Функции и операции РКЦ
p> При отсутствии или недостаточности средств на корреспондентском счете
банка ему может быть предоставлен централизованный кредит для осуществления
безотлагательных платежей с разрешения руководителя Главного
территориального управления Банка России. Право на получение такого кредита
имеют коммерческие банки, соблюдающие установленные Центральным банком РФ
экономические нормативы и выполняющие обязательные резервные требования. Выверка расчетов по корреспондентскому счету коммерческого банка в РКЦ
производится ежемесячно на основании ведомостей проверки состояния
расчетов. Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков и по собственным
операциям осуществляются через счета МФО. На балансах расчетно-кассовых
центров и учреждений Центрального банка РФ открываются счета для учета МФО.
Средством межфилиальных расчетов является авизо по МФО. Авизо оформляются и
отправляются РКЦ в адрес другого РКЦ для завершения МФО. РКЦ, начавший
операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом «А», а
принявший авизо к ответному проводу - филиалом «Б». РКЦ, начавший провод,
получает от вычислительного центра авизо и перечни к ним. Комплект авизо
изготавливается в трех экземплярах. Никакие исправления в авизо не
допускаются. Контроль за правильностью совершения расчетных операций
осуществляет РКЦ. РКЦ после проверки полученных от вычислительного центра
авизо и перечней к ним подписывает первый экземпляр авизо, заверяет его
оттиском своей печати и вместе с полученными от коммерческих банков
расчетными документами и их списками направляет в филиал «Б» РКЦ. Второй и
третий экземпляры авизо остаются в филиале «А» РКЦ для наведения справок и
отчетности. РКЦ филиал «Б», получив авизо, проверяет правильность их
составления и оформления, правильность перевода ключа, а также проверяет,
относятся ли полученные авизо к данному РКЦ и обслуживаемому в нем
учреждению банка. Факт проверки подтверждается подписями работников РКЦ. На
авизо проставляется дата ответного провода. Не относящиеся к данному РКЦ
авизо немедленно отправляются по надлежащему адресу без регистрации и
провода, о чем сообщается РКЦ, выдавшему авизо. Поступившие в РКЦ авизо
подбираются по номерам корреспондентских счетов коммерческих банков и
регистрируются в журналах-описях, которые составляются в двух экземплярах.
РКЦ филиалы «Б» должны давать ответные проводки на всю сумму адресованных
им правильно оформленных авизо. Считаются дефектными и не подлежат проводке
до получения подтверждения от филиала «А» авизо, не имеющие шифра (если
таковой требуется по характеру операции), с неправильным шифром, без
оттиска печати, не подписанные в установленном порядке. Дефектными
считаются сводные авизо, если итог перечня к ним не соответствует сумме
авизо или подсчет частных сумм в перечне расходится с их итогом, записи в
перечне имеют расхождения с приложенными к ним документами, а также когда в
перечне отсутствуют подпись и оттиск печати. Дефектные авизо регистрируются
в отдельной тетради с указанием реквизитов авизо и сущности дефекта. Записи
в тетради визируются главным бухгалтером. По поводу дефектов в авизо филиал
«Б» немедленно посылает запрос филиалу «А». Ответные письма филиала «А»
должны иметь оттиск печати, а телеграфные ответы - шифр. О дате ответного
провода дооформленных дефектных авизо в тетради делается отметка. Дефектные
авизо по операциям, не вызывающим сомнения, могут быть приняты РКЦ филиалом
«Б» к проводу, в порядке исключения, с разрешения главного бухгалтера с
последующим получением подтверждения РКЦ филиала «А». Контроль за
совершением ответных операций в РКЦ филиале «Б» по выданным им авизо
осуществляет РКЦ филиал «Б» путем квитовки сумм авизо, направленных
филиалом «А» в филиал «Б», указанных в табуляграммах, составляемых на
основе отчетности РКЦ филиалов «А», с суммами фактически полученных и
проведенных в учете авизо. В настоящее время квитовка осуществляется
программным путем на ЭВМ. Концепция развития расчетной сети Банка России. Создание в соответствии со Стратегией развития платежной системы в
начале следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов,
работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения
современной системы передачи и обработки учетно-операционной информации,
основывающейся на принципиально новой программно - технической платформе и
телекоммуникационно-информационной среде, но и соответствия расчетной сети
Банка России объективному состоянию платежной системы Российской Федерации
на всех этапах ее совершенствования. В период становления двухуровневой банковской системы на территории
России было организовано более 1300 расчетно-кассовых центров (начало
1997г.). Организация широко разветвленной сети РКЦ была обусловлена
необходимостью обеспечения стабильного функционирования платежной системы
путем максимального приближения учреждений Банка России к обслуживаемым
коммерческим банкам, их филиалам и бюджетным организациям в связи с
применением в основном почтовой технологии осуществления платежей. Формирование новой структуры расчетной сети должно основываться на
современных тенденциях в развитии платежной системы, важнейшими из которых
