МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Финансовый анализ как инструмент оценки и контроля банковской деятельности

    Поскольку качественная информация служит важным фактором обеспечения стабильности банковской системы, то без контроля выполнения банками предписаний Национального Банка прозрачность информации сильно падает.

    Банковское законодательство традиционно использовалось как средство принуждения к раскрытию информации. Однако в большой степени это касается информации, необходимой органам надзора для целей кредитно-денежной политики, но не информации, позволяющей проводить глубокую оценку деятельности банка.

    Надзорным органом банков в Республике Молдова – Национальным банком, к настоящему моменту проведена существенная работа по разработке нормативных документов направленных на повышение прозрачности, полноты и качества информации предоставляемой банками в процессе своей работы.

    Рассмотрим нормативные акты принятые Национальным Банком Молдовы в двух направлениях:

                                         Прозрачность и полнота;

                                         Качество предоставляемой информации.

    На данный момент полнота и прозрачность информации регламентируется двумя документами: «Регламент о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности» [9] и «Инструкция о порядке составления и представления банками финансовых отчетов» [13].

    Целью обоих нормативных актов является раскрытие информации, стимулирующей рыночную дисциплину и укрепляющей финансовую стабильность путем повышения прозрачности деятельности банка и его подверженности риску, а также обеспечение широкого круга пользователей информацией о финансовом состоянии банка.

    В регламенте установлены критерии и порядок раскрытия банком информации о своей финансовой деятельности, форматы отчетности, периодичность и сроки ее предоставления. Инструкция подробно описывает и устанавливает правила по составлению отчетов, их наполнение, а так же устанавливает некоторые формы отчетов направленные на контроль деятельности банков со стороны НБМ.

    Кроме описанного выше «Регламента о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности», в котором указываются качественные характеристики информации (схожие с качественными характеристиками, предложенными выше), качество информационного наполнения отечности устанавливается «Законом о финансовых учреждениях» [2], «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках Республики Молдова» [10], НСБУ №30.

    Ст. 34 «Закона о финансовых учреждениях» – обязывает банку заключить договор с независимой аудиторской организацией по согласованию с НБМ, которая:

                                         Осуществляет помощь банку в области бухгалтерского учета;

                                         Контролирует достоверность отражения в отчетах финансового состояния банка;

                                         Проверяет правильность методов и процедур внутреннего аудита и контроля банка;

                                         Информирует НБМ о любых противоправных действиях работников банка и его филиалов.

    Так же дополнительные указания к внешнему аудиту банков – порядок проведения, периодичность и структура проверок оговариваются в «Регламенте о порядке составления и предоставления результатов аудита».

    Стоит отметить «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках», в котором говорится о ведении бухгалтерского отчета и обеспечении четкого отражения состояния имущества и результатов финансового года, который осуществляется на основании норм, методов, правил и процедур предусмотренных МСФО и МСБУ. Перевод банков РМ на международные стандарты, является передовым шагом НБМ, что дает пользователем больший объем информации и делает отчетность более понятной, а соблюдение методик МСФО повышает качественные характеристики информации своевременность, сопоставимость, достоверность.

    И выше сказанного видно, что усилиями НБМ информационная составляющая банковской системы РМ становится прозрачнее и достовернее, что является важным для выполнения своих задач и функции НБМ, а так же для принятия экономических решений партнерами, клиентами, конкурентами банка, - а это основа конкурентного развития рыночной экономики страны, повышения эффективности рынка.

    В таблице 3.1.1 перечислены некоторые недостатки и нарушения в отчетности банков. Как показывает таблица – основная проблема состоит не в отсутствии эффективных стандартов отчетности, а в том, что существующие стандарты не реализуются должным образом органами, ответственными за учет и регулирование. Действительно, само по себе установление требований к предоставлению информации еще ничего не решает. Эти требования должны сопровождаться эффективными нормами принуждения к исполнению, вплоть до специального законодательства о мошенничестве, обеспечивающими полное, своевременное и не вводящее в заблуждение раскрытие информации. Органы регулирования должны иметь для этого достаточные полномочия.

    Существует еще такой момент, который когда отдельные данные в соответствии с законодательством могут раскрываться банками только для НБМ, что ограничивает возможность отдельных субъектов к проведению анализа банка. А так же что не мало важно существуют такие ограничения в предоставлении информации, которые не поддаются регулированию. К примеру, пункт 2 из таблицы 3.1.1 возникает не от недостатков учета или ошибок при составлении отчетности, а зависит от совершенства рынка. Или пункты 4, 5 связаны с намеренными, осознанными действиями банковского менеджмента, на которые хотя и можно влиять законодательно, однако очень сложно и не всегда своевременно. Пятый пункт возникает из-за недостаточных стимулов раскрытию дополнительной информации, как со стороны самих банков, так и со стороны внешних аудиторов.

