МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитная политика коммерческого банка

    Кредитная политика коммерческого банка

    Введение


    Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. Но в то же время в Казахстане долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей), и поэтому банк (в то время Госбанк СССР) не мог проводить полноценную кредитную политику. Поэтому перед казахстанскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности. Они должны научиться управлению кредитными операциями таким образом, чтобы они приносили максимально возможную доходность, но в то же время банки должны стремиться снизить кредитные риски, которые непосредственно связаны с проведением кредитных операций.

    Целью дипломной работы является раскрытие сущности кредитной политики коммерческого банка.

    В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:

    - Раскрыть теоретические основы кредитной политики коммерческих банков;

    - Рассмотреть элементы кредитной политики;

    - Дать классификацию банковских кредитов;

    - Изучить организацию кредитования АО «Банк Каспийский»;

    - Определить принцип кредитования заемщиков и порядок подготовки и прохождения документов при предоставлении банковской ссуды;

    - Определить современные формы и методы кредитования;

    - Дать краткую характеристику КФ АО «Банк Каспийский»;

    - Провести анализ кредитной деятельности КФ АО «Банк Каспийский»;

    - Изучить анализ финансовых результатов КФ АО «Банк Каспийский»;

    Объектом исследования является кредитные учреждения республики Казахстан.

    Предметом исследования является кредитная деятельность коммерческого банка.

    Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

    В первой главе раскрываются теоретические основы кредитной политики коммерческих банков. Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.

    Во второй главе рассматривается организация кредитования АО «Банк Каспийский», его деятельность. Банки в процессе кредитования обязаны всемерно содействовать формированию рыночных отношений, повышению эффективности общественного производства, укреплению экономики и финансов республики, ограничению необоснованного роста денежной массы в обращении, предотвращению инфляционных процессов и укреплению национальной валюты – тенге.

    В третьей главе кредитная политика КФ АО «Банк Каспийский» в частности кредитная деятельность. Филиал наделяется Банком движимым и недвижимым имуществом; имеет наименование, полностью совпадающее с наименованием Банка, единый с Банком баланс, субкорреспондентские счета в соответствующем областном управлением (филиале) Национального Банка РК и Банке; печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках; а также эмблему (фирменный знак) Банка, зарегистрированный в установленном законом порядке; приобретает от имени Банка личные имущественные и неимущественные права и несет обязанности; выступает от имени Банка истцом или ответчиком в судебных органах и общественных организациях, а также осуществляет другие действия, в пределах полномочий предоставленных ему Банком и не противоречащие действующему законодательству РК.

    В работе использованы как отечественные так и зарубежные авторы, в частности Сейткасимов Г.С., Нурсеитов А.А., Нуреев Р.М., Пономарев В.А., Жуков Е.Ф., Миловидов В.Д., Хомрес К., Дж. Хорис.

    Проблема разработки эффективной кредитной политики коммерческого банка исследовалась многими экономистами, как отечественными, так и зарубежными, в частности Сейткасимов Г.С., Нурсеитов А.А., Нуреев Р.М., Пономарев В.А., Жуков Е.Ф., Миловидов В.Д., Хомрес К., Дж. Хорис. Ими написан ряд статей, в которых исследуется эта проблема.

    При написании дипломной работы использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические данные, отчетность банка и предприятий, работы отечественных и зарубежных авторов.



    1 Теоретические основы кредитной политики коммерческих банков


    1.1 Факторы, определяющие кредитную политику


    Как и во всех государствах постсоветского пространства, в Казахстане уже более шести лет существует двухуровневая банковская система, однако ее влияние на экономическое положение республики далеко от желаемого. Главная причина сложного положения в банковской системе связана с тем, что большинство бывших государственных банков получили коммерческий статус, сохранив многочисленные проблемы, приобретенные еще в условиях командно-административной экономике. Непосредственная банковская деятельность осуществляется все еще монополизированной государственной собственностью, слабой приватизации, непоследовательных ценовой и налоговой политик, составляющих новые экономические отношения. В нынешней банковской системе отразились недостатки несовершенства и грубые помехи и законодательных и других нормативных актах, предопределяющих комплекс мер, средств и методов стоящих перед банками целей, последовательности и этапности реализации банковской реформы.

    Несмотря на правовые и экономические регуляторы, современная сеть денежно-кредитных учреждений функционирует в двух, фактически не взаимодействующих плоскостях. При этом Национальный Банк пытается решать денежные проблемы на макроуровне, применяя для этого меры государственного регулирования работы низового звена, не учитывающее специфику нынешнего переходного периода, а коммерческие банки в основном руководствуются квазирыночными регуляторами, во многом игнорируя сегодня макроэкономические задачи.

    С нашей точки зрения, самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской сети на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макросодержанием», при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.

