МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитная система

    В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, тем, что банк является для них кредитором последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как ре­гулирующего, контролирующего, исследовательского и инфор­мационного центра кредитной системы страны.

    4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет ис­полнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государст­венного долга.

    Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк выполняет роль банкира по отноше­нию к государству.

    Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налого­вые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.

    Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев централь­ный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.

    5. Денежно-кредитное регулирование экономики страны  (см. далее)

    Перечисленные выше функции центрального банка прояв­ляются в его операциях, которые делятся на пассивные — опера­ции по созданию ресурсов банка и активные — операции по их размещению. Операции центральных банков отражаются в их балансах.   [2]

     

    1.2Денежно-кредитная политика


    В современной экономической теории регулирования ры­ночной экономики существуют несколько подходов и соответст­венно ряд программ денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутрипо­литическими и экономическими отношениями, особенно темпа­ми инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в сово­купности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для налично-денежного обращения, но и контроль за депозитно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих бан­ков и других кредитных учреждений страны.

    Таким образом, совокупность мер, направленных на расши­рение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным бан­ком, целью которой является регулирование спроса и предложе­ния на ссудный капитал.

    В соответствии с приоритетами экономических целей стра­ны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денеж­ного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов — учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или админист­ративных, методов — переучетное контингентирование, полити­ка обязательных резервов и различные селективные методы.

    Учетная (дисконтная) политика центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерче­скими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении про­водится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении — политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.

    Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. ка­питалов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значи­тельное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валют­ного регулирования.

    Дополнением учетной политики служит ломбардная, или за­логовая политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту уста­навливается более высокий процент (на 1—2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например, в ФРГ, вводится специ­альный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменять­ся ежедневно.

    Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капи­талов. Практически во всех странах Европейского Союза, за ис­ключением Италии и Португалии, кредитные учреждения имеют возможность рефинансирования в национальном банке.

    Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконт­ной и ломбардной политики принимает также меры селектив­ного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем ус­тановления определенных контингентов, т.е. лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерче­ским банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в ФРГ, если переучетные контингенты обычно уста­навливаются на полгода, то в виде исключения переучет вексе­лей Экспортного банка и Общества по финансированию про­мышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю тор­говлю страны.

    Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижа­ет объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В свя­зи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбард­ной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату Мз).

    Учетная и ломбардная политика выполняет также так назы­ваемую сигнальную функцию, когда кредитные институты рас­сматривают снижение официального дисконта как ориентацию на проведение политики кредитной экспансии, а повышение — как ожидание политики кредитной рестрикции. Однако круп­ные банки могут часто вслед за центральным банком не изме­нять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую кли­ентуру.

    В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк, на­чиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, т.е. установления контингента рефинансирования индивидуаль­но для каждого кредитного учреждения или группы банков.

    Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка — это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

    Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.

    Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке "делал деньги редкими". Таким образом, ис­кусственно создается положение, при котором повышение про­цента оправдано или становится необходимым. Механизм дейст­вия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских ак­цептов и других кредитных обязательств.

    Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки уста­навливаются центральным банком дифференцированно, в зави­симости от срочности государственных ценных бумаг.

    Воздействие центрального банка на денежный рынок и ры­нок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредит­ным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями — с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковре­менным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

    Таким образом, операции на открытом рынке — это наибо­лее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных воз­можностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным бан­ком в период роста дефицитов федеральных и местных бюдже­тов.

    Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

    Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция). Что же касается нетрадиционных методов проведения политики на открытом рынке, то следует отметить рост объема операций с правом последующего выкупа на открытом рынке ФРГ, Ита­лии, Ирландии, Португалии и с конца 80-х годов — во Фран­ции.

    Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения, т.е. по одинаковой процентной ставке, либо на основе американской системы — дифференцированно в зависимости от кредитного института.

    Политика обязательных, или минимальных, резервов. Исто­рически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Как метод денежно-кредитного регулирования эко­номики эта политика является "административным" и наибо­лее действенным методом влияния центрального банка на наличноденежный объем ресурсов банков и их кредитные воз­можности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на откры­том рынке.