    Таблица 3.1.1

    Недостатки в практике предоставления Финансовой отчетности банков.

    Источник: Составлено автором на основе работы Хенни Ван Грюнинга [33, с. 238]


    Ценный вклад в повышение уровня прозрачности финансовой отчетности и устранение указанных выше недостатков могут вносить (запрашивая полную, всеобъемлющую информацию) участники рынка, а так же рейтинговые агентства. Они могут продемонстрировать прямую зависимость между доверием инвесторов и прозрачностью информации. Кроме того, улучшить предоставление информации можно с помощью давления по горизонтали со стороны равных членов сообщества. Конкуренты могут показать, что раскрытие информации дает организации преимущества, так как инвесторы и вкладчики предоставят свои капиталы скорее открытым предприятиям, чем закрытым.

    Также важно правильно выбрать время для предоставления информации. Раскрытие негативной информации для общественности, которая не всегда достаточно опытна, чтобы правильно ее интерпретировать, может нанести ущерб банку и даже всей банковской системе. В ситуациях, когда информация имеет низкое качество и/или пользователи не обладают способностью ее проанализировать, она должна публиковаться поэтапно и ужесточаться постепенно.

    Однако следует отметить, что прозрачность и полнота не являются панацеей, они способствуют росту экономики и могут улучшить работу банка за счет повышения качества принятия решений и управления риском. Однако прозрачность не меняет природу банковского дела или риска, заключенного в финансовых системах. Она не может предотвратить финансовые кризисы, хотя и способна смягчить реакцию участников рынка на плохие новости. Прозрачность также помогает участникам рынка выявлять и оценивать негативную информацию, уменьшая тем самым панику и распространение кризиса.

    Так же следует отметить существующее противоречие между прозрачностью и конфиденциальностью. Раскрытие частной информации может дать конкурентам преимущество в использовании конкретных ситуаций, и такая перспектива часто удерживает участников рынка от предоставления полной информации. Нередко конфиденциальную информацию от финансовых учреждений требуют органы надзора, что может иметь существенные последствия для рынка. В таких обстоятельствах финансовые учреждения могут воздерживаться от предоставления чувствительной информации без гарантии конфиденциальности со стороны клиента. В то же время односторонняя прозрачность и полное раскрытие информации способствуют установлению режима прозрачности. Если бы такой режим стал нормой, от этого, в конечном счете, выиграли бы все участники рынка, даже если в краткосрочной перспективе это создаст дискомфорт для некоторых из них.

    Важным аспектом работы с информацией является не только ее полнота и прозрачность, а способность ее быстро обработать и использовать. Поэтому в современном мире остро стоит вопрос использования информационных систем способных автоматизировать обработку гигантские объемы информации, возникающие во время работы банков.

    Отметим, что в автоматизация равных степенях важна как для сбора информации, так и для ее анализа, поэтому внедрение информационных систем является одним из способов совершенствования финансового анализа банковской деятельности. Основным следствием автоматизации является возможность для аналитика сконцентрировать свои усилия не на выполнении рутинных расчетных процедур, а на совершенствовании методики. Автоматизация анализа финансового состояния банка практически реализуется в 2 типах программ: специализированные программные комплексы и программы общего назначения (MS Excel).

    Специализированные программные комплексы предоставляют пользователям множество преимуществ, но они достаточно дороги и часто сложны в эксплуатации, настройке и обслуживании. Таким образом, каждый банк должен решить достаточно сложную проблему выбора между этими двумя типами программ для оптимальной автоматизации аналитической службы, следуя принципу рациональности, т.е. выгода от внедрения специализированной программы должна в перспективе быть ниже затрат на ее внедрение. Перспективы развития анализа финансового состояния коммерческого банка связываются с развитием методик анализа, автоматизацией, переходом молдавских банков на международные стандарты финансовой отчетности, повышением прозрачности кредитных организаций, развитием и укреплением банковского аудита.


    3.2 Использование рейтинговых методик для анализа банковской деятельности

    В связи с возрастающей ролью банковской системы в обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических и внутриэкономических связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков увеличивается роль и значение анализа финансового состояния банка. Молдавские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, чаще, чем их зарубежные партнеры оказываются в кризисных ситуациях, во многом это связано с несовершенством рыночных механизмов, а так же неоконченным переходным этапом экономики Республики Молдова. В силу быстроменяющихся условий работы банков традиционные – бухгалтерские методы проведения анализа банковской деятельности, проиллюстрированные в главе II настоящей работы, не всегда приемлемы для анализа банками своих банков партнеров, либо экономическими агентами и физическими лицами при выборе банка.

