Финансовые основы обязательного медицинского страхования в России
Динамика проведения диспансеризации детей-сирот представлена на
рисунке 4.
Рисунок 4.
Плановые показатели численности детей-сирот и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих диспансеризации в
2009 году в целом по Российской Федерации составили 365 888 человек.
По данным мониторинга, осуществляемого ФОМС, в
2009 году диспансеризацию прошло 361 165 человек (98,7 % от плана).
В 2009 году на оплату медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения
ребенка в течение первого года жизни было направлено 17 000,0 млн. рублей
(100,0 % от предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования средств) [25].
Динамика финансирования данного направления представлена на
рисунке 5.
Рисунок 5.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
обязательного медицинского страхования в России
3.1 Проблемы обязательного медицинского страхования
в России и пути их решения
Основной задачей национального проекта “Здоровье” является решение
на федеральном уровне ряда проблем, стоящих перед муниципальными и субъектными
учреждениями здравоохранения. В первую очередь усилия были акцентированы на
первичном звене оказания медпомощи, которое является стержнем всех проблем,
стоящих перед отраслью. Пациент, нуждающийся в медпомощи, прежде всего
сталкивается с врачами первичного контакта, к которым относятся участковые
терапевты, педиатры, врачи общей практики либо семейные врачи.
С 2006 по 2011 годы вклад России в решение проблем, связанных
с распространением инфекционных болезней, составит более 450 млн. долларов США.
Около половины этой суммы (217 млн. долларов США) идет на возмещение Глобальному
фонду для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией средств,
выделенных им на проекты в России. Значительная часть бюджетных денег направляется
на реализацию нацпроекта «Здоровье». В то же время, несмотря на принимаемые
меры, недостаточно масштабная реализация программ профилактики ВИЧ-инфекции и
поведения, связанного с высоким риском распространения ВИЧ-инфекции, не
позволяет остановить распространение ВИЧ-инфекции. В Российской Федерации
число новых случаев ВИЧ-инфекции, выявленных за 2009 год, составило 57 911
случаев, что на 7,3% превысило аналогичный показатель предыдущего, 2008 года.
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского
страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему
здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что
затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.1% от фонда
оплаты труда (федеральный фонд 1.1% и территориальный фонд 2%) – не
обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению
страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети,
инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской
помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает
именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При
таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская
помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.
Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета
здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную,
психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост
активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30%
и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и
профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система
становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового
населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более
дорогими технологиями.
Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается
неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным
образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей
органов здравоохранения что-либо менять.
Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по
уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования
показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора
страховых взносов.
Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не
получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена
неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и
экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется
рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и
лицензирования, как юридических, так и физических лиц.
Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о
поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции
государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и
использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в
условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно
дорогостоящей.
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения
и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:
1) исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан»
органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;
2) в связи с обеспеченностью финансовыми средствами
территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в
некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа
страхового взноса на ОМС;
3) разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в
условиях медицинского страховании.
Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их
решения представлены в таблице 10.
Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения,
введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную,
инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и
клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания
медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный
государством объем медицинской помощи [23].
3.2 Перспективы развития обязательного медицинского
страхования в России
Перспективы развития обязательного медицинского страхования
планируется реализовать по нескольким основным направлениям:
1) Увеличение
финансирования отрасли здравоохранения. В сценарии инновационного развития в условиях
высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только
государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства
на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до
1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования
здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз
до 2 раз.
2) Пересмотр
законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону
увеличения тарифа на ОМС.
3)
Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в
систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация национальных проектов
в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из
наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.
4) Принятие
закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской
помощи. При этом, ответственность за финансовое обеспечение финансовых
обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в
которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.
Необходимость
принятия нового закона диктуется следующими соображениями:
-
государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской
помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в)
финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить
на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую
организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И
она должна быть единой для всех;
- среди
возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время
четко обозначился один главный – конкретизировать гарантии оказания бесплатной
медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По
каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств,
предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе;
- люди должны
быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены;
- ясность
государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему
положено;
5)
Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой
(территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.
Механизмы
осуществления этого важного перспективного направления следующие:
- увеличение
страховых взносов (в 2011 году взнос в фонды обязательного медицинского
страхования составит 5,1%), зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости
«страхового года» работающих граждан;
-
установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов
за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;
-
установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только
из средств ФОМС, но и федерального бюджета.
- увеличение
доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее
чем в 2,5 раза.
6) Внедрение
единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:
-отказ от
методов сметного финансирования сети медицинских организаций;
-переход от
метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод
«зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к
методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской
помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и
качества оказанной МП;
- в первичной
медико-санитарной помощи – сочетание подушевого метода финансирования
прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских
работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и
результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской
помощи.