    В это же время анализ факторов формирования нынешних коммерческих банков дает основание утверждать, что большинство их них продолжает решать проблемы конкретной, так называемой микроэкономики, отдавая им предпочтение перед макроэкономическими задачами ввиду непонимания и неприятия важности более общих задач, несовершенства наших законов и практического отсутствия концепции, организационных форм и возможностей надзора за деятельностью коммерческих банков. Наибольшее беспокойство в их деятельности выказывает непонимание существа, целей и задач коммерческого банка, выражающего в отсутствии четко сформулированной и явно обозначенной стратегии развития. Расчет ведется на сиюминутную выгоду, что диктует необходимость получения доходов сразу же и любой ценой, чаще всего за счет своих клиентов.

    Наличие комплекса монополизированного мышления у бывших государственных банковских структур, с одной стороны, и преобладание чисто коммерческих, зачастую несвойственных банкам функций и операций у вновь образованных коммерческих банков, с другой стороны, дает повод утверждать, что тем самым выхолащивается суть банка как важного звена в цепи взаимосвязанных экономических институтов.

    Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.

    Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выбранных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важные внешние регуляторы - рыночные и государственные. Поскольку рынок в стране только формируется, влияние с ним таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а так же перед обществом. Тем самым комплекс мер косвенного государственного регулирования по своей идее повторяющей механизм влияния на систему коммерческих банков с развитой рыночной экономикой, практически не сказывается на деятельности казахстанских коммерческих банков [16, c.78].

    С нашей точки зрения, эффект от государственного регулирования деятельности коммерческих банков в сочетании с другими регуляторами экономического развития, и прежде всего, с разумной им извещенной налоговой и ценовой политикой. К тому же государственное регулирование деятельности коммерческих банков требует серьезного организованного подкрепления в виде адекватной изменившимся задачам системы органов государственного и банковского надзора.

    По нашему мнению, на основе правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из них должен найти место в ней, в противоречивых процессах взаимодействия процессах при решении целевых задач накопления, производства, обращения и потребления, используя их коммерческого и социального эффекта все имеющиеся средства.

    Для большинства коммерческих банков в настоящее время характеристика явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур, универсализация деятельности коммерческих банков представляется главной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, процессов приватизации, формирование реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка на повестку дня встанет вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Такие поиски будут вынуждать многие банки к глубокой перестройке своей деятельности. Желательно уже сейчас прогнозировать вероятность появления таких рыночных законодательных предпосылок, которые окажут самое существенное влияние на возможные перемены в направленности из развития.

    Коммерческие банки – это неотъемлемая составная часть всей банковской системы, призванная на макроуровне решать макроэкономические задачи осуществления кредитно-денежного обращения, обеспечение движения полноценных денег, специфическими банковскими методами содействовать развитию народнохозяйственного комплекса. Обладая значительными по размерам собственным капиталом, в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, т.е. самым непосредственным образом влиять на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определить перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развитие различных форм участия.

    Основным средством придания банкам их подлинной роли является формирование в обществе правильного рыночного понимания категории коммерческого банка и создание для этого комплекса регуляторов, позволяющих удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизм саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четкой продуманной и обоснованной стратегии их развития.

    Основным средством придания банкам их подлинной роли является формирование в обществе правильного рыночного понимания категории коммерческого банка и создание для этого комплекса регуляторов, позволяющих удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизмы саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четкой продуманной и обоснованной стратегии их развития.


    1.2 Элементы кредитной политики


    Капитал банка выполняет функции средств для начала деятельности банка, получение и поддержки доверия клиентов и функции защиты от банкротства, средства для дальнейшего роста банка и развития новых услуг. Капитал служит регулятором роста банка, приводящим в соответствие требованиям финансовых институтов рост активов и пассивов банка, создает условия для укрепления жизнеспособности банка [25, c.167].

    Финансовые институты и партнеры банка требуют, чтобы темпы роста активов и пассивов были адекватны размеру собственного банка. Капитал – это последний рубеж против банкротства. Собственный капитал банка равен разнице между чистыми активами и обязательствами банка.

    Основными составляющими капитала являются оплаченный уставной капитал (минимальный первоначальный капитал для открытия банка установлен НБРК в размере не менее 300 млн тенге), фонды банка, образованные за счет прибыли, нераспределенная прибыль.

    При этом любое участие в капитале других хозяйствующих субъектов (акций, облигаций) уменьшает размер капиталов банка. Реальная стоимость фиксированных активов в РК значительно ниже балансовой, поэтому для большей объективности оценки капитала необходимо произвести вычет из стоимости фондов банка той части стоимости основных средств, которая обеспечена на рынке.

    Существуют внутренние и внешние источники увеличения капитала банка. К внутренним можно отнести прибыль, оставшуюся в распоряжении банка и выплачиваемые акционерам дивиденды, если они образуются в качестве дополнительных взносов в уставной фонд.

