МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коммерческие банки как фундамент кредитной системы

    В обеспечение по данному виду кредита банк оформляет залог объектов недвижимости, поручительства граждан РФ, имеющих постоянный источник дохода, заклад ценных бумаг, эмитентом которых является Сберегательный банк России (акции, сертификаты, простые процентные и дисконтные рублевые (валютные) векселя).

    Рассмотренная нами классификация банковских ссуд, ее критерии неизбежно взаимосвязаны с принципами кредитования. Непременным требованием современной системы кредитования является требование целевого характера кредита, полноты и срочности возврата ссуд, их обеспеченности. К общеэкономическим принципам кредитования относится принцип дифференцированности, который выражает неодинаковый подход банка как субъекта, объекта, так и к обеспечению ссуд.

    В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижение риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций [12, 152]


    2. Перспективы развития системы кредитования российскими коммерческими банками

     

    Кредитная политика, проводимая современными коммерческими банками, находится под влиянием многих факторов, определяемых особенностями экономической и политической ситуации в России. Под влиянием этих же факторов складываются и особенности механизма кредитования и выстраивания кредитных отношений банков и торговых организаций, которые со временем и изменением экономических условий развиваются и приобретают новые особенности.

    Перспективы развития ныне действующего механизма кредитования торговых организаций целесообразно рассмотреть на основе анализа теоретических основ его функционирования и зарубежного опыта его использования, путем их сопоставления с действующей практикой организации и применения этого механизма российскими коммерческими банками.

    Важной задачей каждого коммерческого банка является соблюдение определенных требований при формировании состава клиентуры. От обоснованного, целесообразного подбора клиентуры и правильных взаимоотношений с ней во многом зависит рентабельность работы банка в целом и прибыльность его кредитных операций в частности, а конкретно - уменьшение риска невозврата предоставленных в кредит денежных средств. Подтверждает это и все возрастающая роль заемщика как элемента механизма банковского кредитования, поэтому совершенствованию оценки данного фактора кредитного риска необходимо уделять максимальное внимание на этапе предварительного рассмотрения кредитной заявки.

    Значение успешного решения этой задачи возрастает в связи с тем, что существуют ограничения в стремлении каждого современного банка к расширению клиентуры как предпосылки увеличения кредитных вложений и роста прибыли банка. Ограничения эти обусловлены необходимостью соблюдения нормативов достаточности собственного капитала, что сдерживает в целом возможности увеличения кредитных вложений, и соблюдения предельного размера риска в отношении отдельных заемщиков. Кроме того, расширение клиентуры ограничивается наличием все более растущей конкуренции на банковском рынке.

    Все это побуждает банки к оптимизации состава своих клиентов, в том числе и среди торговых организаций, а для этого необходимо иметь четкие критерии и разработанную методику для определения финансового состояния и кредитоспособности торговой организации - заемщика.

    Традиционно, для того чтобы оценить финансовое положение предприятия той или иной отрасли, сопоставляют соответствующие показатели с нормативными или критическими.

    На Западе анализу состояния фирм уделяется главное внимание, и с этой целью при рассмотрении значений коэффициентов конкретной фирмы рекомендуется сравнивать их с ее же более ранними показателями и со средними показателями для отрасли, к которой фирма относится. Так, фирма Dun and Brand-street ежегодно готовит сборник "Industry and Key Business Rations", содержащий балансовые показатели и рассчитанные на их основе коэффициенты по 800 отраслям экономики США (определены Стандартным промышленным классификатором). Аналогичные сборники издаются фирмой и по другим странам.

    При финансовом анализе российских торговых организаций реализовывать эти рекомендации затруднительно. Сравнение же со своими более ранними показателями зачастую нереально из-за постоянных изменений правил налогового законодательства, нормативных актов, регулирующих деятельность организаций; а сравнение показателей анализируемой организации с нормативными значениями для торговли вообще невозможно в связи с отсутствием такой информации. Как это известно, большинство заемщиков банков являются торговыми организациями, но далеко не все они являются первоклассными заемщиками. Поэтому в целях определения перспектив и путей совершенствования торговых организаций, как одного из элементов механизма банковского кредитования, банкам необходимо предложить эффективную систему оценки и распознавания торговых организаций в части их кредитоспособности и финансового состояния. Именно для торговых предприятий можно предложить следующую систему.