    Как было отмечено выше, методы, использованные для анализа работы банков очень формальны, перегружают информацией и занимают много времени. В то время как быстроменяющиеся условия, требуют быстрого принятия решений, основанных на четкой, понятной аналитической информации. Критериями выбора банка могла стать информация, определяющая качественный состав банков, поступающая от авторитетных рейтинговых агентств, таких как – Standard & Poor’s, Fitch Rating, Moody’s-Interfax. Однако даже огромной сравнительно с нашей экономикой России только 8% банков имеют рейтинг хотя бы одного из выше перечисленных агентств.[41] Это связано с тем, что процесс присвоения рейтинга авторитетными агентствами - связан с анализом большого объема как финансовой, так и нефинансовой информации, касающейся деятельности организации, и сопряжено с существенными затратами. Поэтому для банки РМ пока не в состоянии проводить столь дорогостоящий анализ. Стоит отметить, что на сегодняшнем этапе и нет экономической выгоды от присвоения рейтинга, так как затраты связанные с его поведением едва ли покроются дополнительной доходностью от роста репутации банка. В виду выше изложенного выходом может стать разработка собственных рейтингов или использование методологий выше названых агентств приспособленных к реалиям молдавского банковского рынка. Справедливости ради стоит отметить, что в Молдове есть опыт использования рейтинговых оценок НБМ – методики CAMEL, а так же до сих пор существующий и публикующийся рейтинг журнала «Банки и Финансы» [19,20].

    Далее в параграфе сделаем попытку анализа и сравнения Эксимбанка с конкурентами, по финансовой части показателей методики опубликованной в российском журнале «Банковское дело» [41], основанной на методологии агентства Standard & Poor’s [63].

    Для начала для понимания работы рейтингового агентства опишем основное направление исследования проводимого им.

    При определении рейтинга банка Standard & Poor’s принимает во внимание следующие основные сферы:

    Экономический риск. Агентство изучает влияние риска уровня экономики страны на финансовый институт в сравнении с общей кредитоспособностью страны. При этом рассматривается состояние, диверсифицированность и изменчивость экономики, а также способность правительства управлять экономикой в условиях бурного роста/спада, определяемые следующими факторами: размеры экономики, перспективы роста экономики, открытость экономики, политическая стабильность страны.

    Отраслевой риск. Категория отраслевого риска включает множество факторов, которые, как для любой системы могут быть как положительные, так и отрицательные одни из них: структура, клиентура, регулирование и дерегулирование

    Положение на рынке. Оценка преимуществ и слабых мест, исходящих из положения института на рынке.

    Диверсификация. Анализ разнообразия бизнеса банка и связанные с этим преимущества, идентификация территориальной концентрации или какого-либо вида бизнеса.

    Управление и стратегия. Оценка эффективности управления и доверия на основе изучения результатов предыдущей деятельности банка и соответствия стратегий руководства при изменениях окружающей обстановки.

    Кредитный риск. Кредитный риск по всему спектру деятельности института (включая кредиты, долговые ценные бумаги, инвестиции в корпоративные акции, балансовые и внебалансовые отношения с партнерами, и так далее).

    Рыночный риск. Уровень рыночного риска по всему спектру деятельности финансового института как балансовой, так и внебалансовой, то есть в структуре пассивов и активов, торговой деятельности, и так далее. Стратегия руководства и их общая склонность к рискам в этих областях.

    Фондирование и ликвидность. Оценка источников фондирования банка и факторы, влияющие на ликвидность.

    Капитализация. Анализу капитала уделяется специальное внимание, так как он обеспечивает поддержку в случае возникновения текущих трудностей. Поэтому понимание Standard & Poor's состояния капитала банка может отличаться от понимания регулирующих органов, которые принимают капитал в качестве инструмента, который обеспечивает поддержку вкладчикам только в случае ликвидации.

    Прибыль. Основное внимание уделяется уровню доходов, тенденциям и стабильности прибылей, долгосрочная способность компании приносить прибыль.

    Управление рисками. Системы, имеющиеся в банке по управлению различными видами рисков: кредитным, казначейским, торговым, ликвидности и так далее. При этом рассматриваются не только правила и указания по управлению рисками, а также насколько они действительно применяются на практике на всех уровнях.

    Финансовая гибкость. Способность банка удовлетворить непредвиденные потребности в капитале и прибыли.

    Как видно охват исследования достаточно объемный, для чего и требуется разносторонняя информация, и за что и выплачивается существенные гонорары.

    В данном исследовании затронем только финансовую часть. Методика исследования предусматривает расчет 18 финансовых показателей функционирования банка, которые условно разделены на 5 групп.

    Группа I. Достаточность капитала.

                                                                 Нормативная достаточность капитала;

                                                                 Акционерный капитал/Депозиты Итого.

    Группа II. Качество активов.

                                                                 Доля неблагоприятных, просроченных кредитов в активе;

                                                                 Доля потерей по кредитам в активе;

                                                                 Доля прочих активов в активе;

                                                                 Доля кредитных вложений в активе;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.