют расчетный и текущий счета в данном банке.

    ООО «Материал плюс» занимается оптово-розничной куплей-продажей стройматериалов.

    ООО «Фуд групп» занимается закупкой продуктов питания за рубежом и  в России и их оптовой реализацией  на территории России.

    На первом этапе целесообразно провести оценку работы компании по счетам, открытым  в коммерческом банке. Полученная информация позволит получить реальную картину деятельности заемщика (в динамике), а также поможет оценить достоверность сведений, содержащихся в предоставленных фирмой балансе и другой финансовой отчетности.

    Диаграмма 1 иллюстрирует динамику безналичных поступлений на расчетный счет ООО «Материал плюс», безналичных списаний с расчетного счета, а также показывает динамику остатков на расчетном счете. Диаграмма 1 располагается в приложении 4.

    Из диаграммы видно, что  целом за исследуемый период произошло сокращение кредитовых оборотов по расчетному счету на 62%. Такое сокращение  объясняется падением спроса на реализуемый товар в зимние месяцы. Анализ платежных документов показал, что доля постоянных контрагентов – покупателей невелика – в среднем за исследуемый период она составляла 20% от общего объема безналичных поступлений на расчетный счет анализируемой компании. Причем периодичность таких поступлений – один платеж в 1 – 1,5 недели. В целом количество контрагентов – плательщиков достаточно велико, причем в последние периоды состав их изменился: появились новые покупатели, безналичным путем оплачивающие полученную продукцию.

    Наличные поступления на расчетный счет имеют устойчивую тенденцию к росту. В целом за исследуемый период они выросли на 189%. Сдача торговой выручки связана с деятельностью собственных торговых точек, реализующих строительные материалы в розницу, а также с продажей товара непосредственно со склада.

    Динамика безналичных списаний не имеет четкого характера. По данным платежных документов основной объем кредитовых оборотов по расчетному счету приходится на оплату поставщикам за товар. ООО «Материал плюс» имеет постоянных поставщиков, доля которых в общем объеме безналичных списаний составляет в среднем 60%. Оплата товара производится по выставляемым поставщиком счетам – фактурам. По открытым в банке паспортам сделок ООО «Материал плюс» закупает за рубежом отделочные материалы. Условием оплаты является 100%-ая предоплата. Доля продукции, получаемой по импортным контрактам невелика и составляет примерно 15%-20% от общего поступления товаров.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.