    Деятельность предприятия включает две взаимосвязанные стороны: хозяйственную и финансовую. Результат хозяйственной деятельности торговой организации оценивается с помощью такого показателя, как товарооборот, результат финансовой деятельности - с помощью показателя прибыли (убытка). Каждый из них формируется под влиянием ряда факторов. На товарооборот, в частности, влияют товарные запасы, трудовые ресурсы и материально-техническая база. Каждый из указанных видов ресурсов характеризуется количественными (экстенсивными) и качественными (интенсивными) показателями.

    Торговые организации стремятся сегодня использовать кредитные ресурсы для расширения масштабов деятельности. Это будет эффективно исключительно в случае, если, во-первых, уровень рентабельности организации выше процентной ставки за пользование кредитом и, во-вторых, если торговая организация сможет эффективно использовать дополнительные кредитные ресурсы, получив адекватную дополнительную прибыль.

    При разработке собственной методики для обеспечения возможности использования ее на практике важное значение имеют выбор исходных количественных признаков (показателей) и упорядочение их совокупности. Ключевым является вопрос - какой должна быть логика построения исходной матрицы, или как упорядочить исходные признаки. От того, насколько правильно произведены выбор и упорядочение исходных признаков, зависит достоверность выводов, сделанных в процессе анализа, а также значение обобщающего (синтетического) показателя эффективности.

    Совокупность исходных признаков может варьироваться в зависимости от уровня управления организацией и цели исследования. Поскольку в нашем случае целью является оценка кредитоспособности заемщика на основе обобщающей оценки эффективности всей его деятельности, то в совокупность исходных признаков следует включить все основные показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты деятельности.

    Характерно, отмечает проф. У.И. Мересте, что при вполне бездиспропорционном повышении эффективности более конечные исходные параметры должны расти быстрее, чем менее конечные. В этой связи важное значение приобретают классификация исходных признаков и отнесение их к ресурсам (рабочая сила, основные средства, торговая площадь), к затратам (издержки обращения, рабочее время, заработная плата) и конечным результатам (прибыль, товарооборот). Ресурсы всегда связаны с определенным моментом времени (например, началом или концом месяца, квартала, года). На основании данных, характеризующих ресурсы, можно построить моментный ряд. Затраты всегда связаны с некоторым интервалом (периодом) времени, и из данных, характеризующих затраты, можно составить интервальный ряд. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты деятельности. Следовательно, располагаясь между ресурсами и конечными результатами, затраты находятся значительно ближе к конечным результатам, чем ресурсы.

    Исходя из того, значения каких показателей должны расти быстрее с увеличением общей эффективности, при группировке и упорядочении исходных признаков можно использовать следующую схему (стрелка указывает на увеличение темпа роста):


     

    Соблюдение указанного принципа (назовем его принципом "РЗР") позволит избежать волюнтаризма при ранжировании исходных показателей, наблюдаемого иногда даже у теоретиков рассматриваемого метода анализа.

    Определив исходные признаки и их взаимосвязь, можно начинать создание самой методики построения исходной матричной модели торговой организации на примере пяти показателей (прибыль, товарооборот, торговая площадь, среднесписочная численность сотрудников, издержки обращения). При этом следует отметить, что включать показатель товарных запасов в исходные признаки не стоит, не смотря на их необходимость для нормального функционирования любой торговой организации. Запасы, потенциально обеспечивающие оптовый и розничный товарооборот, фактически не участвуют в обращении, то есть их образование (наращивание) означает приостановку товарного обращения. Если в течение отчетного периода товарные запасы увеличились, то это указывает на то, что часть товаров была использована для наращивания запасов, а не для увеличения товарооборота.