являются: - создание системы валовых расчетов в режиме реального времени на основе электронных технологий для проведения операций кредитных организаций, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, органов Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов; - развитие расчетных систем кредитных организаций, основанных на технологиях проведения расчетов через единый корреспондентский счет (на уровне головных либо на уровне региональных филиалов кредитных организаций). Это ведет к сокращению количества обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами корреспондентских субсчетов и объема совершаемых ими операций; - развитие расчетов между кредитными организациями на основе установления прямых корреспондентских отношений. Это также сокращает количество совершаемых расчетно-кассовыми центрами операций; - изменение порядка расчетного обслуживания счетов органов Федерального казначейства в связи с переходом финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства, а также по отдельным договорам - счетов бюджетов других уровней, что приведет к значительному сокращению количества обслуживаемых счетов объема совершаемых расчетно-кассовыми центрами расчетных операций. Процесс оптимизации расчетной сети Банка России во избежание сбоев и
задержек в проведении расчетных операций должен осуществляться поэтапно по
мере развития технологий электронных расчетов, процесса консолидации
корреспондентских счетов кредитных организаций, системы Федерального
казначейства с учетом темпов технического перевооружения учреждений Банка
России. Необходимыми требованиями на всех этапах оптимизации расчетной сети
Банка являются: - сокращение сроков проведения расчетов; - обеспечение надежности и безопасности совершаемых расчетных операций; - своевременность обеспечения денежной наличностью кредитных организаций, подразделений Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открываемые им в органах Федерального казначейства, а также других клиентов Банка России. Расчетная сеть Банка России, адекватная современным требованиям
функционирования платежной системы, должна включать в себя: Федеральный расчетный центр (ФРЦ) ФРЦ создается в г. Москве для проведения расчетов в режиме реального
времени. В ФРЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов в
режиме реального времени, в том числе подразделениям Банка России. В ФРЦ будут осуществляться следующие операции: - открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций; - открытие и ведение счетов клиентов Банка России; - осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами; - по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России; - по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России; - часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России. Головные расчетно - кассовые центры (ГРКЦ) ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах. ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение
счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов),
исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов
власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов,
исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений
Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных
организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего
региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым
положением о расчетно-кассовом центре Банка России. На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ
реорганизуются в операционно - кассовые центры (ОКЦ). Операционно - кассовые центры (ОКЦ) ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в
соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового
обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных
документов ГРКЦ и ФРЦ. ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при
осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов),
органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных
внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных
организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ. Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета
кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов,
связанных с учетом операций с денежной наличностью. Расчетно-кассовые центры (РКЦ) РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых
центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми
основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности
передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I
и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов,
расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых
и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов,
отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других
клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также
осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно
- кассовом центре. РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ. На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются
в ОКЦ. Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три
этапа в соответствии с одобренным Советом директоров "Планом мероприятий
поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов
Российской Федерации" по мере проведения необходимых организационно -
технических мероприятий. Первый этап оптимизации расчетной сети На первом этапе оптимизации расчетной сети: - ликвидируются расчетно-кассовые центры, обрабатывающие в среднем за один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на расстоянии менее 100 км (по автомобильной или железной дороге) от других РКЦ. По указанным критериям ликвидируются 143 РКЦ; - ликвидируются по просьбе территориальных учреждений ЦБ РФ 5 РКЦ, расположенных в республиканских, областных и краевых центрах; - численность РКЦ, сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной сети, приводится в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных и кассовых работников. Счета действующих кредитных организаций и других клиентов, закрываемых