    Размер нераспределенной прибыли определяется в соответствии с дивидендной политикой банка. Чрезмерно высокая доля дивидендов, выплачиваемых акционерам в пределах допустимой нормы, не способствуют росту капитал. Акционеры заинтересованы в получении большего дохода. Можно после налогов на выплату дивидендов направить 80% прибыли, но заключить при этом с акционерами договора о реинвестировании дивидендов в уставной капитал стабильные ставки по дивидендам делает банк привлекательным для старых акционеров, а также открывает возможности выпуска и реализации новых акций. Снижение ставок по дивидендам является не популярной мерой. Затрудняющей привлечение новых инвестиций в капитал, а также снижающей рыночную стоимость акций банка. Увеличить капитал за счет внешних источников можно за счет продажи обыкновенных и привилегированных акций; за счет эмиссии капитальных долговых обязательств; продажи активов, основных средств и аренды их у новых владельцев на условиях последующего выкупа. Такие операции усиливают капитальную позицию банка за счет роста доходов, взносов в уставной капитал ценных бумаг третьих лиц. Последнее не предусмотрено законодательством РК, но для стимулирования фондового рынка целесообразно допустить такое участие в капитале для корпоративных капитализированных хозяйствующих субъектов.

    Тем не менее все эти способы – разовые. Наиболее реальным стабильным и автономным способом увеличения капитала является рост прибыли, т.е. внутренний источник.

    Позитивным и основным фактором, влияющим на капитал, является прибыль банка. Рост прибыли позволяет наращивать капитал путем реинвестиции в капитал банка или путем формирования фондов. Поэтому основная цель банковского менеджмента – обеспечение постоянного роста прибыли при сохранении ликвидности и адекватности капитала.

    Таким образом, основная задача банковского регулирования – координация работы банка путем постоянного контроля за состоянием портфеля банка и принятия мер по улучшению структуры активов, пассивов. Этот процесс может быть определен как операционная стратегия банка, построение которой в значительной мере зависит от размера и структуры капитала банка.

    Существует несколько способов оценки собственного капитала банка: по общепринятым принципам бухучета, по регулятивным принципам согласно положению о пруденциальных нормативах, принятых НБРК и альтернативным способом.

    Рассмотрим различные способы оценки собственного капитала на примерах.

    Капитал-брутто равен оплаченному уставному капиталу плюс премии по акциям, фонды, резервы банка, нераспределенная прибыль, превышение доходов над расходами текущего периода; минус прибыли прошлых лет, превышение расходов над доходами текущего года, нематериальные активы, участие в капитале других юридических лиц.

    По пруденциальным требованиям НБРК:

    Капитал первого уровня равен оплаченному уставному капиталу плюс премии по акциям, фонды, резервы банка, нераспределенная прибыль отчетного периода: минус убытки прошлых лет, превышение расходов над доходами текущего года, нематериальные активы, участие в капитале других юридических лиц, предстоящие расходы по формированию провизии по сомнительным и безнадежным активам.

    Капитал второго уровня составляют превышение доходов над расходами текущего периода плюс переоценка основных средств и ценных бумаг, общие резервы (провизии) в допустимых пределах – субординированный долг в пределах 50% от капитала первого уровня.

    Совокупный капитал равен капталу первого уровня плюс капитал второго уровня.

    Альтернативный способ. Капитал – брутто равен чистым активам банка плюс обязательства (привлеченные средства).

    Собственные средства – нетто равны собственным средствам – брутто минус иммобилизация средств [50, c.74].

    Фиксированные активы негативно влияют на капитал, поэтому существует ограничение для роста фиксированных активов (не более 5% от совокупных активов банка). Второй негативный фактор – убытки. Третий негативный фактор – провизии на возможные убытки при банковской деятельности, создаваемые по безнадежным активам, и прежде всего по ссудному портфелю, свыше определенной нормы, к примеру, свыше 3% от активов. По действующему в республике положению, поставленному в соответствие с международными стандартами, классификация активов выполняется по следующим критериям, установленным НБРК: соблюдение заемщиком сроков платежей, устойчивое финансовое состояние заемщика, позитивная кредитная история заемщика, степень надежности и ликвидности обеспечения.

    Классификация активов банка с учетом степени риска. Взвешивания активов производится следующим образом. Активы банка могут быть сгруппированы по степени риска с соответствующей ставкой взвешивания (0,% 5%, 20%, 50%, 100%).

    К первой группе относятся активы без риска. Это кассовые активы в виде наличности или на корреспондентских счетах в Национальном Банке и в центральных банках стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), драгоценные металлы, государственные ценные бумаги республики и надежно обеспеченные кредиты и кредиты и надежно обеспеченные кредиты и кредиты правительству. Ко второй группе риска могут быть отнесены счета в первоклассных банках стран членов ОЭСР, государственные ценные бумаги отдельных стран. В третьей группе корреспондентские счета в банках стран – членов ОЭСР. К группе активов, риск которых оценивается в 50% могут быть отнесены корпоративные ценные бумаги первоклассных клиентов или кредиты, обеспеченные такими бумагами. К последней группе относятся активы имеющие стопроцентный риск: это наличность в банках, не являющихся членами ОЭСР.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.