    При определении взаимного распределения показателей внутри отдельных групп исходим из общетеоретических соображений. Поскольку прибыль является конечным финансовым показателем, то ее темп роста должен быть выше, чем темп роста товарооборота. В условиях постоянного развития технологий и совершенствования организации труда торговая площадь, обслуживаемая (приходящаяся) одним сотрудником, должна увеличиваться.

    Значит, скорость увеличения торговой площади должна превышать скорость увеличения среднесписочной численности сотрудников.

    На основе вышесказанного можно сформулировать необходимое условие эффективности работы торговой организации - заемщика, позволяющее использовать полученные кредитные ресурсы и вернуть кредит и проценты за пользование им:

     

    Тп > Тр > Ти > Тс > Тч;

     

    где Тп - темп роста прибыли;

    Тр - темп роста товарооборота;

    Ти - темп роста издержек обращения;

    Тс - темп роста торговой площади;

    Тч - темп роста среднесписочной численности сотрудников.

    Можно использовать как прямой, так и косвенный методы анализа денежного потока. При прямом анализе выделяют три вида деятельности:

    1) текущая, связанная с торговлей и реализацией продукции, товаров, услуг;

    2) инвестиционная, включая капитальные вложения, покупку и реализацию основных средств (магазинов, складов), оборудования (витрин); и 3) финансовая, связанная с операциями с денежными средствами. Наибольшее значение имеет текущая торговая деятельность, поскольку именно здесь должен быть основной денежный приток, а наличие оттока говорит о серьезных проблемах и высоком кредитном риске. Эффективность управления в торговых организациях тесно связана со способностью торговой организации управлять своими оборотными средствами.

    Общий денежный поток представляет собой чистые денежные средства и складывается из денежных потоков по каждой из выделенных сфер деятельности. При анализе косвенным методом изменения движения денежных средств сводятся к изменениям активов и пассивов баланса. Все движение средств делят на приток и отток. Приток средств состоит из увеличения прибыли, амортизации, кредиторской задолженности, прочих пассивов и высвобождения средств из запасов, дебиторской задолженности, основных средств. Отток средств включает в себя уплату налогов, процентов, штрафов, дивидендов, кредитов, вложения в основные фонды, дебиторскую задолженность, запасы, уменьшение прочих пассивов и отток акционерного капитала. Разница между притоком и оттоком составляет чистый денежный поток.

    При его расчете необходимо учитывать различное влияние изменений одного и того же вида актива или пассива на величину общего денежного потока и принимать во внимание все изменения по статьям за исследуемый период. Для определения влияния сравнивают остатки по статье на начало и конец периода, рассчитывают итоговый прирост или уменьшение и, в зависимости от того, какой это элемент: оттока или притока, его вычитают или прибавляют при расчете общего чистого потока. Иногда целесообразно разделение элементов притока и оттока средств на блоки по сферам управления торговой организацией. Среди таких блоков можно выделить управление прибылью, управление налогами, инвестициями и кредитами, управление запасами и расчетами, управление капиталом и управление обязательствами.

    Полученный денежный поток сравнивается с суммой долговых обязательств, и на основе размера его превышения заемщику присваивают балл кредитоспособности.

    В целях упрощения применения описанных выше способов анализа на практике возможно предложить банкам проводить их на основе имеющихся оперативных данных об оборотах денежных средств торговых организаций по их счетам. При этом следует учитывать, что при рассмотрении этих данных, в том числе и с помощью показателя оборачиваемости, возникают определенные сложности. Расчет показателя денежного потока (оборачиваемости) по расчетному и ссудному счету торговой организации следует производить путем деления средней величины остатка за соответствующий период на величину среднедневного оборота. При этом величина оборота определяется по данным о его завершении: по расчетному счету - это оборот не по поступлению средств (как это обычно сегодня бывает в банках), а по их расходованию, а по ссудному счету - не по предоставлению ссуды, а по ее погашению. Показатели оборачиваемости следует рассматривать в динамике, что позволит более обоснованно судить о происходящих изменениях в деятельности заемщиков.