РКЦ передаются в ближайшие РКЦ, а при наличии технических возможностей - в
ГРКЦ. Счета кредитных организаций, по которым отозваны лицензии, а также
счета ликвидационных комиссий передаются в ГРКЦ. Передача счетов клиентов и использование помещений ликвидируемых РКЦ
производятся в порядке, утвержденном Советом директоров Банка России. Помещения ликвидируемых РКЦ могут быть использованы как центры доступа
в телекоммуникационную сеть Банка России для размещения необходимого
оборудования. Мероприятия первого этапа позволяют определить состав субъектов
расчетной сети Банка России, подлежащих техническому перевооружению и
оснащению современными средствами связи. Второй этап оптимизации расчетной сети Мероприятия II этапа связаны и будут осуществляться одновременно с
реализацией программы технического перевооружения учреждений Банка России,
подключением регионов к Единой телекоммуникационной банковской системе. На втором этапе оптимизации расчетной сети: - ликвидируются РКЦ в областных, краевых и республиканских центрах. Будет ликвидировано 42 РКЦ. Счета клиентов этих РКЦ будут переданы в ГРКЦ; - все счета кредитных организаций и других клиентов Банка России из действующих РКЦ передаются в ГРКЦ. Допускается в исключительных случаях сохранение РКЦ при невозможности
обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами
связи, а также при нецелесообразности передачи большого объема операций в
два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). Перечень таких объектов утверждается
Советом директоров; - РКЦ реорганизуются (после передачи счетов в ГРКЦ) в ОКЦ. Будет реорганизовано 933 РКЦ; - изменяется порядок финансирования затрат на содержание подразделений расчетной сети. Финансирование капиталовложений и текущих затрат на содержание подразделений расчетной сети будет определяться исходя из потребностей на основе данных паспортов расчетно-кассовых центров в соответствии с отраслевыми нормативами Банка России; - осуществляется переход (на завершающей стадии II этапа) на прием подразделениями расчетной сети информации о платежах от обслуживаемой клиентуры исключительно в электронном виде. При этом на этапах, связанных с внедрением электронной технологии
осуществления расчетов, а также в процессе дальнейшей ее эксплуатации будут
предусмотрены процедуры перехода подразделений расчетной сети на резервные
(почтовая, телеграфная) технологии. Таким образом, на втором этапе в расчетную сеть будут входить ФРЦ, 78
ГРКЦ, 933 ОКЦ, до 120 РКЦ (ориентировочно). При этом ФРЦ будет осуществлять
исключительно межрегиональные платежи. Проведение мероприятий I и II этапов оптимизации расчетной сети может
пересекаться или совпадать по времени. Третий этап оптимизации расчетной сети На третьем этапе оптимизации расчетной сети: - производится передача всех счетов кредитных и других организаций, клиентов Банка России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный центр расчетов; - ГРКЦ И РКЦ реорганизуются в ОКЦ. Для проведения мероприятий по оптимизации расчетной сети Банка России
создается Информационно - аналитическая система расчетной сети Банка России
(ИАС). Информационно - аналитическая система расчетной сети ЦБ РФ включает в
себя распределенную базу данных о состоянии расчетной сети в разрезе
регионов РФ: - краткий информационный бюллетень; - паспорт РКЦ; - инструментарий обработки, подготовки информации и решения оптимизационных задач по организации, ликвидации, реорганизации и перераспределению нагрузки РКЦ (методики, алгоритмы и программы). Введение паспортов РКЦ и внедрение ИАС обеспечивают возможность
разработки комплекса отраслевых нормативов нагрузки персонала и текущих
затрат в разрезе выполняемых функциональных задач; определения оптимальных
требований к объемам выполняемых операций, помещениям, программно -
техническим средствам, условиям связи, численности и квалификации персонала
и др.; усиления контроля за эффективностью, надежностью и безопасностью
осуществления расчетов и других операций через расчетную сеть Банка России. Процесс принятия решений по оптимизации расчетной сети будет
осуществляться исходя из потребностей на основе вышеуказанных отраслевых
нормативов и типовых требований Банка России. Организация новых подразделений расчетной сети Банка России
допускается в исключительных случаях при невозможности создания оптимальной
расчетной сети на базе действующих РКЦ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Федеральный закон № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ, от 20.06.96 № 80-ФЗ, от 27.02.97 № 45-ФЗ, от 28.04.97 № 70-ФЗ, от 04.03.98 № 34-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 08.07.99 № 139-ФЗ). 2. Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России №336 от 07.10.1996г. 3. Положение о порядке проведения операций по оплате расчетных документов с корреспондентских счетов коммерческих банков (в ред. Письма ЦБ РФ №214 от 13.12.1995г., Указания ЦБ РФ №257 от 18.03.1996г.). 4. Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России №36-П от 23.06.1998г. 5. Концепция развития расчетной сети Банка России, Протокол №29.
-----------------------
[1] Федеральный закон «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ» от 02/12/90г. №394-1, ст.4.
[2] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.1, п.1.1.
[3] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.1, п.1.3.
[4] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.6.
[5] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.7.
[6] «Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от
07.10.1996г., р.9.
Страницы: 1, 2
|