7)
Совершенствование деятельности СМО в системе ОМС.
Для
совершенствования деятельности СМО в системе обязательного медицинского
страхования предлагается ряд действенных мер следующего порядка:
- Нормативно
закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованным
гражданином.
- Придать
деятельности по ОМС исключительный характер, т.е. запретить ее совмещение с
иными видами страхования, сохранив некоммерческий статус.
- Отменить
повышенные требования к уставному капиталу, составу и структуре активов СМО,
занимающихся исключительно ОМС, облегчив вхождение на рынок ОМС независимым
субъектам страховой деятельности и создав условия для разукрупнения СМО,
занимающих доминирующее положение на рынке ОМС.
- Создать
условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и
эффективном использовании ресурсов ЛПУ путем создания конкурентной среды между
СМО застрахованных.
- Обеспечить
реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению
с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских
организаций, а следовательно – существенного повышения эффективности системы
ОМС.
- Реализовать
систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.
- Обеспечить
сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система
ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой
сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков.
Он так и останется индифферентным транслятором государственных средств от
территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.
- Правила
работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны
стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов.
Лучший способ для этого – развитие конкурентной модели страхования – то есть
создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где
такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется
много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует
модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный,
либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в
такой модели меньше.
- Проблема
качества оказания медицинской помощи не должна быть сведена к проверкам СМО и
наказаниям ЛПУ - это дорого и непродуктивно. Решающую роль в обеспечении
качества должны играть сами врачи – через различные формы самоорганизации и
корпоративного контроля. Профессиональные врачебные организации должны взять на
себя распространение современных медицинских технологий, создание современных
систем обеспечения качества, обеспечение этических норм поведения врачей.
8)
Совершенствование деятельности медицинских организаций:
- В
финансировании медицинских организаций из государственных источников
планируется реализация принципа «деньги следуют за пациентом». Это означает
концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование
медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно
финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а
также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в
стационарных условиях).
Для усиления
стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности их работы, необходимо
предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо
законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.
-Изменение
системы оплаты труда медицинским работникам – давно назревшая необходимость.
-Обеспечение
полностью бесплатного лекарственного лечения в условиях стационара. Больные не
должны приходить в больницу со своими лекарствами – предоставление всех
лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью
больницы.
Чтобы начать
серьезные структурные преобразования, нужны крупные стартовые вложения, прежде
всего в сектор первичной медицинской помощи. Чрезмерные объемы и недостаточная
интенсивность стационарной помощи во многом определяются тем, что первичное
звено пока не способно взять на себя основную нагрузку по лечению больных.
9) Гражданин,
как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством
бесплатной медицинской помощи достойного качества.
С точки
зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально
улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует
государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем,
возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит
высокое качество медицинской помощи [5].
Особенно
важно привлечь население к различным формам общественного контроля за
деятельностью медицинских учреждений. С этой целью необходимо начать создание
общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить
максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том
числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию,
привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.
Столь же
важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении
приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав
пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять
различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с
определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом;
общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации
уже давно существуют.
Необходимо
также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать
страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам
своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и
какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее
эффективные звенья оказания медицинской помощи.
Столь же
важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении
приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав
пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять
различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с
определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом;
общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации
уже давно существуют.
В настоящее
время, в соответствии с программой реализации приоритетного
национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 годы, предусмотрено
достижение следующих основных показателей:
По
направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование
профилактики заболеваний» – компонент «Улучшение вакцинопрофилактики,
диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Обеспечение населения групп
риска необходимыми иммунобиологическими препаратами»:
·
повысить
долю охвата полным курсом профилактики ВИЧ беременных женщин, с 81,3% до 85,0%
·
снизить
заболеваемость острым гепатитом В с 2,9 до 2,6 случаев на 100 000 населения
·
снизить
смертность от туберкулеза с 16,9 до 15,6 на 100 000 населения
·
повысить
охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез с 64,0% до 75,0% [19].
Заключение
В результате
проведения исследования получены следующие выводы:
1. Обязательное
медицинское страхование является составной частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности
в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского страхования.
2. В системе
обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2010 года
осуществляли деятельность Федеральный фонд и 84 территориальных фондов
обязательного медицинского страхования, 107 страховых медицинских организаций,
имеющих статус юридического лица, и 246 филиалов страховых медицинских
организаций, 8142 самостоятельные медицинские организации.
3. Комплексная
работа с обязательным и добровольным медицинским страхованием позволит решить,
стоящую, прежде всего, перед страховыми компаниями задачу - оптимизировать
затраты на оплату лечения больных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|