    Нельзя забывать, что в современных условиях использование данных об оборотах по счетам торговой организации при всей их полезности не может дать надежную, исчерпывающую характеристику всех сторон ее деятельности, поскольку, с одной стороны, имеют место расчеты без осуществления денежных оборотов (векселя, бартер, зачеты), а с другой стороны, торговые организации могут иметь счета в других банках, поскольку их количество сегодня не ограничено. Поэтому только применение в комплексе указанных методов определения кредитоспособности заемщика позволяет полно оценить торговую организацию, проверить результат, полученный при анализе другим методом, и выявить элементы, не получившие ни в одном из них отражение. Дополняя друг друга, анализ финансовых коэффициентов позволяет оценить общее финансовое состояние торговой организации и выяснить потенциальные возможности погашения кредита, то есть кредитоспособность как более долгосрочное понятие, тогда как анализ денежного потока - это анализ реальных денежных средств, как остатка на счетах, в кассе и других, то есть того, чем в данный момент может быть погашен кредит, - иными словами, мгновенной платежеспособности торговой организации: возможности погашения кредита в каждый данный момент времени.

    В нынешних российских условиях использование комплексного метода является наиболее актуальным, поскольку ситуации, когда в целом ликвидный заемщик не может на дату погашения кредита расплатиться с кредитором по задолженности в результате неплатежей, встречаются достаточно часто. Это особенно касается торговых организаций в силу специфики торгового бизнеса и непосредственной их зависимости от вероятности поступления средств от контрагентов.

    Однако выполнение кредитных обязательств зависит не только от возможностей торговой организации погасить кредит, но и от ее желания отвечать по своим финансовым обязательствам. Нежелание компании платить по долгам обычно создает ряд операционных рисков в связи с возможностью различных юридических ухищрений и может привести к невозврату задолженности в целом кредитоспособной торговой организацией. То есть при слабости правовой системы возврат кредита зависит исключительно от добросовестности заемщика. Поэтому оценке делового риска банкам необходимо уделять не меньше внимания, чем анализу кредитоспособности на основе коэффициентов и денежных потоков. Тем более что финансовая отчетность часто носит сегодня необъективный характер.

    При неблагоприятных обстоятельствах (кризисная ситуация в компании или в экономике), особенно когда сама способность к исполнению всех обязательств ставится под угрозу, желание расплатиться по долгам или начать открытые переговоры с банком о реструктуризации этих долгов целиком и полностью зависят от морально-этических принципов торговой организации и перспектив на сохранение бизнеса.

    Индикатором поведения торговой организации в экстремальных условиях служит степень ее прозрачности в нормальных условиях. Косвенным показателем общей реакции крупной торговой организации на стресс служит ее реакция на стрессовые ситуации с клиентами, сотрудниками, контрагентами.

    На поведение торговой организации может влиять сразу несколько сторон. По мнению автора, их можно расположить по убыванию степени влияния: руководство организации, держатели контрольного пакета акций, миноритарные акционеры, держатели долговых обязательств, сотрудники, клиенты, контрагенты и "общество" в широком смысле этого слова.

    На практике значение может иметь не только абсолютное количество баллов, набранное в итоге торговой организацией, а ее положение относительно других. Поэтому необходимо все-таки использовать принцип расчета среднеотраслевого показателя и принцип базы данных, описанные ранее для оценки кредитоспособности на основе коэффициентов и матрицы.

    Подводя итог перспективам развития анализа кредитоспособности торговых организаций, следует отметить, что представляется необходимым применение комплексного анализа кредитоспособности, включая анализ финансовых показателей, денежных потоков и делового риска. Это поможет более эффективно отбирать торговые организации как субъекты механизма кредитования и будет способствовать расширению кредитоспособной клиентской базы, хеджированию и росту эффективности кредитования в целом, что в свою очередь способствует увеличению прибыли и развитию кредитных отношений.

    Для получения реальных результатов предложенные методики анализа необходимо использовать на практике, тогда как российское законодательство не устанавливает обязанность банков проверять кредитоспособность клиента. В действующих актах содержатся лишь рекомендации уделять больше внимания такой оценке.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.