    Требования минимальных резервов используются практиче­ски во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются сущест­венные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, напри­мер, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.

    Сущность этой политики заключается в установлении цен­тральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.

    В некоторых странах установление норм обязательных резер­вов происходит на основе переговоров между центральным бан­ком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидер­ландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны  во многих странах в счет минимальных резервов засчитыва­ются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве компетенции предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнитель­ное рефинансирование путем переучета векселей. В разных странах Запада наблюдаются существенные разли­чия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расче­те минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассив­ной стороне баланса. В некоторых случаях при определении величины минималь­ных резервов учитываются и межбанковские обязательства.

    В целом можно отметить существенную разницу между став­ками по минимальным резервам в различных странах. Так, на­пример, Банк Англии установил для кредитных институтов став­ку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует ми­нимальные резервы как инструмент денежно-кредитной полити­ки. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными.

    В ряде случаев кредитные институты освобождаются от со­блюдения обязательств по минимальным резервам. Так, напри­мер, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обя­зательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения.

    Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств.

    В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обяза­тельствами, определенными заданной величиной развития де­нежной массы, и депозитами, включенными в расчет минималь­ных резервов.  Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам рас­пространялись только на банки — члены этой системы. Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики.

    Валютная политика- это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере  международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Она направлена на решение главных за­дач "магического многоугольника": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и ин­фляции, поддержание равновесия платежного баланса. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее собой деятельность государства, направленную на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностя­ми. Валютное регулирование используется государством в каче­стве одного из важнейших инструментов экономической поли­тики с целью воздействия на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны. Механизм регулирования валютного курса имеет особо важ­ное значение в процессе регулирования валютно-кредитных от­ношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта ФРГ приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.

    Формы и методы проведения валютной политики зависят от конкретных условий развития экономики, состояния платежных балансов, международных отношений, а также внутренней и внешней политики государства.

    В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменения парите­тов (девальвации и ревальвации), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика, а также разновидность последней — валют­ная интервенция.

    Дисконтная, или учетная, политика центрального банка, как указывалось выше, оказывает влияние не только на внутреннюю политику, но и на состояние платежного баланса и валютного курса через воздействие на международное движение капиталов.

    В нынешних условиях снижается эффективность дисконт­ной, или учетной, политики, так как, во-первых, для нее харак­терно противоречивое воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Во-вторых, проведение дисконтной политики США в начале 80-х годов, направленной на привлечение капиталов из-за границы путем взвинчивания официального дисконта до не­бывало высокого уровня (21,5%), оказывает отрицательное влия­ние на платежные балансы других Промышленно развитых стран и противоречит их национальным интересам.

    Как субъект валютного регулирования центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз): в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает ино­странную валюту в обмен на национальную.  [2]


     

    2 Место и роль в ней коммерческих банков

    2.1 Понятие коммерческого банка и его организационное устройство


    Банк- это  кредитная  организация, имеющая  исключительное  право  осуществлять  в  совокупности  следующие  банковские  операции: привлечение  во  вклады  денежных  средств  физических    и  юридических  лиц,  размещение  указанных  средств  от  своего  имени  и  за  свой  счет  на  условиях  возвратности,  срочности,  открытие  и  ведение  банковских  счетов  физических  и  юридических  лиц.

    Основное  назначение  банка- посредничество  в  перемещении  денежных  средств  от  кредиторов  к  заёмщикам  и  от  продавцов  к  покупателям.  Банки  как  субъекты  финансового  риска  имеют  два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

    Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

    Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед  юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т. п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как  инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов     и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

    Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений). В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности», принятом 3 февраля 1996г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам  и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств  за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п.

    В Российской Федерации все кредитные организации банковского типа подразделяются

    на два вида: собственно банки и небанковские кредитные организации. 

    Под кредитной организацией в широком смысле слова понимается  юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения  (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные  законом.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.